Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба за живучесть




В боевых условиях подводной лодке при встрече с противником приходится не только самой наносить удары, но и выдерживать его контратаки. Следовательно, вся конструкция корпуса подводной лодки, ее {257} внутреннее оборудование, механизмы, вооружение и приборы должны быть достаточно живучими, а личный состав — подготовленным к борьбе за живучесть.

Понятия живучести и боеспособности неотделимы одно от другого. Если живучестью называют способность корабля противостоять боевым и аварийным повреждениям, сохраняя при этом свою боеспособность, то последнюю определяют, как способность корабля наносить поражение врагу, сохраняя, несмотря на его контрудары, живучесть. Боеспособность корабля находится в прямой зависимости от его живучести, поэтому потеря живучести равносильна утрате боеспособности.

Обнаружив лодку, противник будет стремиться использовать для ее уничтожения все имеющиеся у него средства. Не исключено, что, уклоняясь от атак вражеских кораблей, подводной лодке придется длительное время находиться на максимально допустимой глубине погружения, выдерживая огромное давление воды. В результате боевых столкновений могут выйти из строя те или другие механизмы, через пробоины в корпусе внутрь лодки будет поступать вода, на лодке может вспыхнуть пожар, она может потерять управление, повредить перископ, проскочить предельную глубину погружения и т. д. Во всех этих случаях лодка должна сохранять боеспособность и живучесть, чтобы отразить нападение кораблей врага, выполнить поставленную командованием боевую задачу и благополучно возвратиться в базу.

Как правило, руководство борьбой за живучесть подводной лодки осуществляется из центрального поста, где размещается главный пост живучести. Пост оборудован необходимыми приборами, при помощи которых можно следить за креном и дифферентом, за глубиной погружения, за режимом работы реактора и атомной энергосиловой установки, за поведением вспомогательных механизмов, качественным составом воздуха, температурой в каждом отсеке и всеми другими показателями, по которым можно судить о состоянии подводного корабля и его боеспособности. Эти сведения позволяют организованно руководить борьбой за живучесть, в которой каждый подводник должен проявлять смелость, находчивость, инициативу, спокойствие, мужественность, решительность и умение {258} владеть собой в самых трудных условиях. Слаженная и четкая работа личного состава подводной лодки обеспечивает безаварийную эксплуатацию сложной материальной части и постоянную готовность боевых средств.

Однако для успешной борьбы за живучесть подводной лодки в случае аварийных или боевых повреждений этого недостаточно. Необходимо быстро ориентироваться в окружающей обстановке, правильно установить причины повреждения и принять меры к ликвидации аварии и сохранению боеспособности своего корабля. Только путем постоянной тренировки личного состава подводной лодки в условиях, максимально близких к действительным, можно добиться умелого и полноценного проведения всех необходимых мероприятий, обеспечивающих сохранение ее живучести и боеспособности.

Важнейшими элементами борьбы за живучесть является борьба с водой, поступающей в лодку вследствие повреждений корпуса, борьба с огнем при пожаре и умение восстановить действие поврежденных механизмов, систем и устройств или использовать их резервы.

Только неудовлетворительной организацией борьбы за живучесть можно объяснить тяжелые последствия аварии, постигшей французскую подводную лодку «Прометей» 7 июня 1932 года. В этот день она затонула на рейде вследствие невыполнения элементарных правил погружения: лодка ушла под воду с открытыми входным люком и вентиляционными шахтами. Внутренние водонепроницаемые переборки, отделяющие отсек от отсека, оказались незадраенными.

Нарушение инструкции и неумение правильно и своевременно организовать борьбу за живучесть привели к катастрофе, в результате которой погибли 63 человека, находившиеся в лодке в это время.

Безответственность и расхлябанность офицерского состава, недисциплинированность и легкомысленное отношение к службе, выразившееся в несоблюдении требований, изложенных в соответствующих наставлениях, послужили причиной аварии американской подводной лодки «Сквалус». Лодка погибла 23 мая {259} 1939 года вследствие затопления ряда отсеков через клапан подачи воздуха к двигателям. Такая же судьба постигла подводную лодку США под номером «09», затонувшую при испытаниях 21 июня 1941 года.

Весной 1963 года американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула на большой глубине в период испытаний после ремонта. Скудные сведения об этой катастрофе, просочившиеся в печать, свидетельствуют о том, что и здесь имело место нарушение правил безопасности и неорганизованность борьбы за живучесть со стороны личного состава.

Отличное знание своей специальности, дисциплинированность, выносливость, сознание своего служебного долга и умение, не теряясь, быстро и активно действовать в опасный или ответственный момент обеспечивают высокий уровень организации борьбы за живучесть.

Советские подводники неоднократно проявляли эти качества как в годы Великой Отечественной войны, так и в мирное время при выполнении задач боевой подготовки.

В послевоенный период наши подводники продолжают совершенствовать свое мастерство, постоянно тренируясь в борьбе за живучесть подводной лодки.

Вот как проводится иногда учеба. Лодка маневрирует под водой, уклоняясь от преследующих ее кораблей условного противника. В каком-либо отсеке имитируется пробоина в прочном корпусе, толстая струя воды с силой бьет в подволок. Доложив в центральный пост о «пробоине», командир отсека принимает меры к ликвидации повреждения. Личный состав быстро герметизирует отсек и создает в нем воздушное противодавление. Вводятся в действие все имеющиеся водоотливные средства. Матросы специальными аварийными материалами, мокрые с головы до ног, заделывают пробоину, но уровень воды в отсеке неуклонно повышается, и прекратить полностью поступление забортной воды пока не удается.

Обстановка становится все напряженнее. Командир электромеханического подразделения следит за дифферентом и плавучестью лодки, непрерывно меняющимися в связи с приемом воды в поврежденный отсек. Поступает вводная: в соседнем отсеке пожар, {260} огонь повредил кабельную сеть и подача электроэнергии прекращается. Но люди продолжают работать в полузатопленном отсеке. Наконец вода перестает прибывать, «пробоина» заделана. Между тем «пожар» в носовом торпедном отсеке продолжается, весь отсек задымлен, дышать в нем без индивидуальных кислородных приборов невозможно. Новая вводная сообщает о выводе из строя внутрикорабельной телефонной связи и ряда навигационных приборов. Положение усложняется, корабли «противника» продолжают усиленно «бомбить» лодку. Пользоваться переговорными трубами нельзя, так как это нарушит герметизацию отсеков. Доклады в центральный пост передаются по имеющейся таблице перестукивания. В такой обстановке надо мобилизовать все свои знания, силы и энергию, чтобы выйти из трудного положения.

Бывает, что ставится задача произвести срочное погружение в полной темноте. Вот тогда действительно проверяется знание не только своих обязанностей, но и всего корабля в целом. Часто поступают дополнительные вводные, еще больше усложняющие обстановку.

В ходе учебы не допускается никаких послаблений, упрощающих задачу. Смелая, быстрая и осмысленная деятельность каждого подводника во время учения приводит к успеху. Обеспечение живучести лодки — дело всего личного состава, и чем лучше подготовлен и обучен каждый моряк, тем выше боевая готовность и боеспособность подводного корабля в целом. Ведь часто в борьбе за живучесть успех дела решают секунды, значит, исключительно энергичной и напряженной должна быть работа всех без исключения моряков-подводников в ответственный период борьбы за живучесть своей лодки.

ПОДВОДНАЯ „ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ”

Если все средства борьбы за живучесть исчерпаны, подводникам приходится покидать свой затонувший и неспособный подняться на поверхность корабль. На этот случай предусмотрены специальные автономные водолазные индивидуально-спасательные приборы, {261} обеспечивающие человека кислородом и поглощающие образующийся при дыхании углекислый газ.

Устройство водолазного прибора сравнительно несложно. Главными его частями являются: дыхательный мешок, фильтр с поглотителем углекислоты и баллон со сжатым кислородом. В автономном водолазном приборе происходит замкнутая циркуляция воздуха.

Подводник в гидрокомбинезоне с индивидуальным кислородным прибором

При выдохе воздух, перенасыщенный выводимой из организма углекислотой и влагой, через рот подводника и клапан выдоха по гибкой гофрированной резиновой трубке направляется сначала в фильтр, где очищается от углекислоты, а затем в дыхательный мешок.

Пропущенный через фильтр воздух, хотя и очищен от углекислоты, все же не годится для дыхания, так как содержит меньше кислорода, чем требуется для поддержания жизни человека. Поэтому в дыхательном мешке к этому воздуху добавляется из баллона чистый кислород. Теперь уже снова можно вдыхать обогащенный кислородом воздух из дыхательного мешка. Емкость мешка обеспечивает достаточное для вдоха количество воздуха, а запас сжатого под большим давлением кислорода в баллоне рассчитан на несколько часов пребывания под водой. Регулировка подачи кислорода из баллона в дыхательный мешок производится специальным редукционным клапаном, автоматически понижающим давление и дозирующим подачу кислорода в нужном количестве.

Баллон, фильтр и резиновый дыхательный мешок помещаются в специальном ранце. Гофрированная трубка оканчивается так называемым загубником, {262} который подводник берет в рот. Некоторые приборы имеют резиновую маску, напоминающую шлем противогаза.

В холодное время года подводники перед выходом из подводной лодки в водолазном приборе надевают специальные непромокаемые комбинезоны из прорезиненной ткани.

Для выхода из затонувшей лодки пользуются рубкой или приспособленным под шлюзовую камеру отсеком. Для этого отсек должен быть герметически отделен от других помещений лодки и иметь в верхней части люк. Под люком подвешивается тубус, представляющий собой широкий цилиндр, изготовленный из прорезиненного брезента, натянутого на стальные кольца. В нерабочем положении тубус складывается гармошкой и крепится под комингсом люка.

Когда нужно организовать выход личного состава из подводной лодки, тубус распускают, и он свисает, не доходя до палубы шлюзовой камеры примерно на на 60—70 сантиметров. Если шлюзовой камерой служит специальный отсек, выход из него осуществляют так. В отсек входит группа подводников. Затем в это помещение при помощи особого крана впускают забортную воду в таком объеме, чтобы она поднялась несколько выше нижнего конца тубуса и закрыла его на 25—30 сантиметров. После этого кран закрывают, дальнейшее поступление воды в отсек прекращается, и в нем повышается воздушное давление за счет имеющихся в лодке запасов сжатого воздуха до тех пор, пока оно не сравняется с забортным. С установлением равенства наружного и внутреннего давлений в отсеке один из подводников в автономном кислородном приборе ныряет под тубус, открывает крышку выходного люка, выпускает через люк буй, выбирает слабину и крепит буйреп1около люка. Затем все выходящие по очереди подныривают под тубус и по буйрепу с узлами-муссингами медленно поднимаются на поверхность моря. Подъем совершается с остановками после определенного числа пройденных муссингов, чем обеспечивается {263} постепенное снижение внешнего давления воды на человека. Быстрый подъем вредно действует на организм и вызывает так называемую «кессонную» болезнь, связанную с резким падением давления в окружающей среде. Суть «кессонной» болезни заключается в том, что растворенный в крови воздух (преимущественно азот) и воздух, находящийся в легких под давлением, которое было в шлюзовой камере лодки при выходе из нее подводников, не успевает вытравливаться наружу и может вызвать разрывы легочной ткани или закупорку кровеносных сосудов. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать скорость подъема на поверхность, указанную в специальных таблицах, и этим дать возможность организму постепенно приспособиться к новым условиям.

Когда вся группа, находящаяся в шлюзовой камере, покинет подводную лодку, старший группы, выходящий последним, закрывает люк и ударом металлического предмета по крышке люка сообщает об этом подводникам, оставшимся в лодке. Вода из шлюзовой камеры опускается в трюм, и новая партия людей начинает готовиться к выходу из лодки таким же путем.

В случае больших повреждений подводной лодки, когда возможность выхода через люки при помощи тубусов исключена, можно покинуть лодку через торпедные аппараты.

Кислородные приборы являются индивидуальными спасательными средствами, но существуют средства коллективного выхода из подводной лодки, лежащей на грунте.

Еще в 1939 году в итальянском порту Специи производились учения, во время которых экипаж условно затонувшей на глубине 35 метров подводной лодки поднимался на поверхность при помощи особых спасательных цилиндров «Джеролами». В зависимости от размеров лодки такой цилиндр может вмещать бóльшую или меньшую группу личного состава. Суть его устройства состоит в следующем. Металлический цилиндр с герметически закрывающейся крышкой, рассчитанный на полное внешнее давление воды, помещается в вертикально расположенной шахте, устроенной в корпусе подводной лодки. Шахта представляет собой шлюзовый отсек, в который можно проникнуть

  {264}  

 

Выход личного состава из подводной лодки

 

  {265}  

через специальный люк. В случае аварии группа подводников входит в шахту и через отверстие в верхней части спасательного цилиндра спускается в него. Затем крышка цилиндра задраивается, открывается крышка шахты и спасательный цилиндр, имеющий определенный запас плавучести, поднимается на поверхность.

После выхода из него людей, в обязанность которых входит снова приготовить цилиндр для повторного подъема личного состава, он при помощи троса втягивается обратно в шахту лодки, и все повторяется сначала.

Чтобы при выходе людей из затонувшей подводной лодки не было напрасных жертв, необходимо строго соблюдать установленные правила; нарушение этих правил влечет за собой тяжелые последствия. Примером того, к чему могут привести паника и неорганизованность при аварии, служит катастрофа, постигшая английскую подводную лодку «Тетис», затонувшую во время испытаний в июне 1939 года на Ливерпульском рейде.

Офицеру лодки лейтенанту Вудсу было поручено проверить, заполнились ли водой носовые торпедные аппараты. Такая проверка производится при помощи пробных краников, установленных на задней крышке аппаратов. По инструкции полагалось предварительно прочистить иглой каналы пробных краников, так как в случае закупорки их вода не пойдет через краники и может создаться ложное впечатление, что в торпедных аппаратах воды нет. Нарушив инструкцию, Вудс открыл пробные краники. Вода из них не пошла, а потому он решил, что трубы торпедных аппаратов пусты, и приказал открыть их задние крышки. Преступная небрежность привела к трагическим последствиям: в отсек хлынула вода. Под ее напором закрыть люк первой герметической водонепроницаемой переборки не удалось. Кое-как был задраен люк второй переборки. «Тетис», потеряв плавучесть, с большим дифферентом на нос погрузилась в воду. Авария произошла на небольшой глубине, поэтому нос лодки коснулся грунта, а корма ее осталась на поверхности. Несмотря на то что о происшествии вскоре стало известно морским властям, спасательные работы начались {266} с опозданием почти на двое суток. Благоприятный момент был упущен — за это время нос подводной лодки засосало илом. Чтобы вывести людей из лодки, было решено вскрыть горловину кормовой балластной цистерны, что и сделали. Но, когда прибывшая водолазная команда начала подтягивать лодку буксиром, тросы лопнули и «Тетис» совсем скрылась под водой. При этом через открытую горловину в кормовую цистерну хлынула вода. Лодка окончательно потеряла плавучесть и затонула.

На «Тетисе» началась паника. Первыми трусливо покинули подводную лодку руководитель испытаний капитан Орам и виновник катастрофы лейтенант Вудс. Затем через спасательную камеру благополучно выбросились на поверхность еще два человека. Остальные 99 человек погибли из-за неподготовленности экипажа к борьбе с водой, вследствие нераспорядительности своих командиров, бездеятельности и равнодушия британских морских чиновников.

Если подводная лодка затонула в районе действия кораблей своего флота, экипаж может указать ее местонахождение при помощи сигнального буя, который имеется на каждой подводной лодке и хранится в специальном углублении на верхней палубе или в надстройке.

Сигнальный буй — это пустотелый металлический поплавок, окрашенный в яркий цвет. Прочный стеклянный колпак прикрывает сверху скрытую в поплавке буя сильную электрическую лампу. Кроме лампы, внутри поплавка находится телефонная трубка. Иногда буй снабжается устройством для акустической сигнализации.

Буй связан с подводной лодкой гибким шлангом, внутри которого проходят электрические и телефонные провода, а также имеется канал для подачи в лодку воздуха и жидкой пищи. Отцепить буй от корпуса подводной лодки можно только из самой лодки.

Такой сигнальный буй, всплывший на поверхность, привлекает внимание наблюдателей проходящих судов и самолетов: днем — своей окраской, ночью — светом сигнальной лампы. Спасательная партия, подошедшая к месту происшествия, может связаться с командой {267} подводной лодки по телефону и в случае необходимости оказать ей первую помощь.

Для спасения личного состава подводной лодки может быть использован и так называемый «подводный колокол» или «спасательный колпак», прототипом которого был водолазный колокол древнейших времен. Он представляет собой погружающуюся в воду кессонную камеру. Заключенный внутри камеры воздух не

 

Сигнальный буй

 

позволяет воде заполнить пространство под колоколом, поэтому под ним могут находиться люди. Водолазы наводят колокол на затонувшую лодку и прикрепляют его к комингсу люка. Затем воду из-под колокола откачивают и, когда он плотно присасывается к корпусу лодки, открывают крышку люка, чтобы часть команды перешла из подводной лодки под колокол. После этого колокол вытягивают на поверхность. Манипулируя таким образом несколько раз, из подводной лодки выводят весь личный состав.

В конце 1957 года одна из наших лодок попала в тяжелое положение и не смогла всплыть. Немедленно на помощь была выслана спасательная партия. Работы начались поздно вечером, дул порывистый ветер, шла

  {268}  

 

«Подводный колокол»

 

высокая крутая волна. Спасательное судно удерживалось на месте с помощью двух стоящих на якорях эскадренных миноносцев и морского буксира, так как свои якоря не держали. Лейтенант Чертан сосредоточенно руководил выходом в воду первой пары водолазов, одетых в специальные костюмы. Похожие на фантастических марсиан, в круглых медных шлемах с {269} большими глазницами, они быстро опускались на грунт. А погода все ухудшалась, семибалльный шквалистый ветер гнал по небу свинцовые тучи, тяжелые волны глухо бились о корпуса кораблей. Волной оборвало буйреп сигнального буя, выпущенного подводной лодкой, связь с ней прервалась.

Пара за парой спускались водолазы в бушующее море, чтобы оказать помощь своим товарищам. Пытливо вглядывались они в мутную толщу воды, но лодки не было видно. Наконец повезло матросу Герасюте: метрах в пятнадцати от себя он заметил лежавший на грунте корпус подводного корабля. Немедленно был заведен трос, и Герасюта прикрепил его к кормовому рыму. По этому тросу пошел на глубину опытный водолаз мичман Ю. П. Каргаев. Он установил связь с подводниками по коду, с помощью перестукивания, и сообщил наверх, что личный состав лодки чувствует себя нормально. На помощь Каргаеву спустился мичман А. И. Ивлев. Полтора часа, перекрывая все нормы пребывания водолазов под водой, работал этот отважный моряк. Затем его сменил мичман Ф. П. Кремляков. Наконец была налажена вентиляция, по шлангам в лодку пошел свежий чистый воздух. Водолазы восстановили и телефонную связь с экипажем аварийной лодки. Вскоре по трубам торпедных аппаратов в специальных футлярах удалось подать в лодку горячую пищу и теплую одежду, в которых остро нуждались промокшие и озябшие подводники. К корпусу затонувшего корабля один за другим крепились спасательные тросы. Напряженная работа спасателей принесла свои плоды и была успешно завершена. Родина высоко оценила мужество и самоотверженность водолазов и всех участников этой экспедиции. Группа наиболее отличившихся моряков во главе с организатором работ, опытным специалистом капитаном 2 ранга П. Н. Никольским, была удостоена правительственных наград.

 

 

  {270}  

 

 

ПОДВИГ „ПАНТЕРЫ"

истории отечественного Военно-Морского Флота немало ярких революционных страниц. Советский народ бережно хранит память о героических матросах крейсера «Очаков» и броненосца «Потемкин», первыми поднявших на кораблях знамя восстания против царизма, о кронштадтских матросах, участвовавших под руководством Коммунистической партии в свержении буржуазного Временного правительства, о моряках легендарного крейсера «Аврора», возвестившего 25 октября 1917 года историческим выстрелом своего орудия по Зимнему дворцу начало новой эры — эры крушения капитализма, эры торжества социализма и коммунизма.

Гениальный стратег революции Владимир Ильич Ленин, ведя партию и весь трудовой народ к свержению царского самодержавия, уделял большое внимание революционному воспитанию воинских частей. Он неустанно заботился о том, чтобы у солдат и матросов {271} пробуждалось и росло революционное сознание, чтобы они беззаветно служили делу освобождения трудящихся от оков царизма, чтобы ради интересов народа они были готовы на любые жертвы.

Ленин расценивал работу среди солдат и матросов как одну из самых важных задач партии. В результате этой работы к октябрю 1917 года многие воинские части перешли на сторону революции, а Кронштадт стал крепостью большевистской партии, где давно уже не признавалась власть Временного правительства.

После исторической победы Великой Октябрьской социалистической революции по предложению Ленина были приняты первые декреты Советской власти: декрет о мире и декрет о земле. Начались переговоры с Германией, закончившиеся, вследствие предательской политики Троцкого, подписанием в Бресте тягчайшего и унизительнейшего мирного договора. По условиям этого договора, корабли Балтийского флота должны были покинуть свои базы в Гельсингфорсе и Ревеле или разоружиться.

Моряки решили сохранить флот для Советской Родины, и вскоре начался героический ледовый поход в Кронштадт. Сквозь льды, сковавшие воды Финского залива, вслед за крупными надводными кораблями пробивались подводные лодки, На переходе из Ревеля в Гельсингфорс погибла лодка «Единорог», затерло льдами подводную лодку «Рысь». Этот беспримерный в истории поход завершился 25 апреля 1918 года. Всего в Кронштадскую гавань пришло 211 кораблей, в том числе 12 подводных лодок. Моряки молодого Советского Военно-Морского Флота вместе с бойцами только что рожденной Красной Армии встали на защиту своей республики от интервентов и внутренней контрреволюции.

Это было тяжелое время. На нашу землю ринулись войска США, Англии, Франции и Японии. Американские и английские эмиссары организовывали мятежи, снабжали оружием и обмундированием белогвардейские и всевозможные другие контрреволюционные банды.

Огненное кольцо фронтов окружало молодую Советскую республику.

На всех фронтах гражданской войны рука об руку {272} с бойцами Красной Армии сражались и побеждали врагов советские моряки.

Весной 1919 года в связи с наступлением на Петроград белогвардейских войск Родзянко — Юденича, поддерживаемых Антантой и белофиннами, Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение укрепить Балтийский флот и Петроградский фронт.

Совет рабоче-крестьянской обороны под председательством В. И. Ленина призвал рабочих Петроградского и Кронштадтского портов в самые короткие сроки закончить ремонт боевых кораблей. Город Петроград, Петроградская, Череповецкая и Олонецкая губернии были объявлены на осадном положении. Спешно формировались рабочие дружины для защиты города. Положение на Балтике было серьезное; наступлению белогвардейских банд на суше усиленно помогали с моря британские корабли, базировавшиеся на финские порты.

18 мая 1919 года в Копорском заливе произошел первый бой кораблей Балтийского флота с английской эскадрой. Моряки эскадренного миноносца «Гавриил» героически сражались против четырех британских миноносцев. Отряды, сформированные из кронштадтских моряков, активно участвовали и в боях на сухопутном фронте.

На фронте наступил перелом. Рабоче-Крестьянская Красная Армия и Красный Балтийский флот громили противника на суше и на море. Провокационная затея Антанты провалилась.

Морские силы интервентов, чтобы поддержать белогвардейцев, пытались создать угрозу Петрограду и Кронштадту с моря, но активные действия советских кораблей сорвали вражеские замыслы. К концу 1919 года потери английского флота в Финском заливе составляли: один крейсер, два эскадренных миноносца, три тральщика, один минный заградитель, одна подводная лодка, шесть торпедных катеров и четыре вспомогательных военных судна; кроме того, 16 боевых кораблей разных классов получили существенные повреждения и вышли из строя.

В результате сокрушительных ударов советских моряков остатки английской эскадры вынуждены были в декабре 1919 года покинуть Финский залив. {273}

К этому времени относится героический подвиг экипажа подводной лодки «Пантера» — одной из пяти советских лодок, участвовавших в борьбе с британскими кораблями.

30 августа 1919 года командир «Пантеры» получил приказ выйти на позицию вблизи острова Бьеркэ для действий против вражеских кораблей, пытавшихся прорваться к Кронштадту и Петрограду. На рассвете 31 августа «Пантера» покинула свою базу и к 15 часам достигла назначенного ей района.

На подходе к позиции командир лодки заметил английский четырехтрубный эскадренный миноносец, шедший встречным курсом из Копорской губы. Вскоре миноносец повернул к Бьеркэ и скрылся из виду.

Горизонт затянуло мутно-серой мглой, и видимость стала хуже. Ветер усилился, поднялось волнение. Вследствие штормовой погоды командир решил увести лодку на 12-метровую глубину и положить ее на грунт. Через полтора часа лодка снова всплыла под перископ. Теперь видимость улучшилась, и это позволило рассмотреть шедший справа от лодки параллельным курсом еще один британский четырехтрубный эскадренный миноносец, а за ним и другой, трехтрубный. К 19 часам английские корабли обогнули остров Сескари и стали на якорь у его южной оконечности. Наступил благоприятный момент для атаки и «Пантера» двинулась на сближение с миноносцами противника.

Чтобы не дать возможности обнаружить свою подводную лодку, командир «Пантеры» не поднимал перископ и ориентировался только по приборам. Несмотря на малые глубины, крайне затруднявшие маневрирование, командир стремился занять позицию поближе к берегу, с тем чтобы провести атаку с солнечной стороны. Такое положение лодки мешало вражеским наблюдателям заметить поднимавшуюся над водой головку перископа.

Через четверть часа подводная лодка сблизилась с кораблями противника на дистанцию около пяти кабельтовых. Теперь все зависело от точности расчета и верности глаза командира «Пантеры». Умело маневрируя, лодка легла на боевой курс. В окуляр перископа командир успел разглядеть на полубаке ближайшего эскадренного миноносца букву «F» и две какие-то {274} цифры. Как выяснилось позже, это был британский эскадренный миноносец «Виттория» водоизмещением 1367 тонн.

Прильнув к перископу, командир не выпускал из поля зрения избранный для атаки корабль. В 21 час 12 минут последовал торпедный залп. Две торпеды, выпущенные из носовых аппаратов «Пантеры», понеслись к цели.

Облегченную лодку стремительно влекло на поверхность. Только увеличив ход и дав резкий дифферент на нос, удалось погрузиться на глубину около 30 метров. Приблизительно через полминуты после выхода торпед подводники услышали сильный взрыв, а затем артиллерийскую канонаду. Очевидно, англичане стреляли наугад.

Погрузившись и почти касаясь корпусом грунта, лодка спешила уйти подальше от опасного места. Электроэнергия была на исходе, но попытка подзарядить аккумуляторы, предпринятая после полуночи, окончилась неудачей. Когда «Пантера» всплыла и приготовилась к зарядке, со стороны Сескари по небу протянулись гигантские щупальца прожекторов, — очевидно, англичане готовили облаву на советскую подводную лодку. Оставаться на поверхности было рискованно, и «Пантера» легла на грунт.

На рассвете, когда лодка всплыла под перископ, командир, осмотревшись, не обнаружил в море кораблей противника. Теперь «Пантера» смогла двинуться в обратный путь.

«К тому времени, — писал в боевом донесении командир «Пантеры», — давление в лодке поднялось... воздух был испорчен значительно... и дышать было крайне затруднительно. Лодка пробыла под водой 28 часов, не освежая воздуха, что является, кажется, рекордом для наших лодок. Пройдено под водой около 75 миль, следовательно, использован почти весь район подводного хода»1.

Командир не ошибся, экипаж «Пантеры» действительно добился рекордного для того времени срока пребывания под водой. {275}

«Судя по характеру взрыва, гулкого и сильного и значительно отличного от последующих выстрелов, — указывалось дальше в донесении командира, — считаю несомненным, что атака была успешной и британский миноносец взорван.

Эту уверенность разделяет весь личный состав лодки, доблесть и спокойная работа которого в ряде походов предыдущих, и особенно в трудной обстановке последнего, заслуживает быть отмеченной»1.

Действительно, в результате меткого торпедного залпа советских подводников британский миноносец пошел ко дну. Это был урок иностранным завоевателям, посягнувшим на свободу и независимость Советской республики.

Гражданская война окончилась полным разгромом интервентов и внутренних врагов. Советский народ, отстояв завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, перешел к мирному строительству.

Опасность нападения извне в условиях капиталистического окружения заставила Коммунистическую партию обратить особое внимание на дальнейшее укрепление обороноспособности нашей страны, на усиление боевой мощи Советской Армии и Военно-Морского Флота, в частности его подводных сил. Однако в более или менее боеспособном состоянии оказалось только несколько подводных лодок Балтийского флота. На Черном море подводные лодки были частично уничтожены, частично уведены белогвардейцами за границу при бегстве их из Крыма в 1920 году. Поэтому непосредственно после окончания гражданской войны была поднята и отремонтирована подводная лодка Черноморского флота «АГ-21», достроены четыре незаконченные лодки этого же типа и приведена в порядок «Нерпа» — одна из лодок типа «Барс».

Придавая большое значение возрождению Военно-Морских Сил, X съезд партии, происходивший в марте 1921 года, уделил особое внимание вопросам материального обеспечения флота и подготовке кадров военных моряков. По указанию В. И. Ленина весной 1922 года Российский Коммунистический Союз Молодежи направил на флот 2 тысячи комсомольцев. Триста {276} наиболее подготовленных юношей из этого числи были посланы в военно-морские учебные заведения. На следующий год на флот добровольно пошли служить еще 3 тысячи комсомольцев. Многие из них — ныне адмиралы, командиры крупных соединений кораблей.

16 октября 1922 года Российский Коммунистический Союз Молодежи принял шефство над Советским Военно-Морским Флотом.

В результате неустанной заботы Коммунистической партии и Советского правительства за короткий срок флот не только был восстановлен, но и пополнился новыми боевыми кораблями всех классов.

Как свидетельствует боевой опыт Великой Отечественной войны, наши подводные лодки оказались вполне соответствующими современному уровню развития этого класса кораблей.

Огромную заботу Родины советские моряки чувствовали буквально во всем. Благодаря этой заботе Военно-Морской Флот СССР в короткие исторические сроки пополнился новыми, отличавшимися высокими боевыми качествами, надводными кораблями и подводными лодками, построенными на отечественных заводах советскими кораблестроителями, и стал грозной силой, способной защитить морские границы нашей великой Родины от любого врага.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.