Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Апанович 5 страница




 

223 Учебник русского языка

играют невербальные средства общения: интонации, паузы, логические ударения, жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы и пр. П. р., как подготовленная, обдуманная, более сложна синтаксически, соответствует норме – в ней меньше ошибок, но она лишена интонаций, мимики и пр. У. р. развивается у детей в процессе общения, тогда как П. р. с самого начала является предметом обучения, школа уделяет ей основное внимание. В последнее время в школе стало уделяться большое внимание У. р., так как неоднократно отмечалось отставание в развитии У. р. учащихся. На ранних ступенях развития ребенка и обучения в школе У. р. предшествует письменной и в значительной степени определяет стиль последней, но по мере обучения влияние У. р. на П. р. ослабевает, наблюдаются противоположные явления. В старших классах У. р. учащихся находится под сильным влиянием письменно-книжных стилей речи.

Лит.: Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – IV классов//Изв. АПН РСФСР. – М., 1956. – Вып. 78; Ладыженская Т. А Анализ устной речи учащихся V – VII классов // Изв. АПН РСФСР. – М., 1963. – Вып. 125; Лаптева О. А. Русский разговорный синтаксис. – М., 1976; Леонтьев А. А. Речь и общение // Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1976; Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. – М., 1983; Ладыженская Т. А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

учебник русского языка – основная часть учебного комплекса (комплекта), книга, излагающая основы научных знаний по данному учебному предмету в соответствии с программой и предназначенная для обучения. Наряду с теоретическими сведениями по грамматике, фонетике, лексике, фразеологии, графике, орфографии, стилистике, культуре речи и общими сведениями о языке, обычно содержит материалы (тексты) для языкового анализа, разнообразные упражнения и задания для самостоятельной работы учащихся, для выработки умений и навыков, для развития речи. У. р. я. в деталях определяет содержание предмета, его объем и систему, в У. р. я. заложены воспитательные задачи предмета, система формирования у учащихся материалистического мировоззрения, система научных понятий, познавательных интересов и пр. Материал в У. р. я. подается определенными дозами – параграфами; У. р. я. строится в соответствии с тем или иным методом обучения, с концепцией автора. Основные типы У. р. я.: У. для начальных классов, для средних классов, для вуза, для ШРМ, для техникума (педагогического училища), для иностранцев, для национальных школ СССР, для ПТУ. Все эти учебники различаются по методам преподнесения материала, а также по его объему – в соответствии с программами учебных заведений. Первым печатным У. р. я. в нашей стране была [«Азбука»] Ивана Федорова (1574); в 1596 г. вышла

 

Учебник русского языка для начальных классов 224

грамматика Л. Зизания, в 1619 г. – грамматика М. Смотрицкого, в 1755 г. – «Российская грамматика» М. В. Ломоносова. Заслуживают изучения У. р. я., созданные в XIX в.: «Практическая русская грамматика» Н. И. Греча (1827), «Сокращенная русская грамматика» А. X. Востокова (1831), «Опыт исторической грамматики...» Ф. И. Буслаева (1858), «Родное слово. Год третий. Первоначальная практическая грамматика с хрестоматиею» К. Д. Ушинского (1870), а также учебники советской школы: «Грамматика русского языка» (ч. 1 и 2) С. Г. Бархударова (1938), «Русский язык» для IV и V – VI классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и Л. Т. Григорян, удостоенный в 1984 г. Государственной премии СССР.

учебник русского языка для начальных классов имеет следующие особенности: воспитательная направленность всего материала, опора на лучшие образцы русской речи; практическая направленность всех материалов и заданий и пропедевтический характер преподнесения теоретических сведений; простота и доступность, направленность на наблюдение фактов языка, постепенное подведение учащихся к абстракциям; взаимосвязь всех сторон языка: фонетики, лексики, грамматики, словообразования, орфографии; направленность на развитие устной и письменной речи учащихся. Упражнения составляют не менее 80% объема учебника. В соответствии с современной программой I – III классов У. р. я. для н. к. содержит сведения о предложении и его членах, о составе слова, о частях речи, об имени существительном, имени прилагательном и глаголе подробно, краткое знакомство с местоимением, предлогом, союзами, наречиями. Основные темы по орфографии: правописание безударных гласных в корнях слов, в безударных окончаниях падежных форм существительных и прилагательных, личных форм глагола, правописание звонких и глухих согласных и др.

учебник русского языка для IV – VIII (V – IX) классов имеет следующие особенности: воспитательная направленность материала, опора на лучшие образцы русской речи; систематическое изложение материала; опора на курс начальных классов; наличие системы практических работ – заданий, упражнений по грамматике, словообразованию, орфографии, развитию речи учащихся; направленность па формирование систем научных языковых понятий, на усвоение внутренних и межпредметных 'связей, закономерностей языка. Методическое построение У. р. я. обеспечивает развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся. В У. обычно есть повторительные разделы за предыдущие классы. В приложении даются словарики, памятки, списки орфограмм, порядок разбора. В некоторых У. имеются цветные вклейки репродукций картин для развития речи.

 

225 Учитель русского языка

учебное оборудование – устройства, мебель, наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, письменные принадлежности и другие средства обучения.

Лит: Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981; Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ. – М., 1985.

учебные пособия по русскому языку – печатные, изобразительные и звучащие средства обучения для школы, вуза, ПТУ, техникума и пр.: сборники упражнений, задач, заданий по курсу русского языка или по его разделам, сборники текстов для анализа, изложения и диктантов, хрестоматии, наборы пластинок, магнитофонные ленты, учебные кино- и телефильмы, раздаточный материал – карточки с дидактическими материалами, учебные словари и справочники, наглядные пособия – таблицы по грамматике и орфографии, картины для развития речи и пр.

учитель русского языка – в широком смысле лицо, обладающее профессионально-педагогическими качествами: коммунистической идейностью, социальной активностью, убежденностью, нравственной стойкостью, любовью к детям, пониманием задач воспитания и обучения; лицо, имеющее высшее филологическое и педагогическое образование, свободно владеющее устным и письменным словом, это человек широко эрудированный, сам абсолютно правильно, безошибочно говорящий и пишущий, способный передать учащимся свою любовь к родному русскому языку и литературе, научить понимать окружающий мир и человеческие отношения, научить мыслить и выражать свои мысли письменно и устно. В этом смысле У. р. я. всегда главное лицо в учительском коллективе, он лучший воспитатель и хранитель культуры, куратор библиотеки, пропагандист театра в школе, строгий проводник единого режима грамотного письма и культуры речи в школе. В то же время У. р. я. владеет методикой преподавания, хорошо знает содержание школьного курса русского языка, уровень требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, знает возрастные особенности школьников и трудности, которые встречаются у них в процессе обучения, умеет организовать познавательную работу самих школьников; учитель – человек ищущий, умеющий поставить методический эксперимент в своих классах, он постоянно совершенствует свои знания, свое педагогическое мастерство и свое горение постоянно передает своим ученикам. (См. статью Профессиональные умения учителя русского языка.)

Лит.: Свешникова Е. А. Учитель и учащиеся – М., 1960; Гонобо-лин Ф. Н. Книга об учителе. – М., 1965; Кузьмина Л. В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967; Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подго-

 

Факультативные курсы по русскому языку 226

товки, – М., 1976; Учитель в моей жизни. Книга интервью / Сост. Б. Анин. – М., 1982.

 

 

факультативные курсы по русскому языку – форма углубленного изучения одного из предметов по выбору самих учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся. Введены в VII – X классах с 1967 г. В отличие от внеклассных занятий, Ф. к. проводился по утвержденной Министерством просвещения РСФСР программе, по расписанию, в рамках отведенного времени, с постоянным составом учащихся. Задачи Ф. к.: развитие интереса в избранной области, усвоение знаний и умений, практических навыков (чтение научной литературы, работа с источниками, разные сочинения и пр.). Своеобразие методики на факультативных занятиях: лекция учителя (примерно 20 – 30 мин), самостоятельный анализ материала, творческие работы, доклады и сообщения учащихся. Министерством просвещения РСФСР были утверждены факультативы для VII – VIII классов по русскому языку: «Лексика и фразеология русского языка» и «Теория и практика сочинений разных жанров». Для этих факультативов существуют государственные программы, имеются методические пособия: Введенская Л. А. и др. Русское слово (1987); «Развивайте дар слова» (1986), составители Т. А. Ладыженская и Т. С. Зепалова. Факультативы по смежным предметам: по литературе, по журналистике, по истории, по иностранным языкам.

факультет педагогики и методики начального обучения готовит учителей начальных классов, преподающих русский язык (наряду с другими предметами – математикой, природоведением и пр.). На Ф. п. и м. н. о. преподается русский язык (примерно 400 час) и методика его преподавания в начальных классах (примерно 180 час, не считая педагогической практики). По русскому языку предусмотрены 4 курсовых экзамена и госэкзамен, по методике русского языка – 1 курсовой экзамен и госэкзамен, а также курсовая работа. Проводятся также факультативы по русскому языку и методике его преподавания, спецкурсы и спецсеминары, практикум по выразительному чтению, по культуре речи. Срок обучения 4 года.

факультет русского языка и литературы – подразделение педвуза, готовящее учителей русского языка и литературы для всех типов средних учебных заведений. Продолжительность обучения 5 лет, кроме начальных классов. Распределение учебного времени: общественные науки – 13%, общеобразовательные – 8%,

 

227 Фонетические упражнения

педагогические – 16%, языковедческие – 30%, литературоведческие – 33%, педагогическая практика – 18 недель. Всего по учебному плану 1985 г. – 5 тыс. час аудиторных занятий. Кроме того, проводятся спецкурсы, спецсеминары, факультативы, спецпрактикумы, кружки и пр. Предметы языковедческого цикла: введение в языковедение, старославянский язык, историческая грамматика русского языка, современный русский литературный язык (фонетика и фонология, графика и орфография, лексикология и лексикография, словообразование, грамматика, стилистика), диалектология, история русского литературного языка, общее языкознание, история лингвистических учений; курс методики русского языка и курс методики литературы. В отдельные периоды существования Ф. р. я, и л. читались логика, латинский язык, второй иностранный (живой) язык. Ф, р. я. и л. имеются во всех педвузах РСФСР. Факультет возглавляется деканом; имеет кафедры: русского языка, общего языкознания, методики русского языка, русской литературы, советской литературы, зарубежной литературы, методики литературы (в большинстве педвузов – две кафедры: каф. литературы и каф. русского языка).

фонетика в курсе русского языка. Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую систему языка: звуки речи, их варианты, чередования позиционные и исторические, слогоделение, ударение, фонетическое слово. Фонетические единицы и закономерности практически усваиваются ребенком в дошкольном возрасте, обычно до 3 – 5 лет, на основе восприятия речи взрослых и собственной речевой деятельности. Школа учит выделению фонетических слов из речевого потока, выделению слогов и звуков в слове, определению места ударения, соотнесению звука и буквы (главным образом в начальных классах), орфографическим умениям и навыкам на основе звуко-буквенного анализа и синтеза, фонетическому анализу слов. Согласно программе, фонетический материал изучается в IV классе. Однако нельзя не учитывать, что на основе фонетического анализа изучаются все темы, связанные со словообразованием и формообразованием: склонения, спряжения, образование форм степеней сравнения у прилагательных, образование причастий и т. д. При изучении русского языка как неродного проводится сопоставительный анализ Ф. русского и родного языков с целью ослабления интерференции.

Лит.: Моисеев А. И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. – М., 1975; Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1983; Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. – М., 1984.

фонетические упражнения: деление речевого потока на слова, слогоделение, звуковой анализ слов и слогов, выделение ударных

 

Фонетический разбор 228

и безударных слогов, звуковой и слоговой синтез, т. е. составление слогов и слов из звуков, соотнесение звуков и букв, выделение и характеристика отдельных звуков – гласных и согласных (звонких и глухих, твердых и мягких) и пр.; обнаружение и анализ чередований, объяснение их типов и причин, обнаружение и объяснение действия законов фонетики: редукции гласных [о], [а], оглушения звонких согласных и озвончения глухих; транскрибирование с мотивировкой и пр. Ф. у, обычно комбинируются с задачами графическими и орфографическими, словообразовательными и формообразовательными и пр.; так, анализ безударных гласных осмысляется проверкой их правописания; анализ звука [и] – объяснением способа его обозначения; то же – о мягкости согласных и т. д.

Лит.: Фирсов Г. П. Изучение фонетики в V классе. – М, 1957; Иванов П. П. Методика изучения фонетики в V классе. – М., 1959; Сергеев Ф. П. Работа над ударением в школе. – М., 1961; Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970, Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка – М., 1984.

фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.

фонотека – набор пластинок (дисков), магнитофонных лент и других средств звукозаписи с образцами русской речи (или речи на другом изучаемом языке), записи произведений литературы в исполнении мастеров художественного слова, специальные записи учебного характера. В настоящее время Ф. стала необходимым средством обучения, они создаются в каждой школе – в кабинетах русского языка, иностранных языков, начальных классов и пр.

фонохрестоматия – звуковое учебное пособие, состоящее из комплекта пластинок (дисков) и методического руководства для учителя. Записаны бывают образцовые тексты на изучаемом языке, произведения литературы в исполнении мастеров слова, детская речь, образцы диалектной речи и пр. Ф. – это, в сущности, звучащая книга. В СССР впервые Ф. по русскому языку выпущена для V – VII классов в 1965 – 1967 гг. В настоящее

 

229 Формализм в знаниях учащихся по русскому языку

время Ф. весьма распространены, составляют основную часть школьных фонотек.

формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами русского языка. М. формируется на основе всей системы научных знаний, идейно-политического воспитания учащихся; это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения. М. – это высшая форма обобщения всех знаний и опыта, превращение знаний в убеждения. Русский язык, как и другие учебные предметы, способствует становлению материалистического, коммунистического мировоззрения. Это происходит не стихийно, а в результате целенаправленных усилий составителей программ, учебников, методических пособий, системы в работе учителей. Ф. м. у. способствует усвоение закономерностей функционирования языка, понимание его структуры, элементов системы языка, внутренних связей русского языка и его межпредметных связей, понимание социальной роли языка как средства коммуникации в процессе общественного труда, его связей с мышлением, его исторического развития и обогащения, его способности отражать явления реального мира, понимание многообразия языков мира и роли русского языка среди них. Школьники усваивают связи языка, его семантики с реально существующими явлениями мира, их задача – понять и использовать язык как средство отражения, познания мира, обобщения и сохранения человеческих знаний, как средство творчества. Они усваивают русский язык как средство межнационального общения в СССР. Ф. м. у. неотделимо от развития диалектического мышления.

Лит: Вопросы воспитания на уроках русского языка. – М.; Л., 1965; Сысоенко И. В. Теоретические и методические проблемы формирования коммунистического мировоззрения учащихся. – М., 1979; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983; Коммунистическое воспитание учащихся на уроках русского языка. – М., 1984.

формализм в знаниях учащихся по русскому языку – механически усвоенные, заученные знания, без достаточного понимания и без умения применять на практике, например знание орфографических правил и неумение применять их в нужных случаях для проверки орфограмм; знание правил синтаксиса и неумение строить достаточно сложные, разнообразные и выразительные предложения в собственном сочинении и т. п. Ф. в з. у. возникает в результате неправильного соотношения теоретического и практического в обучении русскому языку, недооценки языкового анализа и аналитико-синтетических упражнений, низкой познавательной активности и самостоятельности учащихся. Широкое применение приемов развивающего обучения, практиче-

 

Формирующий, или обучающий, эксперимент 230

екая направленность обучения русскому языку предупреждают появление Ф. в з. у.

Лит.: Трудности преподавания русского языка в школе. – Л., 1979; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983.

формирующий, или обучающий, эксперимент по методике русского языка – важнейший вид эксперимента (в отличие от поискового, ориентирующего, контрольного и др.). в процессе которого проверяется новая методика, новые приемы, новые пособия и пр. Цель этого вида эксперимента – сформировать на основе проверяемой методики те или иные прогнозируемые, ожидаемые качества учащегося, умения или навыки. Успех формирования этих качеств подтверждает эффективность новой методики, которая до Ф. э. могла рассматриваться лишь как гипотеза. В ходе Ф. э. ведутся наблюдения и измерения, цель которых – показать преимущества новой методики. Результаты, полученные в экспериментальных классах, сопоставляются с результатами контрольных классов, в которых обучение проводится по другой, обычной методике, но с соблюдением такого же высокого уровня организации и требований, как в экспериментальных. Ф. э. самый важный вид эксперимента в исследованиях по методике.

фразеологические упражнения – вид упражнений по русскому языку. В школе используются следующие виды Ф. у.: обнаружение фразеологизмов в тексте читаемых произведений литературы, объяснение их значения; синонимические замены фразеологических единиц, составление синонимических рядов фразеологических единиц; анализ их состава и объяснение иносказательного или устаревшего характера слов, входящих в фразеологическую единицу; работа с фразеологическими словарями (в первую очередь со «Школьным фразеологическим словарем») и составление собственных фразеологических словариков; характеристика стилистических аспектов фразеологических единиц, объяснение уместности их употребления в том или ином тексте; составление собственных предложений и небольших текстов с использованием фразеологических единиц, составление текста и последующее введение в него фразеологических единиц; употребление фразеологизмов в устной и письменной речи без специального задания. Поскольку современная программа предусматривает лишь общее понятие о фразеологии, то вся работа по усвоению фразеологизмов проводится практически, на основе упражнений.

Лит.: См. статью Фразеология в школе.

фразеология в школе – один из разделов курса русского языка. В программе и учебниках русского языка материал по Ф. введен сравнительно недавно – с 60-х годов XX в. До этого с фразеологическими единицами учащиеся знакомились в процессе чтения

 

231 Хрестоматия по методике русского языка

и анализа художественной литературы, в отдельных упражнениях по развитию речи и стилистике, в пособиях по культуре речи, а также во внеклассной работе. В настоящее время Ф. изучается в V классе (тема «Лексика и фразеология» – 2 часа) и в различных темах курса в связи с культурой речи. Работа над Ф.: усвоение основных понятий, анализ значений и этимологии, включение в собственную речь. В собственной речи учащихся фразеологизмы относительно редки – неболее 2 – 3 случаев употребления на 1000 слов текста; чаще других используются фразеологические единицы типа крылатых слов: ахиллесова пята, дубина народной войны, темное царство и пр. В старших массах усиливается употребление так называемых клише, штампов типа уделять внимание, типичные представители, разрешать вопрос, актуальный вопрос.

Лит.: Гаврин С. Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. – М., 1963; Баранов М. Т. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе – М, 1987; Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1988.

 

 

характеристика – вид ученических сочинений, главным образом на литературную тему. X. литературного персонажа обычно содержит его портрет, сведения о его общественном положении, характере, поступках, мыслях, душевных порывах, нравственных исканиях, о его симпатиях и антипатиях, удачах и неудачах, о его стремлениях и борьбе за достижение общественных или личных целей. X. – сочинение типа рассуждения, пишется обычно в публицистическом стиле; содержит не только фактический материал, но и оценки, собственные мысли автора, его анализ, обобщения, выводы.

хрестоматийный текст – текст образцовый, обычно – художественное произведение, многократно включавшееся в школьные хрестоматии. X. т. используются как положительные образцы, создающие речевую среду для учащихся, для приведения примеров при изучении грамматики, лексики и других разделов курса русского языка, для языкового анализа, для изложений и пересказов и пр. Примеры: «Серая Шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Метелица» А. А. Фадеева (отрывок из книги «Разгром») и пр.

хрестоматия по методике русского языка – тип пособий для учителей, студентов, методистов, аспирантов по истории школы, практике обучения языку и методической теории. Содержат небольшие статьи, посвященные авторам-методистам, их портреты и

 

Цели обучения русскому языку 232

отрывки из их трудов. Статьи и подборки располагаются в хронологической последовательности.

Лит.: Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе /Сост. П. О. Афанасьев. – М., 1941;Методика преподавания русского языка. Хрестоматия / Сост. М. С. Лапатухин. – М., 1960; Развитие речи учащихся. Хрестоматия /Сост. М. Р. Львов. – М, 1965; Текучев А. В. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. – М., 1982.

 

цели обучения русскому языку – одно из основных понятий методики. Они состоят в воспитании уважения и любви к родному, русскому языку, в раскрытии его роли в развитии культуры, науки, производства, в воспитании людей; в познавательной, учебной деятельности школьников – без знания языка, без овладения основными языковыми умениями (речь – говорение, аудирование, письмо, чтение) невозможно успешное обучение в школе; в овладении самостоятельной устной и письменной речью в ее разновидностях, в умении ясно, правильно, выразительно излагать свои мысли, знания; в познании закономерностей функционирования русского языка, в овладении его понятиями, его ресурсами, в знании его структуры, его нормы и пр.; в развитии мышления, умения обобщать, абстрагировать с помощью языковых средств, в расширении общей культуры, общего кругозора учащихся. Степень овладения языком есть наиважнейший показатель общего интеллектуального развития человека. Только полнота понимания Ц. о. р. я. обеспечит реализацию учебно-воспитательных возможностей русского языка как учебного предмета.

цель урока русского языка – один из важнейших его компонентов. Это четкое определение того, к чему стремится учитель, организуя урок. Учителя нередко затрудняются в формулировании Ц. у., что отрицательно сказывается на единстве урока, его направленности. Обычно определяют воспитательную цель: например, добиться повышения познавательной самостоятельности, воспитывать любовь и уважение к родному языку; познавательную цель – добиться усвоения таких-то понятий, закономерностей, правил. Ц. у. состоит также в формировании умений и навыков, что обычно намечается не на каждый отдельный урок, а на серии уроков. В конце урока подводится итог достижения поставленной цели: достигнута ли познавательная цель урока, что нового усвоено, какие умения заложены на уроке, как воспитывались самостоятельность, трудолюбие, внимание, действительно ли урок прошел как образец богатства и выразительных возможностей

 

233 Частично поисковый (эвристический) метод обучения русскому языку

родного языка, формировалась ли личность ученика на этом уроке и т. п. Ц. у. и ее достижение всегда учитывается при анализе урока директором, завучем и при оценке урока.

Лит.: Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч.: В 3 т. – М., 1981. – Т. 3; Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.

цитата – дословная выдержка из какого-либо текста: художественного, публицистического, научного, – или точно передаваемые чьи-либо слова. Широко используется в сочинениях учащихся и в их устной речи. Важно, чтобы Ц. органически вплетались в речевые конструкции учащихся, были уместны и способствовали раскрытию темы сочинения. С Ц. связаны ошибки: а) перегрузка сочинения Ц.; б) искажение Ц.; в) отсутствие указаний на автора приведенной Ц.; г) отсутствие синтаксической связи Ц. с ученическим текстом (не соотносятся личные местоимения, личные формы глагола); д) ошибки во внешнем оформлении Ц.: она не заключается в кавычки или неправильно обозначается граница Ц.; стихотворная Ц. неправильно располагается на странице; допускаются ошибки в употреблении заглавной или строчной буквы в начале Ц.

 

 

частично поисковый (эвристический) метод обучения русскому языку – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной исследовательской деятельности. Он предполагает: видение проблемы, умение ставить вопрос; находить и самостоятельно строить доказательство, обоснование; делать выводы из накопленных фактов; высказывать предположение (гипотезу); строить план проверки предположения; делить сложную задачу на ряд частных задач и решать их. Учитель руководит указанными умениями учащихся с помощью эвристической беседы, которая обычно строится на основе языкового анализа. Пример: «Виды глагола». Учитель вешает таблицу глаголов:

рисовать строить учить ставить

нарисовать построить научить поставить

Обращено внимание учащихся на единство значения пар глаголов. Предлагается определить грамматический признак, по которому различаются глаголы: так создана проблемная ситуация. Высказываются предположения, обсуждаются, отвергаются. Тогда учитель дает незавершенные предложения: Дети на уроке.... Коля... пейзаж (рисовали, нарисовал). Учащиеся быстро и правильно выполнили задание. Привели устно примеры с другими парами глаголов. Учитель вновь ставит задачу: определить раз-

 

Частотный принцип отбора языковых единиц 234

личия в значениях. Ученики выполняют ее успешно. Новая задача: какими грамматическими средствами достигается различие глаголов? В данном случае – с помощью приставок (другие случаи – на других уроках). Ч. п. м. обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.