Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетирование в управленческом учете. Генеральный бюджет организации




Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанных на том, что каждая статья получает ответственного за ее исполнение.

Бюджетирование организации должно быть организованно системно, т.е. совокупность бюджета отдельно в центрах ответственности в обязательном порядке формируют сводный бюджет организации в целом.

Объекты бюджетирования рассматривают в двух значениях:

1. объектом бюджетирования являются показатели деятельности отдельных центров ответственности, формируемые исходя из критерия выполнения поставленных задач и максимизации конечного финансового результата организации в целом;

2. объектом бюджетирования является хозяйственная деятельность организации в целом.

Центральным звеном бюджетирования является бюджет.

Бюджет – это установленной формы документ, в котором выделяется необходимая номенклатура статей, формируемый на определенный временной период и содержащий стоимостные и может быть натуральные показатели. Бюджет – это план.

Бюджет выполняет функции:

1. планирование основных операций;

2. координация различных видов деятельности и работы структурных подразделений;

3. стимулирование руководителей для достижения поставленных целей;

4. контроль текущей деятельности;

5. формирование результативных показателей для оценки результатов деятельности.

Составление бюджета в любой организации имеет несколько аспектов:

- организационный;

- технический;

- методологический.

Организационный аспект составления бюджетов заключается в том, что при составлении бюджетов необходима четкая регламентация ответственности и сроков их представления.

Целесообразно назначать те лица, которые будут заниматься планированием на постоянной основе.

Взаимоотношение между сотрудниками является основой организационного аспекта бюджетирования.

Четкое ограничение функций позволяет выделить три группы менеджеров, ответственных за формирование элементов бюджета:

1 гр. администраторы;

2 гр. консолидаторы;

3 гр. плановщики.

Важным вопросом в организационном аспекте является доведение информации о целях разработки бюджета до всех элементах.

 

Технический аспект заключается в разработке электронных таблиц в которые заносятся данные по каждому подразделению. А также определяется возможность отражать фактическую и плановую информацию.

 

Методологический аспект бюджета. Формирование четкой и логической структуры бюджета, т.е. последовательности составленных элементов и взаимосвязи

Генеральный бюджет – консолидированный бюджет по всем подбюджетам (частным бюджетам) на основе которого и формируется вся информация.

Генеральный бюджет представляется собой скоординированный по всем направлениям и подразделениям план работы необходимый для достижения поставленных целей деятельности организации в целом.

Структура генерального бюджета включает в себя взаимосвязанную систему финансовых и операционных бюджетов, составляющую функциональный аспект в бюджетировании.

Операционные бюджеты – это все бюджеты по затратам.

Могут включать в себя:

- бюджет продаж;

- бюджет производства;

- бюджет прямых затрат на материалы;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет прикладных расходов;

- бюджет закупок.

Финансовые бюджеты включают в себя:

- прогнозный баланс;

- бюджет прибылей и убытков;

- бюджет инвестиций;

- бюджет по налогам;

- бюджет кредитов;

- бюджет движения денежных средств и др.

Процесс построения бюджетов начинается с составления бюджета продаж, т.е. плана по ассортименту и объему продаж каждый номенклатурной позиции. Бюджет продаж является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.

На основе бюджета продаж определяется бюджет производства.

Разработка бюджета производства включает в себя определение товарного выпуска и валового выпуска.

На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.

Затем формируется бюджет накладных расходов.

После формирования бюджета на предыдущих этапах формируется бюджет производственной себестоимости.

На следующем этапе рассчитывается бюджет коммерческих расходов, необходимых для продажи заданного объема продукции.

Затем формируется бюджет управленческих расходов, в случае если они не были включены в бюджет накладных расходов.

Далее определяется прогнозный план отчета и финансовых результатах.

На этапе формирования бюджета продаж формируется бюджет капитала.

На основании бюджета капитала формируется бюджет денежных средств, т.е. определение суммы денежных средств необходимой для покрытия затрат на заданный объем продаж.

Если сумма собственных денежных средств превышает необходимый объем для покрытия затрат, то может быть сформирован бюджет инвестиций, если меньше, то формируется бюджет кредитования.

 

по дисциплине «Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности» (20 вопросов)

1. 21 Структурно-динамический анализ бухгалтерского баланса; комплексная оценка финансового и имущественного положения организации на основе бухгалтерского баланса.

Общая цель анализа бухгалтерского баланса – выявление и раскрытие информации о финансовом состоянии организации и перспективах его развития, необходимой для принятия решений заинтересованными пользователями отчетности.

Основные задачи анализа бухгалтерского баланса:

1. оценка имущественного положения предприятия

2. анализ ликвидности отдельных групп активов

3. изучение состава и структуры источников формирования активов, характеристика обеспеченности обязательств активами

4. анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов

5. анализ способности генерировать денежные средства оценка возможности сохранения и наращивания капитала

Информационной базой для анализа бухгалтерского баланса являются Бухгалтерский баланс и приложения к нему, данные регистров бухгалтерского учета.

Методика проведения анализа бухгалтерского баланса предусматривает основные этапы:

· предварительная оценка (анализ по основным показателям)

· экспресс-анализ текущего финансового состояния (расчет финансовых коэффициентов и интерпретация полученных результатов с позиции оценки текущей и долгосрочной платежеспособности, способности сохранения и наращивания капитала)

· углубленный анализ с привлечением необходимой внутренней и внешней информации

· прогнозный анализ основных финансовых показателей с учетом принимаемых решений и оценка на этой основе финансовой устойчивости

· горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

· вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

· трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

· анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

· сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

· факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Основными показателями финансового и имущественного состояния организации являются платежеспособность, ликвидность, обеспеченность оборотными средствами.

Платежеспособность подтверждается отсутствием просроченной задолженности кредиторам и наличием остатка денежных средств.

Показатели неплатежеспособности и неудовлетворительного финансового состояния являются не только просроченная задолженность, но и длительное непрерывное пользование кредитами. Организация может быть ликвидной, но неплатежеспособной. Это возможно в том случае, когда у организации величина оборотных активов превышает краткосрочные обязательства, однако в составе оборотных активов преобладают трудно реализуемые актив, или не ликвидные. А в составе краткосрочных обязательств имеется просроченная кредиторская задолженность и обязательства с коротким сроком погашения.

Ликвидность – способность быстро обратиться в деньги. Это способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной.

Основным признаком ликвидности бухгалтерского баланса является формальное превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами.

Существуют следующие правила ликвидности: - если у организации имеется хоть 1 рубль собственного оборотного капитала, то бухгалтерский баланс ликвиден. Для доказательства данного утверждения рассмотрим балансовые уравнения.

Балансовое уравнение идеальной модели имеет следующий вид: Необоротные активы + оборотные активы = долгосрочные пассивы (собственный + +долгосрочный заемный капитал) + краткосрочный заемный капитал.

 

2. 22 КОМПЛЕКСНЫЙ НАНЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА И ЧИСТЫХ АКТИВОВ.

В процессе анализа необходимо:

1. изучить состав, структуру и динамику источников формирования капитала предприятия;

2. установить факторы изменения их величины;

3. определить стоимость отдельных источников капитала, его средневзвешенную цену и факторы изменения последней,

4. оценить уровень финансового риска (соотношение заемного и собственного капитала),

5. оценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точки зрения повышения уровня финансовой устойчивости предприятия,

6. обосновать оптимальный вариант соотношения собственного и заемного капитала.

При проведении анализа собственного капитала решаются две задачи:

1) проверка обеспеченности собственным капиталом предприятия;

2) изучение эффективности использования источников собственных средств.

Основными источниками информации для анализа формирования и размещения капитала предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о финансовом результате, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом финансировании полученных средств и пояснении к бухгалтерскому балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Собственный капитал - это стоимостная оценка совокупных прав собственников фирмы на долю в ее имуществе. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли и целевых (специальных) фондов.

Основным источником пополнения собственного капитала является прибыль предприятия, за счет которой создаются фонды накопления, потребления, фонд социальной сферы, резервный. Может быть остаток нераспределенной прибыли, который до ее распределения используется в обороте предприятия. Если предприятие убыточное, то собственный капитал уменьшается на сумму полученных убытков.

Стоимость собственного капитала предприятия в отчетном периоде определяется:

Коэффициент обеспеченности собственным капиталом рассчитывают и изучают как отношение источников собственных оборотных средств к итогу второго раздела актива бухгалтерского баланса.

Одним из основных показателей оценки эффективности использования собственного капитала является рентабельность, определяемая отношением прибыли к среднегодовым остаткам источников собственных средств.

Темпы роста собственного капитала (отношение суммы реинвестированной прибыли отчетного периода к собственному капиталу) зависят от следующих факторов:

• рентабельность оборота (Rоб) – отношение чистой прибыли к выручке;

• оборачиваемость капитала (Коб) – отношение выручки к среднегодовой сумме капитала;

• мультипликатора капитала (МК), характеризующего финансовую активность предприятия по привлечению заемных средств (отношение среднегодовой суммы активов баланса к среднегодовой сумме собственного капитала);

• доли отчислений чистой прибыли на развитие производства (Дотч) (отношение реинвестированной прибыли к сумме чистой прибыли).

Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации, суммы ее обязательств.

Порядок расчета чистых активов утвержден Приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. N 84н "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов". Этот порядок применяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства.

Формула расчета чистых активов по Бухгалтерскому балансу предприятия следующая:

ЧА = (активы - ЗУ)-(Обязательства долгосрочные и кр-ные -ДБП), где

ЗУ – задолженность учредителей по взносам в уставный капитал (в Балансе отдельно не выделяется и отражается в составе краткосрочной дебиторской задолженности);

ДБП – доходы будущих периодов, признанных организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.

 

3. 23 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ. РАСЧЕТ ОБЪЕМА СОБСТВЕНЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ЕГО ДОСТАТОЧНОСТИ.

К оборотным активам относятся денежные средства в кассе организации и на счетах в банках, легкореализуемые ценные бумаги, не рассматриваемые в качестве долгосрочных фин. Вложений, дебиторская задолженность, запасы (сырье, материалы, товары, готовая продукция остатки нзп готовой продукции, а также текущая часть расходов будущих периодов). Подробно представлены в 2 разделе баланса.

Цель анализа – повышение эффективности использования оборотных активов организации.

Задачи анализа:

· Оценить состав, структуру и динамику оборотных средств организации;

· Оценить степени ликвидности оборотных активов

· Оценить обеспеченность организации собственными оборотными средствами;

· Выявить основные направления повышения эффективности использования оборотных активов организации.

Основные направления анализа:

- Анализ запасов (см. вопрос 12) + осуществляется расчет след. показателей:

1) Доля МПЗ в общей стоимости активов: (МПЗ/Активы организации) *100%;

2) Доля МПЗ в стоимости оборотных активов: (МПЗ/оборотные активы организации) *100%;

3) Период оборота МПЗ= МПЗ*Д/Себестоимость продаж или МПЗ= МПЗ*Д/Р;

МПЗ- средняя величина запасов за период, Д – длительность анализируемого периода, Р – расход материалов за анализируемый период;

- Анализ дебиторской задолженности (см. вопрос 4);

- Анализ денежных средств (см. вопрос 10)

В целях углубленного анализа, при наличии необходимой информации целесообразно сгруппировать все оборотные активы организации по категориям риска:

Степень риска Оборотные активы
Минимальная Наличные денежные средства, лекгореализуемые краткоср. ценные бумаги
Малая Дебит. задолженность предприятий с норм. фин. состоянием, готовая продукция, пользующая спросом, запасы (кроме залежалых)
Средняя Продукция производственно-технического назначения, нзп
Высокая Дебит. задолженность предприятий с тяж. фин. состоянием, залежалые запасы, неликвиды

 

Чем больше вложено средств в активы с высоким риском, тем ниже ликвидность предприятия!

4. 24 Комплексный экономический анализ дебиторской и кредитор-ской задолженности.

Цель анализа дебиторской и кредиторской задолженности – разработать мероприятия по повышению эффективности управления расчетами с контрактами.

Задачи анализа:

• Оценить состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности

• Оценить соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

• Выявить основные направления оптимизации расчетов.

Источники информации для анализа: договоры на поставку продукции, ведомости отгрузки продукции, книга продаж, счета-фактуры, выписки с расчетного и других счетов в банке, договоры на поставку сырья и материалов, накладные, акты приемки материалов, векселя, полученные от покупателей и др.

Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации, а под кредиторской задолженностью -задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам.

Таким образом, дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.

В ходе анализа дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:

1. Коэф оборачиваемости дебиторской задолженности в оборотах = отношение объема продаж к средней сумме дебиторской задолженности

2. Коэф оборачиваемости дебиторской задолженности в днях = отношение кол-во дней (напр,360) к коэф оборач ДЗ в оборотах

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов: Удз = (ДЗ / Текущие активы) * 100%

4. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности: Усдз = (Сомнительная ДЗ / Общая ДЗ) * 100%. характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.

5. Период погашения дебиторской задолженности = (средняя дебиторская задолженность *длительность анализируемого периода/объем продаж)*100

Анализ дебиторской задолженности необходимо проводить во взаимосвязи с анализом кредиторской задолженности.

Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывают состав и структура заемных средств, т.е. соотношение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных финансовых обязательств.

Средняя продолжительность периода погашения КЗ = (Средние остатки КЗ * Дни периода) / Сумма погашенной КЗ

Анализируя КЗ, необходимо учитывать, что она является одновременно источником покрытия ДЗ. Поэтому нужно рассчитать коэффициент соотношения долга (Кд) = ДЗ / КЗ,

Если дебиторская задолженность превышает кредиторскую, то это свидетельствует об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность.

 

5, 25 Система показателей рентабельности. Трансформация показателя рентабельности активов на основе «модели Дюпон» для проведения факторного анализа эффективности деятельности организации.

Цель - разработка мероприятий по увеличению рентабельности хозяйственной деятельности предприятия.

Источники - данные финансовой бухгалтерской отчетности, калькуляция себестоимости изделий, ведомости выпуска и реализации продукции, договоры на поставку продукции.

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Показатели рентабельности – это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой. Их можно объединить в группы: показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов; показатели, характеризующие рентабельность продаж; показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Р продукции = прибыль от реализации/сумма затрат по реализованной продукции

Р инвестиционных проектов = сумма прибыли от инвестиций/инвестиционных затрат

Р продаж = прибыль от реализации продукции/ выручка

Р собственного капитала = прибыли до выплаты процентов и налогов / среднегодовая стоимость всего совокупного капитала

В основе факторного анализа рентабельности лежит двухфакторная модель Дюпона (рентабельность активов по чистой прибыли):

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.