Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ассоциация международного вспомогательного языка




(ИАЛА) англ. International Auxiliary Language Association (IALA).

Интерлингвистическая организация, стремившаяся достичь всеобщего соглашения по проблеме международного вспомогательного языка и его официального принятия (в том числе как предмета школьного преподавания). Основана в США в 1924 г. при широкой финансовой поддержке американской миллионерши А.Моррис (1874-1950), которая в качестве почетного секретаря фактически направляла деятельность ИАЛА.

С целью ознакомить общественность с проблемой международного вспомогательного языка и добиться его официализации ИАЛА привлекла к сотрудничеству значительное число общественных деятелей США, занятых в области международных отношений или образования. Из их числа избирались и президенты ИАЛА (Э. Бэбкок, 1924-1935; Дж. Финли, 1936-1940; С. Дагген, 1940-1950). Несмотря на ряд частных успехов (например, установление консультативных отношений с ЮНЕСКО), ИАЛА не смогла выполнить свою программу, касающуюся официализации международного языка.

В выполнении же лингвистической программы ИАЛА добилась значительных успехов, существенно продвинув теорию международного языка и способствовав включению ее в общий диапазон современного языкознания. Период 1924-1930 гг. был посвящен установлению контактов с видными деятелями движения за международный язык и известными языковедами Америки и Европы. Была собрана большая библиотека по проблеме международного языка и опубликован фундаментальный библиографический труд П.Е.Стояна, подготовленный в результате сотрудничества между ИАЛА и Всеобщей ассоциацией эсперанто. Параллельно были осуществлены исследования Э.Сепира и У.Коллинсона по общей семантике, задуманные как часть работы об основаниях языка вообще.

В 1930 г. ИАЛА провела в Женеве лингвистическую конференцию под председательством О. Есперсена, на которой впервые произошел широкий обмен мнениями между лингвистами (Ш.Балли, А.Сеше, С.Карцевский, У.Коллинсон, А.Дебруннер, Э.Герман, О.Функе и др.) и представителями основных плановых языков {эсперанто, нов-эсперанто, идо, новиаль, окциденталь, латино-сине-флексионе). В статье, написанной по итогам конференции, О.Есперсен констатировал возникновение «новой науки интерлингвистики» и дал ей определение, с которым интерлингвистикавошла в круг языковедческих дисциплин. Под непосредственным воздействием упомянутой конференции проблемы интерлингвистики были включены в повестку дня II Международного конгресса лингвистов (Женева, 1931), торжественно провозгласившего научную «реабилитацию» вопроса о международном искусственном языке.

Конференция 1930 г. сформулировала задачу «понятийного анализа языка», т.е. изучения семантики естественных языков для последующего отображения ее в модели искусственного языка. Работы подобного рода выполнялись Э. Сепиром и М. Сводешем. Кроме того, изучались общие проблемы международного общения на базе естественных или искусственных языков, а также вопрос сравнительной эффективности преподавания естественных и искусственных языков в школе (исследования Э. Торндайка и X. Итон).

До 1933 г. ИАЛА занималась поисками возможного компромисса между различными системами искусственных языков. Однако попытки согласовать эсперанто с логическим идо, а позднее с натуралистическим окциденталем оказались безуспешными, и ИАЛА принимает (10 апреля 1933) программу построения нового, «стандартизованного вспомогательного языка», который должен быть создан путем систематического сопоставления естественных языков с искусственными, «доказавшими свою применимость». Окончательной выработке этой программы была посвящена лингвистическая конференция ИАЛА, состоявшаяся в Копенгагене 26 августа 1936 г. Построение стандартизованного языка предполагало переключение исследований с плана содержания («понятийный анализ языка») на план выражения (фонетика, грамматика и особенно лексика). В 1937 г. руководитель лингвистических исследований ИАЛА У. Коллин-сон (являвшийся сторонником эсперанто) опубликовал «Критерии для выработки международного языка», выдержанные в духе автономизма и вызвавшие резкую критику последователей натуралистической школы. Тем не менее до 1939 г. определяющей тенденцией в деятельности ИАЛА оставался автономизм, правда постепенно уступавший позиции натурализму по мере составления полного свода интернационализмов; эта работа осуществлялась первоначально в Ливерпуле под руководством Коллинсона (1936-1939).

С началом второй мировой войны лингвистические исследования ИАЛА были перенесены в Нью-Йорк, где их последовательно возглавляли Э.Стилман (1939-1942), А. Гоуд (1942-1946), А. Мартине (1946-1948) и на завершающей стадии снова Гоуд (1948 - 1953). Весь этот период проходит под знаком решительного поворота ИАЛА в сторону натурализма. В 1945-1947 гг. ИАЛА опубликовала ряд разработанных ею экспериментальных моделей искусственного языка (натуралистического и схематического типов и в 1946-1947 гг. провела по ним международное анкетирование, результаты которого были интерпретированы в пользу натурализма.

В 1951 г. ИАЛА под руководством Гоуда опубликовала окончательную версию своего языка, основанного на началах последовательного натурализма. Словарь этого языка представляет собой весьма подробную регистрацию элементов международного корнеслова, отобранных путем сравнения восьми контрольных языков. С публикацией этого словаря и грамматики интерлингвы ИАЛА посчитала свою лингвистическую программу завершенной и в 1953 г. прекратила существование.

Заключение

Необходим ли международный язык? Большая часть интеллигентного мира уже сейчас найдет этот вопрос излишним; однако чтобы быть последовательными, мы ставим этот вопрос, благодаря тому, что существует еще много людей, которые отвечают на этот вопрос “нет”. Единственным мотивом, который некоторые из этих людей приводят, является следующий: “международный язык разрушит национальные языки и нации”.

Международный язык хочет только дать людям разных народов, которые стоят друг перед другом как немые, возможность понимать друг друга, но он никак не намеревается вмешиваться во внутреннюю жизнь этих народов. “Международный язык” и “всемирный язык” - два совершенно различных понятия, смешивать которые никак нельзя. Если предположить, что когда-либо произойдет объединение людей в один народ, в этом “несчастии” будет виноват не международный язык, а принятые убеждения и мнения людей. Тогда действительно международный язык облегчит людям достижение того, что вначале было решено в принципе как желаемое; но если стремление к объединению не родится у людей независимо, международный язык сам по себе, конечно, не будет навязывать людям это объединение.

Сам по себе международный язык не только не может ослабить языки национальные, но, напротив, он несомненно должен привести к большому их усилению и полному расцвету: благодаря необходимости изучать различные иностранные языки, сейчас редко можно встретить человека, который в совершенстве владеет своим родным языком, и сами языки, постоянно сталкиваясь друг с другом, все более и более приходят в беспорядок, калечатся и теряют свое природное богатство и очарование; но когда каждый из нас должен будет изучить только один иностранный язык (да еще такой легкий), каждый из нас получит возможность изучить свой язык основательно, и каждый язык, освободившись от давления множества соседей и сохранив полностью для себя самого все силы своего народа, разовьется вскоре мощно и ярко.

Второй аргумент, который выдвигают противники международного языка, — боязнь, что в качестве международного будет выбран какой-либо из языков национальных, и что тогда люди не будут сближаться взаимно, а попросту какой-нибудь один народ раздавит и поглотит все другие народы, благодаря огромному преимуществу, которое он получит над остальными. Этот аргумент вовсе не безоснователен; но он может быть выдвинут только против той или иной непродуманной или неверной формы международного языка. Этот мотив, понятно, теряет свое значение, если мы обратим внимание, что международным языком может быть и будет только какой-либо нейтральный язык.

Серьезным изъяном всех до сих пор созданных международных языков является то, что в их основе всех лежит один из европейских языков и латинско-романская или же английская лексика. Поэтому для населения Азии, Африки, Океании и даже значительных частей Европы овладение каким-либо из них равносильно изучению нового языка: если фонетика и грамматика усваиваются довольно легко, то лексика остается чужой. Несмотря на это, опыт показал, что искусственные языки могут с успехом использоваться в качестве межнационального средства коммуникации и что большинство из них значительно проще, чем любой национальный язык.

Существование международного языка, посредством которого могли бы общаться между собой люди всех стран и народов, принесло бы человечеству огромную пользу.

Список Литературы

1. Бодуэн де Куртенэ. И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. II. - М.: 1963;

2. Дуличенко А. Д. Из истории интерлингвистической мысли в России // Проблемы международного вспомогательного языка. — М.: Наука, 1991;

3. Кузнецов С.Н. Международные языки; Искусственные языки. – Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: 1990;

4. Кузнецов C. Н. Краткий словарь интерлингвистических терминов http://miresperanto.narod.ru/esperantologio/interlingv_vortaro-1.htm

5. Кузнецов C. Н. Направления современной интерлингвистики. — М.: Университет дружбы народов, 1984;

6. Кузнецов C. Н. Основные понятия и термины интерлингвистики. — М.: Университет дружбы народов, 1982;

7. Кузнецов C. Н. Теоретические основы интерлингвистики. — М.: Университет дружбы народов, 1987

8. http://loglan.euro.ru

9. http://wikipedia.ru

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.