Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрагмент синтаксического анализа текста 2 страница




 

Задания по лексическому анализу текста

1. Отметьте в тексте слова, не требующие перевода.

2. Выделите корень в следующих однокоренных словах и определите их значения: рече, рекош#; приимъш#, не въz#ш#, при>ш#; иzидош#, идетъ, исходите, идhте, ид@mамъ, приде, вънидош#, придош#, придеть; вhмь, вhсте (вhдhти).

3. На основании сравнительного анализа с данными других индоевропейских языков, с параллельными фрагментами из других памятников установите значения следующих слов:

боуи (ср. русск. буйный, др.-чеш. buj «глупый, сумасбродный», сербохорв. бyjaн «буйный, неистовый»). Ср. также п#ть же отъ нихъ бhаше м@дръ п#ть же @родивъ (Супр.)

моуд#mоу (м@дити) (ср. болг. муден «медленный», слов. muditi «медлить», чеш. zmuditi, польск. mudzic «медлить»).

сърhтени~ (cр. церк. сретение Господне, русс. встреча, укр. стрiти «встретить», др.-чеш. stretnuti, польск. диал. posratac «приветствовать при встрече»).

~лhи, олhи (ср. совр. елейный, оливки; польск. olej «растительное масло» из греч. έλαιον «олива, оливковое масло»). Ср. также прииhмъ масло въ свhшт# (Супр.)

4. Установите из контекста значения слов в следующих словосочетаниях: оукрасиш# свhтильник|; готов|> вънидош# съ нимь на бракъ (ср. бракъ др.-русск. «супружество, свадьба, пир», болг. «брак, пир»); послhдь же придош#, отвьрzи намъ.

5. Познакомившись с фрагментом из параллельного текста и фрагментом канонического перевода, объясните возможные причины текстологического несоответствия в следующем предложении:

подобьно ~сть ц¨рстви~ небесьно~ дес#ти дhвъ >же приимъш# свhтильник| сво> иzидош# против@ женихоу и невhстh (Остр. Еванг.)

Тъгда оуподобити с# ц¨срствие н¨бское дес#ти дhвъ >же приiмъш# свhтильник| сво> izид@ противоу женихоу (Мариинск.)

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху. (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 25, 1)

6. На основании приведенных выше контекстов определите значение предлога и наречия против@. Ср. также сербохорв. против «напротив, против», слов. proti, чеш. protiv, словац. proti «по направлению к», «навстречу»; латш. preti, pretiem «навстречу, напротив».

7. Найдите в тексте сложное существительное, из каких корней оно образовано.

8. На основании приведенных однокоренных слов определите этимологическое значение корня:

бъдите (ср. совр. бодрый, снабдить, будить, пробудиться);

със@дъ (ср. сосуд, посуда, судно; ср. также чеш., слов. sud «бочка, чан»).

9. Ознакомьтесь с лексическим комментарием:

>же - которые
>ко - так как
еда како - а вдруг как; когда как; если как
паче - лучше

 

Обобщите результаты лексического анализа и переведите текст.

Задания по графическому анализу текста

 

1. Какие звуки обозначали буквы ъ, ь, h, @, #?

2. Объясните, почему имелись две разновидности букв: # и > (дес#ти, иzидош#, п#ть, въz#ш# и >же, сво>, боу>>, проч#>), @ и \ (против@, м@дръ, ид@mамъ и оугаса\ть, гл\m#, къ прода\mиимъ, гл\m#).

3. Как называется знак ~, стоящий над словами: ¨гь, ц¨рстви~, ¨гл\m#, ¨ги, ¨гл\? Прочитайте слова под этим знаком.

 

Задания по фонетическому анализу текста

1. Найдите в словах гласные переднего ряда и охарактеризуйте их. Какие согласные (твёрдые, мягкие, полумягкие) находились перед ними? Рече, притъч@, ~сть, дес#ти дhвъ, против@ женихоу и невhстh, п#ть, не въz#ш#, съ свhтильник| своими, вьс#, идhте же паче, отвьрzи, не вhсте ни дьне ни часа.

2. Выделите в словах мягкие (палатальные) согласные и в следующих словах укажите возможные для них сочетания с гласными звуками: рече, >же, иzидош#, женихоу, приимъш#, сво>, моуд#mоу, полоуноmи, въпль, въсташ#, рекош#, вашего, свhтильници, наши, оугаса\ть, отъвhmаш#, гл\m#, паче, къ прода\mиимъ, ид@mамъ, вьнидош#, б|ш#, проч#>, часа.

3. Назовите непарные всегда твёрдые согласные, определите возможные для них сочетания с гласными звуками: против@, женихоу, отъ нихъ, въ със@дhхъ, съ свhтильник|, съпаах@, се женихъ, исходите, рекош#, отъ олh" вашего, оугаса\ть, како, на бракъ, с|нъ чловhчьск|и.

4. Укажите, какого качества по твёрдости-мягкости согласные р, л, н, с, z в следующих словах: рече, си\, небесьно~, дес#ти, свhтильник|, невhстh, м@дръ, съ собо\, елhи, въzдрhмаш#, вьс#, въпль, въ сърhтени~, оукрасиш#, м@др|имъ, намъ, себh, съ нимъ, zатворен|, отвьрzи, не вhмъ васъ.

5. Разделите слова из текста на слоги, выделите сочетания согласных, возможные в пределах одного слога, дайте характеристику слога по составу звуков, проследите действие принципа восходящей звучности: ~сть, свhтильник|, невhстh, боуи, п#ть, м@дръ, приимъш#, въzдрhмаш#, въпль, б|сть, въсташ#, оукрасиш#, боу>>, не достанеть вамъ и намъ, прода\mиимъ, готов|>, на бракъ, zатворен|, б|ш#, двhри, послhдь, отвьрzи, бъдите, ни дьне, с|нъ, чловhчьск|и, придеть.

6. В приставочных образованиях и предложных сочетаниях установите исходный звуковой состав приставок и предлогов в/в-, к/к-, c/с-, от/от-: не въz#ш#, съ собо\, въ със@дhхъ, съ свhтильник|, въzдрhмаш# с# вьс#, съпаах@, въсташ#, отъ олh", отъвhmаш#, къ прода\mиимъ, вьнидош#, съ нимъ, отвьрzи, отъвhmавъ, въньже, къ немоу, отъ нихъ.

7. Объясните, какие протетические согласные развились перед гласными переднего и непереднего ряда и в каких позициях: ~сть, >же, боу\\, сво>, не въz#ш#, при>ш#, въ сърhтени~ ~моу, "ко, оугаса\ть.

8. Чем можно объяснить разницу в написаниях олhи, елhи, еда (союз), ~да?

9. Определите, в каких словах гласный h восходит в к *ē, а в каких к дифтонгам *^oi, *^ai: дhв|, свhтильник|, невhстh, въzдрhмаш#, сърhтени~, отъвhmаш#, идhте, себh, не вhмъ, не вhсте.

10. Определите, в каких словах гласный и восходит к *ī, а в каких в дифтонгу *^ei: приимъш#, иzидош#, свhтильници, наши, ид@mамъ же имъ коупитъ, приде, отвьрzи, бъдите, исходите, дадите.

11. Укажите старославянские фонетические признаки в словах: полoуноmи, отъвhmавъ.

12. Определите позиции редуцированных гласных ъ и ь, определите, правильно ли употреблены эти гласные в словах. Сделайте вывод относительно самостоятельности этих фонем в период написания памятника, укажите случаи падения редуцированных: притъч@, подобьно, небесьно~, приимъш#, не въz#ш#, съ собо\, въ със@дhхъ, съ свhтильник|, въzдрhмаш# с#, вьс#, съпаах@, въпль, исходите, въ сърhтени~, въсташ#, отъвhmаш#, къ прода\mиимъ, отвьрzи, отъвhmавъ, бъдите, ни дьне, въньже, с|нъ, чловhчьск|и.

13. Установите, какие звуки являются слогообразующими в корнях следующих слов: въzдрhмаш#, на бракъ, двьри, отвьрzи (ср. отврьzи, врьхъ, чрьвь, истръгн@ти в других старославянских памятниках).

14. Укажите в следующих словах согласные, возникшие в случае палатализации или воздействия j: рече, притъч@, ¨црсти~, приимъш#, иzидош#, женихоу, не при>ш#, при>ш#, въпль, оукрасиш#, рекош#, свhтильници, наши, отъвhmаш#, ¨гл\m#, паче, къ прода\mиимъ, ид@mамъ, вьнидош#, б|ш#, придош#, и проч#>, отвьрzи, отъвhmавъ, чловhчьск|и.

15. Выпишите из текста примеры с носовыми гласными (@ и #) в корнях, суффиксах и окончаниях. Объясните, с действием какого фонетического закона связано появление носовых гласных в некоторых славянских языках.

16. Пользуясь сравнительно-историческим методом, докажите правильность наличия # и @ в корнях следующих слов: дес#ти, п#ть, м@др|>, въ със@дhхъ. Для ответа используйте данные этимологических словарей.

17. Найдите корень в словах при>ш#, въz#ш#. Почему возможно однокоренное этим словам слово без носового согласного: приимъш#?

18. Найдите корень слова и укажите чередования гласных и согласных звуков в этом корне: рече, притъч@, приимъш#, свhтильник|, иzидош#, не въz#ш#, съпаах@, въпль, исходите, въ сърhтени~, оукрасиш#, свhтильници, оугаса\ть, отъвhmаш#, гл\m#, паче, къ прода\mиимъ, коупите, проч#>, отвьрzи, не вhмъ, вhсте, бъдите, послhдь.

19. Восстановите праславянскую форму для следующих слов: рече, притъч@, женихъ, невhста, п#ть, м@дръ, съпати, полоуноmи, въпль, дадите, идhте, коупите, вhмъ, бъдите.

20. В результате какого фонетического процесса могли возникнуть сочетания согласных в следующих словах: невhстh, б|сть, вhсте (ср. вhмь)?

 

Задания по морфологическому анализу текста

 

1. Определите, к каким древнейшим основам (типам склонения) принадлежали данные ниже слова: господь, притъча, црстви~, дhва, свhтильникъ, женихъ, невhста, елhи, със@дъ, въпль, сърhтени~, бракъ, двьрь, часъ, с|нъ. Приведите доказательства правильности вашего ответа.

2. Дайте полную морфологическую характеристику именам существительным и прилагательным: определите род, число, падеж имен существительных и согласованных с ними прилагательных; укажите разряд прилагательных, форму (полную или краткую), их синтаксическую функцию в предложении: Рече ¨гь притъч@ си\ подобьно ~сть ц¨рстви~ небесьно~ дес#ти дhвъ >же приимъш# свhтильник| сво> иzидош# против@ женихоу и невhстh п#ть же бh отъ нихъ боуи и п#ть м@дръ боу\\ бо приимъш# свhтильник| сво>... а м@др|> при>ш# елhи въ със@дhхъ съ свhтильник| своими.... полоуноmи же въпль б|сть се женихъ идетъ исходите въ сърhтени~ ~моу тогда въсташ# вьс# дhв| т| и оукрасиш# свhтильник| сво> а боу>> рекош# м@др|имъ.... "ко свhтильници наши оугаса\ть отъвhmаш# м@др|>... приде женихъ и готов|> вьнидош# съ нимъ на бракъ.... послhдь же придош# и проч#> дhв|.... не вhсте ни дьне ни часа въньже с|нъ чловhчьск|и придеть..

3. Определите разряд выделенных ниже местоимений, их грамматическую форму. Укажите форму их именительного падежа единственного числа. Переведите их на современный русский язык. Какие из этих местоимений сохранились в современном русском языке, а какие отсутствуют? Рече ¨гь притъч@ си\.. п#ть же бh отъ нихъ боуи... приимъш# свhтильник| сво> не въz#ш# бо съ собо\ елhа... съ свhтильник| своими въzдрhмаш# с# вьс# и съпаах@.. се женихъ идетъ исходите въ сърhтени~ ~моу тогда въсташ# вьс# дhв| т| и оукрасиш# свhтильник| сво> а боу>> рекош# м@др|имъ дадите намъ отъ олh" вашего "ко свhтильници наши оугаса\ть...еда како не достанеть вамъ и намъ... коупите себh ид@mамъ же имъ коупитъ приде женихъ и готов|> вьнидош# съ нимъ на бракъ отвьрzи намъонъ же отъвhmавъ рече аминъ ¨гл\ вамъ не вhмъ васъ..

4. Определите класс приведенных ниже глаголов. Укажите признаки, позволяющие отнести тот или иной глагол к определенному классу: Реmи, б|ти, при>ти, иzити, въz#ти, въzдрhмати, съпати, ити, исходити, въстати, оукрасити, дати, оугасати, достати, коупити, прити, вънити, вhдhти, бъдhти.

5. Дайте морфологическую характеристику всех глагольных форм в тексте. Объясните изменение конечного звука корня в формах аориста. Как переводятся формы аориста и имперфекта на современный русский язык?

6. Определите форму причастия (залог, время, падеж, число, полное или краткое). От какой глагольной основы они образованы: >же приимъш# свhтильник| сво> иzидош# против@ женихоу и невhстh... боу\\ бо приимъш# свhтильник| сво> не въz#ш# бо съ собо\ елhа... моуд#mоу же женихоу въzдрhмаш# с# вьс#... отъвhmаш# м@др|> г¨л\m#... идhте же паче къ прода\mиимъ...ид@mамъ же имъ коупитъ приде женихъ... и zатворен| б|ш# двьри послhдь же придош# и проч#> дhв| г¨л\m# г¨и г¨и... онъ же отъвhmавъ рече аминъ..

7. Выпишите из текста все формы глаголов в повелительном наклонении. Определите их функцию в тексте и объясните способы образования форм повелительного наклонения в старославянском языке. Какие из них не соответствуют формам повелительного наклонения в современном русском языке?

Задания по синтаксическому анализу текста

1. В следующих предложениях найдите главные члены и определите способы их выражения. В каких случаях может быть опущено сказуемое? Рече ¨гь притъч@ си\.. подобьно ~сть ¨црсти~ небесьно~ дес#ти дhвъ... п#ть же бh отъ нихъ боуи и п#ть м@дръ... полоуноmи же въпль б|сть... боу>> рекош# м@др|имъ... приде женихъ... и готов|> вьнидош# съ нимъ на бракъ... zатворен| б|ш# двьри.... послhдь же придош# и проч#> дhв|.... онъ же отъвhmавъ рече аминъ... ¨гл\ вамъ не вhмъ васъ...

2. Выпишите из текста все причастия и укажите, какую синтаксическую роль они выполняют.

3. Определите значение падежа в беспредложной конструкции: подобьно ~сть ¨црстви~ небесьно~ дес#ти дhвъ.

4. Переведите на русский язык сочетания с предлогами. В каких случаях они не соответствуют сочетаниям в современном русском языке? иzидош# против@ женихоу и невhстh; при>ш# елhи въ със@дhхъ съ свhтильник| своими; дадите намъ отъ олh" вашего; идhте же паче къ прода\mиимъ; и готов|> вьнидош# съ нимъ на бракъ.

5. Найдите в тексте конструкции «дательный самостоятельный». В каждом случае охарактеризуйте состав указанного оборота и переведите его на современный русский язык.

6. Охарактеризуйте в тексте все случаи употребления союза «и».

7. Определите в тексте типы сложных предложений, выделите главные и придаточные, установите значения последних, средства связи и смысловые отношения между ними.

8. Определите, какие конструкции использовались для введения чужой речи. В чём их особенность? …полоуноmи же въпль б|сть се женихъ идетъ исходите въ сърhтени~ ~моу; а боу>> рекош# м@др|имъ дадите намъ отъ олh" вашего; отъвhmаш# м@др|> ¨гл\m# еда како не достанеть вамъ и намъ; придош# и проч#> дhв| ¨гл\m# ¨ги ¨ги отвьрzи намъ; онъ же отъвhmавъ рече аминъ; ¨гл\ вамъ не вhмъ васъ.

9. Разберите по членам предложения последние три предложения из текста.

 

В заключение пословного разбора необходимо дать общие выводы по фонетике, морфологии, лексике и синтаксису текста, сделав общее заключение о времени и территории его написания, подчеркнув наиболее важные с точки зрения истории языка моменты.

 

 

Текст IV. Притча «О званых и избранных»»

(Остромирово Евангелие, Лука, XIV, 16-24)

 

Рече ¨гь• притъ|ч@ си\ ч¨лкъ | нhк|и• сътво|ри вечер@ вели|к@• и zъва мъно|г| и посъла ра|бъ свои• въ годъ | вечери• реmи zъ|ван|имъ при|дhте• "ко оуже оу|готована с@ть вь|са и нач#ш# въ||коупh• отърица|ти с# вьси прь|в|и рече ~моу | село коупихъ• и и|маамъ ноужд@• | иzити и видh|ти ~ мол\ т#• и|мhи м# отърочь|на и дроуг| рече | с@пр@гъ воловь|н|ихъ• коупи|хъ п#ть• и хоm@ | иск@ситъ ихъ | мол\ т#• имhи | м# отърочьна | и дроуг| рече же|н@ по>хъ и сего | ради не мог@ при||ти и пришьдъ | рабъ тъ повhда | господиноу сво|~моу се тогда ра|zгнhвавъ с# ¨гь домоу• рече раб@ | сво~моу• иzи|ди скоро• на расп@|ти"• и стьгн| | градоу и ниm#|>• и бhдьн|>• | и хром|> и слh|п|> въведи сh|мо и рече рабъ• | ¨ги• б|сть ~же | повелh и ~mе мh|сто ~сть и рече ¨гь рабоу• иzиди на || п@ти и хал@г|• и оубhди въни|ти• да наплъни|ть с# домъ мои | г¨л\ бо вамъ "|ко ни ~динъ же | м@жь тhхъ zъ|ван|ихъ• не въ|коусить мо~> вечер# мъноzи | бо с@ть zъвани | и• мало же иzбьран|ихъ • ¦

Задания по лексическому анализу текста

 

1. Выпишите из текста слова, которые сохранили свое значение в современном русском языке и те, которые изменили или утратили его.

2. Являются ли этимологически родственными следующие слова: притча - приткнуться - спот|каться. На основании ответа определите, какое значение имело слово притъча в старославянском языке?

3. Определите значение слова «год» в контексте: въ годъ вечери. Ср. словен. god «пора, спелость, праздник, годовщина», чеш. hod «время, праздник», др.-русск. годъ «время, срок».

4. Определите значение слова «вечеря» в следующих контекстах: сътвори вечер@ велик@, въ годъ вечери, не въкоусить мо~> вечер>. Ср. церк. тайная вечеря, русск. диал. вечерять «ужинать».

5. Какое значение имела приставка с@- в старославянских словах: с@пр@гъ, с@сhдъ, с@гласие, с@противъ? Выделите в слове с@пр@гъ корень и определите его этимологическое значение. Для ср. совр. русск. упряжка, запрягать, супруги.

6. Определите значения слов в тексте на основании словообразовательного анализа и общности корня: рече, реmи, отърицати, отърочьна; zъва, zъван|имъ, zъван|ихъ, zъвани; придhте, иzити, прити, пришьдъ, иzиди, вънити; иск@ситъ, въкоусить; имамъ, имhи, по>хъ; на п@ти, расп@ти".

7. Что общего в значении между словами отрокъ, отроч#, отърочна и глаголами реmи, отърицати?

8. На основании контекста установите значения следующих выражений: оуже оуготована с@ть вьса; нач#ш# въкоупh отърицати с# (ср. совр. русск. совокупность, все вкупе); имаамъ ноужд@ иzити и видhти, имhи м# отърочьна.

9. На основании сравнительного сопоставления с данными других славянских языков установите значения выделенных слов:

стьгн| (ср. русск. диал. стега «тропа, дорожка», совр. русск. стезя, сербохорв. стаза «пешеходная дорога», лтш. stiga «тропа, пешеходная дорога»; болг. стъгда «рыночная площадь», словен. stœgne «дорога, по которой гонят скот, обычно между двумя заборами»);

хал@г| (ср. чеш. haluz «ветка, ветвь», haluga «трава», сербохорв. халуга «провал, бездна, негодная трава», словен. haloga «кустарник», др.- русск. «тын, изгородь», русск. диал. «пойма, пойменный луг»).

 

Задания по графическому анализу текста

 

1. Укажите, какие звуки обозначали буквы ъ, ь, h, @, #. Приведите примеры из текста.

2. Почему имелись разновидности букв: е и ~ (реmи, оуже, сего, се и сво~моу, ~же, ~динъ), @ и \ (притч@, вечер@, с@пр@гъ, м@жь, ноужд@ и си\, мол\, гл\); # и > (нач#ш#, п#ть и по>хъ, ниm#>, бhдьн|>); а и " (рабъ, zъва, вамъ и "ко, на расп@ти"). Наблюдается ли определенная закономерность в употреблении этих букв? Если наблюдается, то какая?

3. В словах реmи, хоm@, ниm#>, ~mе писались m или шт. Объясните, какие звуки передавали данные буквы и почему такая замена была возможна. Как эти слова следует писать по-русски?

4. Приведите из текста слова, в которых произносился звук [j] и объясните, как он обозначен на письме.

5. Обозначалась ли на письме мягкость согласных, не имеющих парных твёрдых согласных? Какими буквами передавались эти согласные? Приведите примеры из текста.

6. Прочитайте слова под титлом: г̃ь, ч̃̃лкъ, г̃л\.

 

Задание по фонетике

1. Разделите на слоги данные ниже слова. Какие звуки соединялись в пределах одного слога с точки зрения переднего или непереднего образования (однородные или неоднородные звуки)? На основании сделанных наблюдений сформулируйте вывод о закономерностях строения слога в старославянском языке: нhк|и, вечер@, zъва, посла, рабъ, придhте, оуготована, вьса, прьв|и, коупихъ, ноужд@, имhи, отърочьна, рече, по>хъ, пришьдъ, повhда, наплънить с#, мои, ~динъ, м@жь, мо~>, мъноzи.

2. Определите, сочетания каких групп согласных возможны в пределах одного слога и почему: сътвори, иск@ситъ, раzгнhвавъ с#, сво~моу, на расп@ти", стьгн|, градоу, хром|>, слhп|>, мhсто, ~сть иzбьран|ихъ.

3. Укажите старославянские фонетические признаки в словах рабъ, прьв|и, ноужд@, хоm@, еmе, наплънить с#. Дайте общеславянские и древнерусские соответствия этим словам.

4. Объясните, в каких словах гласные h и и восходят к дифтонгам *^oi, *^ai, *^ei: сътвори, придhте, отърицати с#, вьси, иzити, имhи, повhда, иzиди, въведи, мhсто, оубhди, мъноzи.

5. Укажите сильные и слабые позиции ъ и ь в словах. Правильно ли употреблены редуцированные гласные в этих позициях? Сделайте вывод относительно самостоятельности ъ и ь в период написания памятника: сътвори, zъва, мъног|, посълъ, рабъ, въ годъ, zъван|имъ, вьса, въкоупh, вьси, отърочьна, воловьн|ихъ, пришьдъ, стьгн|, бhдьн|>, въведи, вънити, м@жь, не въкоусить, мьноzи, zъвани, иzбьран|ихъ.

6. Чем можно объяснить старославянские написания гы, кы, хы вместо современных ги, ки, хи в следующих словах: нhк|и, мъног|, дроуг|, хал@г|?

7. Укажите, какие согласные могли быть твёрдыми, полумягкими и мягкими. В какой позиции эти согласные были твёрдыми, в какой полумягкими, в какой мягкими: притъч@, си\, нhк|и, рабъ, велик@, zъва, посъла, въ годъ вечери, вьса, вьси, иzити, мол\, г̃л\, вечер>.

8. Выделите в словах мягкие (палатальные) согласные и укажите возможные для них сочетания с гласными звуками: рече, притъч@, вечер@, реmи, оуже, ноужд@, отрочьна, хоm@ жен@, пришьдъ, м@жь, мьноzи, отърицати с#, нач#ш#, ниm#>, ~mе.

9. Назовите непарные всегда твёрдые согласные, выделите их и определите возможные для них сочетания с гласными звуками: ч¨лкъ, нhк|и, велик@, мъног|, "ко, оуготована, коупихъ, с@пр@гъ, хоm@, иск@сить, ихъ, дроуг|, сего, ради, не мог@, стъгн|, хал@г|, не въкоусить, мало же иzбьран|хъ.

10. Объясните, соответствует ли употребление букв @ и # носовым звукам в определенных фонетических позициях. Есть ли в тексте смешения букв @ и #? Если есть, то на какую фонетическую особенность они могут указывать? Рече притч@ си\, сътвори вечер@ велик@, нач#ш#, мол\ т#, имhи м#, с@пр@гъ воловьн|ихъ коупихъ п#ть, хоm@ иск@ситъ ихъ, жен@ по>хъ, не мог@ прити, рече раб@ (рече ¨гь рабоу), иzиди… на расп@ти", ниm#> и бhдьн|> и хром|> и слhп|>, иzиди на п@ти и хал@г|.

11. Докажите, что следующие группы слов исторически образованы от одного корня. Реконструируйте первоначальный вид корня и объясните все фонетические изменения, происшедшие в нём: реmи, рече, отърочьна, орърицати с#; иzити, прити, иzиди, вънити, придhте; имаам, имhи, по>хъ.

12. В приведённых примерах найдите корень слова и укажите возможные чередования гласных и согласных звуков в нём: притъч@, сътвори, велик@, zъва, zъван|имъ, посъла, нач#ш#, ноужд@, с@пр@гъ, хоm@, иск@ситъ, пришьдъ, повhда, стъгн|, въведи.

13. Объясните, в каких случаях сочетание ра в начале слова или между согласными является признаком его старославянского происхождения. Докажите это, восстановив праславянский вид корня: рабъ, рабоу, ради, расп@ти", градоу.

14. Выделите смягчённые (палатальные) согласные в следующих словах, объясните их образование (под воздействием *j или гласных переднего ряда), использовав для сопоставления однокоренные слова: реmи, рече, отърочьна, вечер@, притьч@, отърицати, ноужд@, хоm@, мол\, жен@, пришьдъ, нач#ш#.

 

Задания по морфологическому анализу текста

1. Какой период в развитии категории одушевленности отражает этот памятник: и посъла рабъ свои въ годъ вечери?

2. В следующих словосочетаниях найдите существительные, определите их род, число, падеж. К каким древнейшим основам (типам склонения) эти существительные принадлежат? Приведите доказательства правильности вашего ответа. Рече ¨гь притч@, ч¨лкъ сътвори вечер@ велик@, посла рабъ свои въ годъ вечери, село коупихъ и имамъ ноужд@ иzити и видhти ~, с@пр@гъ воловьн|ихъ коупихъ п#ть, жен@ по>хъ, пришьдъ рабъ тъ, повhда господиноу сво~моу се, тогда раzгнhвавъ с# ¨гь домоу, рече раб@, иzиди на расп@ти" и стьгн| градоу, рече рабъ, еmе мhсто ~сть, иzиди на п@ти и хал@г|, да наплънить с# домъ мои.

3. Найдите в примерах из текста краткие (именные) и полные (местоименные) формы прилагательных, дайте их полную морфологическую характеристику и определите, какую синтаксическую функцию они выполняют: сътвори вечер@ велик@ и zъва мъног|, реmи zъван|имъ, прьв|и рече, с@пр@гъ воловьн|ихъ коупихъ п#ть, и ниm#> и бhдьн|> и хром|> и слhп|> въведи сhмо, мъноzи бо с@ть zъвани и мало же иzбьран|ихъ.

4. Определите разряд местоимений. Укажите форму их единственного числа именительного падежа. Переведите их на современный русский язык. Какие из этих местоимений сохранились в современном русском языке, а какие отсутствуют? Рече ¨гь притч@ си\, ч¨лкъ нhк|и, посла рабъ свои, оуже оуготована с@ть вьса, нач#ш# въкоупhе отърицати с# вьси, рече емоу, видhти ~, мол\ т#, имhи м# отърочьна, хоm@ иск@ситъ ихъ, и сего ради не мог@ прити, и пришьдъ рабъ тъ, господиноу сво~моусе, да наплънить с# домъ мои, гл\ бо вамъ, тhхъ zъван|ихъ, не въкоусить мо~> вечер#.

5. Определите класс приведенных ниже глаголов. Укажите признаки, позволяющие отнести тот или иной глагол к определенному классу: реmи, отърицати с#, иzити и видhти, прити, вънити.

6. Дайте морфологическую характеристику всех глагольных форм в тексте. Объясните изменение конечного звука корня в формах аориста. Как переводятся формы аориста и имперфекта на современный русский язык, что их различает?

7. Найдите в тексте форму супина и объясните его употребление в данном случае. Укажите, после каких глаголов употребляется супин и что он обозначает. Что сближает супин с инфинитивом и как он переводится на современный русский язык?

 

Задания по синтаксическому анализу текста

 

1. Определите синтаксическую функцию причастий. Обратите внимание на то, как причастия сочетаются с другими формами глагола: оуже оуготована с@ть вьса, имhи м# отърочьна, пришьдъ рабъ тъ повhда господиноу сво~моу се, тогда раzгнhвавъ с# гь домоу рече раб@ сво~моу.

2. Охарактеризуйте все случаи употребления в тексте родительного и дательного падежей.

3. Найдите в тексте простые предложения и укажите в них главные члены. Определите, какие это предложения: личные, определенно-личные или неполные.

4. Охарактеризуйте придаточные предложения с союзом "ко.

5. Разберите предложения, имеющие в своём составе сочетание частицы «да» с настоящим или будущим простым временем глагола, и определите, для выражения какого значения употребляется это сочетание в старославянском языке (цели, действия, побуждения и др.): и оубhди вънити да наплънить с# домъ мои.

6. Найдите в тексте предложение с прямой речью.

 

В заключение пословного разбора необходимо дать общие выводы по фонетике, морфологии, лексике и синтаксису текста, сделав общее заключение о времени и территории его написания, подчеркнув наиболее важные с точки зрения истории языка моменты.

 

Текст V. Притча «О Самарянке»

(Остромирово Евангелие, Иоанн, IV, 5-42)

 

Въ оно врhм#• | приде ¨иiсъ въ | градъ самареи|скъ• нарица|~м| соуха|рь• блиzъ вьси \|же дасть и"ковъ | иосифоу с|ноу || сво~моу бh же тоу | ст@деньць и"ко|вль ¨иiсъ же троу|ждь с# отъ п@ти | сhдhаше тако на | ст@деньци• годи|на же бh "ко шеста|" приде жена отъ самари" почрhтъ | вод|• г¨ла ~и ¨иiсъ | даждь ми пити | оученици бо ~го о|шьли бhах@ въ гра|дъ• да брашьно коу|п#ть г¨ла ~моу же|на самар#н|ни | како т| иоудеи с|• | отъ мене пити про||сиши жен| сама|р#н|н" с@m# не | прикаса\ть бо с# | иоудеи самарhне|хъ отъвhmа и¨iсъ | и рече аmе б| вhдh|ла даръ б¨жии• и къ|то ~сть глагол"и | ти даждь ми пи|ти• т| б| просила | оу н~го• и далъ ти | б| вод@ жив@ г¨ла | ~моу жена ¨ги• ни | почрьпальника | имаши• и стоуде|ньць гл@бокъ ~|сть• отък@доу оу|бо имааши вод@ || жив@ еда т| боли|и ~си о¨ца нашего и|"кова• иже дасть | намъ стоуденьць• и тъ иzъ н~го пи и | с|нове ~го и скоти | ~го отъвhmа и¨iсъ | и рече ~и вьс"къ | пи>и отъ вод| се|>• въж#ждеть с# | пак|• а иже пи~ть | отъ вод| \же аzъ | дамь ~моу• не има|ть въжд#дати с# | въ вhкъ нъ вода | \же аzъ дамь ~моу• | б@деть въ н~мь и|сточьникъ вод| || истhка\m#> въ | животъ вhчьн||и г¨ла къ н~моу же|на ¨ги даждь ми | си\ вод@• да ни ж#|жд@ ни прихожд@ почьрьпатъ..

 

Задания по лексическому анализу текста

1. Отметьте в тексте все слова, значения которых не требуют перевода.

2. Найдите слова, значения которых легко устанавливаются из словообразовательного анализа. Установите значения следующих однокоренных слов:

нарица~м|, рече; приде; оушли, прихожд@; г¨ла (глагола), глагол"и; пити, пи, пи>и, пи~тъ; дасть, даждь, далъ; имаши, имать; въж#ждеть, въжд#дати, ж#жд@; источьникъ, истhка\m#>; почрhтъ вод|, почрьпальникъ, почьрьпатъ.

3. На основании приведенных параллельных текстов установите значения следующих слов:

стоуденьць гл@бокъ ~сть (Остр.) Ср. клад#zь есть гл@бокъ (Зогр.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.