Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важность движения для общего развития




Подошло время рассмотреть движение с новой в обра­зовательной теории точки зрения. Мы не верно понимаем природу движения, особенно в детский период, и ряд оши­бочных теорий заставляет нас считать его менее значимым, чем оно является в действительности. В школьном обуче­нии, когда приоритет отдавался умственному развитию, роль движения, к сожалению, всегда принижалась. Если оно и присутствовало в школе, то только под вывеской «упраж­нений», «физкультуры» или «игр». Но это значит — не об­ращать внимания на тесную связь движения с развива­ющимся разумом.

Попробуем рассмотреть нервную систему человека во всей ее поразительной сложности. Главное место в ней при­надлежит мозгу (или «центру»). За ним следуют различные органы чувств, которые собирают ощущения и передают их в мозг. В-третьих, есть мускулы. А нервы? Что делают они? Подобно кабелям, они передают нервную энергию в муску­лы. А эта энергия управляет движениями мускулов. Итак, у этой структуры есть три основных составляющих: мозг, ор­ганы чувств и мускулы. Движение является конечным ре­зультатом, к которому приводит функционирование всех этих тонких механизмов. Фактически индивидуум может выразить себя лишь посредством движения. Величайшие из философов должны использовать речь или письмо для выражения своих идей, а это связано с движением мускулов. Чего стоили бы их идеи, если бы они не могли их выразить? А это можно сделать только с помощью мускулов.

При наблюдении за животными нам в первую очередь бро­сается в глаза тот факт, что они могут выразить себя только с помощью движений. Так что едва ли покажется логичным при обращении к жизни человека полностью игнорировать эту сторону жизни.

Психологи считают мускулы частью центральной нервной системы, утверждая, что она функционирует как единое целое, с тем чтобы обеспечить взаимодействие человека с окружающей средой. Фактически весь аппарат, включающий мозг, органы чувств и мускулы, часто называют системой взаимоотношений, имея в виду, что он обеспечивает связь человека с окружающим миром, живым и неживым, и, со­ответственно, с другими людьми. Без его помощи человек не мог бы контактировать с тем, что его окружает, и своими собратьями.

По сравнению с этим аппаратом все другие системы чело­веческого тела являются, если можно так выразиться, эгои­стичными, поскольку обслуживают только самого человека. Они поддерживают в нем жизнь, или, как мы обычно говорим, «способность вести вегетативное существование», и поэтому они называются «вегетативными органами и системами». Ве­гетативные системы лишь помогают своему владельцу расти и существовать. Контакт человека с миром устанавливает систе­ма взаимоотношений.

Вегетативная система обеспечивает физическое благопо­лучие человека и дает ему возможность наслаждаться пре­красным здоровьем. Но воспринимать нервную систему сле­дует совершенно иначе? 'Она дарит нам красоту впечатлении,

совершенство мысли. Она — источник всякого вдохновениям.

Поэтому неправильно "принижать ее до вегетативного уров­ня. Если нормы, которых мы придерживаемся, связаны лишь с нашим самосовершенствованием, с восхождением к духовным высотам, то это приводит нас в царство ду­ховной гордыни. Это серьезная ошибка, возможно, самая большая из всех, что может совершить человек. Поведение животных не приводит их исключительно к обладанию кра­сивыми телами и грациозностью движений, оно имеет дру­гие, гораздо более далеко идущие цели. Аналогичным об­разом и человеческая жизнь служит определенной цели. Не­достаточно постоянно стремиться к более высоким уровням духовной изощренности и внутренней красоты. Естественно, человек может и всегда должен стремиться к более высоким уровням физического и духовного совершенства, но его жизнь была бы пустой и бесполезной, если бы его желания на этом и заканчивались. И в самом деле, какая польза была бы от его мозга и мускулов? В мире нет ничего, что не было бы включено в структуру Вселенной, и если мы наделены духовными богатствами, чувством прекрасного и высокой моралью, это не для себя, а для того, чтобы эти дары использовались для всеобщего блага и заняли свое место в общей структуре духовной жизни.

Духовные способности являются формой богатства. Они должны быть выпущены в обращение, с тем чтобы другие могли ими пользоваться. Они должны найти свое воплоще­ние, использоваться, чтобы замкнуть круг человеческих взаимоотношений. Даже.высшая степень духовности, если стре­миться к ней ради нее самой, совершенно бесполезна, и стремиться к ней одной значит пренебрегать большей час­тью жизни и ее целей. Если бы мы верили в реинкарнацию и говорили бы себе: «Живя правильно сейчас, я добьюсь большего благополучия в следующей жизни», — это означало бы, что в нас говорит только эгоизм. Мы бы низвели духов­ное до уровня вегетативного. Если мы будем всегда думать о себе, только о себе, даже перед лицом вечности, мы ос­танемся эгоистами навсегда. Вместо этого мы должны при­нять другую точку зрения не только в повседневной жизни, но и в образовании. Природа наделила нас многими способ­ностями, которые нужно не только развивать, но и пользо­ваться ими.

Может быть полезной следующая аналогия. Мы знаем, что для хорошего здоровья необходимо, чтобы сердце, легкие и желудок работали сообща. Почему бы не применить то же правило к системе взаимоотношений, то есть к центральной нервной системе? Если у нас есть мозг, органы чувств и мускулы, они должны взаимодействовать. Все составляющие системы должны работать, и ни одна не должна выпадать. Например, мы хотим добиться интеллектуальных успехов за счет способностей мозга, но чтобы преуспеть в этом, необ­ходимо задействовать и другие составляющие. Для того

 

 

Рис. 8. Развитие языка от стадии небулы до осознанного выражения в грамматической форме

чтобы совершенствовать любой вид активности, на послед­нем этапе цикла понадобится движение. Другими словами, более высокий духовный уровень может быть достигнут толь­ко с помощью движения. Именно с этой точки зрения не­обходимо оценивать движение. Оно связано со всей деятель­ностью центральной нервной системы, и в этом качестве не может быть проигнорировано. Система взаимоотношений яв­ляется единым целым, несмотря на то что она состоит из трех частей. Будучи единым целым, она может стать совер­шенной, лишь работая как единое целое.

 

Рис. 8. Развитие языка от стадии небулы до осознанного выражения в грамматической форме

 

Одна из самых больших ошибок нашего времени — думать о движении как таковом, как о чем-то оторванном от высших функций. Мы относимся к своим мускулам как к органам, кото­рые можно использовать только для поддержания здоровья. Мы «делаем упражнения» или занимаемся гимнастикой, чтобы быть «в форме», чтобы лучше дышать, есть или спать. Это ошибочное отношение переняли и школы. В мире физиологии это так же, как могущественного принца сделать слугой пастуха. Принц — мускульная система — используется только для того, чтобы спо­собствовать вегетативной жизни.

Такая серьезная ошибка не может не привести к вредным последствиям — ее результатом является разделение между миром движения и миром мысли. Поскольку у ребенка есть не только разум, но и тело, мы понимаем, что в его курс обучения необходимо включить игры с тем, чтобы не прене­бречь ничем из того, чем одарила его природа. Но постоянно заботиться, с одной стороны, о теле, а с другой стороны — о разуме означает нарушить неразрывную связь между ними. Это изолирует движение от мысли. Но ведь истинная цель движения гораздо выше, чем улучшение аппетита или укреп­ление легких, она заключается в том, чтобы служить целям существования, вселенской и духовной структурам бытия.

Для того чтобы занять надлежащее место, движения чело­века должны быть согласованы с центром, то есть с мозгом. Мысль и действие не только являются двумя составляющими одного процесса, но именно в движении проявляет себя вы­сокоорганизованная жизнь. Предположить обратное — озна­чает уподобить тело человека массе мускулов без мозгов. В этом случае может происходить вегетативное развитие, но оно не сопровождается взаимодействием между разумом и мускулами. Способности принимать решения не хватает мы­шечного контроля, с помощью которого она только и может быть выражена. Таким образом, достигается не независимость, а лишь разъединение того, что природа в своей мудрости за­думала как единое целое.

При обсуждении умственного развития многие говорят: «При чем тут движение? Мы говорим о разуме». А когда мы говорим об интеллектуальной деятельности, мы всегда пред­ставляем людей, сидящих спокойно и неподвижно. Однако умственное развитие должно быть связано с движением и за­висеть от него. Жизненно важно, чтобы теория и практика образования прониклись этой идеей.

До сих пор практически все педагоги считали движение и мышечную систему вспомогательными по отношению к ды­ханию, кровообращению или средством развития физической силы^Но,в нашей новой концепции мы придерживаемся той точюГ зрения, что движение является крайне важным для самого умственного развития — при условии, что совершае­мое действие связано с умственной деятельностью. Это стиму­лирует и интеллектуальное и духовное развитие, без которых (если говорить о разуме) невозможны ни максимальный про­гресс, ни абсолютное здоровье.

В природе существует множество доказательств этому. Это становится неоспоримым, если мы внимательно и заботливо проследим за развитием детей. При наблюдении за ребенком становится очевидным, что развитие разума происходит через движение. При развитии речи, например, мы видим, что раз­витие способности к пониманию идет рука об руку с увели­чением работы мышц, участвующих в произнесении звуков и слов. Наблюдения за детьми, проводившиеся по всему миру, подтверждают, что ребенок использует движения для развития своего понимания. Движение помогает развитию разума, ко­торый в свою очередь выражает себя в движении и активно­сти. Получается, что мы имеем дело с определенным циклом, поскольку разум и движение являются частями единого цело­го. В этом также принимают участие органы чувств, и ребе­нок, обладающий меньшими возможностями сенсорной ак­тивности, остается на более низком уровне умственного раз­вития.

Мускулы, управляемые мозгом, называются мышцами произвольных движений. Это означает, что их контролирует воля, а сила воли является одним из высших проявлений ра­зума. Едва ли интеллектуальная жизнь могла бы существовать при отсутствии энергии воли. Таким образом, если мышцами произвольных движений управляет воля, то они должны об­разовывать своего рода орган разума.

Мускулы, представляющие собой плоть тела, составляют большую его часть. Скелет и кости просто поддерживают мышцы и поэтому являются частью той же системы. Внеш­нюю форму, которую мы наблюдаем у человека и животных, создают кости и мышцы. Форма мышц произвольных движе­ний бросается в глаза более всего. Их количество практически не поддается исчислению, и крайне интересны различия между ними. Некоторые — крупные, другие — очень тонкие, одни довольно коротки, другие — длинные и похожи на лен­ты, и все служат разным целям. Если одна тянет в заданном направлении, всегда найдется другая, тянущая в противопо­ложную сторону, и чем энергичнее и точнее эта игра проти­водействующих сторон, тем точнее будут исполняемые движе­ния. Если мы длительное время повторяем, «тренируем» новое движение, стремясь добиться наибольшего совершенства, то это будет упражнением, направленным на достижение удиви­тельной гармонии между противодействующими силами. Ре­зультат — не столько согласование, сколько гармонизирован­ное противодействие, согласованное несогласие.

Мы и не подозреваем о существовании этих противоборст­вующих сил. Тем не менее именно им мы обязаны возможно­стью управлять своими движениями, которые мы совершаем осознанно. Животным эта внутренняя гармония дана приро­дой: грация прыжка тигра или белки вызвана богатством про­тивоположностей, прекрасный баланс между которыми приво­дит к столь совершенному результату. Это напоминает отлажен­ную работу сложного механизма, например часов, колесики которых вращаются в разных направлениях, что благодаря ак­куратной настройке позволяет всегда показывать точное время.

Таким образом, все движения обладают сложным и тонким механизмом. Но человек не владеет им с рождения. Он должен сформироваться и совершенствоваться — благодаря активно­сти ребенка в окружающем мире. В отличие от животных че­ловек столь щедро наделен мускулами, что едва ли существуют какие-то движения, которым он не может научиться. И речь здесь идет не об укреплении мускулов, а об их координации, что не одно и то же. Дело в том, что изначально у человека все мускулы нескоординированы, и нервная регуляция всех движений, которым он учится, должна создаваться и совер­шенствоваться посредством действий, инициированных раз­умом. Другими словами, в ребенке есть внутренняя способ­ность осуществлять координацию, которую он сам создает и с самого начала ее существования продолжает совершенст­вовать на практике. Определенно он сам является здесь одним из основных творческих факторов в ее создании.

Удивительно, что движения человека не запрограммированы и не ограничены, как у животных, он может сам решать и выбирать, каким движениям он будет учиться. Есть животные с особой способностью к лазанию, бегу или плаванию, но у человека нет таких врожденных талантов. Вместо этого у него есть лишь один дар — способность научиться всем видам движения и делать это лучше животных!

Но такое многообразие движений зависит от труда. Оно достигается с помощью многократных повторений, «практи­ки», в процессе которой мышцы начинают работать в унисон, поскольку нервные связи могут на уровне подсознания при­ходить к необходимой гармонии — при наличии инициативы, которую обеспечивает воля.

В действительности никто никогда не обретает всей пол­ноты возможностей мускулов, на которые они способны. Че­ловек похож на обладателя состояния такого огромного, что он может использовать лишь часть своего богатства, но он может выбрать, какую часть ему предпочесть. Человек может стать профессиональным гимнастом, но из этого не следует, что он родился с какими-то особенными мускулами. Равно как и профессиональный танцор не рождается с мускулами, приспособленными для танцев. Гимнаст и балерина развивают себя благодаря силе воли. Каждый, вне зависимости от того, что он захочет делать, обладает таким широким набором мус­кульных способностей, что может выбрать и задать себе оп­ределенное направление. Разум индивидуума может предла­гать и направлять его развитие. Нет ничего предопределенно­го, возможно все. Необходимо лишь участие воли.

Не в природе человека идти всем вместе по одной тропе развития, как это делают животные, принадлежащие к одному виду. Даже если множество людей развивает одно и то же искусство, каждый делает это немного по-своему. Мы видим это на примере письма. Хотя мы все умеем писать, каждый обладает собственным почерком. У каждого человека своя ма­нера делать что-либо.

Характер работы человека выдают его движения. Ибо работа является выражением его разума, это его психическая жизнь и у нее есть доступ ко всей сокровищнице движений, которые развиваются в служении главной и определяющей составля­ющей его внутреннего существа. Если у человека развита не вся мускулатура или, как иногда бывает, развиты только мышцы, необходимые для тяжелой физической работы, его интеллект также останется на том же низком уровне, что и его движения. Так интеллектуальная жизнь индивидуума может быть ограни­чена типом доступной ему или выбранной им работы. Интел­лектуальная жизнь того, кто вообще не работает, подвергается серьезной опасности, поскольку, хотя и верно, что нельзя за­действовать все мускульные способности, ниже определенного предела в их использовании опускаться опасно. Опускаясь ниже этого уровня, человек ослабляет собственную жизнь. Вот почему гимнастика и игры стали обязательной частью школь­ного образования — они не позволяют выпасть из работы из­лишне большой части мышечной системы.

Нам также в этой методике пришлось бы пойти по стопам обычных школ, организовывая чередование умственного и физического труда, если бы интеллектуальная жизнь, кото­рую демонстрируют наши дети, не заставляла постоянно ра­ботать их мускулатуру. Это не имеет ничего общего с овла­дением конкретными навыками и полностью отличается от некоторых современных направлений в образовании, в ко­торых один ребенок учится писать, чтобы стать клерком, а другие роются в песке, чтобы стать квалифицированными разнорабочими. Профессиональная подготовка такого рода не служит истинным целям роли движения в образовании, как мы их понимаем. У нас совсем другая идея. Это вопрос координирования ребенком тех движений, которые играют существенную роль в его интеллектуальной жизни, с тем чтобы обогатить ее практическую и исполнительную сто­роны.

При отсутствии единения с движениями мозг развивается сам по себе, словно бы в отрыве от результатов своей работы. Движения, не управляемые разумом, происходят хаотично и приносят вред. Движения настолько важны для жизни любого индивидуума в плане его контакта с окружающим миром и формирования отношений с другими людьми, что должны развиваться именно в этой плоскости.

Они призваны служить человеку в целом и его жизни в отношениях с внешним миром1.

Современные моральные нормы и идеология придают слишком большое значение самосовершенствованию и самореализации. Как только мы осознаем истинные цели движе­ния, эта эгоистическая установка неизбежно исчезнет. Мы должны расширить это представление, с тем, чтобы включить в него весь возможный потенциал. То есть мы должны твердо придерживаться того, что можно назвать «философией движе­ния». Движение — это то, что отличает живое от неживого. Помимо этого, живое никогда не совершает движения случай­ным образом. Живое движется к своей цели, и его жизнь следует естественным законам. Давайте для большей ясности попытаемся представить, что было бы, если бы все стало со­вершенно неподвижным. Если бы прекратилось любое движе­ние внутри растений, больше не было бы ни цветов, ни фрук­тов. В воздухе катастрофически увеличилось бы процентное содержание ядовитых газов. Если бы прекратилось движение, если бы птицы застыли на деревьях, а насекомые попадали на землю, если бы дикие звери не рыскали по лесам в поисках добычи, а рыба больше не плавала в воде, то каким ужасным местом стал бы наш мир!

Неподвижность невозможна. Мир превратился бы в хаос, если бы все движение прекратилось или даже если бы живые существа двигались бесцельно, не стремясь достичь полезного результата, который им предназначен. Каждое живое существо обладает характерными для него движениями и заложенными в него целями, а в мироздании существует гармоничный ба­ланс между всеми сферами активности, координированными Для достижения определенной цели.

Работа неотделима от движения. С движением связаны жизнь человека и существование большого человеческого сообщества. Если бы все прекратили работать на один месяц, человечество погибло бы. Поэтому у движения есть и соци­альная сторона, это не просто вопрос гигиены. Если бы все возможности движения человека сводились только к «упраж­нениям», совокупная энергия человечества лишь поглощалась бы, ничего не производя. Само существование общественного строя зависит от движения, направленного на достижение конструктивных целей. Индивидуум в лоне социальной жизни выполняет свои действия для достижения как индивидуаль­ных, так и общественных целей. Когда мы говорим о «пове­дении» человека и животных, мы представляем целенаправ­ленное движение определенного рода. Такое поведение со­ставляет ядро их активности и не ограничивается действиями, направленными на обслуживание лишь собственных потреб­ностей, например таких, как опрятность или работа по дому. Но выполнение этой работы может служить гораздо более далеким целям, благодаря которым оно оказывается полезным для других. Без этого труд человека расценивался бы не более чем гимнастические упражнения. Танец — самое индивиду­альное из всех движений, но даже танец был бы бесполезным без аудитории, другими словами, без какой-либо социальной или трансцендентальной цели.

Чтобы иметь представление о космическом плане, в кото­ром всякая форма жизни зависит от направленных движений, результаты которых выходят за рамки осознаваемой цели, не­обходимо понять работу ребенка и быть способным лучше направлять ее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.