Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Учебно-методическое обеспечение курса

Разделы курса

Требования к уровню освоения содержания курса

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Задачи курса.

Программа учебной дисциплины

Медицинской психологии и психофизиологии

 

 

«Нарушения психического развития»

 

Автор: профессор, доктор психологических наук Мамайчук И.И.

 

 

Рецензент: доктор медицинских наук, проф. Иванов Е.С.

 

 

Санкт-Петербург

2008 г.


I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса.

Формирование у студентов знаний о психологических механизмах развития психики у детей и подростков с различными формами психического и физического дизонтогенеза.

 

1. Изложение теоретико-методологических аспектов проблемы.

2. Систематизация знаний студентов в области психологии детей и подростков с проблемами в развитии.

3. Изучение психических процессов и функций у детей с проблемами в развитии с различными формами и степенью тяжести психического и физического дизонтогенеза.

 

Изучение данного курса занимает одно из важных мест в системе профессиональной подготовки клинических психологов, имеет значение не только в теоретической, но и практической подготовки специалистов-психологов.

 

В результате изучения материалов курса студенты должны:

- приобрести теоретические знания о закономерностях развития психики при нарушениях психического и физического развития;

- познакомиться с особенностями психологического исследования;

- познакомиться с основными направлениями психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии.

II. Содержание курса

Курс состоит из двух основных разделов: общего и специального.

2. Темы и краткое содержание

- Теоретические и методологические проблемы психологии нарушенного развития.Предмет, методы, задачи, история. Проблемы дефекта и его компенсации. Роль Выготского в развитии проблемы. Эволюционно-динамические теории дизонтогенеза. Классификация видов дизонтогенеза

 

- Особенности познавательных процессов и личности детей и подростков с психическим недоразвитием, задержанным развитием, поврежденным развитием, искаженным развитием и диcгармоничным развитием.

III. Перечень контрольных вопросов для

самостоятельной работы

1. Проблемы дефекта и его компенсации в работах А.Адлера и Выготского.

2. Клинико-психологические составляющие дизонтогенеза.

3. Психология дизонтогенеза в работах отечественных психологов конца 19 и начала 20 веков.

4. Основные теоретические направления в исследовании проблем нарушенного развития.

5. Проблемы распада психических функций в детском возрасте.

 

IV. Тематика рефератов и курсовых работ.

1. Дифицитарное развитие в детском и подростковом возрасте – клинико-психологические характеристики

2. Соотношение биологического и социального на материале изучения детей и подростков с проблемами дизонтогенеза.

3. Особенности развития гностических процессов и личности у детей и подростков с нарушениями зрительного анализатора.

4. Особенности развития гностических процессов и личности у детей и подростков с нарушениями слухового анализатора.

5. Клинико-психологические особенности детей и подростков с системным нарушениям речи.

6. Клинико-психологические особенности детей с психическим недоразвитием.

7. Клинико-психологические особенности детей с различными формами задержки психического развития.

8. Теоретичские подходы к психологическому изучению искаженного психического развития.

9. Клинико-психологические особенности детей и подростков с диcгармонией психического развитие.

10. Проблемы распада психических функций на материале изучения детей и подростков перенесших менингоэнцефалит.

11. Методологические проблемы изучения психического развития при дизонтогенезе.

12. Эволюционно-динамические направления при изучении психического дизонтогенеза.

13. Особенности развития психических процессов и личности детей и подростков с различными формами детского церебрального паралича.

 

V. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

1. Предмет, задачи и основные направления психологии дизонтогенеза.

2. Особенности структуры дефекта и его компенсации при нарушенном развитии в детском возрасте.

3. Основные принципы психологии дизонтогенеза.

4. Классификации видов дизонтогенеза в детском и подростковом возврате.

5. Психологические и клинические параметры дизонтогенеза.

6. Особенности сенсорно-перцептивных и мнемических процессов у детей с психическим недоразвитием

7. Особенности развития рече-мыслительных процессов у детей и подростков с психическим недоразвитием.

8. Классификация умственной отсталости

9. Особенности развития личности у детей и подростков с психическим недоразвитием.

10 Клинико-психоогическая классификация задержки психического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР).

11 Особенности развития познавательных процессов и личности детей с психофизическим инфантилизмом.

12 Особенности познавательных процессов и личности детей с соматогенной формой ЗПР.

13 Особенности познавательных процессов и личности детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

14 Особенности развития познавательных процессов и личности у детей с психогенной формой ЗПР.

15 Клинико-психологические особенности детей с поврежденным психическим развитием.

16 Особенности психического развития детей и подростков перенесших черепно-мозговую травму.

17 Клинико-психологические особенности детей с эпилепсией.

18 Искаженное психическое развитие – клинико-психологические характеристики.

19 Особенности развития познавательных процессов и речи у детей с ранним детским аутизмом.

20 Особенности развития личности детей с ранним детским аутизмом.

21 Клинико-психологические особенности детей с шизофренией.

22 Дизгармония психического развития – клинико-психологическая характеристика.

23 Особенности развития познавательных процессов и личности детей и подростков с психопатическим развитием.

24 Особенности психического развития детей с диспропорциональным психическим развитием.

25 Клинико-психологические особенности детей и подростков

страдающих неврозами.

1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии Т.5 Собр. Соч. 1983

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.

МГУ, 1985

3. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции

СпбГУ, 2000

4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии

Изд-во «Речь» 2002

5. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб 2007

6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.1972

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная).

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.,1979

2. Бадалян Л.А. Невропатология. М.,1985

3. Сорокин В.М. Специальная психология, М.,2005

4. Щипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. М. 2001

 

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

Для иллюстрации лекционного материала использование видеофильмов:

Знакомство

Дети с аутизмом

Психологическое консультирование детей с ЗПР

Психологическая диагностика детей с дизгармоничным развитием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материалы тестовой системы 5 страница | Воспоминания о службе в 126-м строительном батальоне ВМС США, 27 июля 1943 г.— 14 марта 1945 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.