Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества




Основные подходы к классификации факторов социализации детей и молодежи

 

Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей, которые формируются в данных системах. В процессе взаимодействия людей в этих системах каждый из них конформен по отношению к ожиданиям другого, когда реакция другого соответствует ожиданиям.

Основными факторами - механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли [3, с. 218].

Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление - процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия - умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение - процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация - отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение.

Идентификация - принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого [4, с. 199].

Социализация - процесс и результат взаимодействия социализирующегося и перечисленных факторов, взаимных ролей, ожиданий, санкций [15, с. 72]. Если вначале импульсы идут от воспитателей, то затем - от социализирующегося, стремящегося повысить свой статус, реализовать потребности и способности. На разных этапах социализации соотношение мотивов и внешних факторов различно. Различно оно и у разных людей. У творческого человека мотивация преобладает над внешними обстоятельствами; но воспитатель обладает контролем над ситуацией обучения, механизмом вознаграждения-наказания воспитуемого, которые побуждают также к репрессии и замещению.

На социализацию решающее влияние оказывают возраст, пол, степень родства. В социологии выделяют три уровня и этапа социализации.

Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.

Вторичная социализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствованиевозникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.

Третичная социализация - это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.

Одна из существенных проблем социализации - совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами - системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Она решается использованием вышеназванных механизмов социализации. То же происходит в результате разности статусов и ролей человека: ребенка, отдыхающего, школьника, заключенного и т. п. Поэтому для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п.: только в этом случае характер и ментальность человека устойчивы. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми.

Согласно психологам, некоторые черты - модели - характера, закладываются в детстве. Соответственно, в то же время закладываются и основы ментальности, возникающие на основе характера, формируются ценности, нормы и роли, типичные для данной социальной группы. Данный характер и ментальность получили у социологов название «базовой личности», социализирующейся уже в детстве. Она образуется преимущественно через механизм идентификации. Такая личность является одновременно характеристикой типа общества. Состав ценностей базовой личности сказывается на новых ролевых ожиданиях социализирующейся далее личности.

На разнообразие типов личности (базовой) влияет ряд факторов [6, с. 155].

Во-первых, это возможность идентификации социализируемого с альтернативными ценностями и ролями, которые всегда существуют, особенно «на улице», «на телевидении» и т. п.

Во-вторых, действует иерархия регрессивных возможностей (замещение), которую представляет богатая предметами и образованием ситуация.

В-третьих, новая ролевая ориентация воспитуемого встречает у него сопротивление, связанное как с прежними ролями, так и с трудностью усвоения новых ролей. Чтобы социализация была «нормальной», соответствовала ментальности и ролями в обществе, существуют механизмы социального контроля, вознаграждения - наказания.

Социализация отлична в разных общественных формациях (строях), которые мы рассмотрим в четвертой части настоящего учебного пособия. В них возникают разные типы базовых личностей. В азиатских формациях базисом общества является деспотическое государство; там образуются преимущественно коллективисты. Таковым был советский строй и человек. В экономических формациях базисом является рыночная экономика; в них формируются преимущественно индивидуалисты. Таковым является капитализм. В смешанных (эконом и ко-политических) формациях формируются солидаристы. Таковы все современные (западные) общества.

В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни. Одни из них - конформисты (консерваторы) - приспосабливаются к существующему обществу. Другие становятся реформаторами, т. е. умеренно несогласными с тем обществом, которое «досталось» им «в наследство». Третьи превращаются в революционеров, стремящихся разрушить общество, в котором они живут, а на его месте построить новое. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ (мы рассмотрим их в последней части этой книги).

Коллективисты, индивидуалисты и солидаристы по-разному связаны с консерваторами, реформаторами и революционерами. Коллективисты по своей природе являются консерваторами, они не способны на реформы. Это типично для России. Индивидуалисты - реформаторы и революционеры. Они образуют движущую силу феодального и буржуазного общества, в том числе в России. Солидаристы - типичные реформаторы, которые, с одной стороны, неплохо устаиваются в обществе, где социализировались, а с другой стороны, понимают необходимость его постоянного реформирования.

Современное индустриальное и постиндустриальное общество требует формирования универсальных ценностей и норм при одновременной аффективной нейтральности к ситуации. С одной стороны, в силу многообразия и сложности жизненных ситуаций человек должен опираться на универсальные ценности и нормы, которые должен уметь интерпретировать в каждой конкретной ситуации (особенно в предпринимательстве). С другой стороны, чтобы их реализовать он должен аффективно-нейтрально оценивать ситуацию, образовавшуюся из других людей и вещей.

Классификация факторов социализации [1, с. 174]:

Факторы социализации – это обстоятельство, условия, которые побуждают человека к активности и действию.

В отечественной науке существуют различные классификации факторов социализации. Наиболее логичной и продуктивной для педагогики является та классификация, которую предложил в 1991 году А. В. Мудрик. Он выделил 3 основных группы факторов:

- макрофакторы (космос, планеты, государство). Они влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

- мезофакторы – условия социализации группы людей, которые выделяются:

а) по национальному признаку (этнос);

б) по месту и типу поселения (регион, область, город, район, село);

в) по принадлежности к СМИ.

- микрофакторы (семья, сверстники, группа людей, микросоциум, учителя, воспитательные учреждения) – социальная группа, которая оказывает непосредственное влияние на конкретных людей.

Институты социализации:

- семья;

- культура;

- образовательные учреждения;

- религия.

Возрастные этапы развития личности (по Д. Б. Эльконину) [2, с. 236].:

Периодизация основанная на выделении возрастных особенностей детей.

Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомофизиологические функции и психические качества личности.

Периодизация бывает 2 видов: полная и неполная (частичная).

Полная периодизация развития охватывает всю жизнь человека с наиболее характерными стадиями.

Неполная (частичная) – периодизация, которая охватывает лишь ту область развития личности, которая нас интересует. Для педагогической школы наибольший интерес представляет период охватывающий жизнь и развитие ребенка школьного возраста.

В современной науке принята следующая периодизация детского возраста, которая получила название педагогическая (по Д. Б. Эльконину):

1) младенчество – от рождения до 1 года;

2) преддошкольный возраст – 1-3 года;

3) дошкольный возраст – 3-6 лет:

а) младший дошкольный возраст – 3-4 года;

б) средний дошкольный – 4-5 лет;

в) старший дошкольный – 5-6 лет;

4) младший школьный возраст – 6-10 лет;

5) средний школьный возраст – 10-15 лет;

6) старший школьный возраст – 15-18 лет.

Основу периодизации педагогической составляют стадии физического и психического развития личности, а также условия, в которых протекает воспитание ребенка.

Ян Амос Коменский был первым кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, т.е. обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития ребенка. Все должно идти последовательно и своевременно.

Одним из основоположных принципов в педагогике является принцип учета возрастных особенностей детей. С его помощью учитываются определенные учебные нагрузки, режим дня, объемы занятий различными трудами. Возрастные особенности помогают правильно решить вопросы расположения учебных предметов и учебного материал в каждом предмете.

 

 

Мезофакторы — это условия социализации больших социальных групп людей. К ним относятся место и тип поселения, принадлежность к сетям массовой коммуникации, принадлежность к субкультурам. Сельские поселения. В России в сельской местности проживает около 26% населения. Это больше, чем в развитых странах. Сельские поселения многообразны - маленькие деревни, большие села и т.д. Но при этом они обладают типичными характеристиками[6, с. 173].:

- небольшое количество жителей;

- малая плотность населения; - малая степень разнообразия видов трудовой деятельности;

- плохо развитое общественное обслуживание;

- почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга. В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни.

Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями сельского труда:

- подчиненность труда ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года, - более тяжелые, чем в городе, условия труда;

- малые возможности для профессиональной мобильности жителей;

- большая слитность труда и быта, трудоемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах.

Особо следует отметить, что сельские поселения являются эффективным фактором социализации, так как в них достаточно высок социальный контроль жизнедеятельности человека со стороны окружающих. Жизнь селян в большей мере «публична», т.е. доступна для соседей. Для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую роль, чем городская семья. В сельской семье сосредоточены и труд, и отдых, и наиболее важные социальные связи. Набор занятий в свободное время довольно сильно ограничен. Достаточно часто встречается примитивное времяпрепровождение. В сельских поселениях велик процент алкоголизма. Экономический кризис на селе сопровождается далеко идущими изменениями в социальной жизни. В деревне сложилась сложная социально-демографическая ситуация, что проявилось в усилении миграционных процессов. Происходит уменьшение сельского населения. Можно говорить и том, что положение крестьянина сильно дестабилизировано, продолжается процесс раскрестьянивания. Произошло отчуждение человека деревни от труда и его результатов. Все перечисленные факторы оказывают влияние на формирование образа жизни, на социализацию личности. Все перечисленное позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, существуют факторы для эффективной социализации, с другой стороны, существует достаточно много негативных явлений.

Городские поселения. Город - тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории, высокая степень разнообразия человеческой деятельности; дифференцированная социально-профессиональная структура населения; достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения. Перечисленные характеристики существенно различаются в зависимости от размера города, его географического положения и характера занятости населения [1, с. 168].

Городской образ жизни, как фактор социализации имеет следующие обобщенные характеристики:

- преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов;

- снижение значимости соседских связей;

- увеличение субъективной значимости семьи для человека;

- многообразие культурных стандартов, ценностных ориентации, стилей жизни;

- повышение социальной мобильности горожан, неустойчивость социального статуса;

- слабое влияние традиций в регулировании поведения человека;

- слабый социальный контроль из-за анонимности и разнообразия социальных связей, значительная роль самоконтроля поведения.

Для личностного развития город потенциально дает больше возможностей. У жителей городов больше выбор во всех сферах жизнедеятельности. В тоже время город оказывает и разрушительное воздействие. Город дает больше шансов не только для просоциальной социализации, но и для антисоциальной социализации. В средних и крупных городах значительнее сосредоточение криминальных факторов, криминальных структур и групп, всех видов девиантного поведения. Город оказывает разрушительное воздействие и на психофизиологическом уровне, что связано с состоянием городской среды.

Средства массовой коммуникации (СМК).

Средства массовой коммуникации - это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.д.) на количественно большие и рассредоточенные аудитории. Объектом воздействия СМК является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации. СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Роль средств массовой коммуникации можно представить следующим образом[22, с. 251].

1. Информационная и просветительская. СМК представляют собой систему информационного образования, просвещения различных слоев населения.

2. Развивающее воздействие СМК. Это воздействие не однозначно. Исследования показали, что просмотр телепередач ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к моменту поступления в школу. Телевидение значительно влияет на кругозор малообразованных слоев населения. Но вместе с этим, с появлением радио, телевидения произошло падение интереса к чтению. Получаемая информация многими не усваивается и тем более не «присваивается».

3. Формирование ценностных ориентации личности, усвоение широкого спектра социальных норм. Например, это проявляется в формировании в массовом порядке материальных и социальных потребностей.

4. Рекреативная роль. СМК определяют досуговое времяпрепровождение (групповое или индивидуальное).

5. Релаксационная роль. СМК отвлекают от неприятностей, заглушают эмоциональную неудовлетворенность.

6. Интеграция общества и его саморегуляция через СМК. Субкультуры. Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации.

Субкультура - это совокупность специфических норм, ценностей, стереотипов, вкусов, влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они». Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, религиозные секты, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения, преступные группы и организации, любители определенных занятий[23, с. 139].

К признакам субкультуры относятся:

- специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимоотношений;

- статусная структура;

- набор предпочитаемых источников информации;

- своеобразные увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения;

- специфический жаргон;

- фольклор.

Микрофакторы. Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за качество социализации, которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким; личностно значимым для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением - поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения [20, с.42].

Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.

Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств. Приведите примеры того, что ребенок в младенческом, раннем, дошкольном возрасте может быть активным преобразователем окружающего его социального мира: в плане изменения предметов, взаимоотношений, отношения к себе самому и к людям, к природе.

 

Выводы по первой главе

 

Социализация молодежи осуществляется на фоне полуразвалившейся экономики, коррумпированности властей, нищенского существования большинства молодых людей, нарастания криминального беспредела и т. д. Основные противоречия в сфере социализации - это противоречия между:

- объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить ее ресурсами, средствами;

- старыми ценностями общества и новыми. На молодежь оказывают влияние как идеи социализма, так и либерализм – ценности рынка, частной собственности, свободы, демократии, а также религии, церкви;

- нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным потенциалом молодежи. Ныне в стране отчетливо проявляется отчуждение молодежи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем суровые реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т.п.) побуждают определенную часть молодежи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий и знаний;

- потребностями молодежи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребности;

- декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищенностью детей и молодежи;

- формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая индифферентность молодежи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т.п. [11, с. 105-106].

Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Принятые законы и программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократии и криминалитета. Такая социально-политическая, информационная обстановка в России требует новой стратегии и методов работы с молодежью. Управление процессами социализации может стать достаточно эффективным, но для этого необходимы следующие условия:

- объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитета и поведенческих характеристик молодежи;

- своевременное блокирование и устранение факторов, тормозящих процесс социализации молодежи;

- наличие научно обоснованной государственной молодежной политики и эффективных механизмов ее реализации [13, с. 27].


Глава 2. Исследование влияния факторов социализации детей и молодежи в современном российском обществе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.