Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. 8 страница




Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его ­критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и ­неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. со степенью сложности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

В работах психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — преобразования путем воспитательного воздействия на личность. В психологии выделяется несколько типов самооценки: адекватная, т. е. ­соответствующая реальным возможностям человека; завышенная, когда человек представляет себя более значительным и способным, чем есть на самом деле, и заниженная, когда человек явно недооценивает себя, не уверен в собственных силах и способностях. У людей с завышенной или заниженной самооценкой часто возникают серьезные проблемы в общении, во взаимодействии с другими людьми.

Многие современные психологи говорят о позитивности высокой самооценки человека. С точки зрения этих ученых, люди, обладающие высокой самооценкой, имеют четкое представление о том, какими личностными качествами они обладают, думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, используют обратную связь для повышения самооценки и успешно справляются с трудными ситуациями.

И, напротив, люди с низкой самооценкой думают о себе плохо, часто останавливают свой выбор на нереальных целях или вообще избегают каких-либо целей, склонны к пессимизму, им также свойственны более неблагоприятные эмоциональные реакции на критику или иные виды негативной обратной связи, они больше обеспокоены собственным социальным влиянием на других людей.

Важную роль в процессе самопознания играет самоисповедь — способ призвать в судьи собственных действий, поступков, побуждений и результатов того, что задумано и осуществлено самого себя. Исповедь человека перед самим собой помогает лучше осмыслить свои качества, поступки, определить причины своих ошибок и неудач. Ведь перед собой человеку трудно лукавить.

О сложности и напряженности этого процесса говориться в стихотворении поэтессы Е. Шаламоновой «Самоисповедь»:

Самоисповедь — вечным допросом,

Вечной тайной — познанье себя.

За уверенность новым вопросом

Эта ночь разбудила тебя.

На портрете — лица отраженье,

А душа не вмещает границ

Этой гонки, где чьим-то решеньем

Рвутся с места ряды колесниц,

 

Где богатству поклонится бедность,

И хоть совести голос сорви,

Одинакова, равна потребность

И богатых и бедных — в любви.

 

Разный путь, но финал очевиден.

Все прошел, но узнал ли себя?

Был твой грех для других безобиден?

Свои годы не прожил ли зря?

И по тем ли бродил ты дорогам,

Все мечтая на каждой заре,

Стать любовью, стать маленьким богом

На цветущей, счастливой Земле.

 

В качестве определенной результирующей процесса самопознания психологи выделяют Я-концепцию. «Я-концепция» — это устойчивое, осознанное и выраженное в словесной форме представление человека о самом себе. Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Ее описательную составляющую часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Она определяет не только то, что индивид собой представляет, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки выделяются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным.

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению.

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении.

Изучение, познание человеком самого себя осуществляется через деятельность, взаимосвязь и взаимодействие с другими людьми. Можно сказать, что мнение о нас и то, как на нас смотрят, как нас воспринимают другие люди — это важный источник информации для формирования образа собственного «Я».

2.12. Поведение

Под поведением понимается наблюдаемая активность всех живых существ. Поведение человека — это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу, другим людям, рассматриваемое с точки зрения нравственности и права.

Существует понятие «отклоняющееся поведение», т. е. такое, которое не соответствует принятым в обществе нормам.

Также поведение понимается как совокупность поступков — сознательных действий, направленных на достижение определенных целей. Через поступок человек утверждает себя как личность. Поступок всегда личностно окрашен, в нем обязательно заложена его оценка самой личностью. Можно сказать, что в поступке проявляется нравственная установка человека, его отношение к миру, людям, близким.

Поведение человека определяется как сознательными, так и бессознательными факторами.

Нашим поведением руководят прежде всего врожденные инстинкты. Инстинктами обладает не только человек, но и все обитатели живого мира. Например, когда мы подходим к краю обрыва, нас словно что-то удерживает на определенной грани, за которую мы не переступаем; мы не углубляемся в незнакомый лес; очень осторожно, на ощупь продвигаемся в темноте. Нас охраняет так называемый инстинкт самосохранения — встроенный защитный механизм. Человек еще не успел осмыслить опасность, мысленно просчитать свои действия и их последствия, а этот инстинкт уже активизировался и определил необходимое поведение. Инстинктом также называют удовлетворение чувства голода или полового влечения. Великим животворящим инстинктом является материнство, которым обладают все живые существа. Кошка никогда не бросит своего котенка, птица — своих птенцов (за исключением кукушки), все родители заботятся о своих детенышах и скорее погибнут сами, чем бросят детей в беде.

Кроме инстинктов человек обладает эмоциями. В понятие «эмоции» ученые вкладывают переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленные потребностями человека. Эмоции — это печаль и радость, скука и разочарование, раздражение и удовольствие. Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные — это, например, радость. Мы испытываем ее, когда встречаем добрых друзей, когда удачно завершаем важное дело. Радуемся, когда светит солнце, теплое море катит навстречу свои голубые волны, когда поют птицы, звучит прекрасная музыка. Медики утверждают, что положительные эмоции способны излечивать человека от многих болезней. К отрицательным эмоциям относятся раздражение, печаль, разочарование.

Наряду с эмоциями в человеческой природе заложены чувства. Это самая сильная и ярко выраженная форма переживания, связанная с теми людьми, событиями и предметами, которые для данного человека являются особо значимыми. О чувствах мы слышим с самого раннего возраста. Ребенок испытывает чувство голода, страха, привязанности, благодарности. Позже появляются и многие другие чувства, которые невозможно полностью перечислить. К чувствам относятся, к примеру, дружба, любовь, уважение, боль, страх, гнев, злость, зависть, ненависть. Любовь и дружба делают жизнь интереснее и многограннее. Говорят, чем лучше ты относишься к другому человеку, тем больше делаешь ему добра. Именно отдавая часть своей души, человек сам становится богаче. Чувство любви наиболее плодотворное из всех человеческих чувств.

Наши чувства можно разделить на практические (ответственное отношение к труду и учебе, увлеченность спортом), эстетические (понимание прекрасного, пропорционального, сочетающегося), интеллектуальные (стремление к самосовершенствованию, любовь к истине) и нравственные (любовь, дружба, признательность, зависть, ревность, ненависть). Какие-то из этих чувств могут быть устойчивыми, а другие возникают спонтанно, из-за неожиданно сложившейся ситуации. Конечно, человек не может отвечать за все свои сиюминутные чувства (например, неожиданно, даже против своей воли, можно почувствовать зависть к однокласснику или подруге), но он должен контролировать наиболее устойчивые из них.

Нередко в человеке могут уживаться противоположные чувства — ненависть и любовь, отчаяние и надежда, страх и мужество, неуверенность и энергичность. Каждый вправе выбирать из них, но ответственность за этот выбор ложится на самого человека. Тот, кто выберет ненависть, в дальнейшем может стать убийцей, а выбравший страх — трусом. Таким образом, наши чувства в значительной степени определяют поступки и действия.

С древнейших времен многие люди считали, что в основе этого выбора лежит любовь. Не зря же это слово так многозначно: мы говорим о любви к определенной еде, к развлечениям, к видам спорта, к работе, к машине, к оружию, к огороду, к определенному цвету, к одежде, к родителям, к окружающим нас людям, к самому дорогому на свете единственному человеку, к своему городу, к своей республике, к стране, ко всему человечеству, к природе и так до бесконечности. Любовь или нелюбовь часто объясняет наше поведение, слова, настроение, мысли и взгляды.

Как же возникает любовь? Отчего люди что-то любят, а к чему-то равнодушны? Что лежит в основе любви к одним школьным предметам, равнодушия к другим и непринятия третьих? Почему из миллионов людей мы выбираем и любим единственного?

У каждого свой ответ на эти вопросы. Но все-таки интересно, а что думали по этому поводу раньше.

Для многих из нас проблема любви — это в первую очередь вопрос о том, как быть любимым(ой), а не стремление любить самому. Кроме того, большинство современных людей под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины — «вещь, которую хотят заполучить». Под привлекательностью обычно понимают набор приятных качеств, пользующихся большим спросом и модных в данную эпоху. Были периоды в истории человечества, когда привлекательными считались пьющие и курящие женщины, хрупкие мужчины, блондинки, бородатые юноши и т. д.

Любовь —действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, объединяющая его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность.

Любовь могут сопровождать зависть, ревность, честолюбие, жадность, но эти страсти не способны заменить настоящую любовь, которая является проявлением человеческой силы и возможна только в условиях свободы, а по принуждению — никогда. Любовь подразумевает заботу (заинтересованность в жизни и благополучии тех, кого мы любим), ответственность (внимание к выраженным или невыраженным нуждам другого человека), уважение (способность воспринимать другого человека таким, каков он есть, осознавать его индивидуальность), знание (умение понять позицию другого и его собственные интересы).

Любовь — одна из главных загадок человеческой жизни, которая по-разному решается в разные эпохи и разными людьми. Можно выделить четыре основные проблемы понимания любви: «Что в любви естественно, а что — нет?», «Как в любви соотносятся стремления к ­наслаждению и удовольствию с возвышенными чувствами и целями (совершенствования, идеальных отношений, жертвы другому или Богу)?», «Какова связь между половым влечением и влюбленностью?», «Предполагает любовь брак и семью или нет?». Разные ответы на них давались мыслителями. У каждого из вас может быть свое мнение по этому поводу.

Однако все мы сойдемся во мнении, что без любви, которая требует не только напряжения душевных сил, но и определенного таланта человеческая жизнь становится пресной и бессмысленной, дагестанский поэт Р. Гамзатов утверждает: «Красиво любить тоже нужен талант».

Одним из самых сильных человеческих чувств, которое способно подавить почти все остальные, порой даже любовь, является страх. Человек, охваченный страхом, утрачивает способность нормально мыслить и ориентироваться в окружающей среде, он может поддаться панике и стать легко управляемым. Когда в сентябре 1999 года в Москве были взорваны жилые дома со спящими людьми, москвичей на какое-то время объял страх, они боялись спать в собственном доме. После взрывов в торговом комплексе «Охотный ряд» и в переходе на Пушкинской площади люди стали бояться спускаться в переходы. После того, как террористами были взорваны бомбы в вагоне метро у станции «Автозаводская» и перед входом на станцию «Рижская», москвичи еще долго боялись пользоваться метро.

Датский философ С. Кьеркегор относит чувство страха к отрицательным эмоциям. Различают два понимания страха: 1) боязнь конкретной опасности и 2) безотчетная тоска, свойственная человеку. Страх сродни инстинкту самосохранения. Ведь совершенно бесстрашный человек способен на неосмотрительные поступки, которые могут повлечь опасные для других людей последствия. Опытные разведчики говорят, что страх во многих случаях помогает им избежать провалов в работе. Умеренное чувство страха, по мнению древнегреческого философа Аристотеля, является одной из главных добродетелей — оно делает человека осторожным и аккуратным в своих поступках.

Нельзя однозначно оценить и такое чувство, как гнев. Когда мы сталкиваемся с проявлениями людской подлости, зависти, жестокости, то испытываем неприятие подобного. Этот гнев способен защитить от зла как нас самих, так и окружающих людей, а порой даже предотвратить беду.

Высшим воплощением человеческой сущности является мысль. Именно в мысли заключено понимание человеком мира, других людей и самого себя. Посредством мысли человек определяет устройство окружающего мира, формирует представления о прошлом, настоящем и будущем, о своем предназначении, о жизни и смерти, о том, как развивается мир и человеческое общество. Мысль плодотворна. Она материализуется, воплощается в изобретенные человеком предметы, строения, механизмы, произведения искусства. А. С. Пушкин писал: «Что же и составляет величие человека, как не мысль?»

Если задаться вопросом, что в большей степени определяет поведение человека в окружающем мире — инстинкты, эмоции, чувства или мысли, то, наверное, однозначного ответа мы не найдем. Каждый ответит по-своему. Одни скажут, что в основе всего лежат примитивные, простейшие животные инстинкты, например, голод и половое влечение. З. Фрейд, например, считал, что в основе всех человеческих поступков лежит сексуальное влечение, неудовлетворенный половой инстинкт. Если этот инстинкт не находит нормального выхода, наступает его преобразование — сублимация — во что-либо иное. Это может быть создание прекрасного произведения искусства, например, живописного полотна или поэмы, а может, это будет разжигание страшной войны или совершение преступления. Многие историки объясняли захватнические войны и миграции народов поиском новых источников пропитания. Именно голод, по их мнению, выступал главной движущей силой исторического развития.

Другие, наоборот, скажут, что главное в человеке — это эмоции и чувства. Мир держится любовью и на любви. Как гласит христианское вероучение, «Бог есть любовь». Третьи же будут отстаивать идею, что главное в человеке — рациональное начало, мысль. Человек все просчитывает, анализирует и на основании этого решает, как ему поступить.

Поведение человека проявляется только во взаимоотношениях с другими людьми. Конечно, любой человек думает прежде всего о себе и своих интересах, он по природе своей эгоист. И в этом нет ничего зазорного, ведь даже в Священном Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но эгоизм бывает разный. Есть так называемый «разумный эгоизм», когда человек понимает, что добиться своих целей и задач он сможет только в согласии с другими людьми, только сотрудничая, помогая другим, обретешь желаемое. Однако есть и две крайние позиции, которые ученые именуют альтруизмом и эгоцентризмом.

Альтруизм — это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В окружающей жизни проявлениями альтруизма выступают такие явления, как милосердие, благотворительность, филантропия. Главным принципом альтруизма является помощь без ожидания награды или поощрения. Во взаимоотношениях между людьми встречаются и случаи самопожертвования, когда человек полностью отказывается от своих желаний, всего себя посвящая другому. Такая жертвенная любовь зачастую бывает у родителей к детям.

Эгоцентризм, напротив, — жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в том, что человек в своем поведении руководствуется только собственными прихотями, не считаясь с интересами окружающих. Эгоцентризм — следствие убежденности человека в собственной исключительности и в том, что другие люди — родители, друзья, учителя — служат только для выполнения всех его прихотей. Психологи считают, что эгоцентризм характерен для раннего детского возраста, но при правильном воспитании к 12–14 годам его можно преодолеть.

Наверное, правильное поведение должно основываться на понимании человеком своих интересов при обязательном уважении интересов других людей. Иначе не избежать ошибок и ударов судьбы.

2.13. Свобода и ответственность личности

Человек рождается свободным, и никто не вправе обратить его в раба — ни группа людей, ни государство, ни общество. Как часто люди слышат о свободе, говорят о ней, прославляют ее, считают ее наличие самым главным в жизни! Но знаете ли вы значение этого слова и какой смысл в него вкладываете? Об этом люди спорили с глубокой древности, и у мыслителей были разные мнения по поводу свободы. Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур), состояние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с желаниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон). В Древнем Риме, где особую роль в обществе играло законодательство, оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов.

В Новое время, когда вместе с быстрым развитием промышленности появляются значительные изменения в политической области — принимаются конституции, парламенты ограничивают единоличную власть, возникают представления о правах человека — свобода получает значение важнейшей основы для развития общества. Мыслители XVII–XVIII веков понимали свободу как «право делать то, что разрешено, а не запрещено законом» (Ш. Монтескье) или как «состояние человека с первого момента после рождения, которое затем пытаются у него отнять» (Ж.-Ж. Руссо). Особенно большое значение придавалось свободе слова, потому что в ней многие видели возможность бороться с насилием над человеком со стороны государства.

В России тоже по-разному представляли себе свободу. Традиционное для россиянина отношение к свободе — трактовка ее как внутреннее состояние души. Именно в своем внутреннем мире, в своих размышлениях об идеале в поисках истины свободен человек. На подобных идеях строилось учение о свободе в православии.

От понимания внутренней свободы отличается то, что русский человек называл словом «воля» — возможность действовать, не сдерживая своих порывов, поступать по своему желанию, ничем себя не ограничивая. Академик Д. С. Лихачев подчеркивал, что подобное понимание «воли, волюшки» обусловлено обширностью территории, пространств России.

Иногда такое понимание свободы превращалась во вседозволенность. Обращаясь к восставшим крестьянам, атаман С. Разин говорил: «Я пришел дать вам волю». И это было право грабить, жечь вотчины и поместья, убивать судейских дьяков. Воля страшная, необузданная, как половодье народного гнева — реакция на тяжкое крепостническое рабство. Очень часто люди, вырвавшиеся на свободу, поднимали бунт, без разбора грабили и убивали, а в конечном счете даже и не знали, что же с этой самой волюшкой делать.

Подобная «воля» обычно пугала людей. Большинство народных пословиц предостерегают против «излишней» свободы: «Воля портит, а неволя — учит», «Воля заносит в неволю». Но в то же время существуют и другие выражения: «Вольному — воля, спасенному — рай», «Воля — господину, неволя — холопу». Л. Н. Толстой писал: «Хочешь быть свободным — приучай себя воздерживаться в своих желаниях».

С точки зрения науки, свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизмдистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное дей­ствие человека есть сплав свободы и необходимости.

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет. Но главными ограничителями человеческой свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне — в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им обоснования. А потому объективные условия существования не играют такой большой роли при выборе модели действий.

Несомненно, находясь среди людей, человек ограничен в своем поведении. Во-первых, свободой другого человека, во-вторых, собственной природой (например, можно выбрать то или иное блюдо, но нельзя вообще отказаться от еды), в-третьих, существующими законами (но только такими, которые принимали народные представители, а если они были навязаны кем-то одним или группой лиц, то человек имеет право сопротивляться им), в-четвертых, силой общественного мнения, господствующими моральными нормами (наверное, вряд ли кому-то придет в голову отправиться в музей в купальнике или в Большой театр — в спецовке, хотя это и не запрещается). Все эти ограничения в целом называются ответственностью.

Ответственность — это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность может быть внешней — перед вышестоящим начальством, перед окружающими людьми, перед законами государства, и внутренней — перед самим собой (чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости и др.).

Только в единстве свободы и ответственности можно строить поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми.

Ограничителями свободы человека в обществе выступают обязанности — требования к поведению, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства. Главные обязанности гражданина нашей страны закрепляются Основным законом государства — Конституцией Российской Федерации. В ней записано, что родители обязаны заботиться о малолетних детях, а взрослые дети — о престарелых родителях; граждане должны платить установленные законом налоги, бережно относиться к природным богатствам, защищать отечество. Кроме того, каждый гражданин обязан иметь удостоверяющие его личность документы (например, паспорт), оплачивать проезд в транспорте, соблюдать правила дорожного движения, не нарушать трудовую дисциплину. Все это можно обобщить в одном предложении: каждый обязан соблюдать существующие законы. Но для того, чтобы соблюдать, надо знать их и это тоже важная обязанность человека.

За нарушение перечисленных предписаний предусмотрены различные виды наказаний — предупреждения, штрафы, исправительные работы и даже тюремное заключение. В законах все эти наказания четко определены, и государство через различные органы (милицию, прокуратуру, суды) заботится о соблюдении законности.

Сложнее обстоит дело с внутренней ответственностью. Здесь нет четко установленных законов и правил, которым должен подчиняться каждый. Особенность состоит в том, что многое зависит от самого человека, его воспитания, мировоззрения, морали. Один испытывает чувство долга перед своей страной, давшей ему образование, возможности для развития, определенные условия жизни, а другой считает, что все полученное им — само собой разумеющееся.

И дело здесь не всегда в количестве благ: вовсе не обязательно, что человек, имеющий с детства все самое лучшее, будет за это признателен отечеству и своему народу. Очень важно, чтобы человек осознавал свое единство с окружающими людьми и взаимную ответственность за все ­происходящее вокруг. Может, тогда будет меньше претензий, что он якобы «отдал слишком много и недополучил того, что ему причиталось».

Одним из наиболее возвышенных качеств каждого человека является патриотизм. Еще древние отмечали высокую моральную значимость патриотичности. Римляне говорили: «Нет более приятной и почетной смерти, чем смерть за родину». Однако иногда можно услышать и негативные суждения о патриотизме, насмешки над ним. Встречаются следующие эпитеты к слову «патриотизм»: «истинный», «мнимый», «показной», «квасной». И за всеми этими определениями трудно определить, что же такое патриотизм в действительности.

Под патриотизмом понимается искреннее и глубокое чувство любви к своей родине, своему отечеству, стране, в которой ты родился и вырос — независимо от того, насколько гладко и удачно складывается твоя жизнь. Также это — готовность в определенные моменты подчинить свои собственные интересы интересам родины, защитить ее, служить ей. Философ Ф. Скорина так писал об этом чувстве: «Звери, ходящие в пустыне, знают ямы свои, птицы ведают гнезда свои, рыбы чуют глубины свои, — так и люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют».

Для россиянина патриотизм — это не пустое слово. Много раз в истории России ее гражданам приходилось, забывая о себе и своих личных интересах, вступаться за честь и свободу своей великой Родины. Патриотами можно считать и творцов российской культуры, и деятелей науки, и предпринимателей, создающих мощные предприятия, производящие продукцию, известную на мировом рынке, и военных, с оружием в руках защищающих родину, да и вообще всех россиян, честно и добросовестно работающих в школах и больницах, на фабриках и заводах, в шахтах и на полях — одним словом, везде, где их труд приносит пользу стране. Ибо все эти люди и есть Россия.

Означает ли это, что патриот должен пренебрежительно относиться к другим странам и народам? Конечно же, нет. Только научившись по-настоящему ценить и уважать свою страну и соотечественников, человек может уважать и другие страны, их жителей и культуру. Иногда в средствах массовой информации патриотическая позиция противопоставляется космополитизму и интернационализму. Так вот: только истинный патриот и сознательный гражданин своей страны может стать «гражданином мира» (а именно этот смысл и вкладывается в понятие «космополит»). Н. Г. Чернышевский писал, что человек, который не принадлежит своему отечеству, не принадлежит и человечеству. Похожую мысль высказал и французский философ-просветитель К. Гельвеций: «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру».

И тем не менее патриотизм действительно бывает разный. По телевидению, да и просто на улицах можно увидеть людей, громко кричащих о том, что они — патриоты, выступают за то, чтобы выгнать из своего города или из страны в целом всех «чужаков». Они могут носить традиционные народные одежды, демонстрировать приверженность национальной кухне и напиткам, но при этом не учитывать одного: истинные патриотические чувства невозможно выставить напоказ. Их можно проявить в деле в тяжелую годину испытаний, выпавших на долю страны, а также в повседневном, кропотливом и достойном труде на ее благо. Стать патриотом можно только познакомившись с историческим прошлым и традициями своей страны, приобщившись к культурному наследию, созданному предками.

Как вы думаете, может ли патриотически настроенный человек критиковать свою страну, обличать ее недостатки? А как же иначе, если мы искренне переживаем за свое отечество и нам больно видеть, что не все в нем хорошо и благополучно?! Кто же, как не истинные патриоты, скажет об этом вслух и не побоится выступить против негативных явлений, стремясь их исправить? Патриотизм обязательно должен быть действенным. Не следует смотреть на происходящее вокруг сквозь розовые очки и говорить, что в нашей стране нет проблем и тот нам не друг, кто говорит о ее недостатках. Ш. Монтескье сказал по этому поводу: «Каждый гражданин обязан умереть за свою родину. Но никого нельзя обязать лгать во имя родины».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.