Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние препятствий на развитие




Полагаю, если мы на время прервем разговор о некоторых глубоких формах чувствительности, которыми обладает дет­ский разум, то сможем получить более ясное представление о скрытых в ребенке тенденциях. И здесь мы переходим к не­коей форме психоанализа разума младенца. На рис. 8 с помо­щью условных обозначений показана картина развития языка у ребенка. Это поможет яснее объяснить наши идеи.

Черные треугольники обозначают имена существительные (названия предметов), черные кружки — глаголы, а остальные части речи отмечены условными обозначениями, приведенны­ми под рис. 8. Поскольку теперь мы знаем, что в определенном возрасте ребенок пользуется двумя—тремя сотнями слов; спо­соб, который я предлагаю, позволяет изобразить это графиче­ски, так чтобы можно было с одного взгляда понять, как разви­вается язык ребенка, будь то английский, тамильский, гуджарати, итальянский или испанский. Части речи везде обозначены одними и теми же символами.

На левом краю диаграммы показаны пятна неопределен­ной формы, обозначающие первые попытки ребенка загово­рить: восклицания, междометия и т. д. За ними следует стадия, на которой две буквы объединяются в слог; затем три звука, объединение которых приводит к образованию слова. Далее, двигаясь по направлению к правой стороне диаграммы, мы видим различные группы слов. Они состоят из определенных существительных, часто используемых ребенком. За ними сле­дуют фразы, каждая из которых состоит из двух слов, фразы с размытым смыслом, поскольку каждое слово в них обозна­чает сразу несколько слов1. Вскоре после этого происходит «взрыв», в результате которого в оборот вводится множество новых слов. Я привожу здесь реальные цифры, полученные психологами.

Как раз перед этим мы видим на диаграмме группу слов, главным образом существительных, а рядом с ними другие части речи, разбросанные в случайном порядке; но непосредст­венно после двух лет показана вторая стадия, в которой слова образуют упорядоченные группы. Это «взрыв» фраз. Таким об­разом, первый взрыв связан со словами, а второй с мыслями.

Но прежде чем эти взрывы смогут произойти, должна быть проведена соответствующая подготовка. Она может быть скрытой и тайной, но факт ее проведения не является догад­кой или гипотезой, поскольку мы можем судить по достигну­тому результату, какие усилия предпринимал ребенок для вы­ражения своих мыслей! Из-за того что взрослые не всегда могут понять, что пытается сказать маленький ребенок, имен­но в этот период с ним случаются приступы раздражения и гнева. Мы уже упоминали об этом. В этом возрасте досада является частью жизни ребенка. Любые его усилия, не увен­чавшиеся успехом, вызывают в нем гнев. Хорошо известно, что глухонемые часто бывают крайне сварливыми, и это мож­но объяснить их неспособностью себя выразить. Огромное внутреннее богатство ждет своего внешнего выражения, и нормальный ребенок находит способы сделать это, но лишь с огромным трудом.

Это сложный период для ребенка, поскольку все препят­ствия, стоящие на его пути, носят внешний характер или вы­званы ограниченностью его собственных сил. Второй раз в своей жизни ребенок находит адаптацию трудной. Первый был, когда сразу же после рождения он был вынужден функ­ционировать самостоятельно, ведь до этого его мать все делала за него. Мы наблюдали затем, что шок, испытываемый ребен­ком при рождении, и связанные с ним ментальные травмы и регрессии являются угрозой для него при отсутствии должной заботы и понимания. Мы видели также, что некоторые дети сильнее других, или их обстоятельства складываются более удачно, и как эти дети прямо идут к своей независимости, которая является основой для нормального развития. Этому можно найти параллели и в данной ситуации. Поиск языка — трудный путь к предоставляемой речью все большей незави­симости, на котором также таятся опасности регрессии.

Есть еще одна черта этого творческого периода, о которой должен помнить читатель: и впечатления, получаемые созна­нием ребенка, и вызываемые ими эмоциональные последствия запечатлеваются в сознании навсегда. Это оказывается полез­ным относительно разговорной речи и грамматики, но по­скольку дети в этот период сохраняют в памяти то, что узнали, до конца своей жизни, они сохраняют и неблагоприятные эффекты воздействия препятствий. Каждая стадия творческой жизни имеет эту двойственную природу. Борьба, страх, какая-то неудача могут иметь неисчислимые последствия, поскольку реакция на эти препятствия впитывается сознанием в той же мере, что и позитивные результаты прогресса. Это напоминает отпечаток на фотографической пластине, получающийся в ре­зультате рассеивания светового потока, которое проявляется в каждом последующем снимке. Таким образом, в этот период мы сталкиваемся не только с обычным становлением харак­тера, но и с возможным формированием определенных поро­ков развития или «девиаций» личности, которые окажутся важными на последующих стадиях роста.

В этот весьма созидательный период формируются ходьба и речь. Он не заканчивается после двух с половиной лет, но его интенсивность и продуктивность начинают снижаться. Но вместе с дальнейшим развитием способностей ребенка раз­виваются и недостатки и проблемы, возникшие в тот же пе­риод. Утверждение о том, что причину большинства умствен­ных расстройств взрослых можно обнаружить в их детстве, стало общим местом психоанализа.

Трудности, связанные с нормальным развитием, попадают на общую орбиту «вытеснения в подсознание» (термин, ис­пользуемый в общей психологии, и особенно в психоанализе). «Вытеснение в подсознание», о котором сегодня слышал каждый, коренится в младенчестве. Многочисленные примеры этого можно обнаружить в речи, хотя они во множестве встре­чаются и в других сферах человеческой деятельности. Когда начинается «взрыв слов», вся эта масса слов должна найти себе выход. То же самое должно случиться и с предложения­ми, когда на следующей стадии ребенок начнет облачать свои мысли в грамматическую форму. Сегодня образовательная теория придает большое значение свободе выражения, связы­вая это не только с сиюминутными потребностями речевого механизма, но и с последующей жизнью индивидуума. Быва­ют случаи, когда обычный взрыв не происходит в нужном возрасте. Например, ребенок трех — трех с половиной лет может использовать лишь несколько слов, что характерно для значительно более младшего возраста. Или же он может ка­заться совершенно немым — при наличии нормальных орга­нов речи. Такая немота называется «внутренней», поскольку ее причины коренятся в сознании, это психопатологическое состояние.

Другие типы психических расстройств, изучаемые психо­анализом, ставшим признанной областью современной меди­цины, также начинаются в это время. Немота может пройти неожиданно, как по волшебству. Неожиданно ребенок начина­ет говорить, хорошо и спокойно, и совершенно правильно грамматически. Совершенно очевидно, что внутри него все это было уже подготовлено, но какие-то препятствия мешали ему.

У нас в школе были дети трех—четырех лет, от которых раньше никто не слышал ни единого слова. Они даже не пользовались упрощенными и обобщенными словами, кото­рые дети произносят уже в два года..Но благодаря обретенной ими свободе и стимулам окружающей их обстановки они не­ожиданно демонстрировали, что могли разговаривать все это время. Как такое возможно? Вероятно, какая-то серьезная психологическая травма или некая постоянная преграда пре­пятствовали свободному выходу того языкового богатства, ко-__ торым они обладали.

Сколько взрослых испытывают трудности в разговоре! Они делают это с большим трудом, словно бы постоянно думая о том, что сказать. Эта неуверенность принимает разные формы:

• не хватает смелости говорить;

• не хватает смелости в формировании слов;

• трудности с построением предложений;

• речь медленнее обычной и пересыпана восклицаниями, та­кими как а, э, мм и т. д.

Эти внутренние проблемы теперь стали непреодолимыми. Они являются формой постоянного чувства неполноценности, и их приходится терпеть всю жизнь.

Другие препятствия психологического характера мешают четкой артикуляции — жертва заикается или имеет дефекты произношения. Эти дефекты восходят к периоду формирова­ния речевого механизма. Поэтому очевидно, что каждому пе­риоду обретений присущ свой вид регрессий.

Первый период. Приобретаются механизмы формирования слов.

Соответствующая регрессия: плохое произношение, за­икание.

Второй период. Приобретаются механизмы составления предложений (выражения мыслей).

Соответствующая регрессия: неуверенность в составлении предложений.

Эти формы регрессии связаны с сенситивностью ребенка. Поскольку ребенок обладает повышенной восприимчивостью для того, чтобы творить и умножать свои способности, а также в отношении чрезмерного противодействия, то результатом помех раскрытию творческих способностей является форми­рование дефектов на всю оставшуюся жизнь. Мы должны всегда помнить о том, что восприимчивость ребенка превос­ходит все наши представления.

Именно мы зачастую препятствуем ребенку и таким обра­зом становимся ответственными за пожизненную аномалию в нем. Наше обращение с ребенком должно быть как можно более мягким, лишенным насилия, поскольку часто мы не отдаем себе отчет в том, насколько мы жестоки и суровы. Мы Должны следить за собой самым внимательным образом. Под­линная подготовка к обучению заключается в изучении своей личности., Подготовка учителя, который призван помогать Жизни, выходит далеко за рамки обычного усвоения идей. Она включает воспитание характера, это — подготовка духа.

Дети обладают самыми разными формами восприимчиво­сти, но все они схожи в своей чувствительности к травмам. Их так легко ранить! Но они также остро чувствуют холод­ность и безжалостную невозмутимость взрослых: «Помни, до­рогой, что тебе говорила мама». Родители, которые до сих пор следуют обычаю оставлять ребенка с няней, должны быть осо­бенно обеспокоены той холодной авторитарной манерой, в которой няни обычно разговаривают с детьми. Именно из-за этого у аристократов возникают проблемы — они говорят робко, запинаются или заикаются, при том что на физическом уровне уверенности в себе этим людям не занимать.

Иногда я и сама была слишком сурова с ребенком, и в одной из своих книг я привожу следующий пример1. Ребенок поставил уличную обувь на красивое шелковое покрывало своей кровати. Я решительно убрала эту обувь и энергично рукой почистила покрывало, чтобы показать ему, что это со­всем не место для обуви. Потом в течение двух или трех ме­сяцев, увидев где-то пару обуви, ребенок сначала куда-нибудь ее переставлял, а затем искал покрывало или подушку, чтобы их отряхнуть. Другими словами, ответом на мой утрированный урок были не обида или бунт. Ребенок не сказал: «Не надо так со мной обращаться, я буду ставить обувь туда, куда захо­чу!» Его ответом на мой ошибочный урок стало аномальное поведение. Часто бывает так, что дети не выказывают ярост­ной реакции. Возможно, лучше бы они делали это, поскольку ребенок, который сердится, открывает для себя способ само­защиты и затем может развиваться нормально. Но когда он отвечает изменением своего характера или находит убежище в аномальном поведении, это наносит вред всей его жизни. Взрослые не осознают этого и думают, что если ребенок не сердится, то беспокоиться не о чем.

Еще одна группа встречающихся у взрослых аномалий принимает форму беспричинных страхов и нервных «тиков». Большая их часть восходит к насилию над повышенной чувствительностью ребенка. Некоторые являются отражени­ем неудачного опыта общения с животными, такими как кошки и цыплята, другие — результат детской боязни быть запертым в комнате. Ни рассуждения, ни убеждения не могут помочь жертвам этих страхов, известным в медицине как фобии. Некоторые из них так распространены, что получили специальные названия, например «клаустрофобия» — боязнь закрытых дверей или замкнутого пространства.

Можно привести гораздо большее число примеров из ме­дицинской практики, но я упоминаю эти просто для того, чтобы показать тип детского мышления в этом возрасте и настоять на том, что любое наше обращение с ним принесет свои плоды не только в настоящий момент, но и в жизни человека, которым ему суждено стать.

Чтобы понять разум малыша, очень важно идти по пути наблюдений и поиска. Мы должны делать нечто сходное с работой психоаналитика, когда тот проникает в разум взрос­лого до уровня подсознательного. Это никоим образом не про­стая задача, поскольку наше знание «детского языка» редко оказывается на высоте, или же мы можем не уловить тот осо­бый смысл, который пытается донести до нас ребенок в своих словах. Иногда нужно знать всю жизнь ребенка или, по край­ней мере, изучить его ближайшее прошлое, прежде чем мы сможем успокоить это маленькое существо перед лицом тех трудностей, с которыми оно сталкивается. Как часто мы меч­таем о переводчике, способном передать нам, что ребенок имеет в виду!

Я сама долгое время работала над этим, стараясь стать Детским переводчиком, и я с удивлением заметила, что, если вы стараетесь делать это для детей, они начинают бегать и искать вас, словно понимая, что есть кто-то, кто может им помочь.

Привязанность детей к тем, кто их просто ласкает и балует, находится на совершенно ином уровне, чем этот высокий эн­тузиазм. Единственная надежда ребенка — это его переводчик. Вот тот, кто отопрет дверь в сад открытий, которую захлопнул

Помощнику ребенка позволена близость, превосходящая простую привязанность, ибо помощь — более ценный пода­рок, чем утешение.

В доме, где я жила, у меня была привычка вставать и на­чинать работать очень рано утром. Однажды маленький мальчик, не старше полутора лет, пришел ко мне в комнату в этот неурочный час. Я участливо спросила его, не голоден ли он. Он ответил: «Червяки». Выказывая свое удивление, я переспросила «Червяки, червяки?» Увидев, что я не пони­маю, он попытался мне помочь, добавив еще одно слово: «Яйцо». Я сказала себе: «Наверное, речь идет не об утреннем напитке. Что же он имеет в виду?» Тогда он сказал: «Нина, яйцо, червяки»,— и я поняла, поскольку вспомнила (и здесь я повторяю, насколько важно знать всю подноготную жизни ребенка), что за день до этого его сестра Нина раскрашивала цветным мелком яйцеобразный контур. Он тоже захотел ме­лок, но она рассердилась и прогнала его. А теперь смотрите, как работает разум ребенка. Вместо того что бы противопо­ставить себя ее воле, он дождался этой возможности (и ведь с какой настойчивостью и терпением) сделать еще одну по­пытку. Я дала ему мелок и овальный металлический вкла­дыш, и его лицо засияло, однако он не смог нарисовать контур яйца, и мне пришлось сделать это за него. Тогда он принялся заштриховывать его волнистыми линиями. Его сестра делала это обычными прямыми штрихами, но он при­думал кое-что получше и использовал волнистые линии, по­хожие на червяков. То есть этот ребенок дождался, пока заснут все, кроме его переводчицы, и пришел к ней, уверен­ный в том, что она поможет.

Не гнев и насилие, а терпение отмечает этот период в жиз­ни детей, терпение дождаться подходящего момента. Только когда ребенок не может себя выразить или находит внутрен­ние препятствия к осуществлению своего желания, он демон­стрирует ожесточенность и раздражение (вспышки гнева). Описанный пример также показывает, как эти крохи старают­ся подражать в своем поведении детям постарше. Если трех­летний ребенок начнет выполнять какую-нибудь работу, полу­торагодовалый малыш тоже захочет это сделать. Возможно, для него это окажется трудным, но он будет пытаться это делать.

В нашем доме малыш старался подражать своей трехлет­ней сестре, разучивавшей шаги нового танца. Учительница уже задала нам вопрос, как можно научить балетным па такую маленькую девочку. Мы умоляли ее не волноваться о том, сколько выучит ребенок, а просто попробовать. Понимая, что мы хотим помочь ребенку в развитии, учительница снизошла до урока. Сразу же с криком «Я тоже!» прибежал маленький полуторагодовалый мальчик.

На это учительница никак не хотела соглашаться, возра­жая, что это совершенно невозможно и что ее достоинство балетного педагога не позволяет ей взять ученика такого маленького возраста. Тем не менее мы уговорили ее забыть о гордости и отнестись с юмором к нашему капризу. Она села играть марш, и малыш немедленно пришел в ярость и отказался двигаться. Она увидела в этом подтверждение сво­их опасений. Но он беспокоился вовсе не о танце. Его гнев вызвала шляпа учительницы, лежавшая на диване. Не говоря ни «шляпа», ни «учительница», он продолжал яростно по­вторять два слова: «прихожая» и «крючок». На самом деле он хотел сказать: «Этой шляпе здесь не место. Она должна быть на крючке в прихожей». Он позабыл об удовольствии от танца, словно услышал высший призыв создать порядок из хаоса. Как только шляпу повесили на крючок, он успо­коился и приготовился танцевать. Очевидно, что основная потребность в порядке превосходит в маленьком ребенке над всеми прочими социальными призывами, которые посылает ему мир.

Изучение речи и детской восприимчивости позволяет нам проникнуть в такие глубины в душе ребенка, куда редко уда­ется заглянуть психологам.

Примеры детского терпения в первом случае и стремле­ния к порядку во втором дают нам много интересного ма­териала для размышления. Если добавить к этому рассказ о ребенке, который понял весь разговор, но не согласился с выводом последнего из говорящих о счастливом конце обсуждавшейся истории1, то мы увидим, что, помимо фак­тов, показанных на диаграмме (см. рис. 7), в сознании ре­бенка разворачивается целая жизнь, целая психологическая драма, из которой мы исключены.

Всякое открытие в области разума ребенка этого возраста должно быть опубликовано, поскольку оно может пролить свет на то, как помочь малышам лучше адаптироваться к условиям, в которых они находятся. Каким бы скучным нам это ни казалось, все, что помогает человеческой жизни, имеет первостепенное значение. Перед помощником младенца стоит благородная задача. Она заключается в том, чтобы положить начало и помочь развиваться будущей науке, которая впослед­ствии станет основой для ментального развития и формиро­вания характера. Пока же мы вынуждены взвалить на себя эту ношу, дабы не позволить отклонениям и изъянам изувечить личность ребенка и привести к появлению неполноценных взрослых. С этой целью мы должны помнить:

1. Первые два года жизни влияют на все остальные.

2. Ребенок обладает огромными умственными способно­стями, которым уделяется мало внимания.

3. Он крайне восприимчив, и по этой причине любое на­силие вызывает не только немедленную реакцию, но и при­водит к изъянам, которые могут стать постоянными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.