КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чувство собственности у детей и его трансформация
После обзора всех фактов, выявленных в ходе наших экспериментов, давайте теперь проанализируем и прокомментируем их по отдельности. Возраст детей и продемонстрированный ими глубокий интерес дали нам важный материал, тем более ценный, что действия детей имеют столько общего с наивысшими положительными чертами человечества. Во всех этих явлениях прослеживается процесс созидания. Это похоже на работу гусениц, когда они достигают определенного этапа в своем развитии. Вместо того чтобы ползать по листьям, как они это до сих пор делали, они останавливаются у соединения двух стебельков и начинают таинственную деятельность, свойственную лишь им одним, а немного позднее можно увидеть крохотное облачко из очень тонких прозрачных нитей. Это начало кокона. Так и в случае с детьми, первое, что поражает нас, — это феномен концентрации на чем-то одном. У маленькой девочки трех с половиной лет, которая ходила в нашу первую школу, интенсивность такой концентрации была поразительна. Окруженная со всех сторон множеством интересных вещей, она не могла отвлечься от своей работы. Редко встретишь такую глубину концентрации, только у взрослых, и то лишь у исключительных личностей. Обычно глубокую концентрацию принимают за признак гениальности. Естественно, что у такого маленького ребенка она не может быть выражена в такой же степени, как у взрослого, однако, наблюдая концентрацию у разных детей, мы были вынуждены признать ее чем-то фундаментальным. Чтобы начертить круг циркулем, мы должны зафиксировать точку, также и с ребенком — фиксирование его внимания является основой для всего того, что последует за этим. Никто не говорит, что оно должно фиксироваться всегда одинаково или на одних и тех же предметах, но если оно не фиксируется, то формирование не может начаться. Без концентрации не ребенок владеет предметами, а они владеют им. Он чувствует зов каждой и переходит от одной вещи к другой. Но как только его внимание фокусируется, он становится хозяином самому себе и может осуществлять контроль над своим миром.
Мы знаем, в нашем мире взрослых, что человек, который все время меняет свою профессию, никогда не подойдет для работы на ответственный пост. Между тем человек с четко выраженной целеустремленностью, знающий, как организовать свою работу, безусловно добьется успеха. Мы придаем этому весьма важное значение, поэтому не устаем повторять даже университетским студентам, как приятно нам было бы видеть их сосредоточенными. Но это почти ничего не меняет, одного лишь хорошего совета явно не достаточно. И если так происходит со взрослыми людьми, то каким же образом учитель может надеяться вызвать концентрацию у ребенка возраста трех с половиной лет? Можно с уверенностью сказать только одно — ни один ребенок не сосредоточивается через усилия воли. Так что концентрация, которую демонстрируют малыши, проливает свет на нечто новое в психологии ребенка. Она показывает, как природа приступает к формированию характера. И ее метод заключается в том, чтобы предоставить ребенку особые возможности для проявления интереса, исключительного интереса, направленного на выполнение творческой работы, необходимой для развития всех сторон личности. За концентрацией следует настойчивость. Это еще одна черта характера, которой пришла очередь раскрыться. По сути, я уже говорила о том, как дети повторяют упражнения, которые не имеют проявленной внешней цели, поэтому, разумеется, должны иметь цель внутреннюю. Это повторение, которое начинается после первой концентрации, производит своего рода укрепление. Оно отмечает начало еще одного этапа формирования характера человека. Здесь тоже действует не воля ребенка, а воля природы. Своими средствами она создает силу, которая позволяет людям выполнять те проекты, за которые они берутся. В действительности, повторяя упражнения, ребенок демонстрирует кое-что еще — способность доводить начатое до конца. Дети в наших школах выбирают себе работу без принуждения и безошибочно демонстрируют эту способность выбора. Они годами практикуют ее день за днем. Если мы в мире взрослых оказываемся в окружении людей, которые никогда не знают, что они хотят, то мы говорим, что у них нет силы воли. А о тех людях, которые знают, что они хотят, и ясно видят путь для достижения цели, мы говорим, что у них сильная воля и они способные.
Ребенку его действия подсказывают законы природы. Взрослые принимают решения о своих действиях подумав. Если ребенок должен упражнять эту способность, то очевидно необходимо, чтобы им не управляли каждую секунду его жизни, говоря, что ему делать. На его выбор влияют внутренние силы, и если кто-то узурпирует функции этого проводника, ребенку не дают развить или волю, или концентрацию. Так что если мы хотим, чтобы он обрел эти черты, то первое, что мы должны, — это сделать его независимым от взрослого. Помимо этого, и у самого ребенка есть очень сильный инстинкт освободиться от контроля взрослых, и это очень логично, если посмотреть, ради каких целей это требуется. Но ребенок действует, опираясь не на логику, а на природу. Именно природа размечает путь, которым он должен идти. Посмотрите, какая странная параллель существует между развитием человека и жизнью животных, потому что и у них тоже есть тропа, проложенная для них, и они следуют по ней, освобождая себя от зависимости от взрослых особей. Существуют естественные законы, управляющие ростом и формированием, и индивидуум обязан следовать этим законам, если он должен построить свой характер, свое внутреннее эго. Можно дождаться формирования каждого отдельного элемента психики человека, и всякий раз наблюдение будет подтверждать, что происходящее вызвано не только обучением, а является ростом больших и сложных процессов, которые направляет сама Вселенная. Это воля природы, это не наше деяние. Это часть творения, а не обучения, что ясно видно из другого замечательного изменения, которое сопровождает уже рассмотренные нами. Дети, которым не дали полностью развиться, часто демонстрируют черты характера, которые исчезают, когда они начинают нормализовываться через работу.
Очень распространенной такой чертой является собственничество. У нормализованного ребенка свобода проявления интереса ко всякого рода вещам ведет к тому, что он сосредоточивает внимание не на самих вещах, а на знании, которое извлекает из них. Поэтому его стремление обладать подвергается трансформации. Странно бывает видеть ребенка, которому очень хочется чего-то, а стоит это заполучить, как тут же вещь оказывается потеряна или сломана. Кажется, что жажда обладать сопровождается страстью к разрушению, и все же это можно легко понять, если мы вспомним, что ни один предмет не вызывает постоянного интереса. Он привлекает лишь на мгновение, а потом его откладывают в1 сторону. Возьмем, к примеру, часы. Они сделаны, чтобы мы могли узнавать время, и в этом их истинная ценность. Но маленький ребенок, который даже не знает, что такое время, не может этого понять; и поэтому, когда ему случается завладеть часами, он почти всегда их ломает. Ребенок постарше, который знает, для чего нужны часы, может увлечься рассматриванием того, как они устроены. Он осторожно их открывает, чтобы посмотреть на колесики и рычаги, которые, взаимодействуя, заставляют идти часы. Но это значит, что часы его больше не интересуют. Его теперь интересует работа их сложного механизма, ему нужен не предмет, а понимание предмета. Здесь мы имеем второй тип собственничества: интерес к тому, как вещи работают. Мы можем его видеть во многих формах. Дети, которые собирают цветы просто потому, что им так хочется, вскоре выбрасывают их или рвут на куски. Здесь мания обладать идет рука об руку с манией разрушения. Но если ребенок знает части цветка, какие у него листья или тип его стебля, тогда он не будет его рвать или повреждать. Он захочет его изучить. Его интерес стал познавательным, а его собственничество принимает форму знания. То же самое и с бабочкой: он может ее убить, чтобы завладеть ею, но если он интересуется жизнью насекомых и их ролью в природе, его интерес все равно будет сосредоточен на бабочке, но во имя идеи наблюдать за ней, а не поймать или убить. Это познавательное собственничество проявляется тогда, когда ребенка настолько сильно привлекает окружающая его среда, что мы можем даже сказать, что ребенок
«влюблен» в нее. Такая любовь к окружающей среде заставляет ребенка относиться к ней весьма бережно и очень осторожно брать что-то в руки. Если страсть к обладанию продиктована познавательным интересом, то мы можем сказать, что она поднята на более высокий уровень и будет вести ребенка к знанию. Вместо собственничества здесь существует, в этом более высоком интересе, стремление знать, любить и служить. Точно так же в научном исследовании воплощается любопытство. Любопытство — это импульс к исследованию. Как только ребенок почувствовал очарование одного предмета, он будет ревностно относиться к сохранению всех предметов. Именно изменения, вызванные в детях в нашей первой школе, показали нам, как они переходят от собственничества к чувству любви и заботы ко вверенным им вещам. В их тетрадях для упражнений никогда не было мятых листов, чернильных пятен или подчищенных мест. Они были аккуратными, чистыми и часто — украшенными. Когда мы размышляем о величии истории и эволюции человека, то видим, что стремление к лучшему является частью его природы. Он всеми способами старается понять жизнь, чтобы защитить и улучшить ее, и заканчивает тем, что помогает живому своей интуицией и пониманием. Разве не проводит фермер все свое время, присматривая за растениями и животными, а ученый — занимаясь своими микроскопами и линзами? Человечество начинает с захвата и разрушения, а заканчивает любовью и служением посредством своего разума. Дети, которые рвали растения в саду, теперь наблюдают за их ростом, считают их листья и измеряют высоту. Они говорят теперь не о своем растении, а об этом растении. Эта возвышенность и любовь вызваны новым сознанием, рожденном в их разуме. Мы никогда не сможем излечить тягу к разрушению проповедями. Если ребенок хочет иметь вещи для себя или чтобы у других их не было, а мы стараемся исправить его поучением или взываем к его лучшим чувствам, он может и остановится на несколько минут, но вскоре начнет снова. Только работа и концентрация, неся знание и любовь, могут вызвать трансформацию, которая обнаруживает духовного человека, ранее скрытого. Знать, любить и служить — это триада всех религий, но именно ребенок является истинным творцом духовности общества. Он учит нас плану природы - как придать форму нашему поведению и характеру, плану, который полностью прослеживается во всех деталях возраста и работы, с его потребностью к свободе и интенсивной деятельности согласно законам жизни. Важна не физика или ботаника или плоды работы рук, а воля и компоненты человеческого духа, которые созидают себя работой. Ребенок - духовный строитель человечества, и помехи его свободному развитию - это камни в тюремной стене, в которую попадает душа человека.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |