Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили речи




Задание 1. Отметьте нейтральное слово.

(А) глаголить

(Б) тараторить

(В) говорить

 

Задание 2. Отметьте слово с положительной эмоциональной окраской.

(А) хапуга

(Б) сынуля

(В) грязнуля

 

Задание 3. Отметьте словосочетание, относящееся к публицистическому стилю речи.

(А) тёплая дружеская встреча

(Б) ходатайствуем о награждении

(В) хроническое заболевание

Задание 4. Отметьте, какая работа не является научным жанром.

(А) рецензия

(Б) рассказ

(В) аннотация

Задание 5. Отметьте, какая конструкция не используется в аннотации.

(А) Статья содержит

(Б) Мы думаем, что…

(В) Книга состоит из…

 

Задание 6. Отметьте слово, характерное для разговорной речи.

(А) просить

(Б) молить

(В) канючить

 

Задание 7. Отметьте свойство, не характерное для ОДСР.

(А) эмоциональная окрашенность

(Б) точность

(В) выразительность

 

Задание 8. Отметьте лексические единицы, часто встречающиеся в ОДСР.

(А) фразеологизмы

(Б) аббревиатуры

(В) тропы

 

Задание 9. Отметьте свойство, не характерное для научного стиля речи.

(А) объективность

(Б) абстрактность

(В) экспрессивность

 

Задание 10. Отметьте правильный вариант толкования.

Реферат – это…

(А) большая научная работа, посвящённая изучению какого-то одного вопроса, темы, проблемы, как правило, написанная одним автором.

(Б) изложение основного содержания первоисточника.

(В) официальный письменный отзыв, содержащий критический обзор научного первоисточника.

 

3. Методические советы по выполнению практических заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

 

1. Проанализируйте рассказы В.Белова «Маникюр». Найдите элементы разговорного стиля речи. Определите, с какой целью они используются в художественном произведении.

2. Составьте речевой паспорт (охарактеризуйте) героев рассказов при помощи примеров из их речи.

Схема речевого паспорта

1. Пол.

2. Возраст

3. Местожительство.

4. Образование.

5. Социальное положение.

 

В. Белов «Маникюр»

Ох, уж не утерплю расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп - только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату - он у меня полковник. Моложе меня, а давно на пенсии; делать-то ему нечего - вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! - говорит. - Кабы ты, - говорит, - была с головой, сообщила бы. Я бы, - говорит, - на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» - «Ну, - говорю, - не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит - влево, девушка, другой - вправо, гражданка, третий скажет - тетка, дуй напрямик! На котомку-то поглядят, ой, господи! До чего доходила взад-вперед - уж и в глазах двоится. Вдруг дядечка старенький подошел, спрашивает. «Вам не к Ивану Петровичу? Вон, - говорит, - в этом дому; на второй этаж, шестая квартера. Давно. - говорит, - ждут!» - «Ой, спасибо, гражданин старичок!» Пошла, пошла, пошла, вижу, написано: 2-й этаж. Ой, дай, думаю, пойду до третьего, надежнее. Уж брат-от с невесткой порасстраивались, поругали меня: почему телеграмму не подала? День живу, другой. Меня и на спектакли зовут, меня и везде, а я говорю: «Куда меня, такую растрёпу? Лучше уж дома держать, не показывать». Брат мне и говорит: «А вот мы из тебя сейчас такую мадаму сделаем!» Да и повез в главную поликмахтерскую. Завел - господи, царица небесная, куда я попала-то! Бабы сидят, мужики над ними в белых халатах. Ухаживают, как в больнице. Колпаков-то всяких, скляночек-то! Посадили меня, боюсь шевельнуться. Всю обстригли сперва, потом завивать, после давай сушить мою голову. Полдня, считай, зря ухлопали, а брат мне говорит «Ну, теперь ещё маникюр!» Маникюр так и маникюр, одинова погибать. Завели в другую комнату. Руки-то мои оклали в блюдо с тёплой водой, видать, отмачивать. Экие-то капарули! Обтерли, кажин ноготок обчистили. Потом стали красить в розовое. Сижу да и думаю: как я коров-то буду доить? Этакими баскими-то? Да и заревела... Слёзы-то из меня как горох, а девушка-то испугалась, а брат-от ждет, а начальство-то прибежало. Что да почему, разве чем недовольны? Вышли на волю-то, поуспокоилась да и говорю брату: «Отправь домой ради Христа, у меня три коровы вот-вот должны отелиться». - «Ладно, отелятся без тебя, поедем теперь в магазин». Кофту купил, да платье, да модные туфли. К вечеру-то наоделась, стою сама не своя. Как поглядела в зеркало-то, милые! Я ли не я? Да и заревела еще пуще. Уж он возил, возил меня, и в ресторан, и по знакомым. Вплоть до самого генерала: вот, познакомьтесь, родная сестра! А родная сестра слова сказать не может, ступить боится. Надоело-то, еле выжила. Нет, говорю, поеду и поеду домой. Проводили меня, в хороший вагон посадили, гостинцев полнёхонек чемодан. Не надо и гостинцев, поскорей бы домой. Как вышла на своей-то станции, так сердце и зашлось. Стою, гляжу - бежит! Я стою: узнает аль не узнает? Пробежал мимо... Весь поезд обежал, бежит обратно. Уже и народу никого не осталось. Он опять бежит, да опять мимо меня. Ну, думаю, ещё разок пробежит, я и окликну. Как увидел, так и растерялся: обнимать аль погодить? «Эк, - говорит, - тебя, и подойти боязно. Только по чемодану и узнал». - «А вот, не всё тебе на народе форсить, в другой раз и не так накрашусь! Не отелились коровы-то?» - «Отелились, - говорит, - все три...».

 

В. Белов «Письмо»


Деревня по случаю сенокоса безлюдна, одни куры, зарываясь в дорожную пыль, подают признаки жизни. Жарко, особенно к полудню, и тихо. Проходя деревенской улицей, слышу оклик из окна летней избы, по-здешнему — передка. Оглядываюсь.
— Батюшко, ты чей?
Я сказал. Женщина внимательно выслушала, восхищенно поцокала языком:
— Экой хороший парень-то. Я пожал плечами.
— Да ты грамотный? — спросила она.
— Вроде бы ничего. А что?
— Да написал бы письмо.
Я слегка растерялся от такой просьбы И спросил в задумчивости:
— Письмо? - Да.
— Кому письмо-то?
— Да в Архандельск, золовушке.
«Ну, коли золовушке...» — думаю я и не мешкая поднимаюсь по лестнице.
Какие только выкрутасы не припасает командировочная судьба!
В доме чисто и очень прохладно, пол застлан красивыми половиками. Женщина пожилая, но довольно еще бодрая, то и дело меня спасибуя, разъясняет, куда сегодня ходила косить и с чем пекла пироги. Потом рассказывает мне про боль в пояснице и про свою корову, которой еще «что на умок придет» и которая еще не каждое пойло пьет, потому что все, и коровы теперь тоже, стали с высшим образованием.
— Самовар поставить али супу будешь хлебать?
— Да как сказать...
Однако, спохватившись, я решительно отказываюсь от чаю и супу. Но уже поздно, и мне приходится сесть за стол. С трудом обходимся без супу. Губники, то есть пироги с прошлогодними солеными рыжиками, отнюдь меня не разочаровали. И пока я дожевываю пирог, женщина подает мне конверт, школьную тетрадочку и химический карандаш. Я откашливаюсь:
— Так. С чего будем начинать?
— Так ведь уж что, батюшко, пиши с самого начала.
__?
— Пиши: баню перекатила, корова доит хорошо.
Я в растерянности скребу в затылке.
— Это... самое... Имя-отчество-то у вас как?
— Григорьевна, батюшко, Григорьевна была с первого дня.
— Так ведь надо, Григорьевна, с поклонов, наверно... или как?
— С поклонов, батюшко, знамо с поклонов. Дак ты разве не писывал? Вот мне Минька все пишет, до того у прохвоста ловко выходит, каждое слово как тут и было.
— Какой Минька?
— Да Нюркин, суседкин парень. В шестой уж класс перешел, он мне все и писал письма-ти. А ноне в лагерях вторую неделю. Говорят, и встают по трубе, и спать по трубе укладываются. А Нюрка-то с мужиком развелась, пятый год врозь живут. В леспромхоз ходил в работу, да там с какой-то вербованной девкой и спутался. Говорит, хоть пополам рубите, а эту бабу не оставлю. Вот что делают, мокрохвостки! Раньше ну-ко так-то! Нонешние бабы из-за мужиков ни с чем не считаются. У тебя-то есть семейство?
— Есть.
— А деток-то много ли?
Ах ты боже мой, все ей надо знать! Впрочем, и про себя она ничего не скрывает, наоборот. В каждую свою фразу Григорьевна, выражаясь по-современному, стремится вложить как можно больше информации.
— Ну, хорошо,— перебиваю я, ощущая ответственность.— Я, значит, начну так: «Добрый день либо вечер...»
—...Здравствуй, дорогая золовушка,— подхватывает она, в такт покачивая головой,— Людмила Степановна, еще кланяюсь вашей семье, а именно сыну Коле со всем семейством, да дочке Вале с Люсей и Витей да еёному мужу Павлу Сергеевичу, а брату Естафью перьвой поклон!
— Стоп! — я не совсем уверенно ставил точки и запятые и боялся, что все перепутал.
— Сын Коля,— это ваш или золовушки?
— У меня, батюшко, деток не было, и я с мужиком-то одну недельку жила. Увезли в мокрые страны, когда раскулачивали.
— Значит, Коля — это золовушкин сын?
— Золовушкин.
— Золовушка — это вашего брата жена? — я начинаю постигать родственные хитросплетения.— Евстафия Григорьевича?
— Истинно! Сперва-то она в другую деревню выхаживала, Николай у ее от первого мужа. Хороший был и тот мужчина, худого ничего не скажу, а как война-то вызнялася, он и пошел в главный огонь. А наш Есташка в ту пору молоденький был, только гармонью купил, около Людмилы и запохаживал. Уж так мне нелюбо было; умом-то готова была глаза у ее выцарапать. На сенокосе одинова Людмила-то остановила меня да и говорит: «Вот, девушка, надери-ко Есташке уши, братику своему. Да хорошенько, чтобы не блудил, не ходил под окошком. Я, говорит, своего мужика с часу на час домой жду, а он меня гармоньей обыгрывает. Пусть, говорит, не стыдит мою голову». Ну, я его и похлестала тогда, ну уж и похлестала!
— Кого?
— Да Есташку-то.
— Но ведь взрослый уж был,— сомневаюсь я,— большой?
— А что большой? Рос у отца, отца боялся. А тятя с мамой умерли, я дом в свои руки взяла. Уж я его повозила, бессовестного...
— Перестал?
— Временно остепенился. Ну вот, а у Людмилы мужик с войны приехал, медалей на рубахе — мухе посидеть негде. А верь что, батюшко, людям рот не заткнешь, сказали, что наш Есташка около Людмилы похаживал. Он, мужик-то, приревновал бабу и ночевать к ней не пошел, уж как она ни убивалась, ни говорила, что не виновата. Вся изревелась. Исколотил он ее один раз, другой, а она, Людмила-то, и не стерпела, я, говорит, всю правду тебе, а ты меня колотишь? Да назло в праздник как пошла под Есташкину игру плясать на улице! Плясала, плясала, потом подхватила Есташку под руку, да... Ох, батюшко, я уж натерпелась тогда с бесстыжими! Сердце зажала, не стала ввязываться. Людмилин мужик на девке женился, а Есташка день не приходит, другой. Чую от людей — тоже свадьбу сбирают. Уж я тоже поревела тогда, в охотку. Ну, ежели по-хорошему, дак пусть, тоже пришла на свадьбу-то. Как сейчас помню, Есташка напился, а она, Людмила-то, помню, и спела: «По-пустому не гуляла времечко военное, не сказал спасибо дроля за сердечко верное». Стали они жить по всем законам, а какая уж жизнь? Люди все одно пробирают. Взяли да в Архандельск и уехали.
— Ну, а Валя, это уж от Евстафия дочка? — спрашиваю я. Григорьевна искренне смеется:
— Да и у Вали-то своя дочка, да вот уж и новый сынок родился, Витей назвали. А Валя-то институт закончила; а мужика-то у ей Пашей зовут, местный; их у матки-то было только двое, у Пашиной-то. Один-то по машинам выучился, а другой пошел по партейной линии, комнату свою на май дали. Вот меня-то все и зовут в гости, а какая, батюшко, госьба: летом косить надо, зимой корову на чужие руки оставлять неохота.
__ Так
— Пропиши, что здоровье не больно стало хорошее, вся исхрясталась. А косить бегаю, и что погода ведро, да и баню перекатила. Корова доит дородно...
— «...корова доит дородно». Дальше?
— Посылку получила. Естафей, ты спрашиваешь, дак сказываю, что рыбу весной ловили, Сеня Иванушков поймал десять пудов сороги, еще умерла Таисья — запольная, а Толька Озерков женился на приезжей ветеринарке, а Марья, невестка Василья Потапова, принесла двойню, назвали одного Ангелиной, другого Вова. Самовариха дом продала Осипу, а сама ушла жить к зетю, к Олешке Теплому, да с дочкой не ужилась, разругалася. Срядилась ехать в дом престарелых на даровые харчи. Чего еще-то забыла?
Я сделал передышку.
— Вроде бы все. Напиши еще, батюшко, чтобы ехали в гости, пока корова доит, да, может бы, и покосили маленько бы. Написал?
— Написал.
— Теперь остаюся без вас одна на белом свете Полинарья.
Она вздохнула, и я перечитал ей свое сочинение.
— Ничего? — спросил я.
— Ой, добро, батюшко, до того добро, лучше не надо. Кабы еще и адрес-то написал...
За работу принесла она в лукошке и предложила мне десяток яиц. И расстроилась, когда я отказался, и долго охала, ойкала:
— Может, баню тебе затопить?
— Да нет, спасибо.
— Тебе, батюшко, спасибо, эк ты меня выручил. Да ты не Акима Ивановича зеть?
— Нет, не Акима.
Я взял рюкзак, распрощался и спустился по лесенке, а она проводила меня и еще долго стояла у крылечка, держа руки под синим передником. И мне было приятно думать, что мое письмо получат скоро в далеком «Арханельске».

3. Составьте речевой паспорт своих друзей с помощью примеров из их речи.

5. Самостоятельная работа:

Задание. Найдите средства, подтверждающие принадлежность текста к разговорному стилю. Отрывок из романа В. Ларина "Нейронный шок":

 

- Имею доложить! - заявил громогласно. - Чтобы не уморить слушателей Мельпомены, сделаю это штрихпунктиром, а то они у нас головкой слабенькие. Технари, внимание. Итак... Итак, волею, дарованной мне Господом гениальности, я сделал несокрушимый математический замок, который надежно охранит в ЭВМ наши идеи. Всех, кто посягнет на наши мысли, мой "замок", или "ключ", направит в тупик к фальш-программе, которая закончится "Калинкой". Раз заиграло, значит, в памяти машины роется чужой, ату его!
- А если злоумышленник подберет правильный шифр? - спросила Татьяна.
- Исключено!
- А все-таки? - подначил Бартенин.
- Тогда моя "кибернетика" загонит вора на второй "ключ", "ключ-капкан", где машина задаст счастливчику двенадцать вопросов. На их основании она определит принадлежность любопытного к почтенной стукаческой когорте... Социологи на совесть проработали алгоритм принадлежности к ордену волосатого уха.
(Звезда. 1998. № 1).

6. Приём практических навыков по теме занятия.

Инновационные методы обучения .

Задание 1. Технология кластери. Заполните кластер примерами, данными в справочном материале, сравните свой кластер с кластером преподавателя, придумайте свои примеры.

 


Слова для справок:

Ø У тебя есть что пожевать? У тебя есть чем записать?

Ø обжора, карапуз, детки, болтун, шлёпнуться, сумасшедший, врачиха, как бы не так; откуда что взялось; да иди ты…

Ø Что? Скоро сессия? Да не может быть! Ошиблись, наверное, в деканате. Ты точно знаешь?

Ø зачётка, читалка, препод, лаба, клава.

Ø Одиннадцать лет в мед. собиралась, а поступила в политех. Потом перевелась. Родичи одолели. Династию им продолжать некому…

Ø мам, Сан Саныч, у тя есть?

Ø Колбочек всяких, скляночек, реактивов. Пришли мы на пару в лабораторию, боюсь их в руки взять.

Ø Он, Иван Петрович, хорошо ведёт практику по анатомии.

Ø Ну, - говорю, - айда в стомат. Стомат-то стомат, а только холодно там – жуть просто!

Ø Комп купил, и клаву, и маму, и мышь в придачу, беспрводную-то.

Ø Первый курс вроде, а числится хвостов за ним немерено; делать-то ему нечего – целый день в Аське сидит…

Ø Вау, здорово, лекции-то не будет!

Ø Нет, говорю, я всё равно после сессии домой поеду.

Ø Первый курс вроде, а числится хвостов за ним немерено; делать-то ему нечего – целый день в Аське сидит…

Задание 2. Игровая процедура. Прочитайте анекдоты о врачах и пациентах. Назовите специализацию врачей, о которых идёт речь. Какие из них относятся к речевой и медицинской культуре врача, какие рассказывают о врачебных ошибках, а в каких высмеиваются характер и вредные привычки врачей и пациентов?

ü - Что же вам прописал врач?
- Да... какое-то спиртное растирание.
- Ну и как, помогает?
- Где там... Только в горле першит.

 

ü Врач спрашивает пациента: - Считали ли вы перед сном, как я вам посоветовал? - Да. Я досчитал до 280354... - И после этого вы уснули? - Нет, уже пора было вставать.  
 
ü Врач говорит пациенту, очнувшемуся от наркоза: - Операцию вы перенесли хорошо, а вот перед ней вы вели себя просто невозможно: вырывались, кричали... А ваш знакомый с соседней койки вел себя еще хуже! - Еще бы! Ведь нас в клинику послали окна мыть.

 

ü Пациент жалуется врачу на сильный кашель.
- Вам надо бросить курить, - требует врач.
Пациент придвигает ему конверт с деньгами. Врач заглядывает внутрь.
- Но не сразу! Резко бросать курить вредно. Постепенно, постепенно...

 

ü В больничную палату заходит человек со словами:
- Кто сдавал анализы такого-то числа?
- Я сдавал, - отвечает больной
- Какой у вас рост?
- Метр шестьдесят пять
Человек поворачивается и уходит. Больной вслед:
- Доктор, а как же мои анализы?
- Я не доктор. Я - плотник.

 

ü Пришел мужик к доктору.
М: - Знаете, у меня жена плохо слышать стала...
Д: - А давно?
М: - Да нет вроде...
Д: - А на каком расстоянии слышит, а на каком нет?
М: - Да я не проверял...
Д: - Вот идите и поверьте.
Мужик радостный идет домой и с порога кричит жене:
- Дорогая, что у нас на обед?
...Тишина...
Подходит ближе: - Дорогая, что у нас на обед??
...Тишина...
Подходит вплотную и кричит почти в самое ухо:
- Дорогая, что у нас на обед???
Жена удивленно поворачивается и говорит:
- Слушай, я тебе третий раз говорю - борщ.

 

ü Женщина в аптеке:
- Скажите, у вас есть ацидиум ацетилосалицилиум?
- Вы хотите сказать - аспирин?
- Да, действительно, аспирин. Все время забываю это название...

 

ü Больной вошел в зубоврачебный кабинет. Увидев его, врач засиял от радости.
- Здравствуйте! - приветливо сказал он. Если не ошибаюсь, это вы вчера оштрафовали меня за безбилетный проезд. А я ведь просто забыл дома проездной билет. Ну, ладно. Садитесь, садитесь. Устраивайтесь в кресле поудобнее...

 

ü Когда я был молодым, - говорил знаменитый врач, - я хотел
стать художником.
- Почему же вы передумали и выбрали медицину?
- В живописи все ошибки видны. А в медицине их хоронят вместе с
больными.

 

ü Больной после инфаркта спрашивает у доктора:
- Доктор, а можно мне закурить?
- Ну, если это ваше последнее желание…

 

ü Бокс - великолепный вид спорта! Я на нем здорово зарабатываю.
- Вы, наверное, известный боксер?
- Избави боже. Я - зубной врач!

 

ü Целыми днями я говорю что-нибудь мужу. А он в ответ - ни слова. Боюсь, доктор, что у него серьезное психиатрическое заболевание.
-Это не заболевание, мадам. Это - талант.

 

ü Совет косметолога. Если у вас дряблая кожа, морщины на лбу, жидкие волосы, двойной подбородок и бородавки, то крем для ног Вам не поможет.

 

ü Мужик приходит ко врачу:
- Доктор у меня печень болит
- Так-с одеколон пьете?
- ПЬЮ!!! Не помогает...

 

ü К травматологу приходит женщина с забинтованной рукой и ногой:
- Что с вами случилось?
- Я включила полотер, а он меня током ударил в руку.
- А с ногой что?
- Я его тоже ударила...

 

ü Спасибо, доктор, что вы вылечили меня от мании величия. Теперь
я человек совершенно непревзойденной, фантастической, можно сказать,
феноминальной скромности.

 

ü Доктор долго осматривал Густава и никак не мог определить, чем он болен. Наконец, он глубокомысленно произнес:
- Идите домой, примите горячую ванную, а потом погуляйте часок - другой без пальто.
- И вы полагаете, это поможет?
- Нет, но вы почти наверняка получите воспаление легких, а его мы легко распознаем и успешно лечим.

 

ü Доктор встречает своего давнего пациента...
- Здравствуйте, на удивление хорошо выглядите! Как ваша язва?
- Уехала на неделю к матери!

 

ü Собрался консилиум врачей:
- Будем лечить больного? Или пусть живет?

 

Задание 3. Дайте характеристику языковых средств разговорного стиля в анекдотах (Смотри задание 2).

7. Выходной контроль знаний и навыков студентов (тест):




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.