Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения 2 страница




Порядок представления физическими лицами необходимой информации о проводимых работах, связанных с нарушением плодородного слоя почвы, устанавливается органами Росземкадастра и Минприроды России, если иное не определено органами местного самоуправления.

Для уточнения учетных данных рекомендуется проведение инвентаризации нарушенных земель не реже одного раза в 10 лет, которая осуществляется по предложениям органов Росземкадастра и Минприроды России на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.

Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется:

· органами Росземкадастра, Минприроды России и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Положениями об их деятельности;

· соответствующими службами организаций, проводящих работы с нарушением почвенного покрова или осуществляющих авторский надзор за реализацией проектов рекультивации;

· внештатными общественными инспекторами по использованию и охране земель, назначаемыми в соответствии с п.1.4 Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, утвержденной приказом Роскомзема от 18.02.94 N18 и зарегистрированной Минюстом России за N528 от 28.03.94, а также общественными инспекторами по охране природы, назначаемыми в порядке, устанавливаемом Минприроды России.

В целях оценки, предупреждения и своевременного устранения негативного влияния нарушенных и рекультивированных земель на состояние окружающей среды специально уполномоченными органами и заинтересованными организациями в пределах их компетенции осуществляется наблюдение (мониторинг) за экологической обстановкой в местах разработок месторождений полезных ископаемых, складирования и захоронения отходов, проведения других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также на рекультивированных территориях и прилегающих к ним участках.

Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего или органов Минприроды России и Роскомзема.

Определение размера причиненного вреда производится по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, либо на основе соответствующей проектной документации восстановительных работ, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния земель с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей.

Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.

В настоящее время в России проводится комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы " ("Плодородие"), утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2001 года N780.

Программа разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды", Водным кодексом Российской Федерации и с учетом «Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы» и ряда других нормативных правовых документов.

Планируемые результаты реализации Программы:

· увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных угодиях на 2,5-3 балла, а на пашне на 4,5-5 балла и производства зерна, кормов, льна, риса, семян, плодоовощной и другой продукции до 115-120 млн. тонн зерновых единиц, что обеспечит в основном внутренние потребности страны;

· сохранение до 4 млн. гектаров сельскохозяйственных земель;

· обеспечение дополнительными рабочими местами свыше 250 тыс.
человек;

· совершенствование землеустройства, внедрение прогрессивных систем земледелия и технологий;

· осуществление комплекса агрохимических мероприятий по известкованию, фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной обработке солонцов, внесению 14,7 млн. тонн минеральных удобрений и 660 млн. тонн органических удобрений;

· проведение гидромелиоративных работ на общей площади свыше 500 тыс. гектаров, культуртехнических работ на 340 тыс. гектаров, строительство противоэрозионных и других гидротехнических сооружений;

· создание и реконструкция полезащитных, пастбищезащитных, фитомелиоративных насаждений на площади более 384 тыс. гектаров;

· повышение технологического и технического уровня и информационного обеспечения намеченных Программой мероприятий;

· создание правовой и экономической базы повышения плодородия сельскохозяйственных земель;

· подготовка и повышение квалификации кадров.

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса страны и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью страны.

Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.

В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и недостаточное участие хозяйств-землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки в агропромышленном комплексе сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере АПК.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

· дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;

· уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

· нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне (до 1-3 тонн на гектар в год);

· усиление процессов эрозии и опустынивания;

· загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами;

· увеличение площадей с сильно кислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;

· интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, зарастания их древесно-кустарниковой растительностью, ухудшения естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приведут к резкому сокращению площади сельскохозяйственных угодий, к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 8-10 центнеров с гектара.

Экологическая устойчивость природных систем в результате развития указанных процессов значительно понизится.

Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период для преодоления критического положения необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Это возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязку имеющихся ресурсов с организацией исполнения.

Целями Программы являются обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости страны.

Это тесно увязывается с общим улучшением экономической и экологической обстановки в агропромышленном комплексе страны. Стабилизация почвенного плодородия позволит в значительной мере отказаться от импорта продовольствия, создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.

Исходя из целей Программы определены следующие задачи:

· обеспечение условий для снижения интенсивности сработки, сохранения и воспроизводства плодородия почв;

· предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;

· повышение степени использования биоклиматического потенциала страны и стабилизация сельскохозяйственного производства;

· улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

· формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;

· оптимальный учет природно-климатических и других условий, характерных для разных регионов;

· увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.

В соответствии с Основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы, Программа предусматривает оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель и выполнении агрохимических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий и работ по строительству и реконструкции оросительных и осушительных систем.

Только при комплексном осуществлении всех этих мероприятий с учетом основных требований агроландшафтной системы земледелия и в увязке с землеустройством территории можно обеспечить максимальный эффект. Это является стратегическим направлением в агропродовольственной политике.

Программа имеет межотраслевой и межведомственный характер.

Проблема воспроизводства плодородия почв является постоянной заботой общества.

Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной эколого-ландшафтной системы земледелия, соответствующей рекомендациям мировой и российской сельскохозяйственной науки.

Такие системы являются надежным средством сохранения природных агроресурсов и обеспечения устойчивого земледелия. Они позволяют успешно решать задачи сохранения и воспроизводства почв, увеличения производства сельскохозяйственной продукции при сокращении затрат, улучшения экологической обстановки.

С учетом опыта создания современной модели эколого-ландшафтной системы земледелия в Воронежской области Программой предусмотрено в качестве пилотного проекта освоение этой системы в хозяйствах Воронежской области. Соответствующие мероприятия и объемы финансирования из федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников отражены в региональной программе повышения плодородия почв и учтены в настоящей Программе. Предусматривается провести в плановом порядке внутрихозяйственное землеустройство с учетом внедрения эколого-ландшафтной системы земледелия, изменения условий разработки севооборотов и структуры посевных площадей. Соответствующие работы будут проведены в 390 хозяйствах.

Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять ее безотвальную обработку с учетом почвенно-климатических условий конкретных регионов, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.

В настоящее время в среднем ежегодно в пахотных почвах минерализуется 64 млн. тонн гумуса, а восполняется только 27, дефицит составляет 37 млн. тонн. Только для его покрытия необходимо внести в почву при сложившейся структуре посевных площадей свыше 600 млн. тонн органических удобрений. В ряде регионов страны в структуре органических удобрений большое место вновь займет торф и сапропель. Применение торфа предусматривается в виде компостов.

В ближайшей перспективе одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление падения плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации станет интенсификация биологизации земледелия, которая предполагает помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений и биологического азота внедрение почвозащитных севооборотов, сидератов, запашку излишков соломы.

К 2005 году планируемые площади под сидератами составят 4 млн. гектаров, что обеспечит получение 90 млн. тонн зеленых удобрений. Кроме удобрительного назначения сидераты позволяют успешно бороться с эрозией и засолением почв, болезнями, вредителями и сорняками, получать экологически чистую продукцию, прежде всего для детского питания.

Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности.

В настоящее время известкования требует около 40 млн. гектаров земель.

Потребность в минеральных удобрениях в несколько раз превышает то количество, которое применяется в настоящее время. Однако в сложившихся экономических условиях сельское хозяйство пока не может выйти на оптимальные объемы. Предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из реальных финансовых и организационно-технических возможностей. Объемы применения минеральных удобрений предполагается увеличить в 2 раза:

Минеральные удобрения вносятся при подкормке озимых культур, под посевы зерновых культур в форме аммофоса, нитроаммофоски, нитрофоски и азофоски и для подкормки озимых зерновых культур, а также под другие культуры, которые хорошо окупают затраты на их применение: лен-долгунец, сахарная свекла, подсолнечник, картофель и овощи.

Фосфорные и калийные удобрения под зерновые культуры предусматривается вносить на почвах с очень низким, низким и средним содержанием этих элементов. В целях экономии средств намечается переход от ежегодного к периодическому внесению таких удобрений с применением фосфоритной муки и хлористого калия.

Планируемые объемы применения удобрений в комплексе с другими мероприятиями дадут возможность стабильно получать урожайность зерновых культур в среднем по стране до 14-15 центнеров с гектара и увеличить производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Каждый килограмм действующего вещества (NРК) должен дать 4-6 килограммов прибавки зерна. Однако баланс азота и калия по-прежнему будет складываться со значительным превышением выноса над внесением.

В первую очередь фосфоритованию подлежат почвы, имеющие низкую обеспеченность подвижным фосфором в сочетании с повышенной кислотностью. Площадь пашни, на которой необходимо провести фосфоритование, в ближайшей перспективе составляет 6,2 млн. гектаров, в том числе на 1,2 млн. гектаров пашни необходимо провести эти работы в первоочередном порядке для создания уравновешенного баланса фосфора.

Солонцовые земли занимают 27,7 млн. гектаров (14,8 процента) сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 12,4 млн. гектаров (11 процентов). По уровню засоленности, морфологическому строению они характеризуются большим разнообразием и требуют дифференцированных приемов мелиорации. Важнейшими методами мелиорации солонцовых почв являются гипсование и мелиоративная обработка. Первоочередность выполнения работ определяется экономическими и экологическими критериями, предусматривающими наиболее высокую отдачу вложенных в мелиорацию средств, а также повышение экологической устойчивости всего агроландшафта, включающего мелиорируемые земли. К таким объектам относятся как орошаемые солонцовые, так и богарные земли, используемые для возделывания наиболее ценных сельскохозяйственных культур.

Минимальная площадь земель, на которых предусматривается осуществить в 2002-2005 годах работы, составит: гипсование 140 тыс. гектаров, мелиоративная обработка - 185 тыс. гектаров.

Необходимость проведения защитных мероприятий в районах Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, наиболее пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, будет сохранятся до 2050 года. Без проведения этих мероприятий получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарным нормам, невозможно.

В целях обеспечения производства кормов и продукции животноводства, отвечающих требованиям нормативов, необходимо проведение агрохимических мероприятий (внесение повышенных доз калийных удобрений, известкование и фосфоритование кислых почв) и коренное улучшение лугов и пастбищ, загрязненных радионуклидами. Общая площадь угодий с плотностями загрязнения свыше 5 Ки/кв. км составляет 324,9 тыс. гектаров.

Внесение повышенных доз калийных удобрений обеспечивает снижение поступления радионуклидов в продукцию растениеводства до 2 раз. Ежегодно нуждаются во внесении повышенных доз калия 48,05 тыс. гектаров. Затраты на эти работы составят 12600 тыс. рублей в год.

Известкование и фосфоритование кислых почв позволяет снизить переход радионуклидов из почвы в продукцию растениеводства в 1,5 раза. Эффект от его проведения отмечается в течение 3-4 лет.

Ежегодно нуждаются в известковании и фосфоритовании 26,1 тыс. гектаров. Затраты составят 41700 тыс. рублей.

Коренное улучшение сенокосов и пастбищ является основным реабилитационным мероприятием и позволяет снизить переход радионуклидов из почвы в корма в 6-8 раз. Эффект от проведения соответствующих мероприятий отмечается в течение 6-10 лет. Планируется ежегодно проводить работы по коренному улучшению на площади 2500 гектаров. Затраты составят 12500 тыс. рублей в год.

На орошаемых и осушенных землях активизируются все биологические процессы: накапливаются фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий.

По состоянию на 1 января 2001 года в Российской Федерации имеется 4,5 млн. гектаров орошаемых и 4,6 млн. гектаров осушенных земель.

Около 80 процентов всех мелиоративных систем построено до 1986 года.

На основании паспортизации мелиоративных систем региональными сельскохозяйственными и водохозяйственными органами совместно разработаны предложения и определены объемы работ по реконструкции, восстановлению и ремонту этих систем, магистральных каналов и гидротехнических сооружений.

Оросительные системы на площади 1,7 млн. гектаров требуют комплексной реконструкции. На площади более 600 тыс. гектаров создания или восстановления дренажной сети.

Из 47 тыс. единиц дождевальной техники, предусмотренных проектами, в наличии имеется всего 29 тыс. дождевальных машин, из них 70 процентов с истекшим сроком амортизации. Из-за этого ежегодно значительные площади не поливаются.

Основной задачей на период до 2005 года являются реконструкция, ремонт и надежная эксплуатация существующих оросительных систем, увеличение поливаемой площади.

С учетом возможностей финансирования реконструкция и восстановление оросительных систем намечены в первоочередном порядке на площади 296 тыс. гектаров, включая строительство и переустройство закрытого дренажа и замену существующих трубопроводов. Наибольший объем работ по реконструкции и восстановлению оросительных систем предусматривается на Северном Кавказе и в Поволжье.

На многих системах требуется провести мероприятия по повышению водообеспеченности с учетом совершенствования режимов орошения, а также по борьбе с подтоплением.

Новые оросительные системы намечается создать на площади 28 тыс. гектаров в основном для выращивания овощей.

Восстановление и реконструкцию осушительных систем требуется провести на площади 900 тыс. гектаров. Программой предусматривается первоочередное проведение этих работ на 161 тыс. гектаров и строительство новых осушительных систем на площади 23 тыс. гектаров.

В ряде хозяйств предусматривается проведение мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах.

Культуртехническая мелиорация земель состоит из комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель, включающих в себя расчистку земель от древесной и травяной растительности, кочек, камней, пней и мха, что способствует вовлечению в оборот ранее не используемых или заброшенных земель, улучшению конфигурации полей, севооборотов.

К культуртехническим работам относится также глубокое рыхление, пескование, плантаж и первичное окультуривание земель.

Особое значение придается проведению комплекса этих мероприятий на ранее осушенных землях, а также работ, связанных с закладкой многолетних плодово-ягодных насаждений, хмельников и уходом за ними.

При относительно небольших затратах культуртехнические работы значительно повышают экономическую и экологическую эффективность плодородия почв и являются одним из основных условий предотвращения выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота.

Намечается проведение этих работ на площади 340 тыс. гектаров.

Для обеспечения надежного функционирования оросительных и осушительных систем, своевременной подачи воды на орошение и отвода избыточной влаги предусматривается комплекс ремонтно-эксплуатационных работ на государственных системах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и в собственности юридических и физических лиц.

Осуществление комплекса мероприятий позволит вовлечь в активный оборот не менее 700 тыс. гектаров мелиорированных земель.

Одной из самых острых проблем земледелия в Российской Федерации в настоящее время является прогрессирующая деградация почвенного покрова. В результате эрозии почв сельскохозяйственные земли деградированы и практически утратили плодородия на площади около 38 млн. гектаров. На Северном Кавказе практически все сельскохозяйственные угодья являются эродированными и эрозионноопасными. В Поволжье, на Южном Урале и в Западной Сибири не менее 25 процентов пашни подвержено эрозии. Эрозионные процессы в последние годы усилились в ряде регионов страны.

Действенным способом борьбы с водной эрозией и образованием оврагов является строительство водохранилищ по балкам и в устьях оврагов. Для борьбы со смывом почв используют валы ограждения, щелевание, кротование.

Для решения указанной проблемы предусматривается:

· провести террасирование крутых склонов, осуществить реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений;

· выполнить работы по выполаживанию склонов оврагов, промоин;

· осуществить строительство водозадерживающих валов и плотин, водонаправляющих, водосбросных и донных противоэрозионных сооружений.

В наибольшей степени деградационные процессы проявляются в республиках Калмыкия, Дагестан, Ставропольском крае и Астраханской области на территории, объединенной географическим названием Черные земли и Кизлярские пастбища и занимающей площадь 5,5 млн. гектаров.

Программой предусмотрено проведение фитомелиоративных работ на Черных землях и Кизлярских пастбищах в период 2002-2004 годов на площади 120 тыс. гектаров. На реализацию этого мероприятия направляется 684 млн. рублей, что позволит предотвратить рост площади деградированных земель региона.

Кроме того, Программой предусмотрена также рекультивация нарушенных при разработке торфоболот земель, имеющих высокий потенциал плодородия.

Важнейшее значение для предотвращения эрозии почв имеют агролесомелиоративные мероприятия. Их следует рассматривать как многофункциональный, долговременный фактор охраны окружающей среды.

Защитные лесные насаждения повышают биоклиматический потенциал прилегающих земель. Под их защитой создаются условия для земледелия, возрастает эффективность севооборотов по сравнению с открытым полем, на 2,5-19,3 балла повышается бонитет почв, на защищенных территориях значительно улучшается гидротермический режим, более чем в 4 раза сокращается поверхностный сток, в 3 раза увеличивается поглощение излишков углекислого и других парниковых газов, оптимизируются процессы почвообразования, чище и полноводнее становятся реки и водоемы, богаче и разнообразнее флора и фауна.

Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях для зерновых на 18-23 процента, технических - 20-26 процентов, кормовых - 29-41 процент.

Неоценимо экологическое и социальное значение защитных лесных насаждений для малолесных районов. Здесь улучшается комфортность проживания населения. Их эффективность значительно возрастает в комплексе с гидротехническими, агротехническими и другими приемами. Научно обоснованная потребность во всех видах лесных насаждений определена в объеме 14 млн. гектаров. Имеется только 3,2 млн. гектаров.

В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается в 2002-2005 годах:

· заложить защитные лесные насаждения на площади 383 тыс. гектаров, в том числе 305 тыс. гектаров полезащитных (ветрорегулирующих) лесных полос, 67 тыс. гектаров противоэрозионных стокорегулирующих лесонасаждений на пашне, по оврагам и балкам и 11 тыс. гектаров пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений;

· осуществить реконструкцию и ремонт существующих лесных насаждений на площади 0,8 тыс. гектаров и проведение рубок ухода на площади 10 тыс. гектаров;

· сосредоточить основной объем работ по защитному лесоразведению в регионах Северного Кавказа, Центрально-Черноземного района, Среднего и Нижнего Поволжья, Южного Урала, в Новосибирской, Омской областях и в Алтайском крае как наиболее подверженных деградации почв, в первую очередь для защиты орошаемых земель;

· провести в течение 2002-2004 гг. инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственного назначения. На основе полученных материалов разработать и осуществить, начиная с 2004 года, меры, направленные на повышение эффективности созданных защитных насаждений.

Под защитой лесных насаждений дополнительно окажется около 4 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.

Генеральным заказчиком по проектированию и созданию всех защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской федерации. Работы по агролесомелиорации осуществляются предприятиями лесного хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.