Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические теории памяти




Теории памяти.

Память.

Представление.

 

Представление - образы предметов и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

 

Образы представления делят на два класса:

* представления на основе восприятия - это припоминание ранее воспринимаемых образов (например, яблоко);

* представления на основе продуктивного воображения - это припоминание ранее воображаемых образов (например, однажды созданного при помощи воображения образа Змея Горыныча).

 

Образы представления играют важнейшую роль в механизмах памяти, а также -в качестве обратной связи - в процессах восприятия: именно представления лежат в основе апперцепции.

Также как ощущения и восприятия, представления делятся на зрительные, обонятельные, осязательные, вкусовые и слуховые. Особую роль в деятельности человека играют двигательные представления. У разных людей интенсивность и отчетливость представлений различного вида выражена по-разному: одни более способны припомнить зрительный образ, другие - слуховой, а третьи - ощущения тела. Очень редко встречаются люди с хорошей памятью на запахи и вкус - как правило, это дегустаторы духов, блюд, вин и т.д.

 

 

Память - собирательное название процессов запоминания (записывания информации), хранения (архивации), воспроизведения, узнавания и забывания. Иными словами, память - способ организации прошлого опыта субъекта, лежащий в основе возможности его дальнейшего использования. Целостность личности человека, возможность обучения, целенаправленной деятельности, общения связаны с памятью.

 

 

В психологии нет единого подхода к пониманию механизмов памяти.

Можно выделить собственно психологические теории памяти, физиологические теории памяти и биохимические теории памяти.

 

 

Ассоциативное направление.

 

Представители этого направления считают, что в основе механизмов памяти лежат ассоциации - связи, возникающие между двумя (или несколькими) одновременными или непосредственно друг за другом следующими впечатлениями, при которых актуализация одного из них влечет появление другого (или других). Т.е. запоминая событие, мы записываем в структурах памяти зрительный образ, звучание, запахи, свои эмоциональные реакции на воспринимаемое, двигательную реакцию, понятия, сопровождающие восприятие. Позже, при актуализации хотя бы одной из частей этой структуры мы по ассоциации вспоминаем многие другие детали события.

Сторонники этих теорий выделяют три группы ассоциаций:

* по пространственно-временной смежности (пошли в театр и встретили там приятеля);

* по сходству (стол-стул);

* по контрасту (мальчик - девочка).

 

Принцип ассоциации прочно вошел в психологию, но различные психологические школы по-разному объясняются механизмы возникновения ассоциаций.

 

Гештальт-психология.

 

Гештальтисты в центр своей теории памяти ставят понятие гештальта (с немецкого - образ) - целостной структуры, не сводимой к сумме частей, которая по присущим ей законам (законам гештальта) упорядочивает многообразие запоминаемых деталей явления. Припоминание в таком случае вызывает с необходимостью весь гештальт целиком во всем многообразии его деталей.

 

Психология деятельности.

 

Представители этого направления (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) считают деятельность личности фактором, детерминирующим всю ее психическую жизнь. Согласно этой концепции эффективность запоминания зависит от того, какое место запоминаемое событие занимает в деятельности субъекта, т.е. зависит не от самого события, а от того, что с ним делает субъект.

Рефлексология.

 

Представители этой теории (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.) считают основой памяти условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным материалом. Стойкость условно рефлекторных связей зависит от целей деятельности и связанных с ними стимулов.

 

Физическая теория памяти.

 

Эта теория строится на утверждении, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя определенный след, который становится еще более значительным при повторном следовании импульса по этому же пути.

 

Биохимические теории памяти.

 

С точки зрения этой теории процесс запоминания делится на две фазы. На первой фазе в нервных клетках происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая в них обратимые изменения. Считается, что эта ступень лежит в основе кратковременной памяти.

Вторая фаза возникает непосредственно после первой. Во время второй фазы в клетках происходят необратимые изменения, служащие основой долговременной памяти.

 

Химическая теория.

 

По мнению сторонников этой теории любой стимул вызывает перегруппировку белковых молекул нейронов - ДНК и РНК, увеличивая в них содержание РНК, которая, как известно, служит основой онтогенетической памяти. При повторном стимуле РНК резонирует на знакомый сигнал и это служит основой памяти.

 

Видимо, наиболее правильным при таком многообразии объяснений механизмов памяти будет эклектический подход, объединяющий наиболее подтвержденные в экспериментах данные о работе мозга и психических процессах, составляющих основу памяти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.