Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марк Валерий Марциал




Апулей

Гай Петроний Арбитр (I в)

 

арбитр – судья, ценитель, знаток. При дворе его называли арбитром – знатоком прекрасного. Как и Сенека, обвинен в заговоре и вскрыл вены.

«Сатирикон»

· Жанр мениповой сатиры.

· О приключениях трех бродяг: Эмколний (рассказывает), Аскилт, Гитон (мальчик).

· Описывается все с «черного хода», а не с «парадного крыльца» → и аристократы, и притоны.

· Книга построена так, что тоже чувствуются античные корни. Эмк. испытывает гнев бога Приана (разврата?) → пародия на преследование Одиссея гневом Посейдона.

· Дошла только часть – пир Тримальхиона (раб, разбойник). Кичится богатством, пытается внешне подражать аристократам. П. это утрирует (кольца – одно ценное, другое – барахло).

· П. подчеркивает и «+» качества Трим. – умение работать, щедрость, энергичность, выдумка.

· + плутовские и любовные истории из низов общества (тоже в «С») – низменная эротика.

· + много вставных новелл – там сгущает краски, чтобы подчеркнуть общую мысль – империя погнила.

· Особый язык героев – народная речь

· в конце ссорятся – Г. был любовником А. потом стал любовником Э., А. узнал.

Евпонид – архаик в поэзии – помогает им бежать.

(125-…→ II в)

Провинциал (культурная жизнь в это время перемещается в провинцию), из Африки, г. Мадавр. Отец – крупный чиновник, богатый → риторическое образование в Карфагене, обучался философии в Афинах и много путешествовал по греческому Востоку, только потом приехал в Рим → родной язык – местное наречие и греческий, латынь учил в Риме (писал на латыни). Женился на матери товарища, богатей вдове, старше. Родственники, обвинили А. в магии → речь в защиту перед проконсулом, издана. А. высмеивает невежество своих противников, оправдание, но репутация «мага». Жил в Карфагене, прославленный оратор. В Карфагене ему 3 статуи.

«Метаморфозы» или «Золотой осел»

Молодой грек Лукий, попадает в Фессалию, страну, славящуюся чародейством, и останавливается в доме знакомого, жена которого слывет могущественной колдуньей. В жажде приобщиться к таинственной сфере магии, Лукий вступает в связь со служанкой, несколько причастной к искусству госпожи, но служанка по ошибке превращает его вместо птицы в осла. Человеческий разум и человеческие вкусы Лукий сохраняет. Он знает даже средство освобождения от чар: для этого достаточно пожевать роз. Но обратное превращение надолго задерживается. «Осла» в ту же ночь похищают разбойники, он переживает различные приключения, попадает от одного хозяина к другому, всюду терпит побои и неоднократно оказывается на краю гибели. Когда диковинное животное обращает на себя внимание, его предназначают для позорного публичного представления. Все это составляет содержание первых десяти книг романа. В последний момент Лукию удается убежать на морской берег, и в заключительной 11-й книге он обращается с мольбой к богине Исиде. Богиня является ему во сне, обещает спасение, но с тем, чтобы его дальнейшая жизнь была посвящена служению ей. Действительно, на следующий день осел встречает священную процессию Исиды, жует розы с венка у ее жреца и становится человеком. Возрожденный Лукий приобретает теперь черты самого Апулея: он оказывается уроженцем Мадавры, принимает посвящение в таинства Исиды и отправляется по божественному внушению в Рим, где удостаивается высших степеней посвящения.

· 11 книг, плутовской роман, «Золотой осел» - дал название Августин. Во вступлении А: греческая повесть, составленную в новеллистическом стиле

· превращение человека в животное международно

· ← «Лукии или осле» Лукиана

· ряд вставных новелл, с сюжетом не связанных и введенных как рассказы о виденном и слышанном до превращения и после него

· различны и концовки: вмешательство Исиды, религиозно-торжественное окончание

· изменены имена героев, кроме Лукия.

· цели А. – развлечь и нравоучительная

· вставная (4,5 кн) – сказка «Амур и Психея» Удивительная красота младшей из трех дочерей, назначенный ей брак со страшным чудовищем, волшебный дворец мужа с невидимыми прислужницами, таинственный муж, который посещает жену ночью и запрещает глядеть на себя при свете, нарушение запрета по наущению коварных сестер, поиски исчезнувшего мужа, оказавшегося очаровательным мальчиком, месть сестрам, скитания и рабская служба героини, выполняющей трудные задачи при содействии чудесных помощников, ее смерть и воскресение.

· 11 – странная, религиозная, некоторые считают, что принадлежит не А., финал ему характерный.

Изобретение:

· осел передвигается → видит все время новое

· при нем все всё говорят, не «стесняются»

Старость и исчерпанность цивилизации → пессимизм, эсхатология → мистицизм → почва для реставраторов → неожиданные, народные, неологизмы, выдуманные слова, много греческих заимствований.

«Апология»

- защитительная речь

(~40 -

родился в Испании → «провинциал», приехал в Рим.

И очарован, и недоволен Римом → пишет эпиграммы (>1500).

Современное значение слова «эпиграмма» - язвительное, для М. – просто надпись.

Три книги эпиграмм:

1. «Книга зрелищ»

2. «Гостинцы» - «реклама» вин и блюд

3. «Подарки» - надписи на подарках

М. был «клиентом» - имел богатого патрона, который ему помогал.

В эпиграммах постоянно ирония:

светский щеголь → идиот

врач-неуч → скорее навредит, чем вылечит

бездарный поэт → коверкает

Особенности:

· М. восстает против перепевания мифологических тем, хочет отразить жизнь в стихах.

Эпиграммы часто с неожиданной концовкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.