Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии




Основные принципы преподавания

 

Основные принципы Комментарии
Сотрудничество обучаемых и обучающих Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности, только при желании аудитории получить что-то новое возможен положительный результат.
Эффективность стратегии преподавания Применение определенной стратегии преподавания должно определяться готовностью всех участников процесса образования к подобному роду взаимодействия. Применяемые на уроке методы определяются поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки обучающихся, способностями и интересами преподавателя.
Стратегия преподавания должна быть целесообразной Метод должен работать на выполнение определенной задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: «Почему занятие будет построено именно так, а не по-другому»? При использовании любого метода следует соразмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами. Интересный методический прием может оказаться не оправдано энергоемким и затратным по времени.
Вариативность Не следует слишком часто злоупотреблять даже самым эффективным и успешным способом работы. В преподавании необходимо разнообразие, как содержания, так и методики, на уроке следует добиваться смены форм деятельности обучающихся. Она должна быть максимально разнообразна, но это разнообразие не должно быть искусственным.
Творческий подход В методике нет застывших догм и окончательных правил. Преподаватель, в зависимости от выбранной темы, поставленных целей и других факторов, может выбирать новые формы воплощения, менять алгоритм действий.
Наличие алгоритма Необходимо иметь разработанную последовательность использования приемов преподавания на конкретном занятии. Каждый метод должен иметь четкую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов.
Демократичность Применение любого метода должно быть построено на демократических ценностях (уважении других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдение прав человека и т.д.), предпочтение следует оказывать методам, которые оказывают наибольшее влияние на формирование личности каждого учащегося.

 

Положительные стороны Отрицательные стороны
Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся
Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания
Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся
Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой
Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени
Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания

 

 

Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. Это: “мозговой штурм”, ролевая и деловая игра, дебаты, метод “Синквейна”, “INSERT” (активное чтение), метод шести шляп, “чтение со стопами ”, методика сотрудничества (“кооперативное обучение”), проектная деятельность и другие.

Ролевая игра – в процессе игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему задаётся. Участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Положительные стороны ролевой игры:

В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические, правовые знания учащихся, расширяется круг источников.

Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.

Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

Ролевая игра дает возможность отличаться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.

Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)

Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи (крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Каждая игра организуется под эгидой определённой темы. Так ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие из вариантов наиболее приемлемы в реальной жизни. У детей формируется умение вести переговоры, принимать самостоятельные решения. Ученики сами определяют модель своего поведения в игре. Например, игра по теме «Голосование, выборы, референдум» позволит понять, какие формы участия граждан в общественной жизни нашей страны предусмотрены нашим законодательством.

Большой потенциал для игровой деятельности содержит материал по правовому разделу. Так деловая игра «Судебный процесс» даёт возможность познакомиться на практике с работой органов судебной власти, «примерить» на себя профессию адвоката, прокурора, судьи. Причем при формировании у ребят правильных речевых коммуникаций широко использую в работе интерактивные мультимедиа курсы: «Представительство интересов клиента в досудебном разбирательстве», «Речевые коммуникации юристов», «Защита прав ребёнка» и другие.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории и обществознания, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – Существительное (название темы)

2 строка – Два прилагательных (определение темы)

3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

Например: по теме «Конституция РФ»:

Конституция РФ

Пятая, демократическая,

Устанавливает, гарантирует, обязывает.

Хорошо бы все соблюдали

Основной закон государства.

Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения даёт возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника. Маркировка текста «v», «+», «-», «?».

«v» «+» «-» «?»
Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что знаете или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

 

Необходимо расширять кругозор школьников, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия индивидуальные и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.

Для решения указанных проблем целесообразно применение методов интерактивного обучения в преподавании общественных дисциплин.

 

Список литературы.

1. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.

2. Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004г.

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта.- М.: Фонд «Сивитас», 2005г.

4. Толерантность. Мир без конфронтации. Под редакцией Хромченко М.С. и Хасан Б.И.- М.: Изд. «Бонфи», 2001г.

5. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Изд-во «Просвещение», 2004г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.