Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь между мышлением и языком




Логика и язык

 

Язык – это знаковая система, материальная форма, посредством которой люди выражают мысли. Язык имеет пять видов: линий, звуков, жестов, цвета и запаха, и три формы: естественный, который сложился в процессе социальной эволюции (это разговорный язык для повседневного общения); искусственный, созданный как вспомогательный для передачи специальной информации в ограниченной системе деятельности (это язык специальных символов и цветов: азбука Морзе, светофор, математические таблицы и таблицы элементов и т.д.) и частично искусственный, который представляет органическое соединение естественного языка и специальных терминов, отражающих конкретную форму деятельности (научную, техническую, врачебную и т. д.).

Традиционная логика основана на естественном языке с некоторыми сокращениями понятий, например структура простого предложения представлена начальными буквами:

S (subjectum – субъект, подлежащее), P (praedicatum – предикат, сказуемое).

Символическая логика основана на искусственном языке и широко оперирует символами: логическими переменными (a, b, c … ‑ символы единичных имен, слов или словосочетаний, обозначающих название предмета; они называются предметными переменными или константами; p, q, r … ‑ символы высказываний, повествовательных предложений; они называются пропозициональными переменными), логическими связками для сложных высказываний – цепочек простых предложений, соединенных союзами и, а, ноконъюнкция (символ конъюнкции ‑ Λ), или, либ о – дизъюнкция (символ дизъюнкции ‑ V), если …, то … ‑ импликац ия (символ импликации ‑ →), тогда, и только тогда, когдаэквиваленция (символ эквиваленции ‑ ≡), также отрицание не (символ отрицания ‑ ). Кроме логических связок используются символы лжи – 0 и истины – 1; кванторы общности – V и существования – Ξ; символ семантического следования . К этим символам мы вернемся в последующих темах.

Различия между языком логики и обычным русским языком в том, что логика использует символы и порядок слов такой, какой принят в математике. Правила образования языка логики носят абсолютно четкий характер, и грамматический анализ этого языка вполне однозначен. Язык логики формален в том смысле, что он не делает ссылок на значение. Поэтому он используется для суждения о корректности некоторых связанных рассуждений лишь на основании формы, вне содержания рассуждений, образующих эту цепь.

 

 

Язык и мышление неразрывно связаны между собой. С помощью языка мы излагаем мысли в определенной, общедоступной форме. Этому способствуют понятийные стереотипы, которые накладывают ограничения на использование слов, тем самым, удерживая язык в определенных рамках. Я могу предположить, каким будет ваш отклик на слова, представленные ниже.

 

1) зверь;

2) транспортное средство;

3) подвиг;

4) государь;

5) треугольник;

6) философ;

7) Небо;

Вероятнее всего, ваши ответы будут следующие:

1) тигр, возможно, медведь;

2) автомобиль;

3) вероятно, мужчины, разведчика, или военного;

4) скорее всего, Петр 1, или Иван Грозный;

5) равносторонний треугольник;

6) скорее всего, будут названы Сократ или Аристотель;

7) вероятно, назовете голубое небо;

 

Как видно из этого примера, слова могут направлять и стимулировать мысль. Так же вполне очевидно, что язык помогает генерировать мысли.

Когда мы начинаем думать о вещах, относящихся к данным понятиям, на память нам приходят наиболее типичные для представителя культурной группы связки понятий. Стереотипы накладывают ограничения на мышление и не дают развиться ассоциативным связям. Именно ассоциативное мышление способствует образованию новых форм.

Язык направляет ход мыслей и делает его менее автоматичным и более продуктивным.

Но если вы хотите передать свои мысли посредством другого языка, то поймете, что это сделать непросто. Исследователи мышления и языка давно пытаются выяснить вопрос: не могут ли люди, говорящие на разных языках, думать по-разному? Если это так, то насколько перевод приближает нас к иноязычному мышлению?

Мы также встречаемся с «ограниченностью» словарей некоторых этносов и ограниченностью понятий, используемых в современном мире. Очевидно, есть другие средства передачи мысли, кроме словарной формы. Языки линий, звуков, жестов, цвета и запаха выходят за пределы слова и используются в тех случаях передачи мысли, когда слово «омертвляет» мысль силой абстракции. Возьмем, к примеру, задачу с колумбовым яйцом. Друзья шутили над Колумбом, что открытие Новой Индии было не такой уж трудной задачей, поскольку он держал курс все время на запад. Тогда Колумб предложил им более «простую» задачу: поставить яйцо «на попа». После тщетности всех попыток поставить яйцо, Колумб предложил свое решение, расплющив его один конец. Друзья Колумба использовали традиционную логику с её твердо установленными контекстом правилами, в то время как сам Колумб вышел за логические пределы решения проблемы. В то же время, если бы мышление не контролировалось бы логикой, то оно могло бы только забавляться такими фантазиями как вечный двигатель. Все стратегии, направленные на лучшее понимание мысли, заключаются в том, чтобы собственное понимание максимально точно приближалось к пониманию того, кому вы передаете свою мысль. Язык же является тем посредником, с помощью которого выражаются и интерпретируются мысли и эмоции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.