Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип 3. Ограничьте свободу действия и свободу мысли




В своей книге Беттельгейм также упоминал, что «в одном лагере группа чешских заключенных была полностью уничтожена следующим образом. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав в то же время пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер на мизерный паек, и т.д. Вскоре все они умерли» [1, c.130–131].

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я» [1, c.129], подытоживает Бруно Беттельгейм.

Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом.

Очень схоже с нашим современным образованием, где ученики в основном не имеют никакого права голоса в отношении вопросов, касающихся их образования, и в тоже время они лишены перспективы на дальнейшее светлое будущее. Так как ни красный диплом, ни, тем более, развитое мышление, не является гарантом того, что ты сумеешь успешно устроиться по своей специальности.

Похожую ситуацию мы наблюдаем в сфере семейного воспитания, когда родителям куда удобнее и проще решать за ребенка, лишая тем самым его любой инициативы и формируя инфантильного человека.

Однако Никитиным и тут удалось поставить дело правильно. У них была малообеспеченная многодетная семья. Из-за этого каждый ребенок чувствовал свою ответственность, прежде всего перед другими детьми, и старался вносить свою лепту в обеспечение семьи. «Тогда было трудное время, поэтому для дополнительного заработка мама брала надомную работу – шила фартуки, а все дети ей помогали» [7, c.165]. Так, по воспоминаниям Бориса Павловича, отца семейства: «Два года работала наша «Ниточка-Никиточка». Наполовину это была, конечно, игра «в фабрику», но работали всерьез, с рабочим местом, четким ритмом, с ответственностью за качество» [7, c.165]. Таким образом, ребенка приучали к тому, что благодаря слаженному коллективному действию, когда каждый в ответе не только за себя, но и за весь коллектив, можно находить выход из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.

* * *

Когда–то Ильенков очень умело подчеркнул, что «неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая «суть» всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они еще не знают, не умеют, не понимают. Ее неповторимость не в том, чтобы во что бы то ни стало выпячивать свою индивидуальную особенность, свою «непохожесть» на других, свою «дурную индивидуальность», а в том и только в том, что, впервые создавая (открывая) новое всеобщее, она выступает как индивидуально выраженное всеобщее» [4, c.714].

Никитины пришли к пониманию деятельностного подхода эмпирическим путем, в отличие от Ильенкова, который сформулировал его понимание теоретически. Они на практике осознавали свои ошибки, и старались избегать их повторения, делая соответствующие выводы. Однако Никиты были людьми теоретически хорошо подкованными. При этом отлично понимающими свое дело, готовыми рисковать для его продолжения.

Как бы сложно ни было, не стоит поддаваться системе устоявшихся общепринятых правил, которая при малейшем противоречии показывает свой настоящий облик и гнилость существующего положения дел. Достойное общество – это общество, где каждый человек, прежде всего личность. За это стоит бороться, за это можно выполнять любой рутинный труд, зная его ценность и важность для общего дела, на это не жалко положить свою жизнь.

 

1. Беттельгейм Б. Просвещенное сердце. – Режим доступа: http://www.litmir.net/bd/?b=108094

2. Босенко В. Воспитать воспитателя / В. Босенко. – К.: Всеукраинский Союз рабочих, 2004. – 352 с.

3. Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Гегель. – М.: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1974. – 452с.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М.: Издательство Московского психолого–социального института, 2010. – 808 с.

5. Крупская Н.К. Общее профессиональное образование // Пед.соч.: В 6 т. М., 1978. – Т. 2.

6. Никитина Л.А. Я учусь быть мамой. – Режим доступа: http://nikitiny.ru/sites/default/files/books/Ya_uchus_byt_mamoy.pdf

7. Никитины Л.А. и Б.П. Мы, наши дети и внуки. – Режим доступа: http://nikitiny.ru/sites/default/files/books/My_nasi_deti_i_vnuki.pdf




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.