Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энергетическая программа РБ. Энерго­обеспеченность народного хозяйства и энергоемкость отдельных видов производственной деятельности




Так как Беларусь относительно бедна собственными топливными ре­сурсами, экономически целесообразно наращивать потребление местных видов топлива и использовать нетрадиционные источники энергии. Для Республики Беларусь; расположенной в центре восточноевропей­ского региона и не имеющей выхода к морю, возможны следующие пути поставки нефти:

– из России по существующей системе магистральных газопроводов;

– через территории сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши), имеющих и создающих морские нефтеперевалочные комплексыдля приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопроводно-морская транспортная схема поставки нефти. Общие извлекаемые ресурсы нефти в Республике Беларусь оценены в 362,1 млн. т. В промышленную категорию переве­дено примерно 48% указанных ресурсов. В Припятской нефтяной области прогнозируется открытие 470 новых залежей нефти (из них 6 с запасами более 3-4 млн т; 18 – с запасами 1-3 млн. т; остальные залежи – с запа­сами ниже 1 млн. т).Общая производительность существующих нефтяных скважин снижа­ется, так как многие разработанные пласты уже перешли пиковый рубеж производительности. Эти обстоятельства формируют тенденцию спада в добыче отечественной нефти в будущем. Для сохранения существующих объемов добычи нефти необходимы применение новейшей технологии и разработка новых месторождений [12].

Учитывая имеющиеся ресурсы торфа и то, что торфобрикеты – достаточно дешевый вид топлива, считается целесообразным поддержи­вать их производство на прежнем уровне. Торф в основном используется как удобрение для сельскохозяйственных нужд. Потенциал бурых углей в Рес­публике Беларусь достаточно высок. В настоящее время наиболее изу­ченными являются угли, залегающие на глубине 20-80 м трех месторож­дений (Житковичского, Бриневского, Тонежского) с общими запасами 152 млн. т.Имеющиеся в Беларуси бурые угли низкокалорийные (теплота сгорания – 6,3-7,1МДж/кг), влажность – 55-60%, зольность – 17-23%. В ближайшие годы предполагается расширить добычу угля в объеме 4 млн. т в год. Белорусский уголь можно использовать в качестве коммунального топлива после подсушки и брикетирования в смеси с торфом или для получения генераторного газа. Существует реальная необходимость в освоении месторождений бурых углей.

Запасы горючих сланцев в Беларуси достаточно велики. Наиболее изученным является Туровское месторождение. Теплота сгорания этих сланцев – 4,2-6,7 МДж/кг, зольность – около 75%, выход смолы – 6-12%.По своим качественным показателям сланцы не являются эффектив­ным топливом из-за высокой зольности и низкой теплоты сгорания. Они требуют предварительной термической подготовки с выходом жидкого и газообразного топлива. Стоимость полученных энергоносителей при этом достаточно высока и приближается к мировым ценам на нефть.Экономические расчеты показывают, что при повышении мировых цен на энергоносители (примерно в 2 раза) комплексная переработка припятских сланцев в высококалорийное органическое топливо по усовершенст­вованной технологии может быть эффективной [15].

Себестоимость тепловой энергии, полученной с ис­пользованием древесной массы, в 2-4 раза ниже по сравнению с экспорти­руемым углеводородным топливом. Увеличивая объем сжигания древесного топлива, впрочем, как и любого другого вида местного топлива, уменьшается потребление дорогостоящего импортируемого углеводородного топливного сырья. После завершения проводимых опы­тов можно будет сделать выводы об использовании в качестве топлива ра­диоактивной древесины. Последняя может увеличить потенциал древес­ной массы на 500–700 тыс. т.Применение отходов лесозаготовок и деревообрабатывающей промыш­ленности в качестве энергетического топлива – эффективное средство улучшения экологической обстановки и снижения себестоимости произ­водимой энергии.В районах расположения гидро­лизных заводов (города Бобруйск и Речица) в отвалах находится около 4-5 млн. т гидролизного лигнина с влажностью 65% и теплотой сгорания примерно 6,3 МДж/кг. После подсушки до влажности 20-30% лигнин становится полноценным топливом с теплотой сгорания, близкой к куско­вому торфу. В таком виде лигнин может найти применение как топливо для небольших котлов и бытовое. Потенциальная энергия, заключенная в твердых бытовых отходах, только по г. Минску составляет 150 тыс. т.

Таким образом, потенциально Беларусь имеет возможность для более широкого использования местных видов топливных ресурсов при дальней­шем развитии технологий сжигания различных видов топлива. На нынешнем этапе приоритет должен быть отдан расширению использования в качестве топлива древесных отходов различного вида, кускового торфа, горючих бытовых и производственных отходов. Одновременно должны быть прора­ботаны вопросы добычи и использования бурых углей и горючих сланцев, проведена разведка новых залежей нефти, максимально сохранив ее добычу, по крайней мере, на прежнем уровне.Стратегия развития нетрадиционных источников энергии, в первую очередь основанных на использовании энергии ветра и Солнца, должна быть тщательно проработана, научно обоснована, необходимо наметить этапы реализации, максимально точно должен быть обозначен экономиче­ский эффект.

В решении поставленных Энергетической программой концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным ме­ханизмом которого является регулирование потребления ТЭР посредством создания законодательной, нормативной базы и экономи­ческих стимулов рационального использования ТЭР. В Энергетической программе на 2006–2010 год определены задания энергосбережения и основные направления повышения эффективности ис­пользования ТЭР по всем отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь. Реализуемый потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575–7234 тыс. т.Для реализации этого потенциала энергосбережения определены основные задачи, организационно-экономические и технические направления:

– структурная перестройка отраслей;

– повышение коэффициента полезного использования энергоносителей и увеличение доли менее дорогих видов топлива в общем топливном балансе;

– увеличение доли местного топлива, отходов производства, нетрадици­онных и возобновляемых источников.

Основные организационно-экономические направления:

– дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;

– проведение государственной экспертизы энергоэффективности проек­тов;

– внедрение прогрессивных норм расхода топлива и энергии;

– совершенствование тарифной политики [18].

Государственная политика и меры по усовершенствованию руководства энерго-сбережением РБ. Основные положения Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении»

Несмотря на энергичные меры, принятые правитель­ством до 2010 г. включительно, и положительные результа­ты, характеризующиеся заметным снижением энергоемкости ВВП и стабилизацией уровня потребляемых ТЭР энергоемкость нашего производства все-таки еще в 1,5–2 раза превосходит аналогичный показатель высокора­звитых стран. В связи с этим остро стоит во­прос энергетической безопасности и повышения энергети­ческой независимости страны. При динамичном росте эконо­мики имеют место моральный и физический износ основ­ных фондов энергетических предприятий. На пределе износа оказались около 30% те­пловых и электрических сетей. Эти и другие факторы вы­звали необходимость разработки и принятия новых доку­ментов, определяющих политику энергосбережения на ближайшие годы. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 г. № 399 были утверждены Концепция энерге­тической безопасности и повышения энергетической неза­висимости Республики Беларусь и Государственная ком­плексная программа модернизации основных производ­ственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в рес­публике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 гг.Согласно Концепции предстоит решать следующие задачи [12]:

– модернизация и реконструкция существующих энерге­тических источников (ТЭС, ТЭЦ) и внедрение современных парогазовых технологий мощностью до 300 МВт;

– ввод в действие новых энергоисточников на альтерна­тивных ТЭР, в том числе: ГЭС суммарной мощностью более200 МВт; ТЭЦ на местных видах топлива – до 265 МВт; воз­можное строительство АЭС;

– увеличение запасов основных ТЭР, в том числе за счетувеличения объема хранения газа;

– развитие магистральных систем нефте- и газоснабже­ния, обеспечивающих альтернативные варианты поставокэтих энергоносителей;

– реконструкция существующих и строительство новыхЛЭП, в том числе имежгосударственных;

– использование потенциала энергосбережения на основе внедрения энергоэф­фективных технологий;

– максимальное вовлечение в топливно-энергетическийбаланс страны собственных ТЭР (нефти, попутного газа,торфа, древесного топлива, возобновляемых и нетради­ционных ТЭР и ВЭР);

– разработка со странами-партнерами совместных про­грамм коллективной энергетической безопасности.

Концепция и Государственная программа определяют приоритетные направления укрепления энергетической бе­зопасности и энергетической независимости, такие как:

– изменение структуры топливно-энергетического ба­ланса и, прежде всего, за счет уменьшения потребленияприродного газа;

– использование местных, возобновляемых и нетради­ционных энергоресуров.

В реализации первого направления важное значение имеет увеличение доли мазута, стоимость которого растет гораздо медленнее, чем газа. Второе направление также призвано снизить удельный вес природного газа к 2012 г. до 25%ТЭР, потребляемых в стране. Для достижения этого уровня планируется:реконструировать и дополнительно развивать существу­ющую топливодобывающую промышленность республики;решить вопросы заготовки местных, возобновляемыхи нетрадиционных видов топлива, их транспортировки кместам использования и подготовки к сжиганию;перевести необходимую часть энергоисточников насжигание местных видов топлива и построить новые энер­гетические объекты (модернизация котельных, постройкадо 2012 г. пятидесяти ТЭЦ).В качестве возобновляемых и нетрадиционных источни­ков энергии рассматриваются:гидроресурсы;ветропотенциал;солнечная энергия;биогаз;коммунальные отходы;фитомасса;отходы растениеводства;топливный этанол;биодизельное топливо;вторичные энергоресурсы и др.Энергосбережение спо­собствует достижению энергетической безопасности госу­дарства, так как снижение потребления энергоресурсов уменьшает их импорт, а, следовательно, снижается наша за­висимость от стран-поставщиков. Основные пути энергосбережения [15].

1. Структурная перестройка экономики в направлении ис­пользования энергосберегающих технологий (около 30%).

2. Внедрение достижений научно-технического прогрес­са (50%).

3. Совершенствование механизмов стимулирования энергосбережения (около 20%).

Правовую основу государственной политики энергосбережения и решения всех проблем в области эффективного использования энергии образуют, прежде всего, Закон «Об энергосбережении», республиканс­кие, отраслевые и региональные программы энергосбережения, а так­же указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь и других правительственных органов по конкретным вопро­сам координации и реализации энергосберегающей политики. Закон «Об энергосбережении» был принят и вступил в силу в июне 1998 г. Им регулируются отношения, возникающие в процессе деятель­ности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения, в це­лях повышения эффективности использования топливно-энергетичес­ких ресурсов, и определяются правовые основы этих отношений. Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета го­сударственной политики в решении энергетической проблемы в Рес­публике Беларусь. Государствен­ное управление в сфере энергосбережения включает комплекс мер, на­правленных на создание экономических, информационных, организа­ционных условий для реализации политики энергосбережения. В том числе – разработку государственных межгосударственных научно-тех­нических, республиканских, отраслевых и региональных программ энер­госбережения, создание финансово-экономических механизмов их реа­лизации, повышение уровня обеспечения республики местными ТЭР, распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, демонстрационные проекты высокой энергоэффективнос­ти, информационное обеспечение деятельности по энергосбережению, обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии [13].

Предусмотрен государственный надзор за рацио­нальным использованием ТЭР. Юридические и физичес­кие лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (статья 21). Во исполнение Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении», для реализации государственной политики энер­госбережения был принят целый ряд нормативных документов: Постановление о дополнительных мерах по обеспечению эф­фективного использования топливно-энергетических ресурсов, Постановление о создании областных и Минского городского уп­равления по надзору за рациональным использованием топлив­но-энергетических ресурсов Государственного комитета по энер­госбережению и энергетическому надзору, Положение по нормированию расхода топлива, тепловой и элек­трической энергии в народном хозяйстве Республики Беларусь, Постановление «О мерах по усилению работы по реализации энергосберегающей политики в республике» и др. Республиканские и отраслевые долгосроч­ные программы разрабатываются на каждые 5 лет, начиная с 2001 г., отраслевые краткосрочные и региональные программы разрабатываются сроком на один год. Государственным заказчиком республиканс­ких программ является Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору (Госкомэнергосбережение). Он же осуще­ствляет организационное, методическое обеспечение и контроль их разработки и выполнения. Те же функции в отношении отраслевых про­грамм выполняют соответствующие республиканские органы государ­ственного управления, в отношении региональных программ – облис­полкомы и Минский горисполком. В разработке программ участвуют компетентные организации и учреждения, ведущие ученые и специа­листы. В числе основных задач программ – обеспечение в планируе­мый период снижения потребления ТЭР в отраслях и регионах по отно­шению к уровню их расходования за предшествующий период. Объем снижения определяется по основным целевым показателям прогноза социально-экономического развития республики насоответствующий период. О ходе выполнения программ энергосбереженияГоскомэнергосбережение в установленном порядке информирует Совет Министров Республики Беларусь и Министерство экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.