Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства: культура




Как показал наш пример с мужем и женой, коммуникация часто получает значение, основанное на молчаливых допущениях и предположениях. Чтобы определить смысл данного сообщения или опыта, человек делает допущения о той ситуации, в которой он находится. В зависимости от сделанных допущений различные элементы сообщения или ситуации получают разный приоритет и значение. В предыдущей главе мы уже детально рассматривали влияние убеждений и допущений. Поэтому важно учитывать, какие предположения связаны с вашим сообщением и сообщениями других людей.

Контекст и культура определяют то, какие аксиомы, допущения и ожидания человек связывает с определенной ситуацией (и сами оп-

Эффективная коммуникация

ределяются ими). К культуре также относятся как явные, так и неписаные правила. Правила устанавливают ограничения и отражают убеждения, ценности и допущения. Правила определяют, что уместно, а что не уместно в каком-либо контексте или ситуации. В различных культурах существуют свои допущения и правила относительно времени, пространства, одежды и т. д. В рамках одной культуры десятиминутное опоздание может быть совершенно приемлемым, а в рамках другой оно будет рассматриваться как серьезный проступок. Культурно обусловленные правила и допущения могут влиять даже на восприятие человеком реальности. Один мой знакомый из Германии ехал в машине, которую вел его испанский коллега. Когда они подъезжали к светофору, зажегся красный свет. Немец был страшно напуган и потрясен, когда они проехали на красный свет, даже не снизив скорость. «Разве вы не видели, что был красный свет?» — воскликнул он. И водитель ответил: «Да он же только зажегся».

Правила имеют отношение как к контексту, так и к статусу. Например, во многих культурах единственный способ показать, что вы действительно внимательно слушаете, — это смотреть прямо в глаза. А в других культурах такое поведение считается невежливым и даже шокирующим. Очевидно, знание культурных влияний как одного из элементов средства коммуникации является одним из важных навыков лидерства, особенно в ситуациях, включающих межкультурное взаимодействие.

Коммуникационные стратегии

Коммуникационные стратегии относятся к управлению совокупностью элементов, определяемых матрицей коммуникации (рис. 6.9).

Можно выделить несколько видов деятельности, связанной с коммуникативными стратегиями:

1. Определение основного сообщения и разделение его на содержание и метасообщение.

2. Определение текущего и желаемого состояния, статуса и контекста, в которых должны быть посланы сообщение и метасообщение.

3. Определение наиболее эффективных каналов передачи сообщения и метасообщения.

4. Получение обратной связи о том, как сообщение и метасообщение принимаются другими людьми.

Глава б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             
  1 Коммуникация J  
             
      ' 1  
1 Человек 1   Сообщение Средство  
                 
Отправитель         г—  
Получатель   Переданное 1 Полученное '.— Канал Контекст ----1---- Культура  
      _____L              
f 1 ~ 1  
Состояние ----- Статус Содержание 1 Метасо-общение -JОбразы J Ограни-[ чения [ J Предпо-|ложения
        i -4 Голос L- Время *- Правила  
  Уровень    
       
  - Записи  
     
 
     
  - Тело  

Рис. 6.9. Элементы матрицы коммуникации

Коммуникативная стратегия включает такие элементы, которые можно предварительно планировать, и такие, которые выбираются и принимаются в ответ-на обратную связь. К предварительно планируемым элементам в основном относится способ подготовки и доставки информации. Например, способ передачи одного и того же сообщения в виде документа или в виде транспаранта сам по себе является метасообщением о важности передаваемой информации. Еще одним примером может служить ситуация, когда при раздаче материалов в начале совещания или же по его ходу одновременно передаются разные метасообщения о том, как воспринимать эту информацию относительно другой представленной информации.

К динамическим аспектам управления сообщениями относится отслеживание процесса их передачи и получения, т. е. способность

Эффективная коммуникация

адаптировать сообщения и метасообщения в зависимости от реакции, полученной в ответ на другие сообщения. Сообщения могут быть адаптированы посредством:

1) использования навыков наблюдения и получения обратной связи, чтобы уменьшить несоответствие между переданным и полученным сообщениями;

2) отбора и комбинирования сообщений и метасообщений;

3) обеспечения того, чтобы микросообщения поддерживали основное сообщение и вели в направлении желаемого результата.

В следующих параграфах мы более детально рассмотрим различные элементы матрицы коммуникации, делая акцент на том, как на их основе может быть создана эффективная коммуникативная стратегия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.