Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тепловой эквивалент некоторых топлив




Нефть 1,43
природный газ 1,15
Торфа 0,34-0,41 в зависимости от влажности
Торфобрикет 0,45 -0,6 в зависимости от влажности
Дизтопливо 1,45
Мазут 1,37

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.

Энергетика и, в частности, промышленная теплоэнергетика играет решающую роль в развитии материального производства. Для Республики Беларусь топливно-энергетический комплекс (ТЭК) имеет особое значение. Во-первых, потому, что создает необходимые условия для обеспечения жизнедеятельности во всех антропологических сферах. Во-вторых, ТЭК составляет значительную часть богатства страны: удельный вес производственных фондов ТЭК РБ оценивается в 25% основных фондов промышленности. Это вызвано, в том числе, и тем, что на энергообеспечение своей деятельности и сам комплекс, и вся республика в целом расходует недопустимо большую долю зарабатываемых средств вообще и валютных, прежде всего. Эти затраты принято оценивать в долях от стоимости всего произведенного в стране, получившего название валового внутреннего продукта (ВВП). Ежегодные затраты на энергообеспечение РБ превышают 30% ВВП. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает:

· систему снабжения природным газом;

· энергосистему, производящую электроэнергию и тепловую энергию;

· нефтедобычу и нефтепереработку с системой нефте- продуктопроводов;

· добычу торфа и производства торфобрикета;

· другие отрасли.

Управление отраслями ТЭК РБ осуществляют Минэкономики, концерны «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим», «Белтрансгаз».

Энергосистема РБ является основным производителем электроэнергии и тепловой энергии. Установленная суммарная мощность энергосистемы составляет 7,8 ГВт, в том числе: две конденсационные тепловые электростанции (КЭС), общей мощностью 3,33 ГВт; 20 теплоэлектроцентралей (ТЭЦ). Суммарная электрическая мощность ТЭЦ - 3,96 ГВт; 11 гидроэлектростанции, суммарной мощностью 8,0 МВт; 12 промышленные электростанции, общей мощностью - 99,5 МВт. Установленная мощность[5] достаточна для самообеспечения страны электроэнергией. Установленная мощность наиболее крупных источников энергии Республики Беларусь показана в таблице 3.

Таблица 3

Наиболее крупные энергоисточники Республики Беларусь

Энергоисточник Тип источника Установленная мощность
Лукомльская ГРЭС 2,4 ГВт
Минская ТЭЦ-4 1,03 ГВт
Березовская ГРЭС 0,93 ГВт
Гомельская ТЭЦ-2 0,54 ГВт
Новополоцкая ТЭЦ 0,5 ГВт

 

За счет собственных электрогенерирующих мощностей покрывается около 70% потребности в электроэнергии. На выработку одного кВт⋅ч электроэнергии в среднем по энергосистеме республики затрачивается около 270⋅грамм условного топлива, что соответствует КПД равному 45 %. Технологический расход на транспорт электроэнергии (так называемые потери) равен 11,9%. Столь высокие показатели выработки одного кВт⋅ч электроэнергии объясняются двумя причинами: большим удельным весом ТЭЦ в структуре электрогенерирующих мощностей, равным 54%; возможностью импортировать электроэнергию в количествах, позволяющих отключать устаревшие генерирующие установки, характеризующиеся повышенным расходом топлива на выработку единицы электроэнергии.

Анализ потребления ТЭР и потенциал энергосбережения по различным отраслям хозяйства Республики Беларусь.

Анализ ситуации топлива и энергопотребления Беларуси показывает, что основное промышленное производство в недостаточной мере ориентировано на удовлетворение потребностей человека и перенасыщено энергозатратными отраслями и технологиями. При этом энергетика республики базируется на импорте энергоносителей: импортируется 90 % нефти, 95 % угля, 25 % электроэнергии (Рис 1). Местные энергоресурсы (торф, дрова) занимают незначительную часть, а некоторые (горючие сланцы) вообще не используются. Потребление энергоносителей по отраслям экономики таково:

Рисунок 1. Структура потребления ТЭР различными отраслями народного хозяйства РБ

 

Потенциал энергосбережения оценивается на уровне 50% от суммарного энергопотребления страны. На 2001 – 2005 годы потенциал энергосбережения оценивается до 6 - 7 миллионов тонн условного топлива. Показательно распределение указанной величины по отраслям:

· коммунально-бытовой сектор – 3 млн. тонн;

· энергетика - 0,9 млн. тонн;

· химия и нефтехимия - 0,6 млн. тонн;

· сельское хозяйство – 0,5 млн. тонн;

· строительных материалов – 0,4 млн. тонн;

· машиностроение - 0,5 млн. тонн;

· топливная промышленность - 0,1 млн. тонн;

· пищевая – 0,1 млн. тонн;

· прочие отрасли промышленности – 0,2 млн. тонн;

· прочие потребители – 0,2 млн. тонн.

Наибольшие возможности для снижения потребления первичных энергоресурсов сегодня находятся в коммунально-бытовом секторе, что объясняется наиболее сильными экстенсивным и интенсивным факторами, имеющими здесь место.

Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении». Энергетическая безопасность Республики Беларусь.

На государственном уровне проблемы энергосбережения регулируются восьмью постановлениями Совета министров РБ, законом об энергосбережении и директивой Президента РБ об энергетической безопасности.

Законом «Об энергосбережении» утверждается, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, а также этим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.

В первой главе определяются основные понятия данного закона, определяются субъекты энергетической сферы. Субъектами отношений в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:

· добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;

· производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;

· проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов.

Во второй главе Закона устанавливаются основы государственного управления энергосбережением. Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются

· осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

· разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

· приведение технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;

· создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов.

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету. Порядок и условия оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами учета их расхода, а также порядок разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии. Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических процессов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.

Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их экономии. Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия, учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.

В третьей главе устанавливаются экономические и финансовые механизмы энергосбережения. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, республиканского фонда «Энергосбережение», средств юридических и физических лиц, направляемых добровольно на эти цели, а также других источников в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении посвящается четвертая глава Закона. Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Директиве № 3 (Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства) от 14 июня 2007 г отмечается, что в стране не создана система экономии материальных ресурсов, снижающая конкурентоспособность экономики, эффективность использования всех видов топлива, энергии, сырья, материалов и оборудования. Экономное расходование тепла, электроэнергии, природного газа, воды и других ресурсов не стало нормой жизни для каждой белорусской семьи, каждого человека.

Для достижения экономической безопасности государства даются поручения Совету Министров Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси и предлагается следующие меры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.