Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трансактный анализ 1 страница




ТЕОРИЯ

Гения.

Техника 4. Ресинтезирование семейных убеждений

Упражнение

1- Нарисуйте схему, изображающую основных членов семьи клиента. Перечислите их имена и возраст и отразите при помо-Щи стрелок важность для клиента отношений с ними. Проверьте, включили ли вы родителей, бабушек, дедушек или других членов семьи, имеющих на клиента значительное влияние.

'• Перечислите основные убеждения, принципы, ценности 1 Установки, которых придерживаются люди из схемы. Посмо-эите, нет ли убеждений, которые разделяют большинство чле-н°в семьи. "

"*■. Посмотрите, не можете ли вы свести эти принципы к не-*°льким центральным убеждениям.

4. Как семья привила эти центральные убеждения? Как ее члены поощрялись за исполнение этих принципов и как мака-зывались за их несоблюдение?

5. Опишите, в каких поступках семья вашего клиента отличается от других семей из-за своих убеждений? Сравните семейные убеждения с теми, что перечислены в основном списке убеждений клиента. Сколько из них соотносятся между собой? Зависимы ли они/схожи, противоположны или синергичны?

Техника 5. Выживание и убеждения Упражнение

1. Пересмотрите основной список убеждений клиента. Помогите ему решить, улучшает или ухудшает его способность решать специфические насущные и социальные проблемы приверженность таким мыслям.

2. Если какое-либо из убеждений клиента мешает ему, помогите ему спланировать стратегию изменения.

3. Если когда-то убеждение перестало быть полезным, помогите клиенту осознать перемену.

Метод 12. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

Техника 1. Ролевые игры

Упражнение

1. Используйте основной список убеждений клиента.

2. С помощью клиента составьте сопутствующий список аргументов к этим убеждениям.. ]

3. Проведите игровой диспут между рациональными и иррациональными мыслями, в котором клиент занимал бы рациональную позицию, а вы, терапевт, разыгрывали бы иррациональный аргумент.

Варианты

а) Терапевт играет роль человека, который учит клиента заведомо ложным идеям, а клиент в это время спорит как с человеком, так и с его убеждениями.

б) Используя технику пустого стула: попросите клиента проиграть обе стороны — иррациональную идею и контраргу*

генты, приводя доказательства за и против центрального убеж-.

в) Помогите клиенту расчленить иррациональные убеждения на их составные части и разыграйте каждую из них, гои этом клиент их опровергает. Например, мысль: «Я могу потерять контроль над собой и опозориться перед всеми» — имеет много компонентов, которые можно проиграть. Терапевт может выступить в роли клиента, который хочет все контролиро-ватв, или который стыдится, или в роли тревожности клиента, сторонних наблюдателей, которые видят его смущение и т. д., в то время как клиент оспаривает каждый компонент.

г) В большинстве случаев будет.лучше, если терапевт смоделирует ролевую игру, прежде чем это попробует клиент.

Техника 2. Практика во внешней среде Упражнение

1. Перечислите все центральные убеждения клиента, связанные с его проблемой.

2. Обучите его всем аспектам применения скрытого изменения, опровержения, перцептивного сдвига или любых других когнитивных техник для изменения этих убеждений.

3. После того как вы обсудите это с клиентом, придумайте Для каждой иррациональной мысли способы проверки эффективности применяемых методов в реальных условиях.

4. Клиент после этого проводит испытания в реальных условиях и фиксирует результаты.

Техника 3. Изучение дневников и практика Упражнение

1. Попросите клиентов записывать все техники, которые показались им эффективными в качестве способов снижения тревоги или других негативных эмоций.

2- Пусть клиенты оценивают каждую технику по ряду Ю-балльных шкал: а) сила эмоции до работы с техникой; б) си-Ла и эффективность техники; в) продолжительность использования техники; г) сила эмоций после применения техники.

3. Лучшие техники — те, которые устраняют сильные негативные эмоции. Клиенты должны особенно тщательно и вни-

мательно делать записи о тех техниках, которые устраняют или снижают интенсивность приступов тревоги и тяжелых депрессивных эпизодов.

4. После того как было собрано достаточное число работающих техник, попросите клиента отобрать те, применение которых дает самое существенное снижение интенсивности негативных эмоций. Затем проинструктируйте клиента создать целую серию новых техник, в которых акцентируются ключевые моменты ранее удавшихся процедур.

5. Попросите клиента продолжать совершенствовать техники методом проб и ошибок. В конце концов клиент должен сформировать несколько эффективных техник.

6. Во многих случаях полезно также будет попросить клиента припомнить все техники, которые они использовали в своей жизни, чтобы избавиться от тех же или подобных мыслей. Часто бывает, что техники, которые хорошо работали в прошлом, сработают и в будущем.

Техника 4. Когнитивный фокусинг Упражнение 1. Общий фокусинг в когнитивной терапии

1. Сосредоточьтесь на протекающих у клиента в течение сеанса процессах. Разница между опытным и начинающим терапевтом заключается в том, что опытный терапевт следует ответным реакциям клиента, а не своей собственной программе.

2. Сосредоточьтесь не только на том, что клиент говорит I вам, но и на том, как он это говорит. Обратите особое внимание на интонации, мимику, эмоции, позы и другие невербальные сигналы.

3. Когда происходит взаимодействие (вы задаете вопрос, предлагаете интерпретацию, уточняете чувства, даете объяснение, опровергаете мысль), фокусируйтесь на вербальных и невербальных реакциях клиентов. Наблюдайте очень внимательно.

4. Следуйте ответным реакциям клиентов, а не своим исходным высказываниям. Реакция клиента часто может обнаружить скрытый паттерн, или убеждение, лежащее в основе изучаемой вами проблемы.

5. Следуйте текущим реакциям, как только они возникают. Уточните когницию, которую клиент проявляет (Я-концепцию, атрибуции, самоинструктирование, ожидания).,

а Помогите клиенту обратить внимание на текущее состоя-

V например, терапевт может сказать: «Я заметил, что вы улы-

тесь»). Затем помогите клиенту перевести ощущение в ког-

йяяо (например, клиент может сказать: «Я улыбаюсь, потому ле кажется смешным то, что он так расстроился из-за того, что притворяется таким сильным»).

7 Когда клиенты оказываются в замешательстве относи--ечьно того, что они имели в виду, помогите им сфокусироваться на собственных чувствах, чтобы найти когницию, которая их проясняет.

8. Продолжайте работать над поиском когниции, которая была бы связана у клиента с ощущением осмысленности (например: «Да, это именно так!»).

Упражнение 2. Одна специфическая процедура когнитивного фокусинга

Попросите клиента расслабиться и снять мышечное напряжение. Пусть он откинется в кресле и закроет глаза, если захочет (3 минуты).

1. Попросите его обо всем забыть и направить внимание

внутрь себя, пока вы зачитываете сцену для упражнения. Если

он пришел к вам без определенной проблемы, предоставьте ему

аналогию, чтобы открыть главные источники его дискомфорта.

Вот пример подобной аналогии.

«Представьте, что вы сидите в кладовке, заставленной ко-робками. В каждой коробке находится одна из ваших проблем. " всех проблем разные коробки, и в самой большой коробке ле-кит самая большая проблема. Теперь представьте, что вы передвигаете коробки по одной и расставляете их по углам так, что-ы можно было сесть. С относительно удобного нагроможде-1я в центре комнаты внимательно изучите окружающие вас 'Робки. Вытащите ту, которую больше всего хочется открыть, откройте ее. Выньте проблему из коробки и посмотрите на ее- Повертите ее и осмотрите со всех сторон. Постарайтесь от-Раниться от себя и увидеть свою реакцию на нее». ■• Как только клиент выбрал проблему из своей «кладовой», фосите его сфокусироваться на том, что он чувствует по по-°^У этой проблемы.

■ Попросите клиента сконцентрироваться на той эмоции, 'Рая лучше всего описывает его общее состояние в связи

с проблемой. Это будет нелегко для всех клиентов — для Ког то в большей, а для кого-то в меньшей мере. Многие клиент научились предохранять себя от выяснения чувств как по отно шению к себе, так и по отношению к другим. Чувства — Явле ние сложное, составное, и поэтому многим клиентам трудНо просто воспринять общее впечатление. Клиенты должны собрать воедино все свои жалобы и всю болтовню, которая может проноситься в их голове, чтобы осознать общее чувство.

4. Как только общее ощущение будет определено (к великой радости вашего клиента), подключите его к тщательному анализу различных нюансов и компонентов этого чувства. Поскольку обычно чувства бывают сложными, то вокруг центрального ощущения тревоги можно различить элементы гнева, вины, обиды, ревности и т. д.

5. Теперь попросите клиента припомнить во всех подробностях другие подобные ситуации, в которых он испытывал такие же эмоции: «Всегда ли вы тревожились, когда встречали его бывшую жену? Когда вы встречали кого-то еще, например вашу свекровь или его бывшую подругу? Опишите эти ситуации. Скажите мне точно, что вы чувствуете по поводу каждой из них». Попросите клиента эмоционально отреагировать на каждую ситуацию, так, чтобы вы могли убедиться, что это несомненная ассоциация общего ощущения тревоги со встречами. Ситуации могут извлекаться как из прошлого, так и из настоящего.

6. Самое важное — попробуйте определить, какая мысль возбудила эмоцию в каждой из этих схожих ситуаций. В каждом случае определите, что клиент говорил себе. Какое значение он приписывает ситуации? Проследите источники каждого из компонентов, чтобы понять, не ведут ли они к центральному ошибочному убеждению, которого придерживается клиент.

7. Теперь постарайтесь помочь клиенту изменить эмоцию-Первым делом попросите его сконцентрироваться на схожей ситуации, которая не вызывает общего негативного ощушеНЙ* «Было ли когда-нибудь такое, чтобы встреча с его бывшей жено не расстроила вас? Опишите, что вы тогда чувствовали». НапоМ ните клиенту, что он должен не просто вспомнить, а воссоздзт испытываемые чувства. Если ваш клиент может припомни только общее негативное ощущение, попросите его сфокусир ^ вать внимание на том, как могут чувствовать себя в подобных с туациях другие люди.

8 Затем попросите клиента сосредоточиться на мыслях, 'беждениях или на том, что они говорят сами себе во время этих схожих ситуаций, которым присуще другое общее ощущение «Опишите, о чем вы думали в тех случаях, когда вы не чувствовали тревогу при встрече с ней». Помогите клиенту проанализировать эти чувства.

9. Наконец, попросите клиента поработать над заменой чувств, которые у него были изначально (шаги № 4 и 5), на чувства из других ситуаций (шаг № 8). Ключевым моментом в.смене эмоций является изменение мыслей. Пусть клиент представит, какие у него были мысли в случае, когда он не испытывал тревоги (шаг № 9 в противоположность шагу № 7).

Список цитированной и рекомендуемой литературы

1. AndrewsJ. D. W. The active self in psychotherapy. New York: Gardner, 1990.

2. Beck A. Depression: Clinical; experimental, and theoretical aspects. New York: Hoeber, 1967.

3. Beck A. Depression: Causes and treatment. Philadelphia, PA: University of Pennsylvania, 1975.

4. Beck A. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: American Library Trade, 1993.

5. Beck A. Beyond belief: A theory of modes, personality, and psycho-pathology / P. Salkovskis (Ed.) // Frontiers of cognitive therapy. New York: Guilford, 1996. P. 1-25.

6. Beck А. Т., Emery G., Greenberg R. Anxiety Disorders and Phobias: A Cognitive Perspective. New York: Basic Books, 1985.

7. Beck A., Rush A., Shaw В., Emery G. Cognitive therapy of depression. New York: Guilford, 1979.

' 8. Beck A., Wright F., Newman C, Liese B. Cognitive therapy of substance abuse. New York: Guilford. 1995.

9. BeckJ. Cognitive therapy: Basics and beyond. New York: Guilford, 1995. Ю. BeckJ. Cognitive therapy of personality disorders / P. Salkovskis ltd.) // Frontiers of cognitive therapy. New York: Guilford, 1996. p-165-181.

•1- BeckJ. Changing core beliefs: Use of the core belief worksheet / ". Rosenthal (Ed.) // Favorite counseling and therapy techniques. Washington DC: Accelerated Development, 1998.

'2. BeckJ. G., Zebb B.J. Behavioral assessment and treatment of panic border: Current status, future directions // Behavior Therapy. 1994. V- 25. P. 581-611.

13. Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy. New York, 1952

14. Ellis A. Humanistic psychotherapy: The rational-emotive approach New York: McGraw-Hill, 1973.

15. Ellis A. Techniques for disputing irrational beliefs (DIB'S). ]\[ew York: Institute for Rational Living, Inc., 1974.

16. Ellis A. The rational-emotive approach to sex therapy // Counseling Psychologist. 1975. V. 5. P. 14-22.

17. Ellis A. Overcoming resistance: Rational-emotive therapy with difficult clients. New York: Springer, 1985.

18. Ellis A. How to stubbornly refuse to make yourself miserable about anything — yes, anything! Melbourne, Australia: The Macmillan Company of Australia, 1988a.

19. Ellis A. Are there «rationalist» and «constructivist» camps of the cognitive therapies? A response to Michael Mahoney // Cognitive Behav-iorist. 1988b. V. 10. P. 13-17.

20. Ellis A. Better, deeper, and more enduring brief therapy: The rational emotive behavior therapy approach. New York: Brunner/Mazel, 1995.

21. Ellis A., Dryden W. The practice of rational emotive behavior therapy. New York: Springer, 1996.

22. Ellis A., Grieger R. (Eds.) Handbook of rational-emotive therapy. New York: Springer, 1977.

23. Lazarus A. In the minds eye: The power of imagery for personal enrichment. New York: Rawson, 1977.

24. Lazarus A. Personal enrichment through imagery (cassette recordings). New York: BMA Audio Cassettes/Guilford Publications, 1982.

25. Lazarus A. The practice of multimodal therapy. Baltimore: MD John Hopkins University Press, 1989.

26. Lazarus A. Casebook of multimodal therapy. New York: Guilford, 1995.

27. Lazarus A. Time tripping / H. Rosenthal (Ed.)//Favorite counseling and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development, 1998.

28. McMullin R., Giles T. Cognitive-behavior therapy: A restructuring approach. New York: Grune & Stratton, 1981.

29. Meichenbaum D. Changing conceptions of cognitive behavior modification: Retrospect and prospect //Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1993. V. 61. P. 292-204.

30. Meichenbaum D. A clinical handbook/practical therapist manual for assessing and treating adults with post-traumatic stress disorder (PTSD)-Waterloo, ON: Institute Press, 1994.

31. Premack D. Reinforcement theory / D. Levine (Ed.) // Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NB: University of Nebraska Press, 1965.

,0 WolpeJ- The practice of behavior therapy. New York: Pergamon

press, 1969..

43 Александров А. А. Личностно-ориентированные методы психо-

«палии. СПб.: Речь, 2000.

34 Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. Киев; М: Ника-Центр; Алетейа, 1999.

55. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь,

2001.

J6 Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Комплект,

1997.

 

 

ГЛАВА 7 ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Трансактный анализ (ТА) (от лат. transactio — сделка и греч. analysis — разложение, расчленение) — психотерапевтическая методика группового и личностного роста, разработанная Эриком Берном (Берн, 1998). Теория Берна основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я («Родитель» — «Ребенок» — «Взрослый»). «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» — подчиненную позицию, «Взрослый» — умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Главной целью терапии ТА является ее ориентировка на изменение личности. Понимание проблем личности не рассматривается как конечная цель. Напротив, осознание их представляет собой инструмент для изменения личности. Изменение же состоит из принятия решения об изменении, а затем активного процесса по его реализации. При таком подходе практики ТА никогда не считали, что терапия должна быть длительной. В то же время кратковременная терапия не является единственным подходом в ТА. Для решения целого ряда проблем клиент и терапевт могут иногда работать в течение длительного времени, что также возможно в рамках теории ТА.

Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории ТА.

Модель эго-состояний (модель РВД). Основой ТА является модель эго-состояний. Эго-состояние — это совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различные эго-состояния.

Если я веду себя, мыслю и чувствую по принципу «здесь и теперь» и реагирую на то, что происходит вокруг меня, используя весь потенциал взрослой личности, то я нахожусь в эго-состоя-нии Взрослого. Временами я могу вести себя, мыслить и чувствовать, копируя одного из моих родителей или других людей, которых я воспринимал как родителей. В этом случае я. нахожусь в эго-состоянии Родителя. Иногда я возвращаюсь к поведению, мышлению и чувствам детства. В этом случае я нахожусь в эго-состоянии Ребенка.

В практике ТА часто просто говорят, что я в Ребенке, в Родителе или во Взрослом. Объединив вместе эти три эго-состояния, мы получаем трехчленную модель эго-состояний личности, которая является основой теории ТА. Модель традиционно изображается тремя соприкасающимися друг с другом окружностями (рис. 7.1). В связи с тем, что слово «ребенок» более нейтрально, чем слово «дитя», в тексте мы будем использовать термин «ребенок», а в диаграммах, чтобы избежать путаницы с «Родителем» (Р), будем обозначать «Ребенка» как Д.

Рис. 7.1. Структурная диаграмма первого порядка:

модель эго-состояний:

Р — эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур; В — эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»; Д — эго-состояние Ребенка (Дитя): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту

Так как три эго-состояния часто обозначаются по их начальным буквам, то сама модель соответственно называется моделью РВД. Это простое графическое изображение, в котором три эго-состояния не подразделяются на более мелкие элементы, называется структурной диаграммой первого порядка. Процесс анализа личности в терминах эго-состояний называется структурным анализом.

Суть модели эго-состояния заключается в том, что она позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.

Структурная модель показывает, что представляет собой каждое эго-состояние. Функциональная модель делит эго-состояния на части, чтобы показать, как мы их используем: структура = «что» = содержание; функция = «как» = процесс.

Функциональная модель более понятна, поэтому рассмотрим ее в первую очередь (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Функциональный анализ эго-состояний: КР — Контролирующий Родитель; ВР —' Воспитывающий Родитель; АД — Адаптивный Ребенок (Дитя); СД — Свободный Ребенок (Дитя);

В — Взрослый

Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок. Будучи взрослым, я часто проигрываю способы поведения, которым следовал в детстве, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, то нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Описывая эти способы

поведения нашего Адаптивного Ребенка, мы имеем в виду позитивного Адаптивного Ребенка. И наоборот, мы находимся в негативном Адаптивном Ребенке, когда проигрываем детские паттерны поведения, которые более не соответствуют нашей взрослой ситуации.

Иногда в детстве я поступал вопреки родительским требованиям. В этом случае я не адаптировался к ожиданиям родителей и не бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда я, уже взрослым человеком, нахожусь в эго-состояний Ребенка, то иногда веду себя так же свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.

Позитивный и негативный Свободный Ребенок. Паттерны поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные и негативные. Фраза «я в Свободном Ребенке» означает, что я веду себя, не обращая внимания на родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть полезными для меня как взрослого человека и поэтому классифицируются как позитивные. В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно.

Таким образом, функциональная модель эго-состояния Ребенка подразделяется на Адаптивного и Свободного Ребенка (рис. 7.2).

Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель. Когда я был ребенком, мои родители иногда говорили мне, что я должен, а чего не должен делать, контролировали или критиковали меня. Когда я поступаю подобным образом, повторяя своих родителей, то нахожусь в Контролирующем (Критикующем) Родителе.

В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Например, я упал и поранил коленку, а они утешали меня и накладывали повязку, Когда я проигрываю такое поведение моих родителей, то нахожусь в Воспитывающем (Заботливом) Родителе.

Мы изображаем две части функционального Родителя, разделяя это эго-состояние на две половины, как и в случае с Ребенком (рис. 7.2).

Позитивный и негативный Контролирующий и Воспитывающий Родитель. Мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе тогда, когда наши родительские директивы по

отношению к другим людям искренне направлены на их защиту или поддержание их здоровья. Негативный Контролирующий Родитель описывает родительские образцы поведения, игнорирующие другого человека. Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь. Негативный Воспитывающий Родитель оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя другого человека.

Взрослый. В функциональной модели Взрослый обычно не подразделяется на составные части. Любое поведение характеризуется как взрослое, если оно является реакцией на ситуацию «здесь и теперь» с использованием всех ресурсов взрослой личности.

Для того чтобы определить, в каком функциональном эго-состоянии вы находитесь, необходимо проанализировать ваше поведение. Поэтому эти функциональные подразделения можно также называть поведенческими описаниями.

Чтобы показать, какую роль играют в вашей личности рассмотренные части эго-состояний, Джек Дюсей (Dusay, Steiner, 1971) разработал интуитивный способ изображения эго-состояний, назвав его эгограммой. Дюсей выдвинул гипотезу константности: «Когда одно эго-состояние увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшиться для компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остается постоянным».

Для того чтобы эффективно использовать модель эго-состояний, необходимо четко уяснить различие между структурой и функцией. Функциональная модель классифицирует наблюдаемые способы поведения, а структурная модель — хранимую память и стратегии.

Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми, нужно использовать функциональную модель. Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния человека.

Эрик Берн приводит четыре способа распознавания эго-состояний: поведенческий диагноз, социальный диагноз, исторический диагноз, феноменологический диагноз.

В поведенческом диагнозе, наблюдая за поведением человека, мы делаем вывод о том, в каком эго-состоянии он находится. При наблюдении можно слышать и видеть: слова, тон голоса, жесты, положение тела, выражение лица. Вы будете диагностировать

функциональное эго-состояние человека, наблюдая за его поведением.

В основе идеи социального диагноза лежит положение о том, что другие люди обращаются ко мне из эго-состояния, которое дополняет мое эго-состояние. Следовательно, выяснив эго-состояние, из которого они обращаются, я могу узнать об эго-со-стоянии, в котором нахожусь сам.

В историческом диагнозе мы задаем вопросы о том, каким был человек в детском возрасте. Мы спрашиваем о его родителях и парентальных фигурах. Это позволяет сделать двойную проверку наших впечатлений о функциональных эго-состояни-ях человека, а также узнать структуру эго-состояния. Исторический диагноз имеет дело как с процессом, так и содержанием.

В идеале нужно использовать все четыре вида диагноза. Однако на практике это часто невозможно, и мы диагностируем то, что можем.

Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован («загрязнен»). Происходит как будто бы вторжение одного эго-состояния в границы другого. Контаминация Родителем происходит тогда, когда я ошибочно принимаю Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называет их предрассудками. При контаминации Ребенком я затуманиваю мое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями). Это фантазии, принимаемые за реальную действительность.

Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря, как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность. Например: (Р) «Людям нельзя доверять», в сочетании с: (Д) «Я никому никогда не верю». Или: (Р) «Детей нужно видеть, но не слышать», в сочетании с: (Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать».

Берн считал, что иногда человек «выключает» одно или более из своих эго-состояний, и назвал этот процесс исключением.

Люди, которые исключили Родителя, не будут действовать в соответствии с готовыми жизненными принципами. Вместо этого они в каждой ситуации заново создают для себя собственные принципы. При исключении Взрослого я «выключаю» свою I взрослую способность к апробации действительности. Вместо этого слышу лишь внутренний диалог Родитель—Ребенок. В ре-579

зультате мои действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу. Из-за того, что я не использую ресурсы Взрослого к тестированию реальности, мои мысли и поступки могут казаться даже странными. При этом существует вероятность того, что мне могут поставить диагноз психически больного. При исключении Ребенка мы «выключаем» воспоминания детства. На вопрос: «Какое у тебя было детство?» такие люди ответят: «Я не знаю. Я ничего об этом не помню». Когда мы, будучи взрослыми, выражаем свои чувства, то часто находимся в эго-состоянии Ребенка. Поэтому человека с исключенным Ребенком часто называют холодным или бесчувственным. Если исключены два из трех эго-состо-яний, то действующее эго-состояние называют константным, или исключающим.

Человек с константным Родителем будет жить только по родительским принципам. На вопрос: «Как, по вашему мнению, можно осуществить этот план?» он ответит: «Я думаю, что это хороший план. Выполняйте его, вот и все». На вопрос: «Как вы себя чувствуете?» он ответит: «В такие времена надо сохранять спокойствие, не так ли?»

Согласно Берну, человек с константным Взрослым «не способен испытывать удовольствие». Вместо этого он «только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию».

Человек в константном Ребенке будет всегда действовать, думать и чувствовать, как будто бы он еще находится в детстве. При встрече с какой-нибудь проблемой чувства этого человека усиливаются и «выключают» как Взрослое тестирование реальности, так и Родительские принципы. Такого человека другие люди будут рассматривать как незрелого или истеричного.

Трансакции. Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ —реакцией. Таким образом, трансакцию можно определить как транс-акционный стимул плюс трансакционная реакция. Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек трансакций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.