КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лексические нормы
Вопросы для самоконтроля. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ № 3 ТЕМА: Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология. АКТУАЛЬНОСТЬ: Лексический багаж – залог успешного (официального и неофициального) общения. Знание значения фразеологизмов, умение правильно их использовать делают речь богаче и выразительнее. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по фразеологическому уровню языка. Закрепить владение нормами употребления фразеологизмов в зависимости от ситуации и цели общения. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: игровая процедура, лингвистическая игра, развитие лингвистической догадки, соревнование.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 5. Предмет изучения фразеологии. 6. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 7. Ошибки в усвоении формы фразеологизмов. 8. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007. 2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.). Дополнительная литература 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - РАГС, 2010. 2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009. 4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008. 6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008. 7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005. 9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая школа, 2003. 10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009. 11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции 1. Что такое фразеологизм? 2. Чем отличаются фразеологические единицы от свободных сочетаний? 3. Какие типы фразеологизмов выделяются в русском языке? 4. Как проявляются синонимические, антонимические, омонимические отношения во фразеологии? 5. Возможна ли многозначность фразеологизмов? 2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль): Задание 1. Как называется преимущественно военное лечебное заведение? (А) госпиталь (Б) клиника (В) амбулатория Задание 2. Подберите синоним к словосочетанию «совокупность признаков заболевания». (А) диагноз (Б) симптом (В) синдром Задание 3. Подберите синоним к слову «выслушивать». (А) аускультировать (Б) перкутировать (В) пальпировать Задание 4. Подберите антоним к слову «систола». (А) экрасистола (Б) диастола (В) тахикардия Задание 5. Отметьте слово, которое сочетается со словом «болевой». (А) шок (Б) вид (В) нос
Задание 6. Отметьте предложение, в которое можно вставить слово «раздражимость». (А) больной человек отличается… (Б) …является свойством всех живых существ. (В) У пациента наблюдается … на ноге. 3. Методические советы студентам по выполнению заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, «Словарю русских пословиц и поговорок» В.П. Жукова и др., книге «Крылатые слова» Н.С. Ашукина, М.Г. Ашукиной и др., электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».
4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы: 1. Пользуясь фразеологическим словарём, найдите объяснения следующим фразеологизмам. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Ø Из Библии: Вавилонское столпотворение. Глас вопиющего в пустыне. Краеугольный камень. Манна небесная. Соль земли. Тьма кромешная. Хлеб насущный. Запретный плод. Зарыть талант в землю. Ø Из греческих мифов и истории: Нить Ариадны. Сизифов труд. Золотое руно. Троянский конь. Перейти Рубикон. Яблоко раздора. Кануть в Лету. Гордиев узел. Ø Из русской истории и обычаев: Красная строка. Во всю ивановскую. Ломаного гроша не стоит. Бить челом. Спустя рукава. Засучив рукава. Хлеб-соль. Ø Из профессиональной сферы: Не лыком шит. На всех парусах. Играть первую скрипку. Втирать очки. Тянуть лямку. Бить баклуши. Встретить в штыки. Отделать под орех. Без сучка без задоринки. Сесть на мель. Ø Из жизни и обычаев разных народов: Китайская стена. Китайская грамота. Китайские церемонии. Баш на баш. Ø Из литературных источников: Вернуться к разбитому корыту. Кисейная барышня. Ни пава ни ворона. Тришкин кафтан. Подковать блоху. Квасной патриотизм. Рыцарь на час. Ø Из других языков без перевода: Се ля ви. Терра инкогнито. Тет –а – тет. Шерше ля фам. Финита ля комедия. Ø Из научной сферы деятельности: Цепная реакция. Катиться по наклонной плоскости. Нулевой цикл. Второе дыхание.
2. Определите происхождение данных фразеологизмов, заполните предлагаемую таблицу.
Перейти в наступление, позолотить пилюлю, сорвать маску, играть первую скрипку, через час по чайной ложке, понюхать пороху, встретить в штыки, поставить диагноз, переменить декорации, сойти со сцены, дать бой, выкурить трубку мира, в здоровом теле здоровый дух, попасть в двойные клещи, сложить головы, попасть в котёл, сложить оружие, на два фронта, надеть маску, держать порох сухим, тихой сапой, подложить свинью, класть зубы на полку, родиться в сорочке.
3. Объясните значение фразеологизма, подберите ФЕ, синонимичные данным. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Камня на камне не оставить - …; закрыть рот на замок - …; курить фимиам - …; намотать на ус - …; реветь белугой - …; питаться воздухом - …; помирать со смеху. - …. 4. Объясните значение фразеологизма, подберите ФЕ, антонимичные данным. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Работать спустя рукава - …; болтать без умолку - …; плестись как черепаха - …; идти ко дну - …; валять Ваньку - …; воспрянуть духом - …; заварить кашу - …; взять себя в руки - …; попасть в кабалу - …; потерпеть поражение - …; сдержать слово - …; встать на якорь - …. 5. Вспомните и назовите ФЕ со словом голова. Составьте предложения с данными фразеологизмами. 6. Лингвистическая игра. Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните его значение, составьте с ним предложение. 1. хоть пруд пруди кот наплакал тьма-тьмущая яблоку негде упасть
2. во все лопатки сломя голову черепашьим шагом в мгновение ока
3. слово в слово тютелька в тютельку вилами по воде писано комар носа не подточит
4. попасть впросак попасть на седьмое небо попасть в переделку попасть в переплёт 7. Лингвистическая игра. Восстанови ФЕ, вставляя нужные по смыслу слова (из мира животных). · делить шкуру неубитого… · купить в мешке… · пустить … в огород · набито как в бочке … · дуется как … на крупу · считать … · дразнить… · брать… за рога · смотреть как… на новые ворота · писать как… лапой. 8. Лингвистическая игра. Замени ФЕ одним словом. Зарубить себе на носу, коптить небо, себе на уме, куры не клюют, вставлять палки в колёса, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, заткнуть за пояс, бить баклуши.
9. Лингвистическая игра. «Кто быстрее?» Придумайте ФЕ на заданную букву.
10. Посчитайте количество ФЕ в тексте, «переведите их», заменив ФЕ синонимами. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Мои советы по поводу правильного использования выражений о зубах. Если у вас зуб на зуб не попадает или вы щёлкаете зубами, если у вас еды на один зуб или вы вообще готовы положить зубы на полку, если ваше око видит, да зуб неймёт, если вы попали кому-то на зубок, если вы имеете на кого-то зуб или ваши зубы разгорелись, и у вас сводит зубы так, что вы готовы кинуться в драку зуб за зуб, если вам что-то не по зубам, более того, вы при этом ни в зуб ногой, то мои советы таковы: ü Не следует точить зубы. ü Не следует чесать зубы. ü Не следует показывать зубы. ü Не следует смотреть в зубы. ü Не следует скалить зубы. ü Не следует говорить сквозь зубы. ü Не следует заговаривать зубы тем, кто на этом деле все зубы съел. ü А следует стиснуть зубы, вооружиться знаниями до зубов, при этом держать язык за зубами, чтобы не навязнуть в зубах у других, иначе можно и зубы сломать. (Справка: во «Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И. Молоткова, 1986, даётся объяснение 28 ФЕ со словом «зуб».) 5. Самостоятельная работа студентов: Задание 1. Обращаясь к словарю фразеологизмов, исправьте ошибки в сочинениях студентов. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». 1. Я твёрдыми шагами иду к осуществлению своей мечты – лечить, помогать, исцелять. 2. Выбор профессии врача играет для меня очень важное значение, даже несмотря на то, что это работа ответственная и тяжёлая. 3. Я старалась со всех сил хорошо сдать экзамен, и это мне удалось. 4. Я дам пример про мою бабушку, которая во время войны была врачом.
Задание 2. Переведите пословицы на русский зык. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Китайские пословицы: 1. Язык беду приводит. 2.Поспешность таит ошибку. 3.Торопливым людям не хватает мудрости. 4. Лекарь лекаря не порочит. 5. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья. 6. Слабого обижает, а сильного боится. 7. Написанное не бумаге и боги не сотрут. 8. Зонт готовь, когда ясная погода. 9. Двумя руками трудно схватить двух угрей. 10. Где нет деревьев, и полынь считается деревом. 11. Близкие соседи лучше дальних родственников. 12. Яйца не спорят с камнями.
Задание 3. Определите, какие ФЕ, афоризмы и пословицы «прячутся» в следующих предложениях. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». 1. Стулья нужно ковать, пока они горячи. 2. Семь бед – и все за одного. 3.У семи нянек и в шалаше рай. 4. Готовь телегу зимой, а честь смолоду. 5. С волками жить – полюбишь и козла. 6. Не имей 100 рублей – людей насмешишь. 7. Шило в мешке ногам покоя не даёт. 8. У кого чего болит, от того и наберёшься. 9. Дома хорошо, а в гостях не хуже. 10. Бедность академии – порок. 11. Слово – не воробей, вылетит – костей не соберёшь 12. Переходя на красный свет, можешь попрощаться с белым.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |