Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение и творчество. Поиски алгоритма творчества




«Творчество, - подчеркивал Н.А. Бердяев, - всегда есть прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире». Каждый человек является существом творческим. Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральный момент творчества – озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание. Оно может быть чувственным, рациональным или же эйдетическим. В первом случае интуиция выступает как мгновенное чувство, во втором случае мы имеем дело с интеллектуальной интуицией, в третьем случае речь идет об эйдетической интуиции как единстве чувственного и рационального (согласно философской традиции под эйдосом понимали то, что дано в мышлении и в то же время видимо). Поскольку пути возникновения интуиции не осознаются, постольку есть соблазн видеть тайну интуиции либо в глубинах бессознательного (З.Фрейд), либо в «сверхсознании», под которым К.С. Станиславский, например, понимал высший этап творческого процесса, отличный как от бессознательного, так и от осознанного.

Творчество как процесс создания чего-то нового часто предполагает, что человек может испытывать недостаток информации, знаний, умений для дости­жения цели, решения той или иной проблемы, осуществления каких-то действий. Именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые знания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот «рывок в творчество». Огромную роль эмоций в творческом процессе подчеркивал В. И. Вернад­ский: «Говорят: одним разумом можно все постиг­нуть. Не верьте!.. Одна нить – разум, другая – чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются в творчестве».

Развитие всех форм человеческой деятельности ставит задачу обучения творчеству. Науку о творческой деятельности и методах обучения ей называют эвристикой. («Эврика!» означает «нашел!», название «эвристика» придумал древнегреческий математик Папп). Сократические беседы, обмен мнениями, дискуссии, анализ проблемных ситуаций – все это способствует развитию духовных, творческих способностей личности.

Интуиция и творчество не поддаются логическому анализу и описанию. Однако мечта всех ученых – найти некий алгоритм творчества, прежде всего творческого решения проблем. Созданы методы, которые называют эвристическими. Эти методы требуют мобилизации таланта, памяти, внимания, воображения субъекта. Философия имеет эвристический характер, поэтому ее изучение является одним из действенных средств постижения тайн интуиции и творчества. Эвристическим содержанием обладают все принципы науки. Так, например, в физике действует принцип соответствия: должно быть соответствие между старой и новой теорией, в некотором пределе математический аппарат новой теории должен совпадать с математическим аппаратом старой теории. Когда Лобачевский создавал свой знаменитый вариант неевклидовой геометрии, то в качестве эвристического принципа он использовал постулат об обусловленности свойств пространства в микромире взаимодействием молекул, вследствие чего для описания этого пространства необходима особая неевклидова геометрия. Таким образом, любые философские и научные положения, идеи, принципы имеют эвристический характер: они могут привести, а могут и не привести к успеху. Использование любых эвристик всегда связано с риском неудачи и, следовательно, требует осторожности.

Поиски алгоритма творчества привели к исследованию научного и технического творчества, которое рассматривается как нахождение принципиально нового решения научной или технической проблемы. Выявлена структура мыслительного процесса решения проблемы: 1) мотивация (желание решить проблему); 2) анализ проблемы; 3) поиск решения: а) использование имеющегося алгоритма; б) перебор вариантов с целью выбора наиболее оптимального; в) решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов; г) поиск принципиально нового решения (творческое мышление), связанный с углублением логических рассуждений, использованием аналогии, эвристических приемов.

Неудача на этом этапе вызывает целую гамму эмоциональных состояний от отчаяния до страсти и одержимости. В этом случае переключение на другую деятельность – лучший способ дать идее «созреть», потому что внутренняя творческая работа не прекращается ни на миг. Следующий этап творческого процесса – озарение, сопровождается вдохновением – небывалым подъемом внутренних духовных сил человека, и проявляется как инсайт – мгновенное осознание решения проблемы, интуитивное мышление. К факторам, способствующим «озарению» относятся: а) высокая увлеченность проблемой (страсть); б) вера в успех; в) высокая информированность в проблеме, накоплен­ный опыт; г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке и т.п.).

4) Логическое обоснование найденной идеи решения, доказательство правильности решения. 5) Реализация решения. 6) Проверка найденного решения и его коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Таким образом, выявленный механизм творческого процесса представляет собой движение: сознание бессознательное сознание.

Созданы и продолжают создаваться различные приемы и методики усиления (развития) творческих способностей. Самыми «экзотические» из них являются приемы, разработанные и используемые Борисом Райковым. Это – внушение в состоянии гипноза воплощения в другую личность (выдающегося художника, музыканта и т.п.).

Среди других специальных методик наиболее известными, распространенными являются:

- «мозговой штурм» или брейнсторминг (А. Осборн, США) при работе в группе. Основные правила:

7-10 человек (из них только несколько специалистов);

запрет критики;

состояние релаксации, т.е. психической и мышечной расслабленности, комфорта;

все идеи фиксируются без авторства;

все собранные идеи передают группе экспертов для отбора наиболее ценных, как правило, таких бывает около 10 %.

- Синектический штурм (У. Гордон) включает 4 основанных на аналогии приема: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах об­разное определение сути задачи); фантастической (представь­те, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).

- Метод фокальных объектов (фокальный – находящийся в фокусе внимания): признаки случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать инерцию и косность привычки.

- Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объек­та (оси), а затем по каждой из них записывают всевозмож­ные варианты-элементы. Имея запись по всем осям, и ком­бинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва ли пришли бы в голову.

- Метод контрольных вопросов: составляется целый список наводящих вопросов (чем больше, тем лучше), типа: А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект? и т.п.

Все эти методы влияют на целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов, т.е. на воображение.

Воображение – процесс, создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение бывает пассивным (сон, грезы) и активным. Активное воображение делится на репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). Мечта – это тоже воображение, связанное с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи – замысел, «вынашивание» замысла; реализация замысла (воплощение смысла).

Основные приемы воображения:

- «агглютинация» - «склеивание» различных, порой несоединимых в действительности частей, качеств;

- гиперболизация – увеличение и уменьшение предмета, изменение отдельных частей;

- схематизация (например, различия сглаживаются, сходство выступает явно);

- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Язык воображения (и, прежде всего, искусства) – это метафора. Метафора представляет собой выражение одного явления через другое, позволяющее в ряде сопоставлений удержать многозначный смысл. Метафоричность предполагает особый взгляд на окружающий мир, способность делать такие сравнения и сопоставления, которые показывают привычные вещи в необычном ракурсе. Метафоры позволяют увидеть мир сквозь призму воображения, т. е. создать новую реальность.

В середине ХХ века были сделаны попытки доказать на практике возможность управления творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон утверждают: творческие способности развиваются посредством обучения. Фергюссон считает: творческие способности высвобождаются, поэтому лучшими формами являются игровые и проблемные методы обучения. Однако все известные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологию решения творческих задач – перебор всех возможных вариантов, т.е. «метод проб и ошибок».

Наш соотечественник Г.С. Альтшуллер разработал наиболее эффективные методы качественно новой технологии решения изобретательских задачТРИЗ. В основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем. В течение более 10 лет автор исследовал патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Анализ позволил выявить ряд важнейших закономерностей развития технических систем, которые легли в основу решения изобретательской задачи.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на цент­ральных этапах творческого процесса – анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся невероятной.

Г. С. Альтшуллер пишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ пред­лагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества ста­новится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен». Основа ТРИЗ – законы диалектики и законы общей теории систем, а также постулат об объективном, закономерном развитии техники, принципом развития которой является техническое противоречие. Выявлены типовые формы противоречий, для их разрешения в ТРИЗ построены логические инструменты – «вещественно-полевой анализ» и «алгоритм решения изобретательских задач». Используя эти (или дополнительно введенные) ресурсы, разрешают техническое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Да­лее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы. В программе, в самой ее структуре и правилах выпол­нения отдельных операций отражены объективные зако­номерности развития технических систем. Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предус­матривает операции по управлению психологическими фак­торами. Эти операции позволяют гасить психологическую инерцию и стимулировать работу воображения. Значитель­ное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсирующие воображение.

Таким образом, каждый человек обладает творческими способностями, но развить их можно только в процессе деятельности. Закономерностей художественного творчества не существует, хотя есть некоторые общие стадии в этом процессе. Научить художественному творчеству нельзя, можно научить ремеслу, т.е. репродуктивной деятельности. Продуктивное воображение можно развить, но определяющую роль, конечно же, играет талант, индивидуальность человека. Что же касается научно-технического творчества, то знание закономерностей развития технических систем помогает выработать некий алгоритм решения изобретательской задачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.