Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческое наследие: скифы и Россия 3 страница




 

Погрузка постамента статуи Савромата II

К сожалению, довольно позднее начало изысканий древностей на территории Крыма, помимо ряда объективных трудностей, столкнулось и с другии проблемами, в том числе с нашествием цивилизованных варваров – англичан. В неудачной войне России с англичанами и французами Керчь в 1855 году заняли неприятельские войска. Они совершенно разорили музей, «опустившись до обыкновенного мародерства». Иностранцы превратили музей в пороховой склад, а оставшиеся в нем коллекции, которые мы не успели вывезти, расхитили. После открытия Куль-обы древности Керчи были уже широко известны в Европе, поэтому все, что нашли там англичане (в том числе и в ходе раскопок 1855 г. в курганах близ Павловской батареи), было передано в Британский музей. К.Р. Бегичев так описал картину разгрома музея: «Дверь музея выломана и вместо нее вставлена другая, из простых досок, пол мраморный выломан, камины выломаны, стекла в люках выбиты, мебель и шкафы в нишах уничтожены». Расхищены многие хранившиеся в музее древние вещи. Иностранцы вывезли мраморных львов, стоявших у входа в музей, и надгробия из-под колоннады. Пол здания был выстлан на несколько вершков слоем битой античной посуды и стекла. Поразительно, англичанин Данкан Макферсон, генерал-инспектор, член Королевского географического общества и Археологического института Великобритании и Ирландии, автор работы о древних захоронениях Керчи (Antiquities of Kertch, London, 1857), тем не менее проводит через весь труд мысль о «русском вандализме» по отношению к археологическим памятникам, ни словом не упомянув о «славных подвигах» своих соотечественников на оккупированных землях.

Впрочем, с другой стороны, надо бы поблагодарить англичан, французов, немцев за то, что дали возможность любоваться творениями многих выдающихся мастеров античности (при посещении Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). В комплектовании коллекции музея в Москве приняли участие ряд деятелей искусств и известные ученые России. «С Поленовым и Васнецовым была у нас речь: как впоследствии было бы хорошо украсить залы музея декоративными фризами, изображающими главнейшие местности и руины древнего мира», – писал в 1899 году И.В. Цветаев. В начале 1890-х годов музейная экспозиция ограничивалась только древним Востоком и греко-римским периодом, но затем рамки музея и его экспозиций значительно расширились. Цветаев не раз выезжал в различные страны Европы для подробного ознакомления с музейными коллекциями, городскими архитектурными памятниками, скульптурой соборов и монастырей. Он заказал и получил слепки с экспонатов, найденных в древней Трое, в Гиссарлыкском кургане; были выполнены копии бронзовых находок из Геркуланума и Помпей. Отливы изготавливались преимущественно в музеях, имевших оригиналы работ.

 

Ф.И. Гросс. Вид склепа кургана на Юз-обе

К примеру, из Британского музея поступили к нам слепки громадных рельефов из дворцов ассирийских царей, оттуда пришли слепки дивных скульптур Парфенона, которые некогда вывез в Англию из Греции лорд Эльджин. Помещенные в особом греческом зале, они должны были дать зрителям хотя бы малое представление о творчестве великого Фидия. Из Лувра поступили отливы двух крылатых быков-шеду и знаменитой Персепольской капители. Прекрасная копия богини Ники, Ники Самофракийской, имеет тот же источник – Лувр, что и статуи Афродиты и Венеры Милосской. Громадный угол Парфенона также отлит в школе Лувра. В Берлине снимали формы и делали отливы с рельефов Пергамского алтаря, а в Дрездене отлили слепок с портала Фрейбургского собора («Золотые ворота»).

 

Греческий дворик в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве

Греки и в последующие века расселялись по близлежащим к Крыму землям. При Екатерине II греков щедро награждали землею, чтобы заселить и освоить район, скажем, Мариуполя. В веке двадцатом мы видим изменившуюся ситуацию. Вот что говорилось в 1925 году в докладной записке С. Яли, члена ЦК нацменьшинств при ВЦИКе: «Хотя все греческое население называет себя греками, на самом деле, (их) происхождение неодинаковое …половина (народа) приблизительно происходит от настоящих греков (эллинов) и говорит на языке близком к греческому. Другая часть происходит от готов и алан, пришедших в Крым из Западной Европы во II или III веке, которые сначала находились под зависимостью крымских греков, а позднее – татар. Они утратили свою национальность и стали называться греками, хотя и приняли язык татарский. Они говорят теперь на турецко-татарском жаргоне. В данное время в Мариупольском и частью Сталинском округах имеется около 23 основных греческих сел, с новыми селениями – более 30. Всего населения можно считать около 100 тысяч в двух округах… Своей культуры (литературы, письменности вообще) мариупольские греки не имеют, обучение в школах велось и ведется на русском языке. Греки привыкли смотреть на свой язык как на язык некультурный, а язык русский, поскольку приходится иметь дело с ними в сношениях с русскими, считается передовым. И грек, знающий хорошо русский язык, слывет среди греков «образованным» человеком. Это, понятно, относится прежде всего к зажиточной части греческого населения, которая обычно владеет русским языком более свободно, чем беднота и особенно женщины. Русский язык употребляется главным образом в общественных и государственных учреждениях, в обыденной же жизни, в быту греки говорят на своем родном языке, за исключением греческой интеллигенции и близкого к ней небольшого слоя зажиточной части греков. Греческие школы были в конце XVIII века и в начале XIX века закрыты. Перед революцией (была) одна греческая школа. Сейчас и ее нет. Греки сохранили свой быт и обычаи. Имеют свои народные песни…» Автор докладной записки отмечает, что «культурных сил» среди греков предостаточно: из школ России вышло много греков с высшим образованием – врачи, юристы, учителя.

Вклад древнего мира в мировую культуру, литературу, историю, философию, юриспруденцию, архитектуру, скульптуру, педагогику, в экономическую жизнь общества исключительно велик. Поверженные в битвах греки и римляне сумели распространить их культуру даже на стан победителей. Знание в итоге оказывалось всегда сильнее армий. Исчезнут иные греческие полисы, рухнет Римская империя, но античная культура будет сохраняться, расширять зону влияния. Знаменательны и слова философа Исократа: «Благодаря эллинской культуре имя «эллин» означает не происхождение, а духовный склад; эллинами теперь называют уже не людей, связанных кровным родством, а приобщившихся к нашему просвещению». Поэтому мы вправе сказать: все европейские народы безусловно состоят как бы в кровном родстве с античностью, донесенной до нас «народишком в тунике». Как скажет Пушкин, он «Тибуллом окрещен». Всех нас когда-то окрестила античность.

Надо все же как-то завершить эту бесконечную тему, что подобно Везувию вновь и вновь выплескивает новые факты, события и имена. Так что же такое античность? Каково ее место в истории цивилизации? Каковы преподанные уроки? Сохраняют ли они сегодня их значение? Античность – чертеж, образец, набросок к построению будущего мира самой совершенной культуры. Она – вечный источник познания и восхищения. Мы близки грекам нашими талантами, искусством, одаренностью, но и пороками. Возможно, неким финальным аккордом к теме греческого наследия в России мог бы послужить рассказ о чрезвычайно интересных и многообразных сторонах византийского влияния на Русь. Недаром же иные говорят, что «религия и цивилизация России – византийского происхождения». И верно: великое прошлое античной Греции ожило в северной державе в блеске невиданном и уникальном. О трансплантации византийской культуры на нашу почву писано немало, но тема эта особая, и подавать ее лучше в связи с историей Руси, как гарнир к обильному столу.

 

Знаток античности – Ф.Ф. Зелинский

Мы стремились, чтобы эти веселые, героические, сказочные персонажи греческой истории вошли в ваш дом, как верные и хорошо знакомые друзья. Ф.Ф. Зелинский, говоря о греческой сказке, отмечал: «Древнегреческие сказки, к сожалению, не сохранились – по крайней мере, в рукописной традиции. Но, переходя в форме устных рассказов из поколения в поколение, они были вынесены на поверхность нынешней современности в виде живущих и теперь…» Вот и мы старались, чтобы вы увидели в прошлом черты настоящего, стали мудрее и даже могли строить это настоящее, обогащенные опытом прошлого. Право, история умственной культуры человечества усеяна не только «трупами умерших верований», но и полезными злаками, зернами великих надежд и свершений, которые могут прорасти и в вас.

Античность стала, таким образом, важным звеном истории, началом нового цикла цивилизации (находящейся ныне примерно в середине фазы на пути к земному «полнолунию»). Известно, что Гераклит высказал суждение, согласно которому все течет, все изменяется в этом мире на протяжении 10 800 лет. Затем события, хотя и в несколько иных проявлениях, повторяются как бы сначала. Об этом же упоминал Фридрих Энгельс, считавший, что продолжительность существования цивилизации составляет около 10 тысяч лет. Другие авторитеты говорят уже о «вселенских сутках» длиною в 17 веков и «неделях» – около 12 тысяч лет. Как бы там ни было, но именно античности мы обязаны той точке отсчета истории человечества, которая стала если и не верным компасом для современников, то уж наверняка рабочим планом и ориентиром. Сегодня мы могли бы с полным правом повторить слова римского писателя и ученого Плиния Старшего: «Как много дел считалось невозможными, пока они не были осуществлены». Так может, и вашему поколению предстоит дать жизнь прекрасному цветку новой Русской Культуры?!

 

Титульный лист рукописи «Древности Боспора Киммерийского»

Если бы однажды на небесах собрался совет богов и стал решать, где и когда люди смогли проявить больший дар таланта и творчества, очевидно, они бы отдали пальму первенства гениям античной эпохи. Известный психолог и антрополог Ф. Гальтон (1822—1911), один из основателей евгеники, считал, что периодом, выдвинувшим наибольшее число творчески одаренных и наиболее выдающихся личностей в литературе и философии, было время от 500-х годов до н.э. и до начала нашей эры. Гениальная одаренность среди афинян между 530 и 430 годами до н.э. тогда была якобы в два раза выше, чем у современных ему англичан. Греки при этом немало сделали и для последующего расцвета эпохи Возрождения, ибо Италия являла собой «точную историческую параллель греческому расцвету».

Грекам были присущи некоторые роковые, непростительные ошибки, которые в конце концов и погубили их цивилизацию. И все же согласимся в данном случае с И. Гердером, который писал: «Несмотря на все ошибки, вечно будут славны имена Ликурга и Солона, Мильтиада и Фемистокла, Аристида, Кимона, Фокиона, Эпаминонда, Пелопида, Агесилая, Клеомена, Диона, Тимолеона, тогда как имена столь же великих людей – Алкивиада, Конона, Павсания, Лисандра – всегда будут произносить с упреком и порицанием, как имена людей, подрывавших дух общности и предававших свое отечество. И даже скромная доблесть Сократа вряд ли расцвела бы так в трудах некоторых из его учеников, не будь Афин, – погому что Сократ был просто гражданином Афин, и вся его мудрость была мудростью афинянина, ее сеял он в своих домашних беседах. Итак, что касается гражданского просвещения (греков), то одному-единственному городу – Афинам – мы обязаны самым лучшим и прекрасным во все времена». Если и говорить о закате греческой цивилизации, то закат сей, во-первых, продлился почти тысячу лет (от завоевания Греции Александром Македонским до падения Римской империи), во-вторых, древняя Греция даст жизнь византийско-русской культуре, вобравшей таланты и пороки греков-римлян, в-третьих, закат Греции великолепен, как закат солнца. Затем уже наступят «сумерки» Эллады, о которых расскажем в иной книге.

 

И. Глазунов. Слава предкам

Быть может, сами того не сознавая, мы примериваем на себя одежды героев, воинов, мудрецов, комедиантов и глупцов античности. Сопричастность к прошлому ощутил Л.П. Карсавин. В «Философии истории» он писал: «Познание прошлого ставит перед историком совершенно своеобразные задачи. Прошлое познается в настоящем, из настоящего, через настоящее. Оно самолично присутствует в настоящем, однако не во всецелости своей, а, подобно вспоминаемому, убледненно. Прошлое – действительность, вспоминаемая настоящим. И это больше, чем простое сравнение. Вспоминаемое мною не копия действительно бывшего, не реконструкция его мною, но само это бывшее, которое во мне еще существует как ослабленное, умаленное, умирающее. Оно – сам я прошлый во мне настоящем». Увы, порой сегодня это «прошлое в настоящем», эта, с позволения сказать, «убледненность» воплощаются в жалкой и отвратительной форме. И мы вместе с автором эпиграммы «Золотая посредственность», П. Вяземским, говорим:

 

Мудрец Гораций воспевал

Свою посредственность златую:

Он в ней и мудрость полагал

И к счастию стезю прямую.

С тех пор наш изменился свет,

И как сознаться в том ни больно:

Златой посредственности нет,

Людей посредственных довольно.

 

А может быть, мы уже стали походить на скифского царя Скила? Известно, что сей царь, властвуя над народом, втайне презирал его и не любил его образа жизни. Еще в детстве его мать-истриянка научила его говорить и писать по-эллински. В силу полученного им воспитания царь был более склонен к эллинским обычаям. Войдя в город борисфенитов (милетян), он оставлял свиту, один входил в город, снимал с себя скифское платье и облачался в эллинскую одежду. В этом наряде царь ходил по городу, заходил на рынок, прогуливался по нему без телохранителей или других спутников. Он даже совершал жертвоприношения по обычаям эллинов. Там он жил и отдыхал в течение месяца или даже больше, а затем возвращался вновь к своим соотечественникам. Посещения эти становились частыми. Он построил себе дом за границей (в Борисфене), «большой роскошный дворец», как пишет Геродот, и поселил там жену, местную уроженку. Однажды на этот вот дворец «бог обрушил свой перун, и он весь погиб в пламени». Тем не менее Скил упорствовал в своем неприятии родной отечественной культуры и часто совершал обряд посвящения чужому богу (Вакху). Скифы же осуждали эллинов за вакхические исступления. По их словам, нельзя поклоняться божеству, которое делает народ безумным. Обряды царя стали известны войску скифов. Воины убили «царя-чужеземца».

 

Геракл Фарнезский (античная статуя)

Греки, римляне видели смысл жизни в борьбе и поэзии, в подвиге и дерзании, мы же – в жажде денег, накоплении и покорности судьбе. Так кто же мы на самом деле – сыны Геракла и Афины или дети Эхидны и Гермеса? А может, иные – наследники проклятых богами Кадма и Гармония? Те покинули родные места, приняли облик двух страшных драконов, а затем разрушили во главе чужеземных сил свою собственную страну?!

У греков мы черпаем саму мудрость. Известно, термин «София» (премудрость) встречается у Гомера в «Илиаде» (в 15-й песне), как мудрость, проистекающая от Афины Паллады. Божественной Мудростью называет Софию и греческий философ Платон (диалог «Федр»). Греки дали уникальную возможность наслаждаться ее сиянием, обрести частицу ее глубины и божественного откровения. Сегодня образ Софии потускнел, редко посещая политическую и финансовую элиту. Иными из них движет алчность и безумие, не то божественное безумие, под влиянием которого, как писал Аристотель, индивидумы делаются поэтами, пророками, мудрецами.

 

Скифский воин

Возможно, правы те ученые, которые указывали на близость многих фактов и явлений греческой истории, мифов, обычаев, нравов, наконец, богов греков к богам древних славян. Отечественный мифолог Г. Снегирев в XIX веке указал на близость образа нашего Ярилы и греческого Эроса (Эрота), которого греки полагали одним из древнейших, а может быть самым первым из богов. Он считался творцом мира. Гесиод относил его к числу четырех первоначал мира. Поэты же представляли его в виде сказочной птицы любви. Некоторые и вовсе полагают, что Эрос – это и был «воспринятый греками русский бог Яр». Как бы там ни было, сегодня любовь к России и Греции, к их культуре, вызывает чувство признательности нашим предкам за их деяния и идеи.

 

На земле КИММЕРИЙСКОЙ

Прощай, мой друг, волшебный

Коктебель…

Ты подарил мне радости земные:

Тут небеса бездонно-голубые,

Прозрачных бухт невинная купель.

Тут ночь бесшумно открывает дверь

В рай наслаждений, ветрениц и неги.

Любовь вас посещает в кои веки,

И страсть готовит пышную постель…

Тут все возможно, словно

в мире грез:

Вдруг чахлый вереск стал букетом роз,

Старик – юнцом, философ стал

пиитом,

Скупец – транжирой, аскет —

сибаритом.

В. Миронов

 

Индийская мудрость гласит: «Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесет это тебе счастье или несчастье. Кто исполняет долг спокойно, не радуясь и не печалясь, стойко встречая любые последствия, тот поистине велик душою». Надеюсь, мы так и сделали, стараясь выполнить долг перед златым веком античности и Россией: скупо, косноязычно поведали о прекрасной эллинско-восточной цивилизации, что по сей день согревает теплом и светом наши хладные, рационалистические умы и души. Быть может, в итоге вы возлюбите Античность?!

 

А. Поллайоло. Битва обнаженных. 1470 г.

 

Литература

 

Абрахам К. Сновидение и миф / Между Эдипом и Осирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. М. – Львов, 1998. С. 98.

Абрашкин А. А. Тайны Троянской войны и Средиземноморская Русь. М., 2002.

Абрашкин А. А. Русь Средиземноморская и загадки Библии. М., 2003.

Абу Рейхан Бируни. Индия. М., 1995. С. 127—128.

Аверинцев С. С. К пониманию мировоззренческого стиля Плутарха / Древние цивилизации. Древний Рим. Сост. А. И. Павловская и др. М., 1997. С. 62—73.

Аккерман Д. Любовь в истории; Ларю Дж. Секс в Библии. М., 1995. С. 25, 27.

Александрийская поэзия / Сост. и предисловие М. Грабарь-Пассек. М., 1972.

Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., 2002.

Андрееев Ю. В. Спартанская гинекократия / Женщина в античном мире. М., 1995.

Античная демократия в свидетельствах современников / Сост. Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко. М., 1996.

Античная драма / Под ред. С. Апта. М., 1970. С. 94—96.

Античная лирика / Сост. и прим. С. Апта и Ю. Шульца. М., 1968.

Античная литература. Греция. Антология. Ч. II. М., 1989.

Античность Европы. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1992.

Античность и Византия / Отв. редактор Л. А. Фрейберг. М., 1975. С.10—11.

Античные поэты об искусстве. СПб., 1996. С. 85, 146, 148, 149.

Античные риторики / Собрание текстов, статьи, комментарии А. А. Тахо-Годи. М., 1978.

Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции / Под ред.

В. И. Кузищина. СПб., 2000.

Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М., 1984.

Антонян Ю. М. Миф и вечность. М., 2001. С. 138.

Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С. 49, 122—123.

Аппиан Александрийский. Римская история. М., 2002. С. 10.

Апухтин А. Н. Стихотворения. Л., 1961.

Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1, 2, 3, 4. М., 1984.

Аристофан. Лягушки. М., 1954. С. 305.

Армстронг Х.А. Истоки христианского богословия. СПб., 2003. С. 15—16.

Арский Ф. Перикл. М., 1971.

Асмус В. Ф. Демокрит. М., 1960. С. 68.

Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 1984. С. 5.

Афиней. Пир мудрецов. М., 2003.

Байрон Дж. Г. Паломничество Чайлд-Гарольда. Дон Жуан. М., 1972. С. 88.

Басни Эзопа / Статья и комментарии М. Л. Гаспарова. М., 1968.

Басов Р. А. История древнегреческой философии. М., 2001. С. 169, 173.

Баумгартен Ф., Поланд Ф., Вагнер Р. Эллинская культура. Минск—Москва, 2000.

Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993. С. 36.

Белох. История Греции. Т. 2. М., 1989. С. 422—423.

Беляев Ю. Зверобоги древности. Мифологическая энциклопедия. М., 1998.

Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997.

Бержье Ж. Промышленный шпионаж. М., 1971. С. 33.

Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 96.

Блаватская Т. В. Черты истории государственности Эллады. СПб., 2003.

Блаватская Т. Из истории греческой интеллигенции. М., 1985. С. 55.

Блаватский В. Д. «Рабский вопрос» в идеологии эллинизма / Античное общество. М., 1967. С.15.

Блеген К. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака. М., 2002. С. 15—16.

Блох И. История проституции. М., 1994.

Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. C. 28, 29, 30, 325.

Бонгард-Левин Г. М. Палладий о брахманах и диспуте Александра / Культурное наследие Востока. Л., 1985. С. 66—71.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

Бузескул В. П. Введение в историю Греции. СПб., 2005.

Быт и история в античности / Под ред. Г. С. Кнабе. М., 1988. С. 42, 44.

Вайнер М. Троя раскрывает свои тайны // GEO, N№ 6, июнь, 2004.

Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941.

Ванденберг Ф. Золото Шлимана. Смоленск, 1996.

Васильев Л. С. История Востока. Т. 1. М., 1993. С.145—146.

Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985. С. 72.

Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или Мудрость любви. М., 1999.

Вебер М. Аграрная история Древнего мира. М., 2001. С. 274.

Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону. 1998. С. 493, 494.

Вейс Г. История цивилизации. Классическая древность до IV в. н.э. Т. I. М., 1998.

Великие мыслители Запада / Под ред. Я. Мак-Грила. М., 1998. С. 68—69.

Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. С. 201.

Вернан Ж. – П. Происхождение греческой мысли. М., 1962. С. 70—71.

Вийон Ф. Лирика. М., 1981. С. 69.

Вильдебанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993. С. 22.

Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 382, 384—385, 388.

Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Виппер Р. Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.

Владиславлев М. И. «Философия Плотина». В. Плотин. Сочинения. СПб., 1995.

Войцеховский А. И. Загадки древних святынь. М., 2005. С. 255.

Войцеховский А. И. Тайны Атлантиды. М., 2000. С. 171—173.

Волков А., Катин Я. Воскрешение Трои // Всемирный следопыт, N№ 6, июнь, 2002.

Волошин М. Лики творчества. М., 1998. С. 314.

Вопросы классической филологии. Выпуск XIII. Argumenta classica. М., 2003.

Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999. С. 127.

Вселенная и человечество / Под ред. Г. Крэмера. Т. 1. СПб., 1907. С. 33, 339—402.

Вспоминая В. Ф. Асмуса. М., 2001. С. 153.

Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 51.

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1966. С. 221.

Гамильтон Э. Мифы и легенды. Боги и герои Древней Греции и Рима. М., 2003.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2. М., 1932. С. 23, 29, 33.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 123.

Гегель Г. В. Ф. Философия религии в 2 т. Т. 2. М., 1977. С. 150.

Гелиодор. Эфиопика. М., 1965. С. 126—127.

Гераклит Эфесский. Фрагменты «О природе». М., 1910. С. 28.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 370—371.

Геродот. История в 9 кн. Л., 1972.

Герцен А. И. Сочинения в 9 т. Т. 2. М., 1955, С. 174.

Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995, С. 78—88.

Гигин. Мифы. СПб., 2000. С. 258—265.

Гиляров А. Н. Платонизм как основание современного миросозерцания / Платон: pro et contra. Антология. СПб., 2001. С. 331—332, 354.

Гиппократ. Избранные книги / Под ред. В. П. Карпова. М., 1936.

Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2002.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. С. – П., 1897.

Глебовский В. А. Древние педагогические писатели. СПб., 1903, С. 5.

Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967.

Гомперц Т. Греческие мыслители. Т. 1, 2. СПб., 1999.

Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. С. 198, 200.

Гончарова Т. В. Эпикур. М., 1988.

Гончарова Т. В. Еврипид. М., 1986.

Грабарь-Пассек М. Античные сюжеты, формы в литературе. М., 1966.

Грант М. Двенадцать цезарей. М., 1999. С. 165.

Грант М. Классическая Греция. М., 1998.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Кн. 1. М., 1999. С. 172.

Греки на украинских землях. Документы и материалы. Киев, 2000.

Греция – Культурное наследство. Древние театры. Афины, 1996. С. 12.

Грин П. Александр Македонский. Царь четырех сторон света. М., 2003.

Грифцов Б. Искусство Греции. М. – Л., 1923. С. 88—89.

Губарева М. В., Низовских А. Ю. Сто великих храмов мира. М., 2001. С. 33—37.

Гудзь-Марков А. В. Домонгольская Русь в летописных сводах V—XIII вв. М., 2005.

Гумилев Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 323—324.

Гумилев Н. С. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М., 1991. С. 110—111.

Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988.

Дарет Фригийский. История о разрушении Трои. СПб., 1997. С. 7—11, 186—189.

Демосфен. Речи. Т. 3. М., 1996. С. 337, 400.

Диль Ш. По Греции. Археологические прогулки. М., 1913.

Дильс Г. Античная техника. Под ред. С. И. Ковалева. М. – Л., 1934.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Дитмар А. Б. География в античное время. М., 1980. С. 76.

Древние германцы. Сборник документов. М., 1937, C. 28, 115.

Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Древний мир глазами современников и историков. М., 1994. С. 17—24.

Древняя история К. Ф. Беккера, вновь обработанная В. Мюллером. СПб., 1890.

Древние цивилизации. Под общей ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Дройзен И. Г. История эллинизма. Т. 1. М., 2003.

Дубровский И. Александр – сын Зевса // Вокруг света, апрель 2005. С.142—143.

Дэвис Дж. К. Демократия и классическая Греция. М., 2004. С. 208—211.

Дюпюи Р. Э., Дюпюи Т. Н. Всемирная история войн. Кн. 1. СПб. – М. 1997. С. 104.

Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.

Евагрий Схоластик. Церковная история. Кн. 3—4. СПб., 2001. С. 120—121.

Еврипид. Трагедии. Т. 1, 2. М., 1969.

Европейский альманах. М., 1991. С.19.

Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII—XIX веков. М., 2001. С. 217, 251, 253.

Ефремов И. А. Таис Афинская. М., 1976.

Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. С. 97—98.

Женщина в античном мире. Сборник статей. М., 1995. С. 242—243.

Живаго А. В. – врач, коллекционер, египтолог. М., 1998. С. 122.

Жигунин В. Д. Очерки античной естественной истории. / Сборник научных трудов, посвященный памяти профессора В. Д. Жигунина. Казань, 2002. С. 81—82.

Жизнь замечательных людей. Демосфен и Цицерон. Челябинск, 1996. С. 14—15.

Жмудь Л. Я. Зарождение истории науки в античности. СПб., 2002.

Жуана Жак. Гиппократ. Ростов-на-Дону, 1997. С. 84—90.

Журавлев В. К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. М., 1982.

Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.