Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки к занятию




Во время водолазного погружения парциальное давление N2 возрастает, в результате этот плохо растворимый газ накапливается в тканях. Во время подъёма азот медленно удаляется из тканей. Если декомпрессия происходит слишком быстро, образуются пузырьки азота. Большое количество пузырьков сопровождается болями, особенно в области суставов (кессонная болезнь). В тяжёлых случаях могут возникать нарушения зрения, глухота и даже параличи. Для лечения декомпрессионной болезни пострадавшего помещают в специальную камеру с высоким давлением.

Декомпрессионная болезнь наблюдается при резком снижении барометрического давления (например, в результате разгерметизации летательных аппаратов на высоте более 10 000–11 000 м). При этом формируется опасное для жизни состояние, отличающееся от горной и высотной болезни острым или даже молниеносным течением.

Высотная болезнь развивается у людей, поднятых на большую высоту в открытых летательных аппаратах, на креслах-подъёмниках, а также при снижении давления в барокамере. В этих случаях на организм действуют в основном сниженные PО2 во вдыхаемом воздухе и барометрическое давление.

Дыхание (внешнее дыхание в лёгких, транспорт газов в крови и тканевое дыхание) направлено на снабжение клеток, тканей, органов и организма кислородом. Недостаточное выполнение функции дыхания приводит к развитию кислородного голодания — гипоксии.

Гипоксия (кислородное голодание, кислородная недостаточность) — состояние, возникающее в результате недостаточного обеспечения организма кислородом и/или нарушения усвоения кислорода в ходе тканевого дыхания. Гипоксемия (уменьшение по сравнению с должным уровней напряжения и содержания кислорода в крови) нередко сочетается с гипоксией. Аноксия (отсутствие кислорода и прекращение процессов биологического окисления) и аноксемия (отсутствие кислорода в крови) в целостном живом организме не наблюдаются, эти состояния относятся к экспериментальным или специальным (перфузия отдельных органов) ситуациям.

Горная болезнь наблюдается при подъёме в горы, где организм подвергается воздействию не только пониженного содержания кислорода в воздухе и пониженного барометрического давления, но также более или менее выраженной физической нагрузки, охлаждения, повышенной инсоляции и других факторов средне- и высокогорья.

Гиперкапния — избыток углекислого газа в жидкостях тела. Если уровень альвеолярного PСО2 повышается от 60 до 75 мм рт.ст. дыхание становится глубоким и частым, а диспноэ (субъективное ощущение укорочения дыхания) более тяжёлым. Как только PCO2 возрастает от 80 до 100 мм рт.ст., возникает вялость и апатия, иногда полукоматозное состояние. Смерть может наступить при уровнях PСО2 от 120 до 150 мм рт.ст. Приспособление (адаптация) системы дыхания к мышечной работе, к условиям необычной среды (пониженному и повышенному барометрическому давлению, гипоксии, загрязненной среде и т.д.), а также правильная диагностика и лечение дыхательных расстройств определяются глубиной понимания основных физиологических принципов дыхания и газообмена. Ряд респираторных заболеваний — результат неадекватной вентиляции, в то время как другие — результат затруднённой диффузии через аэрогематический барьер. Действие повышенного барометрического давления (гипербария). Давление при погружении в воду увеличивается на 1 атм на каждые 10 м глубины (соответственно увеличивается количество растворённых газов). Создание барокамер позволило изучить эффект и повышенного барометрического давления, и высоких давлений газов на тело человека без глубоководных погружений. При PО2 около 3000 мм рт.ст. (около 4 атм) общее количество не связанного с Hb, а физически растворённого в крови кислорода составляет 9 мл/100 мл крови. МОЗГ особенно чувствителен к острому кислородному отравлению. После 30–минутной экспозиции в среде с давлением O2 в 4 атм возникают судорожные припадки с последующей комой. Токсическое влияние O2 на нервную систему вызвано действием т.н. активных форм кислорода (синглетного — 1O2, супероксидного радикала — O2–, пероксида водорода — Н2О2, гидроксильного радикала — OH–). Дыхание в течение нескольких часов газовой смесью с высокой концентрацией O2 может привести к повреждению лёгких. Первые патологические изменения обнаруживаются в эндотелиальных клетках лёгочных капилляров. У здоровых добровольцев при дыхании чистым кислородом при нормальном атмосферном давлении через 24 ч возникают неприятные ощущения за грудиной, усугубляющиеся при глубоком дыхании. Кроме того, жизненная ёмкость лёгких у них снижается на 500–800 мл. Это обусловливает так называемый абсорбционный ателектаз, вызванный интенсивным переходом O2 в венозную кровь и быстрым спадением альвеол. Послеоперационный ателектаз часто встречается у больных, дышащих газовыми смесями с высоким содержанием O2. Особенно высокая вероятность спадения паренхимы лёгкого имеется в нижних его отделах, где паренхима лёгких расправлена в наименьшей степени.

 

Базисные знания студентов необходимые для реализации целей занятия:

Знать:

1. Организацию дыхательного центра и роль разных его отделов в регуляции дыхания.

2. Механизмы регуляции дыхания (нервно-рефлекторный и нервно-гуморальный) и опыты их доказывающие (опыт Фредерика и Гейманса).

3. Типы вентиляции легкого при различных состояниях организма.

Уметь:

1. Рисовать схемы организации дыхательного центра и центрального механизма дыхания.

2. Рисовать пневмограммы при различных функциональных состояниях организма.

3. Рисовать схему модели Дондерса.

1. Дыхательный центр. Современные представления о его структуре и функции. Автоматия дыхательного центра.

2. Спинальный уровень регуляции дыхания. Роль проприорецепторов дыхательных мышц в регуляции дыхания.

3. Роль продолговатого мозга и варолиева моста в поддержании периодики и оптимального уровня легочной вентиляции.

4. Роль гипоталамуса лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания при различных приспособительных реакциях организма.

5. Гуморальная регуляция дыхания: опыты, регистрирующая роль кислорода и углекислого газа.

6. Дыхание в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления. Кессонная болезнь. Горная болезнь.

7. Механизм первого вздоха новорожденного.

Учебно-практическая и исследовательская работа:

Задание № 1

Просмотрите видеофильм «Регуляция дыхания» и ответьте на следующие вопросы.

1. Каковы современные представления о структуре дыхательного центра?

2. Чем обусловлена правильная смена вдоха и выдоха?

3. Что такое апноэ, диспноэ, гиперпноэ?

4. Какое влияние на дыхательный центр оказывает избыток диоксида углерода и недостаток кислорода в крови?

5. Что такое гиперкапния, гипокапния?

6. Что такое гипоксия?

7. Что такое гипоксемия?

8. Какова роль хеморецепторов в регуляции дыхания?

9. Какова роль механорецепторов легких в регуляции частоты и глубины дыхания?

10. Чем обусловлен первый вдох ребенка?

11. В каких условиях и почему может возникнуть кессонная болезнь?

12. В чем причина возникновения высотной, или горной, болезни и как она проявляется?

13. Какие защитные дыхательные рефлексы вы знаете?

Задание № 2

Проанализируйте ситуационные задачи:

1. После произвольной задержки дыхания, дыхание независимо от воли обследуемого, автоматически возобновляется. Почему?

2. Почему на больших высотах, при разгерметизации скафандра у астронавта может «закипать» кровь?

3. Как узнать, дышал ли внезапно умерший ребенок сразу после рождения или не дышал?

4. В больницу поступил тяжелый больной, В распоряжении врача имеется карбоген (95% О2 и 6% СО2) и чистый кислород. Что выберет врач и почему?

5. На собаках проведены эксперименты с перерезкой мозга на разных уровнях: 1) перерезка между шейным и грудным отделами спинного мозга; 2) перерезка между продолговатым и спинным мозгом. Какие изменения у собак наблюдались у собак в данных экспериментах? Объясните ваши ответы.

Рекомендуемая литература:

1.Материал лекций.

2.Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М.Смирнова

3.Нормальная физиология. Учебное пособие./ В.П.Дегтярев, В.А.Коротич, Р.П.Фенькина,

4.Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ./ Под. Ред. Р. Шмидта и Г. Тевса

5. Практикум по физиологии /Под ред. М.А. Медведева.

6.Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под ред. К. В.Судакова.

7.Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем. /Под ред. К.В.Судакова

8.Нормальная физиология: Учебник/ Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С.

9.Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. В. Н. Яковлев и др.

10.Юрина М.А Нормальная физиология (учебно-методическое пособие).

11.Юрина М.А. Нормальная физиология (краткий курс лекций)

12.Физиология человека / Под редакцией А.В. Косицкого.-М.: Медицина, 1985.

13.Нормальная физиология / Под ред. А.В. Коробкова.-М.; Высшая школа, 1980.

14.Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко.-Спб.; 1994.

15.Физиология человека и животных / Под ред. А.Б. Когана. Часть 1 глава

16.Основы физиологии / Под ред. П. Стерки. Глава 17.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.