Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дневник самоконтроля, пробы самоконтроля




 

Результаты самоконтроля записываются в специальную тетрадь – дневник самоконтроля.

Дневник самоконтроля этомониторинг, позволяющий анализировать и обобщать результаты тестирования и проведенных проб, в нем регистрируют:

§ субъективные показатели (самочувствие – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; настроение – жизнерадостное, спокойное, подавленное; сон – продолжительность, глубина, его нарушения; аппетит – хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой; болевые ощущения – в мышцах, головные, в боку, в области сердца; желание тренироваться – с удовольствием, безразлично, без желания, апатия, отвращение к тренировке; умственная и физическая работоспособность - повышенная, средняя, пониженная; положительные и отрицательные эмоции);

§ объективные показатели, они отличаются возможностью их количественного измерения (ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ, вес, толщина подкожного жира, мышечная сила, гибкость, спортивный результат, тренировочные нагрузки).

 

Форма дневника может быть различной, например:

- оцениваются объективные показатели по 5-баллной системе или описательно (сон – хороший, 8 часов; аппетит – удовлетворительный; самочувствие – небольшая усталость).

- объективные показатели в соответственных единицах измерения (ЧСС – уд/мин.; АД – мм.рт.ст.; вес – кг и т. д.)

Пробы для самоконтроля должны быть просты, доступны, объективны и не требовать больших физических напряжений.

К ним можно отнести следующие:

1. Утренняя проба. Ее оценивают по формуле:

 

ИР (Индекс Рюффье) = (Р1+Р2+Р3-200)/10

 

где Р1,2,3 – ЧСС в трех положениях (лежа, сидя, стоя)

ИР менее 0 – отлично,

ИР = 0-5 – хорошо,

ИР = 6-10 – посредственно,

ИР = 11-15 – слабо,

ИР более 15 – неудовлетворительно.

 

2. Ортостатическая проба. Методика проведения: 5 минут –отдых, лежа на спине (ЧСС в конце отдыха). Затем встать, стоять одну минуту и посчитать ЧСС. По разнице величин ЧСС судят о реакции ССС.

0-12 уд/мин – отлично,

13-18 - хорошо,

19-25 - удовлетворительно,

26 и более - плохо.

 

3. Клиностатическая проба. Переход из положения стоя в положение лежа, что у подготовленных спортсменов вызывает снижение ЧСС на 4-6 уд/мин.

 

4. Проба Штанге (русский врач, 1913г.): Вдох, выдох и вдох, задержать дыхание. Регистрируется время задержки дыхания (до 120 и более сек.).

 

5. Проба Генча (венгерский врач, 1926г.): Вдох, выдох, задержать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания (до 90 сек.)

 

6. Проба Кверга. Состоит из 4 упражнений, выполняется 5 минут без перерыва: - 30 приседаний за 30 секунд,

- бег на месте 30 сек. с макс. скор.,

- бег на месте 3 минуты (150 шаг/мин)

- прыжки со скакалкой – 1 минута.

Сразу подсчитывается ЧСС за 30 сек (Р1), повторно через 2 минуты (Р2) и через 4 минуты (Р3). Рассчитывать по формуле:

ИК (Индекс Кверга) = 15000/Р1+Р2+Р3

 

ИК более 105 – отлично,

ИК = 99-104 - хорошо,

ИК = 93-98 - удовлетворительно,

ИК менее 92 - неудовлетворительно.

 

7. Показатель крепости телосложения.

Определяется как разница между показателем роста (в см) и суммой веса (в кг) и окружности грудной клетки (в см).

Менее 10 – очень крепкое телосложение,

11-15 – крепкое телосложение,

16-20 – хорошее телосложение,

21-25 – среднее сложение,

26-30 – слабое сложение,

30-35 – очень слабое сложение,

более 35 – чрезвычайно слабое сложение.

 

8. Показатель пропорциональности развития грудной клетки.

Вычисляется как разница между окружностью грудной клетки (в покое) и половина величины роста (все в см).

Средний показатель – 5-6 см.

 

9. Жизненный показатель. Соотношение ЖЁЛ и веса тела. Менее 60 см3 /кг для мужчин и менее 50 см3 /кг для женщин считается слабым развитием ЖЁЛ или избыточным весом.

 

Сравнение величин индексов перечисленных проб и ряда показателей самоконтроля не дает полной, абсолютно объективной картины, поэтому целесообразно проводить сравнение получаемых данных в динамике на протяжении продолжительного времени.

Для наглядности вычерчивается график, на горизонтальной оси которого откладывается время, на вертикальной – каждый из показателей. Линии, соединяющие точки показателей, дадут кривую самоконтроля.

 

4.ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ

 

Травмы при занятиях физической культурой и спортом необходимо рассматривать как чрезвычайное происшествие. Их анализ показал, что причина травматизма заключается в неудовлетворительной профилактике или ее полном отсутствии.

Специалистами установлены следующие группы причин возникновения травматизма и даны рекомендации по их предупреждению:

 

1. Hеудовлетворительное состояние мест занятий и одежды занимающихся

Профилактика:

- обеспечение соответствия спорт.сооружений гос. стандартам,

- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил содержания спорт.сооружений и оборудования,

- устранение неровностей на спорт.площадках, в зале пол должен быть ровным, без щелей,

- ограждение в спорт.зале всех выступающих предметов,

- правильно расположенное и достаточное по интенсивности освещение мест занятий,

- содержание в исправности спортивного оборудования и инвентаря,

- правильная установка гимнастических снарядов,

- соответствие одежды и обуви занимающихся виду спорта и погоде,

- одежда и обувь должны быть в исправности и не иметь наружных крючков, пряжек и др.металлических и твердых пластмассовых предметов.

 

2. Нарушение методики проведения занятий

 

Профилактика:

- соблюдение принципа постепенности,

- соблюдение принципа индивидуализации с учетом физической, технической подготовленности и данных медицинского заключения,

- проведение перед выполнением двигательных заданий адекватной разминки,

- одностороннее продвижение учащихся на спорт.площадках и в залах во избежания столкновений,

- отказ от проведения занятий по различным видам спорта (особенно связанным с быстрым передвижением) на одной площадке, в одном спорт.зале,

- соблюдение правил планирования программного учебного материала.

 

3. Нарушение требований врачебного контроля

Профилактика:

- предварительный мед.осмотр всех студентов и регулярные наблюдения за состоянием их здоровья,

- выполнение (студентами, преподавателями, врачами) требований медицинского контроля,

- не допущение к занятиям и соревнованиям студентов в болезненном состоянии, в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренировки,

- соблюдение правил личной и общественной гигиены,

- контроль мед.работниками вуза за условиями проведения занятий по физкультуре.

 

4. Неправильное поведение студентов при занятиях физическими упражнениями

 

Профилактика:

- систематическая воспитательная и разъяснительная работа,

- строгое соблюдение дисциплины,

- борьба с грубостью и некорректным поведением,

- пересечение запрещенных действий и приемов,

- повышение качества (объективности) судейства.

 

Каждая травма или несчастный случай должны быть тщательно проанализированы для выяснения причины случившегося и последующего принятия адекватных профилактических мер.

 

Приложение

Профилактика травматизма на занятиях

физической культурой

· Преподаватель физкультуры, несет прямую ответственность за жизнь и здоровье студентов;

· медицинский персонал отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий в установленном порядке, осуществляет санитарный надзор за местами и условия­ми проведения физического воспитания;

· запрещается проводить занятия с применением неисправного оборудования или инвентаря, без спортивной одежды и обуви;

· перед началом занятий необходимо систематически осматри­вать места их проведения, спортинвентарь и оборудование;

· в процессе занятий оказывать студентам помощь и страховку;

· после окончания занятий вновь осмотреть место проведе­ния, выключить энергоисточники, устранить выявленные неис­правности;

· опасные места (где стоят снаряды, есть выступы, батареи и пр.) очертить тонкой оранжевой линией, сигнализирующей об опасности;

· в спортивном зале на видном месте должен быть вывешен
план эвакуации занимающихся (на случай стихийного бедствия), двери должны открываться в сторону выхода;

· зал и прилегающие к нему помещения должны быть оборудованы противопожарным инвентарем.

 

Основные гигиенические требования к местам занятий

физической культурой

· Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14°С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека;

· количество студентов в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного человека без учета «зон безопасности» (под­счет ведется так: например, размеры зала 10x20 м; с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18x8=144 м2; разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36 студентов);

· освещенность спортивного зала на уровне пола должна со­ставлять не менее 200 лк;

· световой коэффициент (отношение площади окон к площади
пола) при естественном освещении должен составлять 1/4—1/6;

· стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в свет­лые тона на всю высоту панелей (до 3м), легко моющимися, краска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пач­каться при касании стен;

· полы должны быть гладкими, ровными, иметь не скользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной
краской, после каждого занятия должна проводиться влажная
уборка пола;

· приборы отопления и другие выступающие части должны быть
закрыты сетками или щитами;

· потолок зала должен быть устойчивым к ударам мяча;

· раздевалки должны иметь 0,4—0,5 м2 площади на одного человека.

Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на воздухе

· открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от учебного здания; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры, — не ближе 25 м;

· зона для занятий физической культурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5—0,8 м, либо кустарник вместо ограждений;

· беговые дорожки должны быть специально оборудованы, иметь ровную поверхность;

· прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину
50см.

 

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию:

· инвентарь должен быть чистым и исправным;

· мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры;

· вес и размер снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) должны соответствовать физической подготовленности студентов;

· инвентарь должен храниться на специальных стеллажах и полках, места хранения нужно разметить.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.