Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕХНИКИ 2 страница. • Средства массовой информации: книги, Интернет, телевидение, радио, газеты и журналы




Средства массовой информации: книги, Интернет, телевидение, радио, газеты и журналы.

Люди: ваша семья, учителя, врачи, религиозные проповедники, начальство, друзья и партнеры.

Ваш собственный опыт.

Какие критерии вы используете для оценки надежности той информации, которую вы получаете? Не заимствуете ли вы большинство ваших идей из книг? Или, быть может, основное влияние на вас оказывает семья? Во многое ли из того, что вы читаете в газете или смотрите по телевидению, вы действительно верите? Цель состоит в том, чтобы путем дотошного рассмотрения и ответов на вопросы определить главенствующий источник вашей информации и фундамент ваших верований и мнений. Постарайтесь выяснить, не придерживаетесь ли вы каких-нибудь мнений, которые невозможно проверить эмпирическим путем. Действительно ли все ваши убеждения поддаются опытной проверке?

Запишите в ваш блокнот какое-либо утверждение или верование, которое при выполнении предыдущего упражнения- вызвало у вас самую сильную эмоцию.

Вы можете увидеть свою картину «наоборот», если сумеете изыскать самый мощный контраргумент, который можно выдвинуть в противовес вашему сокровенному убеждению.

Спросите себя: изменились бы мои взгляды на этот вопрос, если бы я жил в другой стране; сформировался в иной религи-

озной, расовой, экономической или классовой среде; был на двадцать лет старше или моложе; был бы другого пола?

Наконец, разыщите в своем кругу каких-нибудь друзей или знакомых, которые, как вы подозреваете, смотрят на дело совсем иначе, нежели вы. Вдумчиво потолкуйте с этими людьми и постарайтесь «увидеть» спорный вопрос с иной точки зрения.

Техника 4. РАБОТА С ЛИНИЕЙ ВРЕМЕНИ Упражнение 1. Создание линии времени

Это упражнение позволяет понять, как мы кодируем прошлое, настоящее и будущее.

Для этого нужно вспомнить событие, которое повторяется каждый день. Это может быть утренний подъем, чистка зубов, выход из дому или любое другое ежедневное действие. Вспомните, как вы делали это вчера. Где находится картинка, на которой вы делаете это вчера? Вспомните, как вы делали это два дня назад. Где находится соответствующая картинка? Вспомните, как вы делали это три дня назад... неделю назад... две недели... месяц... два месяца... полгода... год... два года... три года... четыре... и так до самого раннего момента, когда вы в первый раз совершили это действие. Теперь посмотрите на совокупность картинок. Какую линию они образуют? Нарисуйте ее. Как она расположена по отношению к вашему телу?

Теперь представьте себе, что вы совершаете это действие сейчас. Где находится картинка? Внутри вашего тела или снаружи?

Теперь представьте себе, как вы делаете это завтра.., послезавтра... через три дня... через неделю... через месяц... через два месяца... через три месяца... через полгода... через год... через два года... через три года... через пять лет... через десять лет... и так далее — столько лет, сколько вы намереваетесь прожить.

Посмотрите на линию, образуемую этими картинками. Нарисуйте ее.

Теперь соедините прошлое, настоящее и будущее. Что получилось?

Внимательно изучите линию: ее форму, толщину, цвет, другие особенности. Может быть, где-то она образует петли? Или разрывается? Или делает резкий поворот? Что происходит в этих местах? Посмотрите на линию. Где находятся «прият-

ные» события? А «неприятные»? Соответствует ли это тому, что было в прошлом? Какая картинка в настоящем — приятная или нет? А в будущем? Все ли вас устраивает?

После того, как вы освоите вашу линию времени — на это может уйти несколько дней, — можно изменить ее в лучшую сторону. Желательно делать это по очереди с партнером.

Прежде всего вам нужно обещать самому себе, что сейчас вы ставите эксперимент, но в любой момент можете вернуть все на место и оставите только те изменения, которые вам приятны и полезны.

Может быть, в прошлом есть что-то, неприятное вам? Попробуйте понять, как вам хотелось бы изменить соответствующую часть линии для того, чтобы она стала приятнее. Может быть, разомкнуть какую-то петлю? Или убрать назад какую-то часть прошлого, которая находится впереди вас? Может быть, вам захочется сделать будущее более светлым и ярким?

Если вы изучили, как вы кодируете состояние «радости», «оптимизма» или «уверенности», можете попробовать добавить этого состояния в будущее, перекодировав картинки соответствующим образом. Если в будущем вы ожидаете значимого для вас события, посмотрите, как оно расположено на линии.

Если оно закодировано подходящим для вас образом, оставьте его как есть или чуть-чуть усильте. Если что-то не так, перекодируйте желательным для вас образом и посмотрите, что при этом произойдет.

Упражнение 2. Разрядка негативных эмоций

По своему назначению эта техника служит для уменьшения интенсивности (или полного выключения) периодически возникающих неприятных переживаний. Для того, чтобы достичь этой цели, нужно выполнить следующие несложные шаги.

• Выявите и визуализируйте линию времени.

• Поднимитесь над линией времени и увидьте ее внизу под собой, вися над точкой настоящего.

• Попросите свое подсознание найти точку, где нежелательная эмоция впервые появилась в вашей жизни. В принципе, ее можно отыскать и сознательно, «прокручивая» события своей жизни, но гораздо лучше просто позволить подсознанию указать на некую точку в прошлом. Знать, что там происходило, не обязательно.

• Переместитесь над линией времени в точку спустя некоторое время (например, полчаса) после события (между событием и настоящим временем). Эта точка обозначается цифрой 1.

• Смотря вниз, в. точку события, оцените свои чувства и эмоции.

• Переместитесь в точку прямо над событием. Это точка 2.

• Опять посмотрите вниз и определите свои чувства.

• Переместитесь в точку немного до события (например, опять за полчаса). Это точка 3.

• Обычно в этой точке чувства сильно меняются по сравнению с теми, что были в точках 1 и 2. Если это так, и новые чувства вас устраивают больше прежних, то...

• Опуститесь на линию времени прямо в момент события (то есть переместитесь вниз и немного вперед). Убедитесь, что чувства, возникшие в точке 3, сохраняются и здесь. Это точка 4.

• Вернитесь в точку 3 (выше и до) и поблагодарите свое подсознание за проделанную работу.

• Теперь пролетите над линией времени из прошлого до настоящего. Наблюдайте за тем, как новые чувства заполняют линию времени, интегрируясь в весь ваш опыт.

• Опуститесь в точку настоящего на линии времени (точка 5).

Стандартная проверка. Вспомните какое-либо событие, которое раньше вызвало у вас нежелательную эмоцию. Вернитесь в него и посмотрите, действительно ли вы испытываете новые ощущения.

Подстройка к будущему. Представьте подобное событие в будущем. Как вы будете реагировать?

Эта техника может не сработать, если в точке 3 не отмечается изменения ощущений. Такое случается не так уж редко. В этом случае рекомендуется сделать следующее.

1. Убедитесь, что вы именно в точке 3. Поднимитесь выше и отодвинетесь еще немного назад.

2. Убедитесь, что это первое событие (нет ничего подобного раньше). Попробуйте найти более раннюю точку, самое первое событие.

3. Есть ли у вас внутреннее согласие отпустить эмоции? Проверьте намерение и вторичные выгоды. Каков урок из это-

ГЛАВА 9

го события? Если вы поняли урок, то не будет ли лучше сохранить старую эмоцию? Каким образом вы будете получать ту же самую выгоду, отпустив эмоцию, которая ее обеспечивала?

Упражнение 3. Работа с беспокойством

Предыдущее упражнение работало с прошлым. Следующее же ориентировано на будущее. Представьте, что вас ждет какое-то важное событие и вы не уверены, что будете там вести себя наилучшим образом. Например, во время публичного выступления вами овладеет волнение.

Действия в этом случае зеркально повторяют две предыдущих техники, но еще более упрощаются.

• Поднимитесь над своей линией времени и окажитесь в 15 минутах после того, как событие, по поводу которого вы беспокоились, удачно произошло.

• Повернитесь и посмотрите на настоящее вдоль линии времени.

• Где теперь чувство беспокойства?

• Вернитесь в настоящее.

• Подумайте о том, что прежде вызывало беспокойство, и убедитесь, что теперь чувства уравновешены или нейтральны.

Упражнение 4. Изменение линии времени

1. Начните с выявления текущей линии времени.

2. Постарайтесь разрядить основные негативные эмоции и изменить ограничивающие решения, которые способны помешать изменению линии времени.

3. Экология — есть ли какие-нибудь возражения против того, чтобы изменить свою линию времени?

4. Поднимитесь над линией времени, вытяните руки и возьмите свою линию времени или просто прикоснитесь к ней.

5. Аккуратно приподнимите ее и слегка покачайте.

6. Начинайте спокойно и аккуратно изгибать и передвигать линию времени.

7. Опуститесь на новую линию времени (в точку настоящего) и проверьте, устраивает ли вас новая линия времени. Что она изменяет в вашей жизни?

НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

8. В любой метафорической форме закрепите новую линию времени (скотч, гвозди, «защелкивание»).

9. Еще раз проверьте экологию и подстройтесь к будущему. Обычно этот процесс происходит довольно легко и приводит

к немедленно ощутимым результатам (изменению восприятия).

Упражнение 5. Выбор на линии времени

Эта техника хорошо работает для случаев, когда у вас есть несколько возможностей, но вам сложно выбрать что-то одно. Выбор на линии времени хорошо помогает производить долгосрочный прогноз последствий каждого из вариантов выбора.

1. Выбор. Предположим, что у вас есть проблема выбора. Желательно, чтобы эта проблема формулировалась именно как «у меня есть два пути (или три), но я не знаю, какой из них выбрать». Вам необходимо четко сформулировать каждый из этих выборов, желательно в позитивной форме. Если вам кажется, что у вас такой проблемы нет, то возьмите ситуацию, где вам все кажется ясным. Тогда у вас есть варианты, делать это (продолжать, отказываться, менять) или не делать. Это даст вам возможность либо увидеть что-то новое, либо утвердиться в принятом решении.

2. Линии времени. А теперь подумайте, на какой срок окажет влияние этот ваш выбор. На год, на пять лет, на месяц. На каком периоде времени будут в основном сказываться его последствия? После этого мысленно проведите на иолу линию, которая будет обозначать этот срок или тот срок, который вы хотите отследить, и предположите, что это линия одного выбора.

3. Точка выбора. После этого подумайте, до какого момента вам необходимо сделать выбор. Если вы собираетесь поехать отдыхать на летние каникулы, но не знаете, куда лучше, на Багамы или на Карибы, то вы можете выбирать только до 31 августа. Потом каникулы закончатся. Теперь у вас есть отрезок времени от сегодняшнего дня и до этого момента. На этом отрезке времени определите точку, в которой этот выбор был бы оптимален, и из этой точки проведите вторую линию времени, соответствующую второму выбору. В случае трех выборов сначала пройдите процесс для двух, потом выберите оптимальный маршрут и, используя его как один выбор, работайте с третьим. Тогда вы всегда будете работать с двумя выборами. Можно сразу провести все линии выборов и проходить последовательно по всем, но здесь легко запутаться.

4. Путешествие в будущее. Пройдите по каждой линии времени, отмечая все основные события и ситуации, которые встречаются на каждом этапе. Вы можете говорить о событиях и фактах, настроении и состоянии, но не об их оценке. Постарайтесь перечислить все самое важное и основное, что имеет хоть какое-то отношение к вашему выбору.

5. Взгляд со стороны. Сойдите с линий выборов, посмотрите все маршруты и оцените те события, которые там-происходили. Найдите все то положительное, что дает вам каждый из этих выборов. Здесь очень важно найти то положительное, что есть в каждом выборе. Очень часто человек говорит, что вот здесь все плохо, а здесь хорошо. Если бы было так, не было бы проблемы. Каждый маршрут дает что-то свое, и человеку трудно выбрать, что для него лучше. Например, на одной линии может быть спокойнее, а на другой — интереснее. Возможно, будет полезно найти и все отрицательное, что находится на каждой из линий.

6. Интеграция. Проинтегрируйте между собой те части личности, которые прошли по этим маршрутам. Для этого можно, например, посадить одну на правую руку, другую — на левую и разрешить им договориться между собой. Как только они договорятся, попросите свои руки сойтись и сжаться. После этого разрешите части личности, которая получилась в результате этого процесса, войти в вас и проинтегрироваться с вами. Так вы получите доступ к тому опыту и тем переживаниям, которые были у вас на этих маршрутах.

Интеграция позволяет вам пользоваться теми знаниями, которые вы получили, пройдя эти маршруты в повседневной жизни. В какой-то мере это способ скоростного обучения. Ведь вы конструируете, исходя из личного опыта, некое наиболее вероятное будущее. Очень часто это гораздо проще и менее болезненно, чем экспериментировать в реальности. Но главное, для чего применяется эта техника, — лучшее представление о том, между чем и чем происходит выбор, и к каким результатам приводит каждый вариант.

Не забывайте, что это только модель событий, а не сами события.

7. Новые выборы. Вернитесь в исходную точку и подумайте о том, какой маршрут вы можете придумать теперь. Вы можете создать совершенно новый путь, новый выбор. Теперь вы приобрели необходимый опыт и необходимую гибкость для того,

чтобы сделать это. Главная проблема человека обычно состоит не в том, что он не может выбрать между двумя вариантами, а в том, что он решил, что этих вариантов всего лишь два, в то время как их намного больше. А теперь попробуйте пройти по разным маршрутам и выберите тот, который кажется вам наиболее подходящим.

8. Оценка. Подумайте о том, как изменилось ваше восприятие этой ситуации? Какой опыт вы приобрели, пока выполняли эту технику? Чему научил вас этот процесс?

Упражнение 6. Изменение мотивации, активности и референции на линии времени

С помощью этой техники вы можете изменить одну из указанных метапрограмм в определенном контексте. В данном примере будет представлена работа с мотивацией.

Изменять метапрограммы полезно только в том случае, если вы убеждены, что это экологично для вас или вашего клиента. Предварительно соберите информацию всеми известными вам способами.

Вы также можете сделать данные изменения, работая с мотивацией как с сенсорной микростратегией, используя знания о ее выявлении, записи, обобщении и встраивании.

1. Определите на полу Линию Мотивации. Середина этой линии — «Пространство незнания» (мета-позиция), шаг от нее в каждую сторону означает минимум вашей Активности и интенсивности мотивации.

2. Встаньте в «Пространство незнания» и затем, сделав шаг, определите, где находится минимум включенности и активности в каждый из полюсов мотивации. Находясь в «Пространстве незнания», определите контекст, в котором вы хотели бы изменить способ мотивации. Пусть в данном примере это будет изменение мотивации «Движение От» на мотивацию «Движение К».

3. Вспомните ситуацию, в которой вы имели нужные вам активность и направление. Начните движение в сторону ситуации с «Движением К» и, достигнув ее, заякорите соответствующее состояние. Затем вернитесь в «Пространство незнания». Проделайте это несколько раз, убедившись, что якорь работает.

4. Из «Пространства незнания» посмотрите на полюс «Движение От» и, начав движение, определите, где на этой линии

находится ситуация, которую вы хотите изменить. Затем вернитесь в «Пространство незнания».

5. Сделайте один шаг в сторону изменяемой ситуации и задействуйте якорь мотивации «Движения К». Двигаясь по линии «Движения От», найдите наиболее адекватную для вашей ситуации активность и интенсивность мотивации.

6. Поменяйте местами визуальные якоря «Движение От» и «Движение К».

7. Вернитесь в «Пространство незнания» и сделайте проверку экологии.

8. Убедившись, что вы получили желаемые изменения, начните работу с Линией Времени привычным для вас способом для адекватного изменения «Прошлого», «Настоящего» и «Будущего».

9. Сделайте проверку на экологию, определите первые шаги, передайте якорь изменений.

Техника 5. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ Упражнение 1. Взмах

1. Старая роль. Определите контекст, с которым вы хотите сейчас поработать. Подумайте, какую роль вы играете в этом контексте. Определите для этой роли:

• имя;

• цели;

• ценности;

• убеждения;

• способности;

• поведение;

• окружение.

Создайте визуальный образ этой старой роли: он может быть достаточно размыт, главное, чтобы вы внесли туда понимание того, что это ваша старая роль.

2. Новая роль. Определите, какая роль вам больше подойдет в этом контексте. Определите для нее:

• имя;

• цели;

• ценности;

• убеждения;

• способности;

• поведение;

• окружение.

Создайте образ этой новой роли. Он может быть достаточно размыт, но в него должны быть вложены те качества, которые вы хотите иметь.

3. Экологическая проверка. Войдите внутрь новой роли и проверьте, нравится ли вам там. Если нет, вам надо немного подредактировать этот образ. Ваше бессознательное сообщает вам о неких противоречиях. Вернитесь на предыдущий шаг и меняйте этот образ (добавляйте или меняйте качества) до тех пор, пока вам внутри не будет комфортно.

4. «Экран». Представьте перед собой экран, разделенный пополам. В одной половине поместите себя «старого», а в другой — себя нового. Вы сами можете выбрать, с какой половиной экрана у вас более ассоциируется старая роль, а с какой — новая.

5. Взмах. А теперь оттолкните от себя образ «себя старого», а образ себя нового втолкните в себя. Так надо сделать очень быстро 5-7 раз. После каждого взмаха отвлекитесь на несколько секунд и создайте картинку заново. Иногда очень удобно помогать себе руками. Один образ вы кладете на одну ладонь, а второй — на вторую.

6. Проверка. Опять представьте экран. Какой образ более устойчив? Более устойчивым должен быть новый. Старый может съеживаться, рассыпаться, его может быть трудно удерживать, или он может отодвигаться сам, без ваших усилий.

7. Привязка к будущему. Что это изменит в вашей жизни? Посмотрите в свое будущее и попробуйте найти ответ на этот вопрос.

Упражнение 2. Классический «Взмах»

1. Определите визуальный ключ — это либо образ, запускающий поведение (что лучше), либо образ, обязательно присутствующий в процессе, например, рука с сигаретой в случае с курением. Также важно сделать ключ как можно менее специфичным (универсальным), то есть чтобы он повторялся во всех системах. В примере с курением — не конкретная пачка сигарет, а опять же рука с сигаретой. Этот образ должен быть ассоциированным.

2. Создайте образ желательного состояния. Он должен отвечать следующим требованиям:

• отражать способности и качества человека, а не поведение;

• обладать способностью создавать новые варианты поведения;

• быть диссоциирован от клиента;

• иметь размытый фон;

• нравиться клиенту.

3. Замените эти две картинки. Представьте образ «ключа» (ассоциированная картинка с образом проблемного поведения). Очень быстро замените его образом желательного состояния (метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра, маленькая картинка желательного поведения в углу большой ключа, вырастая, заслоняет его и т. д.). Отвлечение: посмотрите вокруг.

Повторите процедуру 5-7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ ключа, на образ «желательного Я», но замена должна происходить очень быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки.

4. Проверьте новую стратегию. Предложите клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге техники? Узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа. Проведите поведенческую проверку. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?

5. Подстройка к будущему. Предложите клиенту представить себя в трех-четырех ситуациях в будущем, в которых раньше возникало бы проблемное поведение.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, можете ли вы понять, что упустили или что еще вы можете сделать, чтобы этот процесс заработал.

Упражнение 3. Шестишаговый рефрейминг (краткое пошаговое описание)

1. Определите поведение «.XV, которое вы хотите изменить. Назовите его любой буквой, цифрой, цветом, только чтобы это было безоценочно.

2. Установите контакт с частью личности, ответственной за это поведение.

• Установите сигналы «Да» и «Нет».

• Дайте имя этой части.

• Согласна ли часть, отвечающая за поведение X, чтобы ее называли А?

3. Определите намерение части А. Не хотите ли вы дать мне знать на уровне сознания, что вы хотите для меня сделать с помощью поведения X?

Если получаете ответ «Да», то попросите часть А сообщить об этом на уровне сознания.

Если «Нет», то можно попытаться сделать это бессознательно, с помощью условного сигнала.

• Приемлемо ли это намерение для сознания?

4. Новое поведение. Создайте новые варианты поведения, которые реализовали бы данное намерение. На уровне подсознания часть А сообщает о своем намерении Творческой Части и выбирает три новых варианта поведения, более эффективных, чем X, из тех, которые придумывает Творческая Часть. Каждый раз; когда происходит выбор, подается сигнал «Да».

• Согласна ли Творческая Часть помочь части А найти новые варианты поведения?

• А теперь мне хотелось бы, чтобы часть А сообщила о своем намерении Творческой Части, а т£ начала бы создавать новые варианты поведения, из которых часть А выбирала бы те, которые более эффективны, чем X.

5. Экологическая проверка. Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против трех новых выбранных вариантов поведения?

Если «Да»:

• Пусть все части, имеющие что-либо против трех новых вариантов поведения, сообщат о своих намереньях Творческой Части, а она начнет придумывать новые варианты поведения вместо X, удовлетворяющие намерениям как части А, так и всех этих частей. Часть А же выберет те три, которые будут более эффективны, чем X. После выбора каждого варианта поведения просьба сообщать «Да».

• Есть ли какие-то части моей личности, которые возражают против этих трех новых выбранных вариантов поведения?

6. Ответственность. Согласна ли часть А взять ответственность использовать три новых варианта поведения вместо X, учитывая, что они более эффективны?

Если нет, то можно предложить ей «взять ответственность попробовать в течение месяца (недели, трех месяцев) использовать эти новые варианты поведения вместо X.

Упражнение 4. Интеграция противоположных частей (визуальное сдавливание)

1. Противоречие. Определите поведение или желание, которое вас не устраивает, и что вы хотите вместо этого (одновременно с этим).

С одной стороны, я хочу А, с другой — Б.

• В этой ситуации я испытываю В, а хочу испытывать Г.

2. Ассоциация. Найти для каждой части: подходящую руку; имя; образ; характерную фразу.

Поведение А (стесняюсь начать разговор с незнакомцем первым). Поведение Б (хочу чувствовать себя спокойно при разговоре с незнакомыми людьми).
1. Правая рука. 2. «Осторожная» часть. 3. Серое облако. 4. Не надо навязываться. 1. Левая рука. 2. «Общительная» часть. 3. Серебристый шар. 4. Успокойся.

3. Намерение. Выяснить намерение каждой части.

4. Общее намерение. Задавайте вопрос: «А зачем тебе это нужно?» каждой части до тех пор, пока не достигнете общего намерения.

5. Интеграция. После того, как общее намерение определено, предложите частям объединиться для его достижения и, если согласие достигнуто, начинайте медленно сводить руки.

6. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли части, которые против того, чтобы я проинтегрировался с этой новой частью?» Если таких частей нет, то вы с ней интегрируетесь, «вталкиваете» в себя. Если такие части есть, вы возвращаетесь на первый шаг и работаете и с «новой» частью, и с частью, «которая против».

7. Привязка к будущему. Представьте не менее трех ситуаций, связанных с изначальным противоречием, в будущем, и посмотрите, как вы там себя ведете.

Упражнение 5. Круг мастерства

Данная техника позволяет создать очень мощный интегрированный ресурс, который вы можете использовать как для проработки проблемных ситуаций, так и для «оперативной помощи».

1. Качества. Составьте список качеств (умений), которые

вы хотели бы в себе улучшить:

• спокойствие;

J» сосредоточение; • уверенность в себе; • простодушие; • и т. д., всего 7-10 качеств. 2. «Носитель». Проставьте напротив каждого качества имя ловека, животное, природное явление, у которых это качест-развито лучше всего(можно сказать, что это «олицетворе-ie» этого качества):

• спокойствие — ель;

• сосредоточение — лазер;

• уверенность в себе — лев;

• простодушие — собака;

• и т. д.

3. Новые качества. Напишите на листке бумаги каждое из качеств (умений) и нарисуйте по мере возможностей его «олицетворение».

4. Круг Мастерства. Создайте «Круг Мастерства» — область, где сосредоточены все ваши ресурсы: умения, состояния, знания и проч. Положите туда все, что вы уже имеете. Зайдите и прочувствуйте его.

5. Вживание в носителя. Разложите листки с качествами по часовой стрелке на равном расстоянии друг от друга вокруг «Круга Мастерства». Становясь на листок, старайтесь стать этим «олицетворением», максимально вжиться в него. Выбирайте момент, когда нужное качество проявляется максимально сильно (то есть, например, лев максимально уверен

в себе).

6. Интеграция. После того, как вы прошли по всем листкам и максимально вжились в каждый образ, переместите листки с рисунками внутрь «Круга Мастерства». После чего войдите внутрь его и прочувствуйте его изнутри. Что там изменилось?

Упражнение 6. Прилагательные успеха

1. Человек. Опишите тремя прилагательными человека, с которым вам нравится общаться, а также человека, с которым вам общаться не нравится.

2. Поведение. Теперь опишите тремя прилагательными свое собственное поведение, когда вы общаетесь с этими людьми.

3. Разукрупнение. Разукрупните свои прилагательные до поведенческого уровня:

часто улыбаюсь;

• говорю спокойным голосом;

• у меня угрюмое лицо;

мой голос выше.

Все данные записываются в две колонки.

4. Фильм. Вспомните конкретную встречу с этим человеком (диссоциированный звуковой фильм) и «переделайте» свои поведенческие паттерны на противоположные. Заметьте, что меняется в поведении партнера.

5. Подстройка к будущему. Найдите одного-трех человек, с которыми вам хочется улучшить отношения или начать с нуля строить хорошие, и просмотрите, что станет с этими отношениями, когда вы ведете себя так, как в первой коммуникации (хорошие отношения).

Упражнение 7. Круг контекстов

1. Основные контексты. Попробуйте назвать основные контексты вашей жизни: Работа, Дом,_Клуб, Друзья. Старайтесь, чтобы их было не более 5-7. Сделайте «Круг контекстов» — пространство, где каждое место будет обозначать какой-либо контекст.

2. Точка гармонии. Создайте место, где вы полностью гармоничны. Пусть оно будет в центре вашего «Круга способностей».

3. Способности. Какие основные способности вы проявляете в каждом из контекстов? Просто запишите их на листке бумаги списком, а листок положите в место, обозначающее данный контекст.

4. Изменение. Встаньте в точку гармонии и подумайте, какие способности вам нужны в каждом из контекстов. Одни вы можете забрать, другие добавить, назвать по-другому. Старайтесь добавить в каждую из своих способностей гармонии и мастер-

ства, которые у вас есть в этом центре. Это ваше собственное пространство, и вы можете менять его, как сочтете нужным. Соответственные изменения вносятся в листки.

5. Интеграция. А теперь проинтегрируйтесь с этими вашими изменениями. Выйдите из центра и пройдитесь но «Кругу», забирая и вспоминая каждое состояние. Закончите все в точке гармонии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.