Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Апанович 1 страница




Я

Ю

Э

Ш

Ч

Ц

X

Ф

У

Т

С

самодиктант – вид зрительного диктанта. Текст, предназначенный для письма, воспринимается учащимися зрительно, запоминается, иногда подвергается анализу, объясняются орфограммы, затем записывается по памяти (иногда диктуется учителем – зрительно-слуховой вариант) и проверяется самими учащимися по книге, с выделением орфограмм. Последнее условие повышает степень самостоятельности учащихся. Используется преимущественно в младших классах; в старших – главным образом при самоподготовке, без учителя. Вариант С. – запись по памяти заученных наизусть прозаических или стихотворных текстов с последующей проверкой по печатному тексту.

самообразование учителя – важнейшая форма повышения квалификации, роста его мастерства и культуры. Основные формы С. у.: обучение в заочных учебных заведениях, в университетах марксизма-ленинизма, на различных курсах при институтах усовершенствования учителей, участие в работе творческих семинаров; изучение и разработка в своем классе тех или иных методических проблем, например «Воспитательная эффективность уроков русского языка», обобщение опыта работы, написание докладов и статей, разработка дидактических материалов для учащихся и пр.; углубленное изучение отдельных проблем языкознания или литературы: например, современной лексикографии; теории актуального членения предложения; теории речевой деятельности; принципов русской орфографии и пр.; элементы исследовательской работы: изучение уровня речевого развития учащихся, их орфографической грамотности, изучение навыка чтения и т. п. С. у. – не стихийный процесс, оно подчиняется системе – планам институтов усовершенствования учителей, соответствующих кафедр педагогических институтов, методических кабинетов роно (руно), общества «Знание» и пр. С. у. дает пример учащимся: учитель постоянно совершенствуется, никогда не перестает учиться, работает творчески, всегда в поиске.

самоподготовка – выполнение домашних заданий, а также самостоятельная работа в группах продленного дня, в школе-интернате и пр.

 

Сборник диктантов

самостоятельная работа учащихся по русскому языку – познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового, закреплении, повторении и обобщении. О С, р. обычно говорят в связи с развитием познавательной активности, например: «Пути повышения познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении орфографии». При этом вводится понятие степени самостоятельности, или уровней самостоятельности. Специфический для предмета «русский язык» аспект самостоятельности – это самостоятельное выражение своих мыслей в речи, самостоятельное использование при этом изученных средств языка. Наивысшей языковой самостоятельности учащиеся достигают в сочинениях, устных рассказах и т. п.; орфографических упражнениях с применением словарей, с введением проверочных слов, составлением алгоритмов орфографических действий и пр.; в редактировании сочинений, в рецензировании и пр.; в составлении обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.; в самодиктантах, других видах самоподготовки. Многие виды работ учащихся могут быть как С., так и не С. Так, сообщение новой темы может быть организовано в форме эвристической беседы и с самостоятельным выводом; в форме лекции, где самостоятельность учащихся проявляется в целостном восприятии и усвоении материала; в форме прочтения учебника и его усвоения без организующей помощи учителя. Учитель выбирает ту или иную форму подачи материала в зависимости от своих задач, условий работы. Применение сборников упражнений, дидактического материала, заданий, программированных материалов, ТСО (например, лингафонного оборудования) способствует С. р. у.

Лит.: Кобызев А. И. Индивидуальные задания по русскому языку б V – VII классах. – 4-е изд. – М., 1960; Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. – М., 1961; Смирнова В. Н. Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка. – М., 1962; Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся, – М., 1972.

сборник диктантов – вид пособия для учителя. Содержит отдельные предложения, слова, отрывки связного текста или целые рассказы, статьи, предназначенные для диктовки, анализа и пр. Тексты берутся из произведений художественной, публицистической, научной литературы, из фольклора; они служат для учащихся образцом. Материал располагается по разделам и темам грамматико-орфографического курса и по классам. В конце С. д. обычно помещается общий, повторительный отдел и тексты для контрольных диктантов. Иногда указываются виды диктантов (объяснительный, предупредительный и пр.), дополнительные задания к диктанту, а также методические указания для учителя и пр.

 

Сборник текстов для изложения 180

Лит.: Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М., 1986; Кастроль И. С., Скороход Л. К. Сборник диктантов по пунктуации. 7 – 8 классы. – М., 1987.

сборник текстов для изложения – вид пособия для учителя. Содержит произведения художественного, публицистического или научного стиля или отрывки из них. Размеры и содержание текстов соответствуют возможностям их устного или письменного изложения в соответствующем классе. В современных С. т. для и. даются несколько адаптированные тексты, но не в пересказе. Дается краткое описание методики изложения, а также вопросы и задания для языкового анализа текста, для орфографической подготовки к изложению. Иногда даются примерные планы изложений и комментарий к тексту, подготовительные упражнения. Тексты иногда располагаются по разделам курса, а также по годам обучения и даже по учебным четвертям. Приводятся критерии анализа и оценки написанных учащимися изложений,

Лит.: Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М., 1976; Виноградова Л. А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений. IV – VIII классы. – М., 1986.

сборник упражнений по русскому языку – вид учебного пособия для учащихся, используется в их самостоятельной работе. Содержит материалы по языку и задания к ним, рассчитанные на индивидуальное выполнение; тексты для списывания и подчеркивания, для изменения формы, проверки орфограммы, подбора проверочных слов, перестройки предложений и пр.; тексты для языкового анализа различных видов, лексический и словообразовательный материал; тексты для изложения, темы для сочинений, картины для бесед и рассказывания и пр. С. у. бывают: общие для всего курса русского языка, для одного класса, для одного раздела курса (например, по теме «Правописание безударных гласных»), по видам работы – по развитию речи, по орфографии. К числу С. у. могут быть отнесены также пособия для учителей типа дополнительных материалов: раздаточные дидактические материалы, сборники диктантов, текстов для изложения и пр.

Лит.: Преображенская Е. П., Рындина Л. Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики. – Л., 1963; Попков Ф. С. и др. Сборник упражнений по развитию речи учащихся V – VIII классов. – М., 1964; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1966; Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии (V – VIII классы). – М., 1967.

свободные темы сочинений – темы, свободно выбираемые учащимися из числа предложенных учителем, не обязательно строго соответствующие программе по литературе, иногда – составляемые самим автором-учащимся.

 

181 Связь обучения с жизнью

свободный диктант – вид Д., близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В. А. Флеров). Интересный и доступный учащимся текст прочитывается учителем или самими учащимися, может быть проведена небольшая беседа; затем учитель прочитывает часть текста – абзац, несколько предложений; учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т. д. В. А. Флеров, создатель С. д., особенно высоко ценил в нем самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста; однако более поздние авторы в нем ценят близость к образцу и использование лексики и синтаксиса образца.

Лит.: Ладыженская Т. А. и др. Свободные диктанты. – М., 1967.

связная речь – термин, употребляемый в методике русского языка в трех значениях: 1) С. р. – деятельность говорящего, процесс выражения мысли, например: В процессе связной речи учащиеся овладевают синтаксическими умениями; 2) С. р. – текст, высказывание, продукт речевой деятельности, например: анализ связной речи, упражнения в связной речи: изложения, пересказы, доклады, и пр.; 3) название раздела методики развития речи: методика С. р. – это методика изложений, сочинений и других текстовых, творческих работ,

Лит.: см. статьи Речь, Текст, Развитие речи учащихся, Методика сочинения.

связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства – дидактический принцип. В обучении русскому языку С. о. с ж. состоит в первую очередь в практической направленности обучения, в овладении учащимися языковыми умениями и навыками, необходимыми в общественной жизни, в труде, в познании, в науке: навыками речи, чтения, письма, восприятия речи; в подборе текстов для анализа и упражнений – тексты должны отражать жизнь нашего народа и государства, практику коммунистического строительства; обучение русскому языку связывается с жизнью, интересами, трудом и познавательной деятельностью самих учащихся: сочинения и рассказы отражают жизнь самих школьников, их походы, их труд в школе и дома, в колхозе и т. п. Овладение умением делать доклады, писать отчеты, статьи в газеты, овладение «деловым письмом» – составлением протоколов, актов, заявлений и т. п. С. о. с ж. обеспечивается пониманием социальной роли языка и речи во всех ее проявлениях: в производстве, в учении, в науке, в искусстве – художественной литературе, в театре, в музыке. Отрыв теории от практики несовместим с выполнением принципа С. о. с ж.

Лит.: Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. – М., 1973.

 

Сезонный принцип построения хрестоматий 182

сезонный принцип построения хрестоматий (книг для чтения). К. Д. Ушинский расположил материал в своих хрестоматиях «Детский мир» и «Родное слово» в разделах, соответствующих временам года. Он считал, что детям наиболее близка и понятна «логика природы», и там, где возможно, связывал языковую работу с наблюдениями природы, использовал впечатления и настроения, навеваемые картинами природы. Разделы «Осень», «Зима», «Весна», как правило, выделяются и в современных хрестоматиях для начальных классов, однако в целом они в наши дни строятся не по сезонному, а по идейно-тематическому или историко-литературному принципу. Однако С. п. в системе чтения, развития речи учащихся по-прежнему широко используется: связь с изучением природы повышает эмоциональный уровень сочинений и рассказов учащихся, позволяет соединить личный опыт с книжными знаниями и пр.

семинар по русскому языку – форма организации учебных занятий главным образом в вузе, техникуме, в старших классах школы. Группа учащихся, углубленно изучая тот или иной вопрос, самостоятельно, по направляющим указаниям преподавателя готовит сообщения, доклады, рефераты, участвует в обсуждениях. С. – прекрасная форма развития научного стиля речи, строгого и точного оформления своих мыслей, развития полемических умений, активности. В современной школе С. используются все чаще и шире.

синонимия (синонимы) в школьном курсе. С. – тождество или близость значений единиц одного языкового уровня: слов, морфологических форм, словосочетаний, других синтаксических конструкций. Примеры лексической синонимии: спешить, торопиться; словообразовательной: заснуть, уснуть; синтаксической: причастный оборот и придаточное определительное; морфологической: бочка меда, бочка меду. В программе по русскому языку предусмотрено изучение лексических синонимов, практически синонимия служит основой работы над культурой речи, стилистикой, поэтому в методике разрабатываются многочисленные практические упражнения, предусматривающие выбор синонимических средств в соответствии с задачей выражения мысли, с коммуникативной целесообразностью.

Основные виды упражнений с С.: подбор С. к данному слову; замена С. в тексте, обоснование выбора С.; разграничение С. по их принадлежности к функциональным стилям, по сферам употребления, по стилистическим и эмоциональным окраскам; подбор антонимов к С. с целью уточнения значений; подбор фразеологических С.; градация С.; анализ употребления С. в образцовом тексте, изучение черновиков писателей; работа со словарем С.

 

183 Синтаксические ошибки в речи учащихся

Лит.: Голушкова Е. А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967; Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968; Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. – Л., 1975.

синтаксис в курсе русского языка. Изучение русского языка в I классе начинается с синтаксиса: знакомство с предложением, главные члены, во II классе – второстепенные члены и т. д. В IV классе введен небольшой курс синтаксиса (35 час), создающий элементарную основу для развития речи и для понимания морфологии: словосочетание, виды предложений по цели высказывания, члены предложения, однородные члены, простые и сложные предложения, прямая речь; предусмотрен синтаксический разбор. В методике разработано направление – изучение морфологии на синтаксической основе (В. П. Озерская), Основной курс синтаксиса – в VII – VIII классах: словосочетание и предложение, двусоставные и односоставные предложения, полные и неполные, с однородными членами, с обращениями, вводными словами, словами да, нет, междометиями, с обособленными второстепенными членами, способы передачи чужой речи – прямая и косвенная речь. В VIII классе – сложное предложение: сложные союзные и бессоюзные предложения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; основные группы сложноподчиненных предложений по их значению; сложные предложения с разными видами связи. Синтаксис в школе изучается как основа пунктуационных умений и совершенствования культуры речи. Большое внимание уделяется синтаксическому анализу в разных вариантах и связям с морфологией. Синтаксис целого текста в программу русского языка не включен.

Лит: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. – М., 1963; Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974; Бабайцева В. В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М., 1979; Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс, – М., 1979, 6 класс. – М., 1980; Она же. Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. 7 класс. – М., 1982; Обучение русскому языку в 7 – 8 классе / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М, 1987.

синтаксические ошибки в речи учащихся – вид грамматических, речевых ошибок. В их числе: нарушения согласования; нарушения управления предложного и беспредложного; нарушения связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают; местоименное дублирование подлежащего, других членов предложения; пропуски членов предложения (неоправданные); синтаксические повторы, однообразие синтаксических конструкций; неверный порядок слов в предложении; неточное употребление союзов в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении; несоотнесенность форм глагола в предложении; смешение

 

Синтаксические умения учащихся 184

форм прямой и косвенной речи и пр. Причины С. о.: плохое знание правил и неумение применять их; малый объем упреждающего синтеза речи, неспособность охватить сознанием весь объем предложения или нескольких предложений. Следствием С. о. могут быть пунктуационные ошибки. По некоторым данным, С. о. – самые частые среди речевых ошибок.

Лит.; Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. – М., 1962; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

синтаксические умения учащихся – составная часть умений по русскому языку при завершении курса в VIII классе (в современных программах разработаны перечни умений также для каждого класса). Учащиеся должны уметь: находить в предложении грамматическую основу и словосочетания, главное и зависимое слова в них, составлять словосочетания всех важнейших видов и уместно употреблять их в собственной речи; различать в тексте простые и сложные предложения, определять типы тех и других, выделять в них члены предложения, определять способы их выражения, находить вводные слова, словосочетания и предложения, обособленные второстепенные члены предложения, разбирать синтаксически любые типы предложения, составлять простые и сложные предложения всех изученных типов и уместно употреблять их в собственной речи в соответствии со стилем и типом создаваемого текста; синтаксически обосновывать пунктуацию конкретного текста, а в отдельных случаях – и орфографию (например, согласование, управление падежной формой имени существительного и т. п.); синтаксически обоснованно совершенствовать, править текст: устранять ошибки и недочеты в построении предложений, в связях между ними, исправлять пунктуационные ошибки; оценивать собственный и чужой текст с точки зрения синтаксической сложности, разнообразия, правильности, с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора синтаксических средств языка.

Лит.: Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М., 1974; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986; Обучение русскому языку в 7 – 8 классах / Под ред. В. В. Бабайцевой. – М., 1987.

синтаксические упражнения: выявление связей между словами в словосочетании и предложении с помощью вопросов, постановка вопроса к члену предложения; синтаксический разбор разных видов: общая характеристика разбираемого предложения, а также его составных частей; указание членов предложения и их характеристика; объяснение пунктуации; выделение словосочетаний и их характеристика; составление различных схем пред-

 

185 Синтетическое чтение

ложений; указание внутренних связей в них. Составление словосочетаний заданных видов; с согласованием, управлением, примыканием; «глагол + существительное» и т. п. Составление предложений по заданной схеме, на названный тип и т. п. Выделение предложения из потока речи. Характеристика отличительных признаков предложения. Интонирование и выразительное произнесение предложения; объяснение интонаций, с которыми должно быть произнесено то или иное предложение в тексте, и пр.

Лит.: Дудников А. В. Методика синтаксиса и пунктуации. – М., 1963; Фомичева Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе. – М., 1973; Купалова А. Ю. Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. – М, 1974; Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978; Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах – М., 1981.

синтаксический монотон – речевая ошибка (недочет), состоящая в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций, чаще всего – примитивных. С. м. является следствием низкой речевой культуры и устраняется в процессе редактирования написанного текста.

синтаксический разбор – см. статьи Грамматический разбор и Синтаксические упражнения.

синтетические упражнения по русскому языку – такие упражнения, при выполнении которых в деятельности учащихся преобладает синтез, в отличие от аналитических упражнений (см.). Примеры С. у.: слияние звуков в слоге, составление слов из букв разрезной азбуки (I класс); образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями; образование форм слов – склонение, спряжение; построение словосочетаний и предложений различных типов, введение в предложение осложняющих конструкций; построение текста – как отдельных его компонентов, так и письмо целых сочинений, устное рассказывание; построение обобщающих схем и таблиц по грамматике и пр. К числу упражнений, в которых преобладает синтез, относятся также диктанты. В работе учителя и учащихся по русскому языку используются также аналитико-синтетические упражнения, в которых не наблюдается устойчивого преобладания анализа или синтеза.

синтетическое чтение. 1. Чтение целыми словами, не по слогам. Термин используется в методике обучения грамоте, элементарному чтению – I и II классы.

2. Чтение, при котором понимание содержания текста достигается без анализа отдельных его элементов – предложений, словосочетаний, слов, их форм, т. е. на основе обобщенного

 

Система сочинений 186

восприятия общего смысла. Основа понимания – непосредственное синтезирование в единое смысловое целое значений слов и форм в тексте. Синоним: курсорное чтение. При обучении родному языку С. ч. (во 2-м значении) вводится со II – III класса, при обучении неродному – в старших классах.

система сочинений – такая последовательная совокупность обучающих и контрольных сочинений и подготовительных упражнений к ним, которая охватывает длительный период обучения (от I до X класса или от IV до VIII класса, но не менее одного года), опирается на единую принципиальную основу, включает в себя весь набор видов сочинений в целесообразном соотношении и при постепенном наращивании умений учащихся, объема сочинения, трудности тем и языка. С. с. обеспечивает закрепление теоретических знаний по языку, применение этих знаний в собственной самостоятельной речи учащихся, в частности орфографических и пунктуационных умений. С. с. обеспечивает воспитательные задачи благодаря выбору тем и возможности самовыражения личности школьника, отражения его взглядов, его жизненной позиции. С. с. вариативны, разрабатываются с учетом условий данного класса, производственного и природного окружения, интересов учащихся, но основные черты С. с. должны быть выдержаны в любом ее варианте. Примером С. с. может служить книга под ред. Т. А. Ладыженской «Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах» (М., 1978).

Л и г.: Рыбникова М. А. Избранные труды. – М., 1956, Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи (III – IV классы). – М., 1963.

система упражнений по развитию речи учащихся – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений, всех формируемых умений, последовательностью, преемственностью и перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. Первый вариант системы складывается из следующих групп: 1) упражнения аналитического характера по готовому тексту: определение основной мысли, позиции автора, темы, озаглавливание отрывков, объяснение зависимости употребленных языковых средств от задачи высказывания и пр.; 2) упражнения в переработке данного текста: устранение повторов, введение деталей, правка текста и пр.; 3) упражнения в создании нового текста на основе данного: составление плана, тезисов, изложение и пересказ, перестройка композиции, развитие эпизода и пр.; 4) упражнения в создании собственного текста учащимися: написание рассказов, заметок, очерков, подготовка докладов и пр. Идея данного варианта С.: от изучения образцов – к самостоятельному творчеству. Д р у-

 

187 Система уроков русского языка

гой вариант С. у. базируется на разделы курса русского

языка: фонетику, состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, синтаксис простого предложения и т. д.

Лит.: Развитие речи учащихся V – VII классов / Под ред. В. А. Добромыслова. – М., 1963; Ладыженская Т. А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980.

система упражнений по русскому языку – совокупность практических работ учащихся, выполняемых самостоятельно, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний по языку, применение этих знаний на практике и выработку умений и навыков в области грамматики, орфографии, лексики, фонетики и пр. С. у. предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения. С. у. может быть разработана ко всему курсу русского языка, к отдельному классу, к разделу курса или к каждой отдельной теме. См. статьи Грамматическо-орфографические упражнения, Лексические упражнения, Фонетические упражнения.

система упражнений по стилистике – одна из систем упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей идеи, охватом всех основных типов упражнений и умений, связью с С. развития речи и с курсом грамматики, последовательностью, преемственностью, перспективностью, постепенным повышением самостоятельности учащихся. I вариант: С. создается связью всех стилистических упражнений с темами курса русского языка; примером такого варианта может служить С., изложенная в книге С. Н. Иконникова «Стилистика в курсе русского языка (VII – VIII классы)» (М., 1979). II вариант: в основу системы кладутся функциональные стили, изучаемые в IV – VIII классах: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный. По каждому стилю проводятся упражнения, формирующие умения: а) определять стиль готового текста; б) производить стилистический анализ текста; в) совершенствовать стиль данного текста; г) создавать собственный текст определенного стиля. Примером может служить раздел В. И. Капинос «Стилистика» в книге «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» (М., 1980). Оба варианта могут быть совмещены в практической работе.

система уроков русского языка. В современной методике урок рассматривается как элемент С. у. по определенному разделу курса. Приступая к новому разделу курса, учитель намечает С. у. на весь раздел, имея в виду: а) постановку цели изучения всего раздела, конкретных задач; б) равномерное распределение материала по урокам; в) распределение видов работ

 

Систематичность обучения русскому языку 188

учащихся на весь раздел – новый материал, закрепление, повторение, развитие речи (сочинения, изложения); г) контрольные работы; д) использование средств обучения – ТСО, таблицы, словари и т. п. Пример С. у. в V классе: раздел «Имя существительное» (26 уроков). 1-й и 2-й – повторение изученного в IV классе; 3-й и 4-й – разносклоняемые имена существительные, буква -е- в суффиксе -ен- имен существительных на -мя; 5 – 7-й – несклоняемые имена существительные, их род; 8-й – имена существительные общего рода; 9-й – морфологический разбор имен существительных; 10-й – сочинение по картине; 11 – 12-й – способы образования имен существительных; 13-й – работа над ошибками в содержании и в языковом оформлении сочинения; 14-й – собирание материала к сочинению-описанию; 15 – 16-й – не с существительными; 17 – 18-й – буквы ч и щ в суффиксе -щик(-чик); 19 – 20-й – сочинение-описание; 21 – 22-й – гласные в суффиксах существительных; 23-й – дефисное и слитное написание слов с пол-; 24-й – повторение; 25-й – контрольный диктант; 26-й – работа над ошибками. Разрабатывая С. у., учитель предусматривает разные типы уроков, упражнений, постепенное повышение самостоятельности по мере овладения разделом «Имя существительное», включение орфографического материала, работу над словарем – его обогащение и активизацию и т. п. Более крупные «блоки» С. у. охватывают учебную четверть, полугодие, год.

Лит.: Современный урок русского языка. – М., 1984; Обучение русскому языку в 4 классе. – М., 1985; Обучение русскому языку в 5 – 6 классах. – М., 1986; Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986; Обучение русскому языку в 7 – 8 классах. – М., 1987.

систематичность обучения русскому языку – один из дидактических принципов, примененный к учебному предмету «русский язык». Согласно этому принципу, учебный предмет «русский язык» строится в соответствии с внутренней логикой изучаемой науки, все стороны изучаемого предмета предстают перед учащимися в их взаимосвязи, а в процессе преподавания наблюдается преемственность, последовательность, перспективность. Так, С. о. состоит, в частности, в том, что явления языка изучаются в их семантическом, грамматическом и коммуникативном (функциональном) аспектах; в изучении грамматики используется принцип единства морфологии и синтаксиса; орфография опирается на фонологический и словообразовательный анализ слов. В изучении материала учащиеся идут от простого к сложному и более сложному, от неполного знания к более полному, опираются на систему знаний и умений, усвоенных ранее, усложняя ее, вводя в нее новые структурные единицы. С. о. наблюдается также в организации работы учащихся. Разработка наилучших, «оптимальных» систем обучения русскому языку




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.