Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование лизинговой деятельности




Государственное регулирование лизинговых отношений

Необходимость лицензирования лизинговой деятельности вытекает из постановления Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 24.12.94 № 1418. Во исполнение вышеназванного постановления Правительство РФ 26 февраля 1996 года приняло постановление № 167 “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” (далее “Положение о лицензировании”) и “Временным положением о лизинге”, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” с изменениями и дополнениями.

На Международной конференции по развитию лизинга в России (14 - 15 мая 1996 года) Мария Козлоски, представляющая Международную финансовую корпорацию, отметила, что, по мнению МФК, “лицензирование лизинговых компаний должно осуществляться обязательно, причем на правительственном уровне”. В соответствии со ст. 1 “Положения о лицензировании” лицензия является официальным документом, разрешающим лизинговой компании (под лизинговой компанией понимаются любые организации, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя) осуществление лизинговой деятельности в течение установленного срока с соблюдением лицензионных условий и действующего законодательства.

Предусмотрено, что лицензированием лизинговой деятельности будет заниматься Министерство экономики РФ.

2 сентября 1996 года состоялось первое заседание Комиссии Министерства экономики РФ, занимающейся вопросами выдачи лицензий на проведение лизинговой деятельности. Среди прочих, особые споры вызвал п. 4 ст. 1 вышеназванного “Положения о лицензировании”: “Действие настоящего Положения распространяется на лизинговую деятельность, осуществляемую на территории РФ лизинговыми компаниями - нерезидентами РФ”. Ряд зарубежных компаний обратились в Министерство экономики РФ с просьбой пересмотреть это условие. Объяснялась такая позиция тем, что для них затруднительно предоставление большого объема документации наравне с резидентами.

В соответствии со ст. 3 “Положения о лицензировании” в лицензионный орган требуется представить: а) заявление установленного образца с указанием полного наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии; б) копии учредительных документов лизинговой компании; в) копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании; г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет; д) документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании; е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период; ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органом Государственной налоговой службы РФ; з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

Вновь создаваемые лизинговые компании освобождаются от представления документов, указанных в двух последних пунктах.

В п. 17 ст. 3 “Положения о лицензировании” сформулировано принципиально важное положение относительно того, что одним из обязательных условий действия лицензии выступает “приоритетность лизинговой деятельности по отношению к другим видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40% дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год”). Для российских лизингодателей соблюдение этой нормы затруднительно по нескольким причинам:

Ряд операторов российского лизингового рынка, даже из числа наиболее именитых, находятся в настоящее время в сложном экономическом положении, а поэтому они занимаются не только лизингом, но и другими видами деятельности.

Если в качестве лизингодателя выступает российский банк, данный норматив для него неприемлем, так как это означает, что российские банки могут существенно замедлить свои темпы в освоении нового банковского продукта, каковым является финансовый лизинг.

Что касается и резидентов, и нерезидентов, то применение 40-процентного норматива затруднит деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация, и доходность от лизинговых операций не может быть значительной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:

инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;

лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.

При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:

предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингополучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;

предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве).

Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации), а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

Список литературы

1. Газман В. Д. “Лизинг: теория, практика, комментарии”, М., 1997 г.

2. Кабатова Е. В “Лизинг: правовое регулирование, практика”, М., “Инфра - М”, 1996 г.

3. Балтус П., Майджер Б. “Школа европейского бизнеса”, “Лизинг-ревю”, 1996 г., № 1.

4. Чекмарева Е. Н. “Лизинговый бизнес”, М., “Экономика”, 1993 г.

5. Сусанян К. Г. “Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами”, М., “Мировой океан”, 1992 г.

6. Медведков С. Ю. “Лизинг в экономике США”, “США: политика, экономика, идеология”, 1980 г., № 5.

7. Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г. Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М”, 1997 г.

8. Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О. Н. - М., “Инфра-М”, 1997 г.

9. Комментарии к проекту Налогового кодекса РФ (под ред. Шаталова С. Д.), М., “Международный центр финансово-экономического развития”, 1996 г.

10. “Экономика и жизнь”, № 12 от 22.03.96.

11. “Сегодня” от 02.02.96.

12. “Российская газета” от 12.03.96.

13. “Лизинг-ревю”, № 5/6 за 1997 год.

14. “Экономические новости” № 18, сентябрь 1996 года.

15. “Финансовые известия” № 102 от 12.12.95. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96), часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97).

16. Конвенция УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” от 28.05.88 (по состоянию на 31.12.94).

17. Федеральный закон “О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА “О международном финансовом лизинге” № 16-ФЗ от 08.02.98.

18. Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” № 1992-1 от 06.12.91 (в ред. изменений и дополнений от 28.04.97).

19. Указ Президента РФ “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” № 1929 от 17.09.94.

20. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации РФ” № 825 от 07.06.96.

21. Указ Президента РФ “О федеральной программе “Мировой океан” № 11 от 17.01.97.

22. Постановление Совета Министров СССР “О развитии лизинговых операций в деятельности совместной советско-французской-германской компании “Евролизнг” № 1369 от 29.12.90.

Постановление Совета Министров СССР “Единые нормы амортизационных отчислений”, № 1072 от 22.10.90. Постановление Правительства РФ “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” № 967 от 19.08.94.

23. Постановление Правительства РФ “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской авиации России в 1995 - 1996 годах” № 1211 от 03.11.94.

Постановление Правительства РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” № 1418 от 24.12.94.

24. Постановление Правительства РФ “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” № 633 от 29.06.95.

25. Постановление Правительства РФ “Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года “Рыба” № 930 от 18.09.95.

26. Постановление Правительства РФ “Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ” № 167 от 26.02.96.

27. Постановление Правительства РФ “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” № 1133 от 20.11.95.

28. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 763 от 02.06.96.

29. Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” № 752 от 27.06.96.

30. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 783 от 02.07.96.

31. Постановление Правительства РФ “О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России”, № 146 от 02.02.98.

32. Распоряжение Правительства РФ “О развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом” № 534-р от 21.03.92.

33. Распоряжение Правительства РФ “О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300” ” № 737-р от 24.05.94.

34. Распоряжение Правительства РФ “О некоторых таможенных льготах в отношении ввозимой авиационной техники” № 1445-р от 09.09.94.

35. Распоряжение Правительства РФ “О мерах по привлечению инвестиций для переоснащения парка самолетов российских авиакомпаний” № 404-р от 27.03.97.

36. Указание ГТК РФ “О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) ” № 01-12/328 от 25.04.94.37. Приказ ГТК РФ “О ТН ВЭД СНГ и о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты ГТК России” № 248 от 13.04.95 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97).

38. Письмо ГТК РФ “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” № 01-13/10268 от 20.07.95.

39. Приказ ГТК РФ “О ставках ввозных таможенных пошлин” № 258 от 26.04.96 (в ред. изменений и дополнений от 19.03.98).

40. Письмо Госбанка СССР “О плане счетов бухгалтерского учета” № 270 от 16.02.90.

41. Приказ ЦБ РФ “Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций” № 02-94 от 24.04.96.

42. Инструкция ГНС РФ “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” № 30 от 15.05.95 (в ред. изменений и дополнений от 31.03.98).

43. Инструкция ГНС РФ “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” № 39 от 11.10.95 (в ред. изменений и дополнений от 29.12.97).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.