Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект и рука




Изучение механизма развития движения представляет большой интерес, и не столько из-за его сложности, сколько вследствие того, что можно отчетливо видеть каждую из фаз, из которых он состоит.

На рис. 9 я показала развитие движения на двух горизон­тальных линиях с вертикальными отметками, которые отме­чают шестимесячные интервалы. На нижней линии представ­лено развитие рук, на верхней — равновесие и ходьба. Таким образом, диаграмма показывает развитие всех четырех конеч­ностей попарно.

У более низших животных четыре конечности развиваются и функционируют одновременно, но у человека одна пара развивается отдельно от другой, и это ясно показывает, что они служат разным целям. Способность к ходьбе и сохране­нию равновесия, как правило, развивается у всех людей, так что мы можем думать о биологической заданное™. Можно с уверенностью сказать, что раз человек родился, то ходить он обязательно научится и что все люди похожи друг на друга способом использования ног. Однако никто не может с уве­ренностью сказать, что будет делать руками определенный че­ловек. Кто знает, какие особые способности разовьют сегод­няшние малыши? У прошлых поколений они были совершен­но другие. Поэтому наши две линии будут иметь разные значения, соответствующие нашим наблюдениям за развитием рук и ног.

Функционирование ног несомненно имеет биологическую основу и даже связано с внутренним развитием мозга. С дру­гой стороны, человек — это единственное млекопитающее, которое ходит на двух ногах, тогда как все остальные ходят на четырех. Как только человек овладевает равновесием, он может самостоятельно удерживать это трудное прямое поло­жение на двух ногах. Но ему нелегко обрести равновесие, на самом деле этот навык требует большой тренировки. Чтобы вообще суметь сделать это, человек должен поставить ступню полностью на землю, тогда как большинство животных ходят на цыпочках. И конечно, когда используются все четыре ноги, это дает множество маленьких точек опоры. Поэтому челове­ческую ногу можно изучать с трех точек зрения: физиологи­ческой, биологической и анатомической, и все они представ­ляют несомненный интерес.

Но если рукой, в отличие от ноги, управляет не биология, если ее движение не предопределено, то что же тогда направ­ляет ее развитие? Поскольку тут нет ничего от биологии или физиологии, то управление может идти только от разума.

Рука напрямую связана с душой человека, и не только с душой индивидуума, но также и с различными образами, жизни, типичными для разных территорий в разное время. Навыки владения руками связаны с развитием разума, а если посмотреть с исторической перспективы, то и с развитием цивилизации. Руки человека выражают его мысли, и со вре­мени первого появления человека на земле следы работы его рук находятся в архивах истории. Каждая великая цивили­зация оставила характерные для нее артефакты. В Индии были столь искусные ремесленники, что сегодня их мастер­ство кажется едва ли достижимым. Доказательства чудесной работы людей находят также в Египте. Цивилизации, не до­стигшие столь высокого уровня развития, тоже оставили сви­детельства своей материальной культуры, хотя и не такие тонкие.

Отсюда следует, что развитие тонкой моторики идет вместе с духовным развитием. Безусловно, чем утонченнее деятель­ность, тем больше требуется заботы и внимания со стороны интеллекта для руководства ею. В Средние века в Европе был период великого пробуждения разума, и книги, и рукописи, отражавшие новые идеи, были богато иллюстрированы. Даже у духовной жизни, которая кажется столь далекой от всего земного, есть свои образцы красоты, и мы восхищаемся архи­тектурой храмов, где люди молятся, храмов, возникавших везде, где была духовная жизнь.

 

 

Рис.9. Развитие движения

Рассказывают, что святой Франциск Ассизский, вероятно самая скромная и чистая душа среди людей, обычно говорил: «Посмотрите на эти величественные горы! Они — стены на­шего храма и надежда наших сердец!»

Но однажды ему и его духовным братьям предложили по­строить церковь, и при отсутствии денег для строительства часовни они отбирали необтесанные камни из тех, что встре­чались им, и несли их на своих плечах. Истина заключается в том, что везде, где существует энергия духа, она должна 'материализовывать себя в той или иной форме работы, и для этого требуются руки. Повсюду находим мы следы дел рук человеческих, и через них можем уловить проблески духа и мыслей того времени.

Что поможет нам воссоздать далекое и туманное прошлое и представить себе жизнь людей того времени, если даже ос­танки людей не сохранились? Их искусство. Есть признаки примитивной цивилизации, основой которой служила физи­ческая сила, существовавшая в ту доисторическую эпоху. Па­мятники и артефакты созданы из огромных каменных блоков, и мы с удивлением задаемся вопросом, как они смогли их установить. Повсюду более изящное искусство бесспорно ука­зывает на более высокий уровень цивилизации. Поэтому мы можем сказать, что рука человека следовала за его интеллек­том, его духовной жизнью и его чувствами и оставленные следы дел рук человека выдают его присутствие. Но даже без этого психологического взгляда на вещи мы можем видеть, что все изменения в окружающей среде человека вызваны его руками. На самом деле может даже показаться, что разум толь­ко тем и занимается, что руководит их работой. Потому что если бы люди пользовались речью только для передачи своей мысли, если бы их мудрость выражалась только словами, то от прошлых поколений не осталось бы и следа. Именно бла­годаря руке, спутнице разума, возникла цивилизация. Рука — инструмент великого дара, который мы наследуем.

Руки поэтому имеют связь с духовной жизнью. И в самом деле, разве древнее искусство хиромантии не утверждает, что история расы отпечатана на руке и что рука — это духовный

орган? Таким образом, изучение психологического развития ребенка должно быть тесно связано с изучением деятельности его рук, стимулируемой разумом. Ничто другое так хорошо не покажет их тесное переплетение.

Мы можем сформулировать это так: интеллект ребенка до определенного уровня может развиваться без помощи его рук. Но если это происходит вместе с развитием рук, то он достигает более высокого уровня, и характер ребенка становится сильней. Так что даже в сфере, как принято считать, чисто психологи­ческой, факты таковы, что характер ребенка остается недораз­витым, если он не находит возможности применить свою спо­собность двигаться в окружающей обстановке. Из своего опыта могу сказать, что если в силу каких-то причин ребенок не мог действовать руками, то характер его оставался на низкой стадии сформированности: он непослушен, не инициативен, он про­изводит впечатление ленивого и унылого. А те дети, которые имели возможность работать руками, делали успехи в своем развитии и достигали замечательной силы характера.

Тут вспоминается интересный период в истории Египта, когда плоды высококвалифицированного ручного труда на­шли проявление во всех сторонах жизни: и в искусстве, и в архитектуре, и в религии. Надписи на могилах того вре­мени показывают, что величайшей похвалой было сказать о человеке, что у него сильный характер. Так что развитие характера должно было казаться очень важным для этих лю­дей, достигших величайших высот ручного труда. Это еще раз показывает, как на протяжении истории движение руки идет параллельно с развитием характера и цивилизации и как рука связана с личностью.

А если к тому же мы вспомним, как все эти люди ходили, то делали они это, как и следовало ожидать, всегда с помощью двух ног, прямо и сохраняя равновесие. Возможно, танцевали и бегали они не так, как мы, но для перемещения они всегда пользовались только ногами.

Таким образом, развитие движения всегда имеет две сто­роны: частично оно связано с биологическим законом, час­тично — с внутренней жизнью, хотя в обоих случаях есть зависимость от использования мускулов. Поэтому при изуче­нии ребенка нам нужно следовать двум линиям развития: раз­вития руки, а также линии ходьбы и сохранения равновесия. На рис. 9 мы видим, что только при достижении возраста полутора лет между ними появляется какая-то связь — когда ребенок хочет носить в руках тяжелые предметы, и ноги при этом должны держать равновесие. Человеческие ноги, являющиеся его естественным средством передвижения, переносят его туда, где он может работать, но эту работу он выполняет руками. Он может ходить на большие расстояния, и сейчас люди занимают уже фактически всю земную поверхность, и пока происходило это покорение суши, они жили и умира­ли. Однако, как знак своего пребывания, они оставили после себя работу своих рук.

При изучении языка мы видели, что речь начинается со слушания. Но действие связано со зрением, потому что нам надо видеть, куда ставить ноги, а когда наши руки заняты работой, нам надо видеть, что они делают. Эти два органа чувств, слух и зрение, более всего задействованы в психофи­зическом развитии ребенка. Что же касается ментальной жизни, то первой тут пробуждается способность наблюдать то, что находится вокруг него, и понятно, что ребенок должен узнать мир, в котором ему предстоит двигаться. Наблюдение ребенка за миром предшествует его первым движениям, и ког­да он начинает двигаться, он будет руководствоваться тем, что уже знает и что может понять. Начало ходьбы и ношения предметов зависит от предшествующего уровня ментального развития. Вот почему новорожденный сначала лежит непо­движно. Позже, когда он начнет двигаться, он сможет следо­вать руководству своего разума.

Первым признаком движения являются попытки схватить или взять что-то. Тогда рука, выполняющая эти действия, на­чинает привлекать внимание ребенка. Хватание, которое по­началу было бессознательным, становится теперь сознатель­ным, и, как нам известно из наблюдений, сначала именно рука, а не нога становится объектом внимания ребенка. С этого момента хватание развивается быстро и становится уже не инстинктивным, каким оно было в начале, а намерен­ным. В возрасте десяти месяцев наблюдения ребенка за окру­жающим его миром пробуждают в нем интерес к этому миру и желание им овладеть. Тогда намеренное хватание, мотиви­рованное желаниями ребенка, перестает быть чистым и про­стым хватанием. Оно уступает место настоящей тренировке руки, чаще выражающейся в перемещении предметов туда-сюда. Ребенок, наблюдающий за своим окружением и преис­полненный желаний, начинает действовать. Ему еще не ми­нуло и года, а его руки уже полны, можно сказать, работы: открывать и закрывать шкафы, коробки с крышками, выдви­гать и задвигать ящики в кабинете, вытаскивать и засовывать пробки из бутылок, перекладывать всякую всячину из корзи­ны и обратно. Благодаря этим усилиям он все больше и боль­ше контролирует движения своих рук.

А что же тем временем происходит с другой парой конеч­ностей? Тут не требуется вмешательства ни разума, ни созна­ния. Идет чисто анатомический процесс быстрого развития мозжечка, особого органа для контроля мускулов, поддержи­вающих наше равновесие.

Как будто прозвенел звоночек, призывая инертное тело подняться и удержать равновесие. Здесь окружающая среда не играет никакой роли. Приказы идут из мозга. Ребенок сначала с усилием и некоторой помощью садится, а затем, пошатыва­ясь, встает.

Психологи сейчас говорят, что развитие прямохождения человека происходит в четыре этапа. На первом он сидит, на втором переворачивается на живот и ползет, и если на этой стадии ему протянуть два пальца, чтобы он мог за них ухватиться, он может по очереди переставить ноги, но при этом его ноги будут касаться земли только пальцами. Когда же, наконец, он сможет стоять самостоятельно, то на землю он будет опираться полной стопой. Вот он уже выпрямился и может ходить, держась за что-нибудь, на­пример юбку матери. И очень скоро после этого он до­стигает четвертой стадии, то есть может ходить без посто­ронней помощи.

Происходит все это единственно благодаря внутреннему процессу созревания. Потом ребенку захочется сказать: «Те­перь у меня есть ноги. Я пошел. До свидания!»

Сейчас он достиг следующего уровня независимости, по­тому что суть независимости в том, чтобы иметь возможность что-то делать для себя. Философская концепция, обосновы­вающая последовательное завоевание независимости, гласит: человек получает независимость ценой усилий. Быть способ­ным делать что-то без посторонней помощи — вот незави­симость. Если она есть, тогда ребенок может быстро про­грессировать, если ее нет, тогда он будет развиваться мед­ленно. Руководствуясь этими идеями, мы тогда понимаем, как надо обращаться с ребенком для его пользы. Хоть от природы мы имеем склонность помогать ему во всех его стараниях, эта философия учит нас никогда не оказывать помощи сверх той меры, которая абсолютно необходима. Ребенку, который хочет сам ходить, должна быть дана воз­можность попробовать сделать это самому, потому что имен­но практика укрепляет любую развивающуюся способность, и практика все равно нужна и после приобретения основного навыка. Если ребенка вплоть до трехлетнего возраста все время носят на ручках (а мне частенько доводилось такое видеть), это не способствует, а мешает его развитию. Как только независимость достигнута, продолжающий помогать взрослый становится помехой.

Поэтому понятно, что мы не должны носить ребенка на ручках, а должны дать ему ходить, и если рука его хочет ра­боты, мы должны дать ему те вещи, на которых он сможет упражнять разумную деятельность. Собственные действия ма­лыша выводят его на путь независимости.

Наблюдения показывают, что в возрасте полутора лет по­является новый фактор, играющий важную роль для развития рук и ног. Это фактор силы. Ребенок становится активным и умелым, ощущает себя сильным. И его главная идея, что бы он ни делал, состоит не просто в том, чтобы практиковаться, а в том, чтобы приложить максимум усилий (и как же это отличает его от нас!).

Природа, кажется, говорит ему: «Ты ловкий и умелый, и сейчас ты должен стать сильным, иначе все бесполезно».

И здесь ручные навыки и способность сохранять равно­весие на ногах объединяются в общем деле. Ребенок не про­сто ходит, он любит долгие прогулки и носит достаточно тяжелые предметы. Потому что люди на самом деле должны не только ходить, но и носить груз. Рука, которая научилась хватать, должна тренироваться поднимать вес и перемещать его. Вот ребенок полутора лет, у него в руках огромная банка с водой, которую он с трудом удерживает, при этом он еще умудряется сохранять равновесие и очень медленно идет. Еще дети любят отрицать закон притяжения и торжествовать над ним. Ребенок любит лазать, цепляясь руками и подтя­гиваясь. Теперь он захватывает не для того, чтобы обладать, а чтобы карабкаться. Все это испытания силы, и им отво­дится целый период жизни. Так что тут мы снова видим логику природы, потому что взрослый человек должен быть физически сильным.

Ребенок, который может уже ходить и чувствует уверен­ность в своих силах, после этого начинает замечать действия окружающих его людей и старается делать то же самое. В этот период он подражает не потому, что кто-то говорит ему так поступать, а потому, что чувствует в этом глубокую внутрен­нюю потребность. Мы можем это ощущать только тогда, когда ребенок свободен. И поэтому мы можем следующим образом изложить логику природы.

1. Дать ребенку возможность принять вертикальное поло­жение.

2. Дать ему возможность ходить и стать сильным.

3. Дать ему возможность участвовать в окружающей его жизни.

Здесь видно, в каком порядке следуют подготовительные фазы. Сначала ребенок должен подготовить себя и свое тело, потом стать сильным, затем наблюдать за другими и, наконец, начать делать сам. Природа побуждает его и даже закладывает в него гимнастические упражнения, такие как лазание по стулу или лестнице. Только после этого начинается новая фаза, когда он чувствует необходимость начать делать что-то самому. «Теперь я готов и хочу быть свободным».

Ни один из психологов еще не придавал достаточного зна­чения тому факту, что ребенок научился хорошо ходить и нуждается в долгих прогулках. Обычно мы или несем его, или везем в прогулочной коляске. Получается, что мы считаем, что он не может ходить, и поэтому обеспечиваем его транс­портом; он не может работать — и поэтому мы работаем за него. В тот самый момент, когда ребенок вступает в жизнь, мы награждаем его комплексом неполноценности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.