Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые поведенческие признаки обмана




Президент знал, что это было чистой ложью 19

Возможные ответные военные действия 18

Кеннеди был «разъярен» (по словам Артура Шлезингера), но, «несмотря на то, что был разгневан на Хрущева, пытавшегося так неуклюже его обманывать, воспринял последние новости спокойно и скорее с удивлением» (Теодор Соренсон). По словам Роберта Кеннеди: «...в то утро, просмотрев материалы ЦРУ, то есть фотографии, сделанные с U-2... мы поняли, что все утверждения Хрущева от начала до конца ложь, одна гигантская фабрика лжи». Советники президента начали срочно обсуждать возможные ответные действия.

Президент решил, что «не должно быть никакого публичного разглашения того факта, что нам известно о размещении Союзом боеголовок на Кубе, до тех пор пока не будет готов точный план ответных действий... Главное – безопасность, и потому президент дал понять, что твердо намерен хотя бы раз в истории Вашингтона не допустить никакой утечки информации» (Роджер Хилсман, впоследствии чиновник госдепартамента).

Два дня спустя, 16 октября, в четверг, в то время как его советники все еще обсуждали ответные действия США, Кеннеди встретился с Громыко. «Громыко находился в Штатах уже больше недели, но никто из американских должностных лиц не знал, с какой именно целью... Он попросил аудиенции в Белом доме. Запрос этот почти совпал со временем появления полученных разведкой материалов. Засекли ли русские наш самолет? Хотели ли они переговорить с Кеннеди, чтобы почувствовать его реакцию? Или просто намеревались использовать эту аудиенцию, чтобы проинформировать Вашингтон о том, что Хрущев уже открыто собирается пустить в ход боеголовки и нанести удар еще до того, как США подготовятся к ответным мерам?»

Кеннеди «по мере приближения встречи волновался все больше, но, увидев Громыко и Анатолия Добрынина (советского посла), заставил себя улыбнуться» (Соренсон). Все еще не готовый к конкретным действиям, президент решил, что сейчас главное – скрыть от Громыко факт существования материалов ЦРУ и не дать Советам никакого преимущества.

 

Дальнейшие исследования, проведенные в течение последних двух лет, подтвердили и расширили результаты, касающиеся важности мимики и голоса при выявлении обмана. Оценивая по видеозаписям выражения лиц студенток-медсестер в момент произнесения ими лжи или правды, мы обнаружили различия между двумя типами улыбок. Когда студентки на самом деле получали удовольствие, на их лицах были улыбки более прочувствованные (см. Рисунок 8), а когда лгали, на их лицах были так называемые улыбки-маски (в дополнение к улыбающимся губам видны признаки грусти (Рисунок 3), страха (Рисунок 4), гнева (Рисунок 5 и Рисунок 7) или отвращения).

Существование различных типов улыбок подтвердилось также исследованиями детей и взрослых, проводившимися в Америке и других странах при самых различных обстоятельствах, не ограниченных ситуациями, связанными с ложью. Мы обнаружили, что при искренних улыбках ощущения людей и процессы, происходящие в их мозгу, отличаются от того, что происходит при всех прочих улыбках. Лучшим признаком искренности улыбки, вызванной ощущением удовольствия, является участие в ней не только губ, но и мышц, расположенных вокруг глаз. Однако морщинки в виде «паучьих лапок» у внешних уголков глаз не всегда указывают на искренность улыбки. «Паучьи лапки» являются достоверным признаком искренности улыбки только в том случае, если человек испытывает не очень большое удовольствие и улыбается слегка. При широкой улыбке губы сильно растягиваются, что само по себе приводит к появлению «паучьих лапок», и тогда надо обращать внимание на брови. В случае искреннего удовольствия в улыбке участвуют мышцы глаз, и тогда брови чуть-чуть опускаются. Это тонкий признак, но, как мы выяснили, люди могут замечать его и без всякой специальной подготовки.

Мы также обнаружили, что во время лжи тембр голоса студенток становился выше. Предполагается, что тембр голоса человека, наслаждающегося приятной и спокойной сценой, не должен повышаться. Однако такое изменение тембра указывает на эмоциональное возбуждение и само по себе еще не является признаком обмана. К тому же не у всех лгавших девушек голосовые и мимические признаки обмана присутствовали одновременно. Тем не менее при использовании обоих источников информации результаты определения лжи оказались лучше: «рекордный уровень – 86%. Но это означает, что все же было 14% ошибочных суждений, даже основываясь на двух таких признаках, как мимика и голос, мы сочли, что говорившие правду лгут, а лгавшие говорят правду.

Таким образом, хотя эти признаки справедливы для большинства людей, нельзя сказать, что они применимы ко всем. Я не думаю, что когда-нибудь мы получим набор поведенческих признаков, которые будут одинаково справедливы для всех людей. Некоторые люди от природы склонны к актерству, и их трудно поймать на лжи, другие же настолько своеобразны, что признаки лжи, справедливые для других, к ним не относятся. В новой, еще не законченной работе мы с доктором Марком Фрэнком обнаружили первые подтверждения моей мысли о том, что некоторые люди от природы артистичны и являются отличными лжецами, а некоторые не умеют лгать и им не удается обмануть никого. Мы с доктором Фрэнком поставили эксперимент, в котором участники могли лгать или говорить правду согласно двум сценариям. По первому сценарию они могли имитировать кражу, взяв из портфеля 50 долларов. Если им удавалось убедить «следователя», что они не брали денег, то деньги можно было оставить себе. По второму сценарию они должны были высказать свое мнение по какому-нибудь острому вопросу, например аборты или смертная казнь, причем они могли говорить правду или лгать. Фрэнк обнаружил, что те, кто успешно лгал в первой ситуации, столь же успешно лгали и во второй, а те, кого было легко уличить в неискренности высказанного мнения, так же легко попадались и в ситуации с кражей.

Многие из приведенных в предыдущих главах рассуждений наводят на кажущуюся очевидной мысль, что успех каждой конкретной лжи гораздо больше зависит от характера лжи, чем от способностей самого лжеца. Но, скорее всего, оба эти фактора играют определенную роль. Некоторые люди лгут настолько мастерски или настолько неумело, что ситуация и специфика конкретной лжи не имеет значения; все равно первым удастся обмануть, а вторые будут уличены во лжи. Однако большинство не относится к крайним категориям, и для таких людей успех лжи зависит от того, кому они лгут, о чем лгут и что поставлено на карту.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1 «Соответствие типов умалчиваемой информации поведенческим проявлениям (классификация по поведенческим проявлениям)»

Поведенческие проявления Умалчиваемая информация
Речевые оговорки   Могут быть связаны с определенным типом эмоций; возможны как утечка информации, не связанной с эмоциями
Тирады Могут быть связаны с определенным типом эмоций: возможны как утечка информации, не связанной с эмоциями
Уклончивая речь Ответ не подготовлен или негативные эмоции (скорее всего, страх)
Паузы и речевые ошибки Ответ не подготовлен или негативные эмоции, скорее всего, страх
Повышение тона Негативные эмоции; вероятно, гнев и/или страх
Понижение тона Негативные эмоции; вероятно, печаль
Более громкая и быстрая речь Вероятно, гнев, страх и/или возбуждение
Более медленная и тихая речь Вероятно, печаль и/или скука
Эмблемы Могут быть связаны с определенным типом эмоций; возможны как утечка информации, не связанной с эмоциями
Снижение количества иллюстраций Скука; ответ не подготовлен; или взвешивается каждое слово
Возрастание количества манипуляций Негативные эмоции
Учащенное или замедленное дыхание Неопределенная эмоция
Потение Неопределенная эмоция
Учащенное сглатывание Неопределенная эмоция
Микровыражения Любая из определенных эмоций
Смазанные выражения Определенная эмоция; или может указывать на то, что какая-то эмоция подавлена, но какая – неизвестно
Учащенное моргание Неопределенная эмоция
Расширение зрачков Неопределенная эмоция
Слезы Печаль, расстройство, безудержный смех
Румянец Смущение, стыд или гнев; может быть, вина
Бледность Страх или гнев

 

Таблица 2 «Соответствие типов умалчиваемой информации поведенческим проявлениям (классификация по типам информации)»

Умалчиваемая информация Поведенческие проявления
Ответ не подготовлен Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки, снижение количества иллюстраций
Неэмоциональная информация (факты, планы, фантазии) Речевые оговорки, тирады, эмблемы  
Эмоции (радость, удивление, утомление) Речевые оговорки, тирады, микровыражения, смазанные выражения
Страх   Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки, повышение тона, более громкая и быстрая речь, бледность
Гнев Повышение тона, более громкая и быстрая речь, румянец, бледность
Печаль (возможно, вина и стыд)   Понижение тона, более медленная и тихая речь, слезы, опущенный взгляд, румянец
Смущение Румянец, взгляд вниз или в сторону
Возбуждение   Возрастание количества иллюстраций, повышение тона, более громкая и быстрая речь
Скука Снижение количества иллюстраций, более медленная и тихая речь
Негативная эмоция Уклончивая речь, паузы, речевые ошибки, повышение тона, понижение тона, возрастание количества манипуляций
Возникновение эмоции, любой Изменение дыхания, потение, сглатывание, смазанные выражения, учащенное моргание, расширение зрачков

Таблица 3 «Признаки фальшивых эмоций»

Фальшивая эмоция Поведенческий признак
Страх Отсутствие верных признаков в области лба
Печаль Отсутствие верных признаков в области лба
Радость Не участвуют мышцы глаз
Энтузиазм или интерес к теме разговора Не возрастает количество иллюстраций, или их появление несвоевременно
Негативные эмоции Отсутствие потовыделений, изменений в дыхании или возрастания манипуляций
Любая эмоция Асимметрия, слишком внезапное появление или исчезновение, несвоевременное появление

 

Таблица 4 «Полный список вопросов верификатора»

  Затрудняет выявление, если... Облегчает выявление, если…
I. Вопросы, касающиеся лжи
1. Есть ли у лжеца возможность подготовиться и предвидеть, когда именно ему придется солгать? ДА: ответ уже был готов НЕТ
2. Достаточно ли для лжи только одного умолчания? ДА НЕТ
3. Чувствует ли лжец при обмане какие-либо эмоции? НЕТ ДА (особенно если: 1) должны быть скрыты или искажены негативные эмоции, такие как гнев, страх или расстройство; 2) нельзя проявлять никаких эмоций, и нет возможности прикрыть одну эмоцию другой)
4. Будет ли лжец прощен, если сознается во лжи? НЕТ (вынуждает лгать более успешно) ДА (есть шансы добиться признания)
5. Высоки ли ставки, то есть велика ли награда или сурово ли наказание? Шансы равны (высокие ставки могут способствовать повышению боязни разоблачения, но могут также и вынуждать лгать более успешно)  
6. Будет ли наказание в случае уличения суровым? НЕТ (боязнь разоблачения понижается; но может привести и к потере бдительности) ДА (боязнь разоблачения повышается; но может вызвать страх незаслуженного обвинения и привести к ошибке неверия правде)
7. Будет ли наказание суровым не только за сам акт лжи, но еще и за то, ради чего была предпринята ложь? НЕТ ДА (боязнь разоблачения повышается; человек может и вообще отказаться от лжи)
8. Является ли ложь человеколюбивой, не приносящей лжецу никакой выгоды? ДА (если лжец сам верит в это, то он почти не испытывает угрызений совести) НЕТ (угрызения совести усиливаются)
9. Доверяет ли жертва лжецу, не испытывая даже никаких подозрений? ДА НЕТ
10. Удавалось ли лжецу успешно обманывать жертву ранее? ДА (понижает боязнь разоблачения; а если жертве обнаружение обмана может принести какое-либо страдание, она может стать добровольной) НЕТ
11. Разделяют ли жертва и лжец общие ценности? НЕТ (угрызения совести ослабляются) ДА (угрызения совести усиливаются)
12. Санкционирована ли ложь? ДА (угрызения совести ослабляются) НЕТ (угрызения совести усиливаются)
13. Является ли ложь анонимной? ДА (угрызения совести ослабляются) НЕТ
14. Знакомы ли лжец и жертва лично?   НЕТ   ДА (верификатору легче избежать ошибок, возникающих за счет индивидуальных различий в поведении)
15. Вынужден ли верификатор скрывать свои подозрения от лжеца?   ДА (верификатор может увлечься собственной необходимостью скрывать подозрение и менее бдительно отнестись к поведению лжеца) НЕТ  
16. Располагает ли верификатор информацией, доступной только виновному? НЕТ   ДА (можно попытаться использовать тест на знания виновного, если подозреваемого можно допрашивать)
17. Присутствуют ли при обмане люди, знающие об обмане или подозревающие обман? НЕТ   ДА (могут усилиться восторг надувательства, боязнь разоблачения или угрызения совести)
18. Имеют ли лжец и верификатор одинаковое языковое, национальное или культурное происхождение? НЕТ (больше ошибок в интерпретации признаков обмана)   ДА (меньше ошибок в интерпретации признаков обмана)
II. Вопросы, касающиеся лжеца
19. Опытен ли лжец? ДА (особенно если он опытен именно в таком роде лжи) НЕТ  
20. Изобретателен ли лжец, обладает ли он умом и богатой фантазией?   ДА НЕТ  
21. Хорошая ли у лжеца память?   ДА НЕТ  
22. Умеет ли лжец хорошо и убедительно говорить?   ДА НЕТ  
23. Пользуется ли лжец для усиления впечатления от речи «верными» мышцами лица? ДА (легче скрыть или исказить выражение лица) НЕТ  
24. Является ли лжец актером, умеющим пользоваться системой Станиславского? ДА НЕТ  
25. Верит ли сам лжец в то, что говорит правду? ДА НЕТ  
26. Является ли лжец прирожденным лжецом или психопатом? ДА НЕТ  
27. Уязвим ли лжец для страха, вины или восторга надувательства? НЕТ   ДА  
28. Стыдится ли лжец того, что он хочет скрыть? Шансы равны (хотя чувство стыда и препятствует признанию, признаки стыда могут выдать ложь)  
29. Может ли подозреваемый испытывать страх, вину, стыд или восторг надувательства даже в случае собственной невиновности и полной честности? ДА (интерпретация эмоциональных признаков невозможна) НЕТ (признаки этих эмоций являются признаками обмана)
III. Вопросы, касающиеся верификатора
30. Имеет ли верификатор репутацию человека, которого трудно обмануть? НЕТ (особенно если лжецу уже удавалось обмануть его) ДА (усиливается боязнь разоблачения; может также усилиться восторг надувательства)
31. Имеет ли верификатор репутацию очень недоверчивого человека? Шансы равны (такая репутация может ослабить угрызения совести, а также усилить боязнь разоблачения)  
32. Имеет ли верификатор репутацию справедливого человека? НЕТ (лжец менее склонен испытывать угрызения совести) ДА (угрызения совести усиливаются)  
33. Является ли верификатор человеком, стремящимся избегать проблем и всегда думать о людях хорошо? ДА (он, скорее всего, не заметит признаков обмана, и очень уязвим для ошибок)   НЕТ  
34. Имеет ли верификатор особые способности к интерпретации поведения? НЕТ   ДА  
35. Имеются ли у верификатора предубеждения против лжеца?   НЕТ ДА (несмотря на всю свою бдительность, верификатор особенно склонен к совершению ошибок)
36. Получит ли верификатор какую-либо выгоду, если не обнаружит ложь?   ДА (он будет сознательно или бессознательно игнорировать признаки обмана) НЕТ  
37. Способен ли верификатор перенести неопределенность в вопросе о том, обманывают его или нет? Шансы равны (возможны как ошибки веры лжи, так и ошибки неверия правде)    
38. Охвачен ли верификатор вспышкой ослепления   НЕТ   ДА (лжец будет уличен, но также обвинен во лжи будет и невиновный человек)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.