Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия Древнего Рима




Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существованиевсевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности,в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влияниемэтрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешлик антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме — былпостроен этрусскими мастерами. Римская мифология в своем первоначальном развитиисводилась к анимизму, т.е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялисьдушам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественнойих силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, скоторыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов.Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручитьсяих благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы иустановленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижнымэллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представлениявыразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богахримляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображалисьв виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видомкопья, Веста — под видом огня. Первоначальная система римской мифологии — судя помодифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняялитература — сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий,под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; неменее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшуюоснову семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божестваприроды, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого.Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества- олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношенийобщественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы.Расположенными к людям считались мацы — души умерших, гении — духи — покровителимужчин, лары — хранители домашнего очага и семьи, пенаты — покровители дома и всегогорода. Злыми духами считались ларвы — души не погребенных покойников, лемуры — призраки мертвецов, преследующие людей, и др. Уже в царскую эпоху можно заметитьнекоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределенымежду различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлисьпонтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальнымкультом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которыхотмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, началавоенных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов — предсказателей: авгурыгадали по полету птиц, гаруспики — по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламниныобслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдениемпринципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме — не особая каста,а выборные должностные лица.


Заключение

Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

 


Список литературы

1. Аксенова А.Д. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.2-е изд., испр. М.:Аванта+, 1999, — 688 с.: ил.

2. Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б., Стратановский Г.А. Жизнеописания знаменитыхгреков и римлян.М., 1988.

3. Браво Б., Випшицкая-Браво Е. Судьбы античной литературы. // Античные писатели.Словарь. — СПб, 1999.

4. Вощинина А.И. Античное искусство, — М.: Издательство Академии Художеств СССР,1962. — 393 с.

5. Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. — М., 1990.

6. Зарецкая Д.М. Мировая художественная культура, — М.: Издательский центр A3,МСК, 1999. — 352 с.

7. Историки античности: В 2 т. — М., 1989.

8. История всемирной литературы: В 9 т. Т.1. — М., 1983.

9. Кравченко А.И. Культурология. — М., 2001.

10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Авт. и сост. Н.А. Куни А.А. Нейхардт. — М., 1990.

11. Машкин Н.А. История Древнего мира. — Л., 1981.

12. Подосинов А.В. Рим: Боги и герои, — Тверь: Мартин, Полина, 1995.81) с.: ил.

13. Соколов Г. И, Искусство Древнего Рима, — М.: Просвещение, 1996.224 с,: ил.

 

 

Краткое содержание:

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития,впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. На формирование древнеримской культуры повлияли художественныеценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. Римские города развивались вокруг городскогоцентра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местными римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школыи дороги.

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии,но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рациональноорганизованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городахбольшего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха,духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римскихгородах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности,в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах,лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения. Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцыидеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков — защитниковочага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим,отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичностьв деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портретастала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертныхмасок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместес фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые,мраморные и терракотовые бюсты предков. Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.