Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическая деятельность человека




ПРИНЦИП СТРУКТУРНОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ

 

Многим авторам, которые пишут на тему скрытых возможностей человека, не дает покоя количество нейронов в мозге, которые, по их мнению, не используются. Обычно следует вывод, что если бы работали все нейроны, то человек обладал бы невероятными возможностями, которые сегодня просто трудно представить. Увы, это не так. В мозге нет лишних нейронов, там просто реализован принцип структурной избыточности. Этот принцип обеспечивает высочайшую надежность нашего организма. Обеспечивает выживание и сохранение функций при сильных травмах мозга (см. Роздел «Травмы мозга»). Так, нейронов глазного нерва, управляющими движением глаза 25 тысяч, а работает только 4 тысячи. Этот же принцип реализован и в других системах организма, например, 13 гормонов вызывают сокращение легочной артерии, 7 - ее расслабление. В дыхании принимает участие только 25% альвеол. Когда же возникает нагрузка, то вовлекаются все элементы, т.е. увеличение нагрузки компенсируется не ростом напряжения действующих элементов, а вовлечением дополнительных элементов. При этом работающие элементы действуют без перегрузок. При отработки определенного времени, элементы отключаются для отдыха. При постоянной высокой нагрузке синтезируются новые белки, из которых строятся новые дополнительные элементы. Но их строится опять же больше, чем нужно для компенсации существующей нагрузки. В этом и заключается принцип тренировки. Так опыты на крысах показали, что высокая скученность животных в одной клетке создает некий избыток информации и у таких животных увеличивается толщина серого слоя мозга. Эксперимент был поставлен с целью объяснения влияния урбанизации на увеличение толщины серого слоя в мозге человека, но он как нельзя лучше вписывается в принцип тренировки органа.

Однако следует заметить, что скрытые возможности у человека есть, но они не используются большинством людей только потому, что мы не тренируем их. Я уверен, что подовляюшее большинство читателей смогли бы научиться играть на любом музыкальном инструменте, и многие могли бы стать просто вертуозами, но в свое время никто их этому не учил, вот и не получились из них музыканты. Так и наши скрытые возможности: мы не учим детей, мы не знаем о них сами почти ничего, а реализовать эти возможности нам вполне по-силам даже имеющимися, действующими у нас нейронами.

 

 

Психическая деятельность человека - восприятие, мышление, творчество, умение, навыки, способности - сложнейшая деятельность, осуществляемая под контролем мозга. Многие проявления психической деятельности человека такие, как ясновидение, телепатия, телекинез и пр. относят к разделу парапсихологии. Но нет сомнения в том, что и эти явления связаны с функционированием мозга человека, а не с проявлением сверхьестественных сил.

В Европе появилась новая артистка эстрады - Тея Альба, которая путем упорных тренировок научилась по-новому владеть руками. Она беретв кажую руку по два карандаша и один в рот и пишет сразу пять различных фраз. Она может писать правой рукой справа налево, в то же время левой рукой слева направо, причем каждая фраза составляется на другом языке. Тея Альба играет на рояле каждой рукой другую мелодию. Может писать одновременно два письма: одной рукой по французски, а другой по итспански, а вслух диктует английское письмо. В основе ее способностей лежит, в первую очередь, тренировка мозга и некоторые нарушения функции мозолистого тела.

Алексей Саутин, курсант из Орловского военного училища связи, мгновенно считает количество букв в услышанном слове. Иногда это может быть несколько слов. С этой его способностью познакомило зрителей Российское телевидение.

Совсем недавно было установлено, что в мозге есть специальные структуры, которые отвечают за телепатические способности человека. Манасян О.З. с соавторами показал, что у некоторых больных с поражением базально-височных отделов коры больших полушарий, помимо прочих симптомов, появляется способность к телепатии.

Представление о том, что мозг - орган сознания, возникло еще в те времена, когда не было никаких научных данных о строении мозга.

Большая часть психической деятельности связана с вниманием. Без внимания невозможно осуществить какую-либо целенаправленную деятельность.

Внимание, как функция нервной системы, появилось на ранних стадиях развития мозга, а вот само понятие "внимание" введено в основном для изучения человека и некоторых млекопитающих. Вспомните, к примеру, как обычная домашняя кошка следит за чем-нибудь. В это время ее трудно отвлечь. Все подчинено одной цели: выбрать момент для броска.

Часто людям не хватает способности концентрировать свое внимание на одном предмете или одной задаче. В результате не выполнено задуманное действие. Но бывает и так, что вам удается сконцентрировать внимание на каком-нибудь вопросе, например, на объяснении лектора или учителя, и вдруг вы ловите себя на том, что думаете о чем-то другом, постороннем. Это значит, что вам не хватает тренированности внимания, вы быстро устаете и отвлекаетесь. Улучшить внимание можно с помощью тренировки и одновременным улучшением питания нейронов (см. Приложение).

Аппарат внимания начинается в сети нервных клеток, прилежащих к желудочкам мозга, в скоплениях серого вещества. Эта сеть нервных клеток существовала задолго до того, как сформировалась кора. Сигналы, посылаемые этой сетью нейронов ("сетчатой формации"), присоединяются к сигналам, идущим от органов чувств и заставляют кору мобилизоваться и подготовиться к деятельности. От органов чувств сигналы идут в соответствующие центры. В отличие от них, сигналы сетчатой формации неспецифические. Мозг, получая эти сигналы, мобилизуется сам и мобилизует весь организм, подготавливая его к действию. Например, реакция человека на неожиданный звук: обычно человек вздрагивает, а более глубокий механизм таков: cлуховой нерв проводит импульс к мозгу. К нему добавляется импульс от сетчатой формации. Этот импульс попадает не только в слуховой центр, но и в некоторые другие участки коры. При этом давление крови чуть повышается, указывая на сжатие сосудов, электрическое сопротивление кожи становится больше, дыхание прерывается. Меняется электрическая активность мозга. Мозг настораживается. Если звук повторяется и ничего не происходит, то все возвращается к норме. В некоторых случаях, когда один и тот же звук повторяется часто, а вслед за ним не наступает никакого действия, то на этот звук не только перестает возникать описанная ответная реакция, а мозг перестает замечать этот звук. Это хорошо знают те люди, у которых в квартире есть часы с боем. На них реагируют только несколько первых дней, а затем просто перестают их слышать. Но так происходит при постоянно поступающем, ничего не значащем сигнале. Например, шум крови в крупных сосудах должен был бы быть слышим ухом, но мы не можем его услышать, потому что в течение жизни этот сигнал постоянно "вырезается" анализатором. Может быть другая ситуация, когда в соответствующий центр не поступает информации от рецептора. В этом случае меняется строение коры.

Мозг, для поддержания всех своих функций, нуждается в постоянных тренировках. Учеными был поставлен интересный эксперимент. Новорожденным крысятам зашивали глаза, и нервные импульсы не поступали в зрительный центр. В результате нейроны зрительной части коры стали значительно меньше ("Цитология"). Но это справедливо и в отношении других центров в мозге.

Установлено, что если уменьшить поток сигналов от рецепторов к мозгу, то кора головного мозга современного урбанизированного человека испытывает признаки дезорганизации. Нарушается восприятие и меняется сама личность. Мозг начинает работать аномально. Меняется длинна волны, излучаемая мозгом, искажается мышление, появляются галлюцинации. Проводя долгие часы за рулем на междугородних автотрассах, когда в мозг попадает совершенно однообразная информация, у водителей могут появляться признаки галлюцинаций. Например, вдруг на лобовом стекле водитель видит гигантского красного паука. Пилоты переживают мистические видения, видят ангелов. В одиночных камерах у заключенных развивается параноя. И при полном пресечении поступления внешней информации происходит остановка работы мозга. ("Ошибка Ромео").

Интересно, что полная изоляция по-разному сказывалась на европейцах и жителях Тибета, которые жили и живут совершенно в иных условиях. У этих людей очень ограничен приток внешней информации. А.Давид-Неэль описала процедуру отшельничества у жителей Тибета. Она говорила, что полная изоляция в кромешной тьме, в замурованной камере, когда остается только сложный проход, через который подают воду и пищу, ведет к развитию новых психических способностей у этих людей. В большинстве случаев тибетцы, которые провели длительное время в качестве отшельников, становятся более уравновешенными, стремятся к замкнутому образу жизни и совсем не сходят с ума, как европейцы.

Вероятнее всего разница воздействия на мозг уменьшенного потока внешней информации зависит не только от выбранного воздействия, в данном случае одиночества, но и от степени готовности к изоляции от внешнего мира. В том случае, когда человек ожидает уменьшения потока информации, он компенсирует его стимуляцией внутренних образов, улавливанием неспецифических воздействий внешнего мира, у него нет страха, есть сознание, что в любой момент можно вернуться к людям и т.п. Насильственно загнанный в полную изоляцию человек не готов к ней психологически, боится ее, не знает, что ждать от такого заточения, впадает в уныние и естественно, а депрессия и страх ведут его к гибели.

И.П.Павлов открыл закон индукции, который гласит, что всякое возникающее в коре возбуждение вызывает торможение окружающих участков коры. С возбужденным в данный момент участком коры и связана наиболее яркая работа сознания. А.А.Ухтомский назвал такой участок "доминантой". Способность человека поддерживать длительное время в возбужденном состоянии определенный участок мозга и определяет его внимание. Внимание можно так же тренировать, как и мышцы. Для этого нужны постоянные целенаправленные тренировки. Методики тренировки внимания описаны в ряде книг, например, в книге В.Аткинсона "Сила мысли в деловой и повседневной жизни". В некоторых случаях артисты эстрады используют хорошо тренированное внимание и память и демонстрируют поистине чудеса на эстраде. К таким чудесам относятся не только демонстрация чудесной памяти, способнсоть к счету и т.п., но и выполнение определенных физических упражнений, например, жонглирование с завязанными глазами. Был даже номер, когда артист танцевал на проволоке под куполом цирка с завязанными глазами.

Немецкий фокусник Ханс Моретти с завязанными глазами смог выехать из дома на своей машине (задним ходом) вписался в поток автомобилей и проехал нескольков перекрестков с завязанными глазами. Все это возможно в том случае, если его движения доведены до автоматизма.

Реакция на звук перекрестков позволила не нарушить правила в этом месте, ну а поскольку его машина двигаплась со скоростью около 30 км/час, то водители в окружающих машинах сами могли избегать столкновений.

Настоящий феномен О.И. Скороходова. От рождения она слепо-глухо-немая. В этой ситуации у человека не развивается психика, но она преодалела барьер и даже стала кандидатом педагогических наук. В своей книге О.И.Скороходова пишет: "Однажды я была в красном уголке слепых на докладе. Когда докладчик закончил говорить, духовой оркестр заиграл "Интернационал". Понятно, мне подруга сказала, что играют "Интернационал", но я и сама на столько хорошо чувствовала вибрацию через пол и скамейку, что могла совершенно правильно делать движения рукой в такт музыке. Подруга подтвердила, что я ни разу не ошиблась".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.