Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Страхи у детей 6 страница




Дневные страхи

3.9. Развитие застенчивости

Итак, во всех трех случаях речь идет о разви­тии застенчивости. Страдают ею прежде всего эмо­ционально чувствительные, впечатлительные, все близко принимающие к сердцу подростки, с повы­шенным чувством долга, обязанности, справедли­вости, не умеющие хитрить и обманывать, как и вести себя гибко и естественно, сообразно обстоя­тельствам. На появление застенчивости влияют многие факторы, но главным образом — семейные. Есть и генетическое, отнюдь не фатальное, влия­ние; интравертированный, обращенный внутрь се­бя характер реагирования; неадекватно повышен­ный и явно внушенный уровень социального конт­роля; чрезмерная опека с психологическим зара­жением беспокойством от в чем-то суеверных, тре­вожно-мнительных и недоверчиво-настороженно-нетерпимых взрослых; отсутствие стабилизирую­щего влияния отца, на которого походят сыновья и дочери, не любимые именно из-за этого матерями. Депрессивное мироощущение, отсутствие уверен­ности в себе, тревога и опасения, боязнь не соответ­ствовать социальным стандартам поведения и со­ставляют внутреннюю канву застенчивости как от­ражения тревожно-мнительного настроя или соот­ветствующих черт характера.

Предупредить застенчивость нелегко, но все же можно, если:

1) лишний раз не демонстрировать склон­ность родителей к беспокойству и сомнениям;

Возрастная апнампка страха

2) не навязывать детям такие правила и обя­зательства, выполнить которые они не в состоянии;

3) не читать постоянно мораль о должном по­ведении и не стыдить по любому поводу;

4) стараться чаще быть примером уверенно­го, гибкого и контактного поведения;

5) не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизи­ровать уже имеющиеся затруднения в общении;

6) не быть чрезмерно принципиальными, максималистски и бескомпромиссно настроенны­ми, равно как и нетерпимыми, непримиримыми в суждениях и оценках;

7) быть способными к переменам, не замы­каться в себе и стремиться к разнообразию кон­тактов с окружающими людьми.

Многие страхи в подростковом возрасте явля­ются развитием ранее предшествующих страхов и тревог. Поэтому, чем раньше начата работа по пре­одолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрас­те, где существует реальная опасность формирова­ния тревожно-мнительных, тормозимых черт ха­рактера. Если психологическая (родительская) и психотерапевтическая (профессиональная) помощь будет оказана в дошкольном или младшем школь­ном возрасте, можно еще рассчитывать на более или менее ощутимый эффект предупреждения раз­вития психастенических черт характера. Вскоре после того как были написаны эти строки, к нам пришел высокий, подтянутый мальчик 14 лет, ко­торый сказал, что прежние страхи его не беспокоят

1О8

Лневные страхи

и он не боится больше опоздать в школу, как это было в 8—10 лет. Тогда у него было на этой почве "легкое помешательство" в виде навязчивых стра­хов и он посещал игровые занятия, где вместе со сверстниками и родителями проигрывал все свои страхи и опасения. Поблагодарив нас, он добавил, что так ни разу и не опоздал в школу за все эти го­ды, то есть чувство ответственности от него никуда не ушло, но он перестал мучительно думать о воз­можных последствиях опоздания, как дне страш­ного суда. Уже этим он стал более уверенным в се­бе, как и более общительным в результате улучше­ния контактности, умения принимать и играть ро­ли, развития способности к диалогу и адекватной психологической защите. Вспомнили мы и как проходила одна игра по предложенной им теме. Тогда, по собственному желанию, он исполнял главную роль — мальчика, боящегося опоздать в школу, на роль придирчивой уборщицы им была назначена мать. Врач удостоился чести быть гарде­робщиком, а одна из девочек была строгой и очень уж требовательной учительницей. Остальные дети и взрослые исполняли роли по ходу действия. Не­которые из них специально нагнетали состояние тревожного ожидания и драматизировали происхо­дящие события репликами типа: "Смотрите, он опаздывает", "А времени все меньше", "Очень пло­хо", "Это никуда не годится" и т. д. По рассказу, Дима (так звали этого мальчика) никак не может проснуться утром, будильника не слышит, начина­ется спешка, суматоха, его тянут в разные сторо­ны, и он должен все успеть: проверить портфель и

____________Возрастная ппнампка страха__________109

расписание уроков, почистить зубы, сходить в туа­лет, поесть, сказать всем спасибо и мчаться вместе с сопровождающей мамой на остановку автобуса. А там уже толпа, возбуждение, беспокойство, авто­буса долго нет, и придет ли он вообще — никому неизвестно. В воздухе витают разные слухи о по­ломке, забастовке, перенесении остановки, отмене транспорта как и о конце света. Рассказывают, ка­кие неприятности произошли из-за опозданий, ко­го-то уже уволили, кому-то объявили строгий вы­говор, а кто-то сам готовится подать заявление, а о школе нечего и говорить. Между тем "часы" ме­тодично отмечают: "Осталось 15 минут до начала занятий в школе, 14 минут..." Наконец показыва­ется "автобус", образованный из взявшихся за ру­ки взрослых. Все готовятся к посадке, но он проно­сится на большой скорости мимо, громогласно объявляя: "В парк! В парк!". Снова появляется ав­тобус, но сесть в него непросто, дверцу (двое сто­ящих близко взрослых) заедает, она скрипит, воз­никает давка. С трудом, плотно набившись, все размещаются, и автобус двигается. На пути много ухабов, и автобус, будучи "резиновым", то сжима­ется, то разжимается, преодолевая узкие места (двери, коридоры игровых помещений). Несмотря на тряску и давку, все нужно выдержать, чтобы до­ехать до места назначения, а тут еще оказывается, что, переволновавшись, Дима сел не в тот автобус. Пытаясь выяснить, куда же едет, получает проти­воречивые, взаимоисключающие ответы или не по­лучает их вообще. Хочет сойти на ближайшей оста­новке, но тут как назло попадается контролер, ко-

Яневные страхи

торый настойчиво выясняет, кто он такой, кто его родители, слушается ли он их и часто ли ездит в противоположную сторону. Далее Дима едет уже в своем автобусе, на пути которого постоянно встре­чаются разные препятствия: ремонт дороги, долго не открывающийся шлагбаум, частые светофоры и т. д. Времени же остается все меньше и меньше, что подчеркивают "часы", заявляя: "Осталось 5 минут, 4 минуты, 3 минуты, совсем немного, скоро времени не останется совсем". Выйдя с трудом из автобуса, у которого заклинило дверь, наш герой бежит в школу, а один из участников игры повто­ряет: "Хорошие мальчики не опаздывают в школу, они приходят в нее всегда вовремя". Вот и школа. Но не тут-то было. Его встречает всем недовольная уборщица, которой не нравятся внешний вид, пят­на на одежде, не совсем чистая, не блестящая обувь и многое другое. Она начинает с вдохновением чи­тать мораль, в то время как вот-вот должен прозве­неть звонок, а тут еще гардеробщик стыдит за ото­рванную в автобусе пуговицу и дает настоятельные советы по лучшему уходу за одеждой. Мать маль­чика буквально восприняла свою роль уборщицы и продолжала читать мораль даже тогда, когда про­звенел звонок. Едва освободившись, Дима пытает­ся вбежать в класс, но его останавливает дотошный дежурный, проверяющий чистоту ногтей, количе­ство учебников и тетрадей и заодно готовность к уроку. Преодолев и это препятствие, Дима оказы­вается в классе, где только что начался урок. Он опоздал, но учительница спокойно говорит, чтобы он садился и занимался вместе со всеми. Потрясен-

Возрастная шжампка страха

ный Дима даже не успевает выразить свою призна­тельность за столь радушный прием, как получает задание, и урок продолжается как обычно.

Мы видим — в проигрывании его страхов сгущены краски, драматизированы до абсурда опасения, то есть все, чего он опасается и боится, здесь выведено наружу, представлено так, как ес­ли бы это произошло, случилось. Уже нет тревож­ного ожидания "роковых", каких-то необычных, а в сущности внушенных, последствий опоздания. Исчезают и непереносимость страха, и общая на­пряженность как существенные звенья его болез­ненного состояния. Опоздание становится опозда­нием, а не возмездием за него; ответственность — правилом поведения, а не дамокловым мечом; страх — страхом, а не концом света или всемир­ным потопом. Все встает на свои реальные места.

Подобные игры можно проводить и дома с не меньшим эффектом. Условие для этого — поме­няться ролями: родителям на время стать учени­ками, олухами, паиньками, боязливыми или бес­страшными, а детям дать себя попробовать в роли родителей, учителей, сверстников. Полезно на се­бя посмотреть со стороны, да и юмор не мешает, уже не говоря о жизнерадостной атмосфере игры, эмоциональной разрядке накопившегося нервного напряжения и взаимного недовольства. Главная задача игрового сотрудничества детей и родителей состоит в поиске оптимальных, пусть вначале и просто альтернативных, путей решения конфлик­тных ситуаций, вызывающих страх.

Глава 4 ВЫЯВЛЕНИЕ СТРАХОВ

Определить боящегося ребенка обычно не со­ставляет труда, если учесть напряженность и бес­покойство в поведении, избегание источника угро­зы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подав­ляющее большинство возрастных страхов суще­ствуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу или ему напоминают окружающие. Есть и так называемые "немые" страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Это прежде всего ситу­ативные страхи опоздания (у дошкольников), жи­вотных и неожиданных звуков. Наоборот, в груп­пе "невидимых" страхов, не указываемых родите­лями, но признаваемых детьми, будут многочис­ленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. У мальчиков 7-10 лет к ним присоединятся стра­хи Скелетов, Призраков, Пиковой Дамы и Черной Руки, то есть мифических персонажей. Подобные

Выявление страхов

страхи существуют больше в воображении как возможная опасность, угроза. Так что далеко не все страхи детей определяются родителями, осо­бенно отцами. В лучшем случае это каждый вто­рой страх, и здесь многое зависит от особенностей восприятия родителями страхов детей. Когда страхам не придается никакого значения или они отрицаются как враждебный класс явлений, их, конечно же, будет меньше по оценке взрослых. Обычно более чувствительны к определению стра­хов родители, обладающие достаточной эмоцио­нальностью и впечатлительностью, а также тре­вожно-мнительными чертами характера. Но и в этом случае количество фактически признавае­мых детьми страхов будет большим. Как "бы там ни было, лучше всего определяются те страхи у де­тей, которые были в детстве у самих родителей. Из подобных общих страхов выделяются страхи смерти родителей (у родителей в детстве страхи смерти своих родителей), наказания (у отцов в большей степени), высоты, глубины и темноты (более выражено у матерей). Есть и свойственные только матерям общие с детьми страхи: сделать что-либо не так (неправильно) и не успеть. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи уколов и боли (что одно и то же), отражая этим большую чувствительность мужчин к боли. Знание общнос­ти страхов у родителей и детей позволяет лучше прогнозировать вероятность их распространения (индукции) в семье.

Полезно посмотреть также, какие страхи ча­ще всего остаются, сохраняются у взрослых из

йневные страхи

бывших у них в детстве. У мужчин и женщин та­кой устойчивостью обладают страхи высоты (боль­ше у мужчин) и смерти родителей (больше у жен­щин). Значительно чаще у женщин сохраняются и страхи войны, сделать что-либо неправильно и не успеть, то есть как инстинктивно, так и социально опосредованный регистр страхов.

Итак, прежде чем помочь детям в преодоле­нии страхов, необходимо выяснить, каким конк­ретно страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают дале­ко не полную картину его внутренних, часто неот­делимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Но и тогда некоторые дети неохотно де­лятся лежащими в основе страхов переживаниями, например смерти и наказания, опасаясь признать­ся в них родителям. Мальчики к тому же могут и "мстить" страхам, считая их проявлениями не по­добающей мужчинам слабости. Во всех случаях бу­дет лучше, если о страхах расспрашивает кто-ни­будь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последу­ющем легче и самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок. Беседа пред­ставляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предполагаемому ниже списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, при этом вопросы следует делать доступными для пони-

Выявление страхов

мания в этом возрасте. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов "да" — "нет" или "боюсь" — "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следу­ет только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темно­ты" или "боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. И последнее: лучше, чтобы взрослый пе­речислял страхи по памяти, только иногда погля­дывая в список, а не зачитывал его.

"Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1) когда остаешься один;

2) нападения;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) мамы или папы;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к этому списку добавляются страхи Невидимок, Скелетов, Черной Руки, Пиковой Дамы — вся группа этих стра­хов обозначена как страхи сказочных персонажей);

10) опоздать в сад (школу);

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов (каких именно);

Яневиые страхи

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (стра­хи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транс­порта);

16) бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)."

Еще два страха — сделать что-либо не так, не­правильно (плохо — у дошкольников) и не успеть — можно определить дополнительно. Вместе со страхом опоздать (№ 10) подобная триада страхов безошибоч­но укажет на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8-9 лет и при отсутствии на­вязчивых опасений и сомнений на данный счет.

Выявление страхов

Всего в основном списке 29 различных стра­хов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления сум­мы всех страхов в соответствующей возрасту ваше­го ребенка контрольной группе на число опрошен­ных нами в ней детей и подростков. Всего было оп­рошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В среднем по каждому году было 83 мальчика и 81 девочка. По­лученные данные представлены в виде таблицы (см. стр. 118).

Мы видим существенное увеличение числа страхов в старшем дошкольном возрасте. По срав­нению с мальчиками суммарное число страхов у девочек достоверно больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Теперь сопоставим количество страхов в кон­кретном случае с контрольным количеством стра­хов в таблице. Например, число выявленных стра­хов у 6-летнего мальчика составило 12, в то время как в таблице оно равняется 9. Из этого следует, что ребенок обнаруживает большее число страхов, чем большинство его сверстников, и на это необхо­димо обратить внимание. Слишком большое коли­чество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у дево­чек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устра­нения, наряду с более критичным подходом к сво­им отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам. Следует помнить, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выра-

Пневные страхи

женность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размыты­ми. Обратная картина — когда страхов мало, но они четко сфокусированы, как это бывает при на­вязчивых страхах-фобиях, способных вобрать в себя весь заряд отрицательной энергетики осталь­ных страхов. Если не брать клинических случаев невротических или навязчивых страхов, когда требуется помощь специалиста, то с большин­ством страхов детей могут справиться и сами ро­дители, о чем и пойдет далее речь.

Среднее количество страхов

Возраст (лет) Мальчики Девочки
     
     
     
     
7 (дошкольники)    
7 (школьники)    
, 8    
     
     
     
     
     
     
     

Глава 5

УСЛОВИЯ УСТРАНЕНИЯ СТРАХА У ДЕТЕЙ

Предшествующие случаи страхов в подрост­ковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем — младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наи­более успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обуслов­лены эмоциями, чем характером, и во многом но­сят возрастной, преходящий характер. Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития.

Так, страхи, возникающие в процессе обще­ния с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. Соответственно в первом слу­чае речь идет о внушенных, во втором — о личнос-тно обусловленных и в третьем — о ситуативно возникших страхах. Нередко все эти механизмы развития страхов сочетаются между собой, обра­зуя их сложно мотивированную структуру.

Дневные сгоахп

Страхи, возникающие в результате психоло­гического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в резуль­тате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помо­щи непосредственно детям, в то время как ситуа­ционные страхи требуют комбинированного под­хода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько гла­зами детей.

Понимание чувств и желаний детей, их внут­реннего мира, а также положительный пример ро­дителей, самокритичное признание своих недостат­ков и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тре­вожности, излишней опеки и чрезмерного контро­ля создают необходимые предпосылки для успеш­ного устранения страхов.

Нельзя винить, а тем более ругать и наказы­вать ребенка за то, что он боится, такой беззащит­ный и несчастный, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответствен­ность за его самочувствие и способность противо­стоять внутренним и внешним угрозам.

Существуют две взаимоисключающие точки зрения в отношении возникших страхов. По одной из них, страхи — это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка, пре­дохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Подобной точки зрения нередко придер-

Условия устранения страха у аетеп 121

живаются некоторые врачи-невропатологи и педа­гоги, советующие лечебно-охранительный режим вместе с исключением чтения сказок, просмотра мультфильмов и остальных телепередач, посеще­ния новых мест. Такие советы родители охотно воспринимают как необходимость ограничения самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоиться с удвоенной энергией. Получается, что ребенок еще больше изолируется от окружаю­щего мира, контактов со сверстниками и оказыва­ется в замкнутой семейной среде, где продолже­ние общения с тревожно-мнительными взрослыми только усиливает его подверженность страхам, опасениям и сомнениям.

Противоположный взгляд состоит в игнори­ровании страхов как проявлений слабости, безво­лия или непослушания. Страхи не замечают, ре­бенку не сочувствуют, над ним иронизируют, сме­ются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. При такой бездушной или репрессив­ной тактике родителей, дети боятся признаться не только в своих опасениях и страхах, но и в пере­живаниях вообще. Тогда со страхами, как интим­ными переживаниями, выплескиваются и дове­рие, искренность, открытость детей в отношениях с родителями. Жестокость и бесчувствие, культи­вируемые в таких семьях, деформируют характер детей, "не страдающих" в подростковом, юношес­ком и взрослом возрасте от избытка человеческих чувств и переживаний.

Страх, следовательно, можно устранить и крайними мерами. Но система тотальных предох-

Пневные страхи

ранений и необоснованных наказаний, искусст­венная изоляция ребенка рухнут, как карточный домик, при столкновении с жизнью в более стар­шем возрасте, а закрытость чувств и двойствен­ность в характере придется по душе далеко не всем в дальнейшем.

Наиболее адекватный вариант — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной дея­тельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоцио­нально насыщенные игры, выйти на прогулку, по­кататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше огра­ничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах.

В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, поглощен­ного новыми впечатлениями. С возрастом проис­ходит интеллектуальная переработка страхов, те­ряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если упоминание о Бармалее способно вызвать дрожь у 3-4-летних детей, то подросток откровенно рассмеется.

__________Условия устранения страха у аетей_______123

Однако тот же подросток может бояться смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бар­малея. Природа не терпит пустоты, и страхи как форма познания и отражения действительности наполняют каждый раз жизненное пространство ребенка, заставляя его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей. Таким образом, страхи детей требуют каждый раз пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых. Тогда можно сво­евременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или ме­нее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых воз­можностей.

Чтобы не превращать борьбу со страхами в противоборство с ветряными мельницами, нужно и самим родителям самокритично задать себе воп­рос: "Какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас?". Общие страхи должны устраняться общими усилиями, то есть совмест­ными действиями, мероприятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Требуют пересмотра и многие черты характера родителей боящихся де­тей. Изменить его непросто, тем не менее это необ­ходимо сделать как можно раньше. Начать лучше с изменения отношения к ребенку: дать ему боль­ше свободы, приучить решать самому собственные проблемы. Мешают этому негибкость, нередко

Лневные страхи

предвзятость в восприятии детей, а также непро­извольный перенос на них родительских тревог, страхов и проблем. Так, страх одиночества у мате­ри вместе с общей тревожностью ведет к болезнен­ной привязанности ребенка и устранению на его пути всех препятствий и трудностей, которые как раз и нужно преодолеть, чтобы стать способным к самостоятельной жизни. Мнительность родителей проявляется в стремлении постоянно проверять и перепроверять ребенка, педантичном предопреде­лении его образа жизни. Всем этим непроизвольно культивируются страхи детей, так как родители излишне беспокоятся о самом факте наличия стра­хов, как бы застревают на них, вместо того чтобы понять источники и предпринять реальные шаги для их устранения. Тогда страхи при отсутствии реальных перемен у родителей могут вернуться снова.

Иногда страхи трудноустранимы только по­тому, что предпринимаются попытки воздействия на их внешнюю сторону, без учета характера, смысла и значения. Более эффективным будет воз­действие на причину страха, порождающие его ус­ловия и обстоятельства. Так, вместо того чтобы бо­роться с воображаемым страхом перед Волком или Кощеем, нужно проанализировать возможные причины этих страхов, нередко находящиеся в сфере семейных отношений, в частности в конф­ликтном поведении отца, раздраженного и грозя­щего наказанием. Также и устойчивый страх Ба­бы Яги может говорить о том, что матери необхо­димо пересмотреть свои отношения с ребенком,

Условия устранения страха у детей

сделать их более теплыми, непосредственными и откровенными.

Первое, что нужно осуществить, — возвра­тить ребенку детство, из которого он ушел раньше времени. Достигается это совместной деятельнос­тью, прогулками, разнообразными, эмоционально насыщенными играми, детскими спектаклями, кукольными представлениями, где много веселья и музыки, посещениями парков и аттракционов, а также систематическим чтением сказок (но не пе­ред сном), рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприя­тиями. Необходимо участие во всем этом взрос­лых, которые сами как бы попадают в свое дет­ство, становятся более непосредственными в обще­нии с детьми. Любая возня с родителями и сверст­никами, подвижные игры, смех, дружелюбная ирония, шутки, как и чтение, разыгрывание ска­зок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которы­ми не может справиться ребенок. Само собой разу­меется, что нужно учить детей сдерживаться, но если делать это слишком рано, быть чрезмерно се­рьезными и требовательными, можно только зак­репить отрицательные эмоции ребенка, сгустить их до степени страха или гнева и нередко достичь противоположных результатов.

Решиться помочь детям полностью избавить­ся от страха — это значит принять активное учас­тие в их жизни. Но активность не означает, что можно всегда вмешиваться в личную жизнь детей,

Дневные страхи

грубо пытаться тренировать их волю, заставляя без всякой подготовки пробегать многокилометро­вую дистанцию с препятствиями в виде страхов. Подобные попытки обрекают на еще более острое ощущение своей беспомощности и неспособности оправдать ожидания взрослых. Поэтому к бояще­муся ребенку нужен особый психологический под­ход, основанный на понимании его чувств и жела­ний, укреплении "я" и перестройке при необходи­мости характера и отношений с людьми.

Для лучшего воздействия на страхи, нужно прежде всего установить контакт с детьми, подра­зумевающий доверительное отношение как усло­вие развития творческих возможностей и веры в себя.

Отправная точка любого психотерапевтичес­кого воздействия — это принятие чувств и жела­ний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более результативным.

Если же пытаться вместо устранения страхов "выяснять отношения" с ребенком или считать его безнадежно упрямым и не способным к переме­нам, то вряд ли он сможет проявить активность и преодолеть страх. Мы не случайно придаем такое большое значение взаимоотношениям родителей и детей, раз они сказываются самым существенным образом на процессе устранения страхов.

Затрудняют прохождение страхов неприми­римость к ним взрослых, категоричность прини­маемых по поводу страхов решений, а также недо­верие к способности детей избавиться от страха,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.