Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексические нормы




Вопросы для самоконтроля.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ № 3

ТЕМА: Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Лексический багаж – залог успешного (официального и неофициального) общения. Знание значения фразеологизмов, умение правильно их использовать делают речь богаче и выразительнее.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по фразеологическому уровню языка. Закрепить владение нормами употребления фразеологизмов в зависимости от ситуации и цели общения.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: игровая процедура, лингвистическая игра, развитие лингвистической догадки, соревнование.

 

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

5. Предмет изучения фразеологии.

6. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

7. Ошибки в усвоении формы фразеологизмов.

8. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

Дополнительная литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

1. Что такое фразеологизм?

2. Чем отличаются фразеологические единицы от свободных сочетаний?

3. Какие типы фразеологизмов выделяются в русском языке?

4. Как проявляются синонимические, антонимические, омонимические отношения во фразеологии?

5. Возможна ли многозначность фразеологизмов?

2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль):

Задание 1. Как называется преимущественно военное лечебное заведение?

(А) госпиталь

(Б) клиника

(В) амбулатория

Задание 2. Подберите синоним к словосочетанию «совокупность признаков заболевания».

(А) диагноз

(Б) симптом

(В) синдром

Задание 3. Подберите синоним к слову «выслушивать».

(А) аускультировать

(Б) перкутировать

(В) пальпировать

Задание 4. Подберите антоним к слову «систола».

(А) экрасистола

(Б) диастола

(В) тахикардия

Задание 5. Отметьте слово, которое сочетается со словом «болевой».

(А) шок

(Б) вид

(В) нос

 

Задание 6. Отметьте предложение, в которое можно вставить слово «раздражимость».

(А) больной человек отличается…

(Б) …является свойством всех живых существ.

(В) У пациента наблюдается … на ноге.

3. Методические советы студентам по выполнению заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, «Словарю русских пословиц и поговорок» В.П. Жукова и др., книге «Крылатые слова» Н.С. Ашукина, М.Г. Ашукиной и др., электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Пользуясь фразеологическим словарём, найдите объяснения следующим фразеологизмам. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Ø Из Библии: Вавилонское столпотворение. Глас вопиющего в пустыне. Краеугольный камень. Манна небесная. Соль земли. Тьма кромешная. Хлеб насущный. Запретный плод. Зарыть талант в землю.

Ø Из греческих мифов и истории: Нить Ариадны. Сизифов труд. Золотое руно. Троянский конь. Перейти Рубикон. Яблоко раздора. Кануть в Лету. Гордиев узел.

Ø Из русской истории и обычаев: Красная строка. Во всю ивановскую. Ломаного гроша не стоит. Бить челом. Спустя рукава. Засучив рукава. Хлеб-соль.

Ø Из профессиональной сферы: Не лыком шит. На всех парусах. Играть первую скрипку. Втирать очки. Тянуть лямку. Бить баклуши. Встретить в штыки. Отделать под орех. Без сучка без задоринки. Сесть на мель.

Ø Из жизни и обычаев разных народов: Китайская стена. Китайская грамота. Китайские церемонии. Баш на баш.

Ø Из литературных источников: Вернуться к разбитому корыту. Кисейная барышня. Ни пава ни ворона. Тришкин кафтан. Подковать блоху. Квасной патриотизм. Рыцарь на час.

Ø Из других языков без перевода: Се ля ви. Терра инкогнито. Тет –а – тет. Шерше ля фам. Финита ля комедия.

Ø Из научной сферы деятельности: Цепная реакция. Катиться по наклонной плоскости. Нулевой цикл. Второе дыхание.

 

2. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполните предлагаемую таблицу.

Военное дело Медицина Искусство
     

 

Перейти в наступление, позолотить пилюлю, сорвать маску, играть первую скрипку, через час по чайной ложке, понюхать пороху, встретить в штыки, поставить диагноз, переменить декорации, сойти со сцены, дать бой, выкурить трубку мира, в здоровом теле здоровый дух, попасть в двойные клещи, сложить головы, попасть в котёл, сложить оружие, на два фронта, надеть маску, держать порох сухим, тихой сапой, подложить свинью, класть зубы на полку, родиться в сорочке.

3. Объясните значение фразеологизма, подберите ФЕ, синонимичные данным. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Камня на камне не оставить - …; закрыть рот на замок - …; курить фимиам - …; намотать на ус - …; реветь белугой - …; питаться воздухом - …; помирать со смеху. - ….

4. Объясните значение фразеологизма, подберите ФЕ, антонимичные данным. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Работать спустя рукава - …; болтать без умолку - …; плестись как черепаха - …; идти ко дну - …; валять Ваньку - …; воспрянуть духом - …; заварить кашу - …; взять себя в руки - …; попасть в кабалу - …; потерпеть поражение - …; сдержать слово - …; встать на якорь - ….

5. Вспомните и назовите ФЕ со словом голова. Составьте предложения с данными фразеологизмами.

6. Лингвистическая игра. Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните его значение, составьте с ним предложение.

1. хоть пруд пруди

кот наплакал

тьма-тьмущая

яблоку негде упасть

 

2. во все лопатки

сломя голову

черепашьим шагом

в мгновение ока

 

3. слово в слово

тютелька в тютельку

вилами по воде писано

комар носа не подточит

 

4. попасть впросак

попасть на седьмое небо

попасть в переделку

попасть в переплёт

7. Лингвистическая игра. Восстанови ФЕ, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных).

· делить шкуру неубитого…

· купить в мешке…

· пустить … в огород

· набито как в бочке …

· дуется как … на крупу

· считать …

· дразнить…

· брать… за рога

· смотреть как… на новые ворота

· писать как… лапой.

8. Лингвистическая игра. Замени ФЕ одним словом.

Зарубить себе на носу, коптить небо, себе на уме, куры не клюют, вставлять палки в колёса, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, заткнуть за пояс, бить баклуши.

 

9. Лингвистическая игра. «Кто быстрее?» Придумайте ФЕ на заданную букву.

В О С Т О К Р А К Е Т А О Р Б И Т А

 

10. Посчитайте количество ФЕ в тексте, «переведите их», заменив ФЕ синонимами. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Мои советы по поводу правильного использования выражений о зубах.

Если у вас зуб на зуб не попадает или вы щёлкаете зубами, если у вас еды на один зуб или вы вообще готовы положить зубы на полку, если ваше око видит, да зуб неймёт, если вы попали кому-то на зубок, если вы имеете на кого-то зуб или ваши зубы разгорелись, и у вас сводит зубы так, что вы готовы кинуться в драку зуб за зуб, если вам что-то не по зубам, более того, вы при этом ни в зуб ногой, то мои советы таковы:

ü Не следует точить зубы.

ü Не следует чесать зубы.

ü Не следует показывать зубы.

ü Не следует смотреть в зубы.

ü Не следует скалить зубы.

ü Не следует говорить сквозь зубы.

ü Не следует заговаривать зубы тем, кто на этом деле все зубы съел.

ü А следует стиснуть зубы, вооружиться знаниями до зубов, при этом держать язык за зубами, чтобы не навязнуть в зубах у других, иначе можно и зубы сломать.

(Справка: во «Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И. Молоткова, 1986, даётся объяснение 28 ФЕ со словом «зуб».)

5. Самостоятельная работа студентов:

Задание 1. Обращаясь к словарю фразеологизмов, исправьте ошибки в сочинениях студентов. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Я твёрдыми шагами иду к осуществлению своей мечты – лечить, помогать, исцелять.

2. Выбор профессии врача играет для меня очень важное значение, даже несмотря на то, что это работа ответственная и тяжёлая.

3. Я старалась со всех сил хорошо сдать экзамен, и это мне удалось.

4. Я дам пример про мою бабушку, которая во время войны была врачом.

 

Задание 2. Переведите пословицы на русский зык. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

Китайские пословицы:

1. Язык беду приводит.

2.Поспешность таит ошибку.

3.Торопливым людям не хватает мудрости.

4. Лекарь лекаря не порочит.

5. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.

6. Слабого обижает, а сильного боится.

7. Написанное не бумаге и боги не сотрут.

8. Зонт готовь, когда ясная погода.

9. Двумя руками трудно схватить двух угрей.

10. Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

11. Близкие соседи лучше дальних родственников.

12. Яйца не спорят с камнями.

 

Задание 3. Определите, какие ФЕ, афоризмы и пословицы «прячутся» в следующих предложениях. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».

1. Стулья нужно ковать, пока они горячи.

2. Семь бед – и все за одного.

3.У семи нянек и в шалаше рай.

4. Готовь телегу зимой, а честь смолоду.

5. С волками жить – полюбишь и козла.

6. Не имей 100 рублей – людей насмешишь.

7. Шило в мешке ногам покоя не даёт.

8. У кого чего болит, от того и наберёшься.

9. Дома хорошо, а в гостях не хуже.

10. Бедность академии – порок.

11. Слово – не воробей, вылетит – костей не соберёшь

12. Переходя на красный свет, можешь попрощаться с белым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.