Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как жить после психической травмы 6 страница




Не следует при этом торопиться, подстегивать себя. Перейдите к разгадыванию этой головоломки, только когда почувствуете, что полностью готовы к этому. Если в сновидении вы кого-то или что-то ненавидели, то откуда происходит эта ненависть? Если кто-то из персонажей сна был зол на вас, откуда эта злоба, что породило ее? Если во сне вы видели своих знакомых, которых уже нет в живых, о чем они спрашивают вас, что требуют и почему? Если вам было страшно, то чего именно вы так боялись? Почему это пугало вас?

Когда вы позволите этим вопросам погрузиться в ваше сознание, оттуда начнут постепенно всплывать ответы. Этот процесс значительно облегчится, если вы проконсультируетесь у специалиста. При изучении своих сновидений очень полезно обсуждать их с кем-либо. Если эти мощные всплески вашего внутреннего мира сильно беспокоят вас, ваши взаимоотношения с внешним миром значительно затрудняются.

Хотя истории известны случаи, когда сновидение помогало найти ответ на трудный вопрос, но все же в такой области, как анализ сновидений, ответ легче найти в сотрудничестве с другими людьми, нежели в одиночку. Причина отчасти в том, что впечатления, отраженные в снах, имеют травмирующую природу, и в одиночку с ними справиться тяжело; отчасти — в том, что в беседе с человеком, который вас понимает, оттачивается и проверяется сделанный вами анализ сновидения.

Вспоминая сновидение и связанные с ним тяжелые впечатления, вам вновь придется пережить чувства вины, гнева, ужаса — все эмоции, которыми сопровождалось само событие. Не исключено, что тогда, во время травмирующего события, все чувства как бы притупились. В этом случае возможна острая эмоциональная реакция на воспоминание. Это, пожалуй, главная причина заставляющая людей избегать анализа сновидений.

Что бы ни содержалось в ваших сновидениях, вы можете уменьшить воздействие отрицательных эмоций, если сумеете разгадать в своем сне некий смысл, а затем воспользоваться разгадкой в теперешней жизни.

Я приведу лишь один пример, как это происходит на практике. Данный случай, по сути дела, вымышленный, поскольку составлен из историй трех вьетнамских ветеранов. С их согласия, я избрал именно такой способ изложения.

Дж. Т. служил во Вьетнаме в составе мотопехотного подразделения. Боевые задания, выполняемые отрядом под его командованием, были связаны с поиском и уничтожением противника. Тогда, во время войны, Джон считал, что делает все для защиты своей жизни и жизни подчиненных. Теперь, много лет спустя, он обратился ко мне по поводу повторяющихся ночных кошмаров. В его сновидениях, основным содержанием которых была война, постоянно появлялись дети, убитые или искалеченные при бое. Кроме этих снов, Джона беспокоило и то, что вообще его сильно раздражал детский плач. Если кто-то спрашивал его о причине раздражения, он впадал в ярость.

После нашей первой беседы Джон решил заняться изучением истории своей жизни по предложенному методу (раздел 8). Более часа провел он в моем кабинете, раздумывая и что-то записывая. Закончив писать, он сердито сказал: «Вы, врачи, только и делаете, что собираете истории о войне. Вам наплевать, как больно человеку ворошить все это! Да, я кое-что вспомнил, но с этим уже ничего не поделаешь, лучше мне не станет — только хуже. Премного вам благодарен!» С этими словами он ушел, хлопнув дверью. Довольно долго он у меня не появлялся.

Когда три месяца спустя Дж. Т. снова пришел ко мне, он признался, что «со сновидениями все хуже и хуже», высыпаться практически не удается, единственный способ отвлечься — это пить, что он и делает. Но он часто вспоминает о нашей предыдущей встрече. Тогда, проводя по моему совету самоанализ, он вспомнил один особенно мучительный эпизод,— и с тех пор именно эта сцена преследует его во сне.

Это произошло во время одного из боевых заданий: при перестрелке погибло несколько детей. Дж. Т. не мог сказать точно, были ли дети убиты огнем его подразделения, или огнем противника, или же смертельные выстрелы произвел он сам. Среди всеобщей суеты и смятения это не было ясно. Джон твердо запомнил только одно: он заметил детей еще до начала боя, но не стал ничего предпринимать для их безопасности. В тот момент он опасался, что если прикажет отвести детей в укрытие, подставит под огонь своих подчиненных. Затем ситуация вышла из-под контроля и дети погибли.

В глубине души Дж. Т. был убежден, что они погибли по его вине, но никому не говорил об этом. Годами он не мог избавиться от мучительного чувства вины. Он старался все забыть, и на какое-то время — до конца службы во Вьетнаме и в первые годы после возвращения — ему это удавалось. Но потом начались ночные кошмары, продолжавшиеся непрерывно в течение целых 15 лет.

Джон, во время второго визита ко мне, уже не противился обсуждению своих воспоминаний, но и большого смысла в этом не находил. «Это дело прошлое,— говорил он,— а прошлого не изменишь.» Я предложил Джону подумать, что же именно он все эти годы пытается сообщить себе сновидениями. «Что так мучает тебя сейчас?»,— спросил я его. «Чувство вины,— ответил он,— а еще то, что всем наплевать. Когда я вижу во сне лица этих детей, мне нечего сказать им.»

Я спросил Джона, что по его мнению, нужно персонажам сна и почему они не оставляют его в покое. «Все очень просто,— объяснил он.— Они готовы разорвать меня за части за то, что я мог спасти их, но не сделал этого.»

— Мне кажется, что ты знаешь еще не все,— предположил я.— Может быть, они хотят, чтобы ты понял, как их спасти?

— Нет,— резко возразил Дж. Т.— Тогда они, может, и ждали моей помощи, да я этого не понял. А сейчас уже слишком поздно.

— Постой, но ведь сны ты видишь сейчас, а не тогда. Значит, и сообщить тебе что-то они хотят именно сейчас.

Дж. Т. задумался над моими словами. Наконец он произнес:

— Ясно одно, если бы такая возможность повторилась, я бы сделал все для их спасения. Но эти дети давно умерли, так что это уже не важно.

— Значит, Джон, ты не можешь хорошо относиться к самому себе теперь, потому, что не так повел себя тогда?

— Видимо, так,— ответил Джон.— Как я могу хорошо к себе относиться, если у меня на душе такая гадость?

— Да, в том-то и дело.— Согласился я.— Но допустим, ты бы нашел способ повести себя иначе, чем тогда, а потом опять увидел бы во сне этих детей, как ты считаешь, они по-прежнему ненавидели бы тебя?

— Не знаю... Но я догадываюсь, к чему вы клоните, док. По-вашему, дети из моего сна могли бы простить мой тогдашний поступок, если бы сейчас я повел себя иначе?

— Почти что так. Вернее, ты сам себя простишь, если изменишься в нужную сторону. А это значит, не просто «иначе поведешь себя» в какой-то отдельной ситуации, а в целом начнешь поступать по-другому относительно тех явлений, которые не дают тебе покоя. Тебе известно, что же именно беспокоит тебя? Разговор получился очень болезненным, но Джон выдержал его. Наконец, он сказал:

— Из-за принятого мной решения погибли дети. Тогда я не знал, как спасти их, и они поплатились за мое незнание.

Я попросил разрешение повторить Джону то, что понял из его слов. Он кивнул в знак согласия.

— Выходит, ты не можешь себе простить, что не знал, как помочь детям. Свое решение ты принял поспешно, в напряженной обстановке, а теперь понимаешь, что тогда был возможен другой, лучший выход из положения.

— Да, пожалуй,— согласился он.— Ну и что с того?

— Так неужели ты не найдешь способа применить в своей жизни все, то, что знаешь теперь, в том числе и то, что понял тогда?

Некоторое время Джон молча раздумывал над этим вопросом. В глазах его стояли слезы. Наконец он поднял голову и сказал:

— Пожалуй, я мог бы найти способ помочь детям.

Несколько последующих месяцев Дж. Т. горевал над своим прошлым, злился на него, и, наконец, принял его как нечто свершившееся.

Теперь он стал по-новому подходить к тем чувствам и переживаниям, которые были порождением прошлого. Он стал оказывать помощь детям из неблагополучных семей. Теперь Джон, по его собственным словам, привыкает искренне высказывать то, что у него на душе, и к нему постепенно возвращается самоуважение.

Спустя примерно год со времени нашей встречи, Джон сообщил мне, что хотя по-прежнему переживает стрессовую реакцию на детский плач, но теперь уже знает причину и пути выхода из этого состояния. Кошмары посещают его уже не каждую ночь, как раньше, а примерно раз в месяц. Но став более редкими, сновидения эти не стали менее тяжелыми. Со временем и в этой области жизни с ним произошла перемена.

Как-то во время сна ему удалось вступить в разговор с образами умерших детей и сказать, как изменились его жизнь и поступки. Ему показалось, что их лица не так враждебны, как прежде. Проснувшись, Джон обнаружил, что, вопреки обычному, не вспотел и, в целом, чувствовал себя лучше, чем раньше после таких сновидений. Это означало, что ему удалось разгадать смысл своих сновидений и воспользоваться этой разгадкой, чтобы по-новому устроить свою жизнь.

Теперь, пробуждаясь от тяжелого сна, Джон разговаривает с его персонажами, словно это реальные люди. Он говорит им, что стал жить иначе, чем раньше, научился вести себя по-другому и делиться с людьми тем, что узнал за свою жизнь. Такой воображаемый разговор почти всегда помогает ему успокоиться и вновь уснуть (раньше это ему не удавалось). Все это позволяет Джону ощущать жизненную цель, достойную уважения.

Непрошеные воспоминания

Когда человека посещают «кинокадры из прошлого» — яркие переживания, не связанные с настоящим моментом,— это говорит о серьезной утрате равновесия. Нечто, имевшее место довольно давно, настолько захватывает ваше внимание, что представляется более реальным и живым, чем происходящее в данный момент. В такой ситуации совершаются поступки, вполне приемлемые с точки зрения прошлой экстремальной ситуации, но совершенно неуместные в настоящем. «Боевая» агрессивность бывшего военного в мирной житейской ситуации — вот лишь один, наиболее известный современным американцам, пример такого рода.

Существует несколько способов уменьшить количество и интенсивность подобных психических явлений. Хотя, по словам многих пациентов, они возникают без всякой видимой причины, это не совсем так. Тот, кто начинает заниматься воспитанием внутреннего равновесия, неизменно убеждается в существовании особых сигналов, предупреждающих о скором появлении «кинокадров из прошлого». Эти признаки уже упоминались: мышечное напряжение, повышенная тревожность, особые «стрессовые» изменения в организме, эмоциональная напряженность и, в некоторых случаях,— активация команды «бей или беги».

Другими словами, стресс накапливается в течение некоторого времени, пока, наконец, не будет достигнут такой его уровень, когда может быть спровоцировано «непрошеное воспоминание», «кинокадры из прошлого». Дело в том, что длительный стресс ослабляет психику и делает человека более уязвимым, склонным острее реагировать на всякого рода неприятности.

«Непрошеным воспоминаниям» часто предшествуют провоцирующие их события. Такое событие, чаще всего неожиданно, происходит в настоящем, но каким-то образом напоминает случившееся в прошлом. Например, при определенных обстоятельствах это может быть спровоцировано запахом, шумом, зрелищем, мыслью или чувством, которые в сознании пациента ассоциируются с травмирующим прошлым.

Но не только лишь ассоциация может вызвать это состояние: на того, кто в результате полученного отравления страдает повышенной химической чувствительностью, присутствие токсичных веществ в воздухе, воде или.пище может произвести сильное стрессовое воздействие и послужить провоцирующим событием.

Но такие провоцирующие моменты выбивают вас из колеи тем сильнее, чем более ваш организм ослаблен стрессом; вот еще почему так важно воспитывать внутреннее равновесие.

Если кинокадры из прошлого для вас частое явление, значит вы склонны неправильно воспринимать события настоящего. В такой момент, когда что-то из происходящего вокруг воспринимается вами неправильно, вы находитесь под влиянием прошлого травмирующего события, настолько мощного, что полностью овладевает вашим вниманием. Непрошеные воспоминания — серьезный сигнал, указывающий, что нужно заняться своим внутренним равновесием, чтобы твердо стоять на ногах — здесь и сейчас.

Чтобы взять под контроль непрошеные воспоминания, следует обучиться некоторым мерам профилактики.

1..Научиться узнавать по внутренним признакам, что в организме накапливается стресс.

2. Научиться снижать стрессовую реакцию.

3. Научиться «брать тайм-аут» при первых же признаках стресса.

4. Регулярно напоминать себе, что прошлое не следует путать с настоящим. Для ветерана вьетнамской войны, например, полезно в момент нарастания внутреннего напряжения сказать себе: «Это не Вьетнам». В критический момент, когда что-то напомнило о травмирующем событии, отвлечься от воспоминаний и переключиться на события настоящего времени.

5. Учиться находить смысл в тяжелых воспоминаниях, овладевающих вашим вниманием, и примириться с событиями прошлого. Эта работа аналогична той, что проводится при анализе сновидений; правила в основном те же самые.

Вспышки ярости

Между яростью и равновесием — дистанция огромного размера. Как вы убедились в игре «толкни меня», в гневе человек не рассчитывает свои силы и легко выводится из равновесия. Впрочем, в момент ярости о сохранении равновесия человек не заботится, поскольку не склонен рассуждать разумно. Внутреннее давление достигает критической массы и требует немедленного выхода. Возможно ли применить стратегию воспитания равновесия непосредственно во время вспышки гнева?

Существует несколько предупредительных мер, сводящих к минимуму наносимый в гневе ущерб, подобно тому, как огнетушитель сводит к минимуму разрушительную силу пожара. Кроме этих, сиюминутных мер, существуют методы длительного и глубокого самоизучения, приводящего к истокам, изначальным причинам вашего гнева.

Чтобы снизить деструктивную силу вашего гнева, направленную против окружающих людей, вещей и против самого себя, можно предпринять следующее.

а) Если у вас есть огнестрельное оружие, лучше пусть оно хранится у кого-то из ваших друзей или в каком-либо труднодоступном месте. По крайней мере, хотя бы держите оружие и боеприпасы в разных местах. Это даст вам жизненно важный выигрыш во времени: прежде чем действовать в порыве гнева, вы успеете подумать о том, что собираетесь сделать. В момент ярости человек совершает импульсивные поступки, не думая о последствиях. Даже минутное промедление может спасти вас от совершения того, о чем впоследствии вы горько пожалели бы.

б) Удалитесь на безопасное расстояние от того, на кого направлен ваш гнев. Когда ваше внутреннее равновесие полностью утрачено, не стоит заниматься разрешением межличностных конфликтов — для этого будет более подходящее время. Даже если ваш гнев справедлив, и действительно с вами поступили плохо, вы все равно не сумеете ясно выразить свою точку зрения и найти выход из положения, пока не успокоитесь. В уравновешенном состоянии уладить конфликт будет проще. Это не значит, что нужно быть безропотной овечкой; просто следует держать свою силу под контролем, чтобы эффективно применять ее.

в) Найдите или оборудуйте для себя безопасное место, где можно дать выход своему гневу, ни перед кем не отчитываясь. Это может быть пустынный лес или парк, ваш автомобиль, комната или что-то еще. При отсутствии такого убежища, вы рискуете излить свой гнев на ни в чем не повинных прохожих или на близких вам людей. И лучшие друзья, и совершенно чужие вам люди могут стать жертвами вашей ярости. Этого можно избежать, если на время удалиться в безопасное место.

г) Найдите для себя какую-нибудь безобидную, не наносящую разрушений деятельность, которая помогла бы несколько «разрядить» ваш гнев. Некоторым помогает энергичная физическая работа (например, рубка дров), другим бег или тяжелые (до пота) физические упражнения. Другие чувствуют облегчение, если расскажут о своих чувствах терпеливому и внимательному слушателю; другим достаточно откровенной «беседы с самим собой», т.е. записывание своих впечатлений (давать их затем кому-то читать необязательно). Если у вас тоже есть такой метод, который помогает «разрядиться», воспользуйтесь им.

Если вы не знаете способа уменьшить свой гнев, остается только удалиться в безопасное место и ждать. Время, а также, исключение всего, что могло бы вызвать напряженность, будут вашими союзниками. В такие периоды воздерживайтесь от алкоголя: это все равно, что лить бензин в костер.

Чтобы в дальнейшем такие приступы ярости возникали как можно реже, постарайтесь проследить, что происходит внутри и вокруг вас в момент, когда начинает накапливаться раздражение. Причиной вашего гнева может быть окружающая обстановка, прежние боевые рефлексы или сочетание различных факторов. Исследование тех сторон своей жизни, где гнев проявляется чаще всего, поможет вам лучше понять его механизм. Как провести такое исследование, вы прочтете в разделе 8.

Возможно, вашему гневу предшествовало чувство страха (вспомните раздел 3). В этом случае докопаться до истинной причины вам поможет своевременно заданный самому себе вопрос: «что мне угрожает?» Научившись распознавать черты событий и ситуаций, которые воспринимаются вами как потенциальная опасность, вы тем самым возьмете под контроль свою реакцию «бей или беги», т.е. готовность ответить на угрозу нападением.

Не думайте, будто бы приступы ярости «приходят из ниоткуда». На самом деле они являются одним из усвоенных вами способов снизить внутреннее напряжение. По мере самоизучения вы поймете, что существуют и другие, более эффективные методы преодоления стресса.

8. Как изучать историю своей жизни.

Теперь мы попытаемся получше узнать, какую историю вы постоянно рассказываете самому себе, выясняя, что вы за человек. Мы научимся заполнять пробелы к этой истории т.е. обращать внимание на те черты своей личности, которые, как правило, не опознаем.

0тыскивая вехи, обозначающие ваш собственный путь к исцелению, не стремитесь достичь провозглашенного кем-то идеала: здесь значение имеют только те мерки и стандарты, которые вы приняли для себя.

Главная задача — выявить основное содержание своей жизни (как это сделать, я объясню позднее). Вы будете, рассматривать и те ситуации, которые свидетельствуют об утрате равновесия, и те, для которых характерны покой и гармония. Вы отправитесь на поиски информации, которая поможет вам жить по-своему, опираясь на свой собственный, уникальный жизненный опыт. Вам предстоит осилить пути, ведущие к миру и принятию его. Этот поиск принесет вам зальные, ощутимые результаты, только если будет направлен внутрь: именно там, внутри нашей личности заложены ответы на все вопросы.

Но чтобы получить правильный ответ, следует задать правильный вопрос. Как найти свое место в этом безумном мире? Как внести хоть немного покоя а свою жизнь? Как осмыслить все пережитые ужасы? Такие вопросы вернее приведут к исцелению, чем копание в недостатках, своих и окружающего нас мира.

Я знаю из собственной практики, что многие пациенты, которые до тот болезненно переживали неспособность управлять ходом своей жизни, начинали чувствовать себя гораздо увереннее, поработав некоторое время над этими вопросами. Главная цель их — научиться честно разговаривать с самим собой. Разумеется, не все подвластно нашему контролю, но существует область, на которую вы можете повлиять решительным образом: это ваш внутренний мир, ваша личность и набираемые вами жизненные пути. Возможно, вы долгое время были «зациклены» на определенных способах поведения, мысли. и чувствах, возможно, вы не избавились от них и сейчас. Вы говорите себе, будто бы эти стереотипы и есть ваша индивидуальность, ваш внутренний мир. Но человеческая личность обладает одним странным свойством: «а самом деле мы гораздо значительнее и многообразнее чем наше собственное представление о себе. Отправившись на разведку внутрь себя, вы сможете сами убедиться в правильности этого утверждения.

Обычно в поле нашего зрения находится только часть общей картины. (Скажем, если у вас есть любимая работа, вы вероятно считаете себя квалифицированным специалистом. Если у вас нет работы, вы видите в себе только безработного, словно этим и ограничивается сфера вашей личности. Или же вы воспринимаете себя только как, как родителя своих детей я семейного человека. А может быть, вы в себе видите только ветерана, чудом выжившего, никому не нужного и не в ком не нуждающегося.

Что бы вы. ни думали о самом себе в каких угодно сочетаниях, все равно это еще не вся правда и ваша личность на самом деле гораздо шире и богаче.

Те ее стороны, которые находятся в центре вашего внимания, вполне реальны и важны, но кроме них существует и многое другое.

Наша цель — тщательно изучить ваш жизненный опыт, все события, которые встретились на вашем пути, чтобы определить, какие именно обстоятельства сформировали вас, определили вашу индивидуальность. Возможно, вы обнаружите такие части своей личности, с которыми давно утратили контакт. Некоторые вызовут у вас болезненное ощущение: вы вспомните, что здесь утратили равновесие, и жизнь сбила вас с ног. Другие, напротив, принесут удовлетворение: здесь вы ощутили твердую почву под ногами.

С самого начала следует усвоить главное правило: вы делаете это только для себя и ни для кого другого. По ходу дела, вам возможно, потребуется записать свои воспоминания, т.е. завести своего рода дневник. Держите этот дневник в безопасном месте, где его никто не найдет, поскольку он предназначен только для вас. Некоторыми возникшими у вас мыслями, и впечатлениями вам, вероятно, захочется поделиться — и это замечательно. Но никто не имеет права просить показать ему ваши личные записи, и можете никогда и никого с ними не знакомить. Для.этого есть веское основание: вы достигнете тем большего успеха, чем искреннее будете с самим собой, а полная искренность возможна скорее наедине, чем при свидетелях.

Проводя свою «разведку», вы должны быть максимально точны в сообщениях о том, что вам удалось обнаружить. Ваша задача — изучить обстановку и доложить об увиденном; в данном случае изучать вы будете собственную жизнь, а докладывать о ней — самому себе. Для начала, с помощью особого метода, который я вскоре объясню, вы пройдете все события своей жизни по порядку, отмечая самые важные из них. Вам предстоит «обследовать местность» и найти признаки, указывающие на такие события.

Это поможет вам заполнить пробелы в рассказе о том, кто вы есть на самом деле. Нас часто засасывает рутина повседневности — привычные поступки, мысли и чувства — и мы считаем, будто бы это и есть наша сущность. Нам кажется, что эти стереотипы и составляют то вещество, из которого сделано наше «я». Но на самом деле «я» этим не ограничено.

Те из прошлых событий, которые приходят на ум чаще всего,— еще не вся картина вашей жизни. К примеру,. если вы — ветеран вьетнамской войны, то вам должно быть от 35 до 55 лет. Вы немало прожили и повидали. Вы не только «человек, который воевал во Вьетнаме», хотя и это все еще оказывает на вас сильное влияние; в вашей жизни было много других разнообразных впечатлений.

Вспоминая все, что вы познали, вы начнете яснее понимать, какого знания вам не хватает теперь. Многие ветераны жалуются, что на настоящий момент своей жизни не находят способа расслабиться и не знают такого места, где бы чувствовали себя спокойно. Поскольку такая ситуация часто повторяется, эти люди привыкают видеть себя такими и считают покой и расслабление для себя недоступными.

Но я в ответ на это предлагаю: возьмите тайм-аут. Хотя бы на время перестаньте лихорадочно цепляться за ту историю, которую привыкли рассказывать себе. Осознайте более полный рассказ о том, кто вы есть. Попытайтесь без предвзятости взглянуть на свою жизнь и. изучить ее. Вероятно, на каком-то участке пути вы были счастливы (хотя бы и недолго). Вы чувствовали себя уверенно и гордились собой. Где-то еще вам было страшно, но вы нашли способ преодолеть страх. Где-то вы могли веселиться, играть, наслаждаться покоем.

Теперь для вас было бы очень полезно вспомнить, где это было. Не для того, чтобы представить эти моменты на чей-то суд, а чтобы понять: в вас заключено гораздо большее, нежели то, что вы в данный момент позволяете себе видеть. Вы владеете многими умениями и навыками, которыми когда-то пользовались, но не знаете, как их употребить в своей теперешней жизни. Это очень важно: ведь гораздо легче вспомнить что-то знакомое, чем учиться совершенно новому и непривычному.

Одна из целей предстоящего вам исследования — восстановить те знания, которыми вы давно перестали пользоваться, и вспомнить, что они являются частью вашей личности. Тогда, размышляя, кто же вы есть на самом деле, вы сможете дать себе более полный и правильный ответ, чем тот, который привыкли давать раньше. Не уговариваю верить мне, но мне пришлось неоднократно наблюдать: по мере того. как рассказ о самом себе становится все полнее, а пробелов в нем становится все меньше, человек чувствует, что волен строить свою жизнь, как ему хочется. Не нужно с ходу соглашаться с этим утверждением или опровергать его: проверьте на себе и убедитесь, справедливо ли оно.

Если вы настроены изменить к лучшему свою жизнь, обратите внимание на ту историю, которую вы сами себе рассказываете. В том случае, когда вы говорите себе, что «зациклены» на определенных мыслях, чувствах и способах поведения, знайте, что ваш рассказ не полон.

Следующий метод самоизучения поможет вам восстановить недостающие части повествования. Это не просто психологическая игра. а серьезный и мощный инструмент исследования. Вы будете готовы им воспользоваться, только когда захотите прислушаться к самому себе.

Этот метод предполагает активную работу воображения. Если у вас не очень богатая фантазия, не страшно — достаточно минимума: представьте себе как выглядит дорога. Если представили, можно начинать.

Первый шаг — рассмотрите свою жизнь в последовательности ее событий так, словно это дорога. Вот вы родились. Это начало вашего пути здесь, на планете Земля. Каждое место, где вы побывали и каждое пережитое событие составляют некую часть пройденного вами расстояния. Перед вами лежит продолжение дороги — там вы еще не бывали и туда мы пока заглядывать не будем. Итак, вы родились, начался ваш путь — и протянулся до сегодняшнего дня. Вы будете исследовать именно этот участок.

Внимательнее присмотритесь к тому, что происходило с вами по дороге. Лучше иметь под рукой бумагу и карандаш, поскольку кое-что из увиденного придется записать. Это не займет много времени: как только вы заметите у дороги что-то важное, сделайте для себя краткую запись, чтобы не забыть, о чем речь. Вот как это выглядит на практике.

Представьте себе, что сидите на отдаленном высоком холме и с высоты рассмотрите дорогу своей жизни. Вы проходите один участок за другим, оценивая обстановку и обращая внимание на все происходящие события. Вначале вы будете искать то, что особенно повлияло на вас и сделало таким, какой вы есть. Прежде чем вы начнете, я объясню, как записывать свои наблюдения.

Допустим, в возрасте шести лет вы перенесли серьезную утрату — умер кто-то из членов семьи. Вероятно, это событие сильно повлияло на вас. Наблюдая обстановку «вдоль дороги», вы обязательно отметите его. Другой вариант: в шесть лет вы встретили ровесника, который стал вашим лучшим другом и научил вас чему-то важному; это также могло оказать влияние на вашу дальнейшую жизнь.

Что было важным, а что нет, никто, кроме вас, не определит. Вовсе не требуется проводить исследование по какой-либо жесткой схеме. Напротив, дайте себе полную свободу: осматривайте местность и выискивайте то, что с вашей точки зрения, было самым важным. Встречаясь с наиболее значительными эпизодами своей личной истории, делайте записи. Достаточно нескольких ключевых слов, которые потом напомнили бы вам, что вы наблюдали на этом участке дороги.

Вернемся к конкретным примерам. Тот, кто в возрасте шести лет потерял близкого родственника, просто напишет «семья» — ему понятно, о каком событии идет речь. Тот, кто в шесть лет встретил друга,. напишет «друг», или его имя. Пусть записи будут краткими — ровно столько, сколько нужно, чтобы потом вспомнить о событии.

Итак, мысленным взором представьте картину: дорога, вы не на дороге, а на холме или возвышенности, дорога простирается перед вами. Она начинается там, где вы родились и продолжается до настоящего момента. Вы не стоите ни на каком ее участке, вы ее исследуете с расстояния. Дорога, которую вы видите, может быть прямой или же извилистой, на ней могут быть пригорки, долины и что угодно еще.

Начиная воображаемое исследование, «поднимите бинокль» и пристально вглядитесь в начало дороги, говоря себе при этом: «здесь я родился». Ведите биноклем вдоль дороги, говорил себе: «...а потом...». Отмечайте все, что кажется вам важным. Не пытайтесь систематизировать свои воспоминания, просто следуйте за событиями. Находя что-то значительное, отмечайте, чтобы потом вспомнить. Продолжайте поиск, снова повторяя «а потом...» пока не наткнетесь на следующее важное событие. Опять запишите ключевое слово и двигайтесь дальше.

Продолжайте так до тех пор, пока не дойдете до настоящего времени. На первый раз постарайтесь ограничиться десятью ключевыми эпизодами. Это поможет вам сосредоточиться на наиболее важных событиях. Уделите этому 20-30 минут, а затем посмотрите, что у вас получилось.

Любопытная особенность этого занятия состоит в том, что хотя вы просматриваете дорогу в одном направлении из прошлого в настоящее — важнейшие события не всегда вспоминаются в их хронологической последовательности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.