Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение о Научно-методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования




НОРМАТИВ ПРЕДЕЛЬНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ ГРУПП (КЛАССОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

НОРМАТИВЫ ЧИСЛА МЕСТ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРИСВОЕНИИ ИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ

 

Настоящие Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий подготовлены в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 г. № 256, зарегистрированным в Минюсте России 15 июля 1993 г., регистрационный № 304.

Педагогические работники, претендующие на вторую, первую или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года — для II квалификационной категории; не менее 2 лет — для I квалификационной категории и не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории.

Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, все-таки могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации (п. 3.2 Типового положения).

Под квалификационной категорией в настоящих Требованиях понимается соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

II квалификационная категория

Работник, претендующий на присвоение II квалификационной категории, должен удовлетворять всем требованиям разделов «Должностные обязанности», знать ТКХ, соответствовать уровням квалификации, профессионализма и продуктивности;

иметь знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования, в области:

· основ теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии,

· содержания базового компонента преподаваемого предмета;

· методик обучения и воспитания; профессионализма :

владеть и применять в практической деятельности:

· широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса;

· методы и средства педагогической диагностики;

· основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;

создавать комфортный микроклимат в коррекционно-образовательном процессе;

Уровень подготовки обучающихся (воспитанников) должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта и являться достаточно высоким в данном образовательном учреждении.

I квалификационная категория

Работник должен отвечать всем требованиям II квалификационной категории, кроме того, дополнительно по уровням: квалификации:

· иметь знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики;

· в совершенстве владеть базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам.

Уровень теоретических знаний и практических навыков позволит педагогу вести преподавание на высоком уровне профессионализма.

· владеть и применять в практической деятельности:

современные педагогические технологии;

элементы технологий педагогики развития личности;

· владеть современными методиками анализа учебно-методической работы по предмету;

· учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса;

· уметь решать педагогические задачи с различными по уровню развития, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ;

Уровень подготовки обучающихся (воспитанников) является высоким в муниципальной системе образования (районе, городе).

Высшая квалификационная категория

Педагогу необходимо отвечать требованиям I квалификационной категории, кроме того, по уровням:

квалификации:

· осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний;

· творчески решать практические задачи;

профессионализма:

· осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению;

· создать условия для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками);

· владеть и применять в практической деятельности:

исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;

методики управления и прогнозирования процесса;

приемы планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);

продуктивности:

уровень подготовки обучающихся (воспитанников) должен являться высоким по профилю в системе образования данного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования, городов Москвы и С.-Петербурга), отраслевого министерства или ведомства Российской Федерации.

При аттестации на квалификационную категорию использование таких дополнительных критериев (требований), как, например, наличие печатных работ, ведение научной работы, руководство методическими объединениями, наставничество и др., не допускается.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации при проведении аттестации вправе вносить коррективы в требования квалификационных категорий с учетом специфики деятельности учреждения образования данного региона, хозяйственной отрасли (наличие национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, особенности контингента обучающихся и др.).

Утверждены Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.04.94г. №110)

Наименование показателей Количественная величина мест Примечание
Норматив числа мест в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями физического, психического и умственного развития на 4 и 8 групп: для глухих и слепых детей на 4 группы на 8 групп для слабослышащих, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с глубокой умственной отсталостью: на 4 группы на 8 групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: на 4 группы на 8 групп для детей с тяжелым нарушением речи; с задержкой психического развития; слабовидящих; с косоглазием и амблиопией; с нарушением интеллекта: на 4 группы на 8 групп 24 48 32 34 48 96 40 80 Норматив определяется на основе требования рационального формирования сети учреждений при максимальном приближении к месту проживания ребенка и требования эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также соответствующего оборудования и оснащения зданий

 

 

Дети, имеющие отклонения в развитии Количество детей в классе (группе)
ранний возраст (до 3 лет) школьный возраст (с 3 до 7 лет) школьный подростковый и юношеский возраст (с 7 до 18 лет)
Нарушения речи: с тяжелыми нарушениями речи с фонетико-фонематическим нарушением речи и нарушением произношения отдельных звуков Нарушения слуха: глухие слабослышащие и позднооглохшие Нарушения зрения: слепые слабовидящие с косоглазием и амблиопией Нарушения опорно-двигательного аппарата С задержкой психического развития Умственно отсталые С глубокой умственной отсталостью Со сложными дефектами до 6 до 6 до 6 до 6 до 6 до 6 до 6 до 6 до 6 до 5 до 10 до 12 до 6 до 8 до 6 до 10 до 10 до 8 до 10 до 10 до 8 до 5 до 12 до 6 до 10(1 отд.) до 6 (II отд.) до 8 до 12 до 10 до 12 до 12 до 10 до 5

 

Примечание. Исходя из местных условий, может устанавливаться меньшая по сравнению с рекомендованной наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня.

 

Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 13 января 1997 г. № 40

В целях совершенствования коррекционной педагогической и психологической помощи детям с проблемами в психофизическом развитии приказываю:

1. Создать при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации Научно-методический совет по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования.

2. Утвердить Положение о Научно-методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования.

3. Утвердить персональный состав Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Отдел дошкольного образования.

1. Научно-методический совет по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования (далее — Совет) функционирует на общественных началах при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

В своей работе Совет руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, Концепцией дошкольного воспитания, Концепцией коррекционно-развивающего обучения, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, другими нормативными документами Минобразования России и настоящим Положением.

2. Цель деятельности Совета — способствовать совершенствованию коррекционной педагогической и психологической помощи нуждающимся детям путем привлечения в систему дошкольного образования России эффективных форм организации и педагогических технологий нового поколения в соответствии с требованиями науки, практики и запросами общества на современном этапе.

3. Основными задачами Совета являются:

· разработка совместно с Отделом дошкольного образования Минобразования России программы развития коррекционной педагогики в области дошкольного образования, участие в ее реализации;

· разработка общих подходов к построению государственных образовательных стандартов по коррекционно-педагогическому направлению дошкольного образования;

· анализ научного и программно-методического обеспечения дошкольной коррекционной педагогики в целях формирования соответствующего банка данных и выявления недостаточно разработанных аспектов в этой области;

· планирование и координация разработки научного и программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в области дошкольного образования;

· экспертиза проектов нормативно-правовых, научно-методических и организационно-методических разработок в области дошкольной коррекционной педагогики;

· научно-методическое консультирование по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии;

· поддержка научных школ и направлений, авторских коллективов, авторов инновационных технологий в области дошкольной коррекционной педагогики;

· содействие обеспечению преемственности содержания дошкольного и начального общего образования детей с отклонениями в развитии;

· координация государственных стандартов дошкольного образования по коррекционно-педагогическому направлению с государственными стандартами подготовки соответствующих специалистов.

В состав Совета входят специалисты по всем основным направлениям коррекционной педагогики и специальной психологии — ведущие ученые Российской академии образования и высших учебных заведений разных регионов России, практические работники системы образования, а также специалисты Отдела дошкольного образования Министерства образования России.

Председатель Совета и персональный состав Совета утверждаются приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Совет работает в координации с Отделом дошкольного образования Министерства образования России.

Совет функционирует на основе утверждаемых в установленном порядке планов работ. Заседания Совета проводятся председателем или его заместителем не реже одного раза в квартал и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов Совета. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством участвующих в голосовании членов Совета. Для оперативной организации текущей работы создается бюро Совета, состоящее из председателя Совета, его заместителей, секретаря и пяти членов Совета, избранных из его состава. Бюро осуществляет работу в период между заседаниями Совета, организует подготовку заседаний и документов Совета. Решения бюро докладываются на заседании Совета, которое вправе отменить или изменить эти решения.

Заседания Совета, бюро Совета оформляются протоколами, которые подписываются лицом, председательствующим на заседании.

Совет прекращает свою деятельность по решению Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.


Раздел 10. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

 

Какова продолжительность рабочего времени воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, работающих в образовательных учреждениях для детей, имеющих речевые нарушения?

Ставка заработной платы воспитателей специальных коррекционно-образовательных учреждений выплачивается за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителей-логопедов и учителей-дефектологов — за 20 часов.

Какие категории работников имеют право на повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 15—20% за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях?

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях в пределах от 15 до 20% определяются, в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися. Для руководителя учреждения размер повышения определяется вышестоящим органом управления.

В учреждениях общего типа, имеющих специальные группы (классы), но не менее двух классов или групп, повышение должностного оклада руководителя следует производить на 15%, а если специальные классы созданы в школах-интернатах общего типа, то повышение должностного оклада директора и других работников, занятых в таких группах (классах), производится на 20%.

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах?

Ставки заработной платы, установленные в соответствии с разрядами оплаты труда по ETC, указанным работникам выплачиваются за работу с группами, в которых количество детей не превышает предельную наполняемость, установленную Типовым положением (см. Нормативы наполняемости групп, классов).

За превышение установленной наполняемости групп производится дополнительная оплата.

Как оплачивается труд музыкального руководителя в логопедической группе?

Музыкальный руководитель получает дополнительную оплату за часы, проработанные в данной группе. Например, если в детском саду 4 группы, из них одна — логопедическая, музыкальный работник получает надбавку к зарплате из расчета одной группы.

Является ли совместительством работа на двух педагогических должностях в одном дошкольном образовательном учреждении?

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84 «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству» работа на двух педагогических должностях в одном образовательном учреждении не считается совместительством.

Предоставляется ли оплачиваемый отпуск совместителям?

Лицам, работающим по совместительству, предоставляются выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Основание: разъяснение Минтруда России от 25 ноября 1993 г. № 14 «Об отпусках работающих по совместительству», утвержденное Постановлением Минтруда России от 25 ноября 1983г. № 173.

Какова продолжительность очередного отпуска у педагогических работников специальных дошкольных образовательных учреждений для воспитанников с речевыми нарушениями?

Продолжительность отпуска заведующих, их заместителей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов составляет 56 календарных дней. Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052 (см. приказ Минобразования РФ от 20 сентября 1994 г. № 360).

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, находясь в очередном отпуске, заболел. Продлевается ли в этом случае его очередной отпуск и выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности?

В соответствии со ст. 70 КЗоТ Российской Федерации предусмотрено невключение отпусков по временной нетрудоспособности в счет ежегодных отпусков. В случае заболевания (подтвержденного соответствующим документом лечебно-профилактического учреждения) в период нахождения работника в очередном отпуске последний продлевается или переносится на другой срок. Основание: ст. 74 КЗоТ РФ.

В указанном случае пособие по временной нетрудоспособности должно быть выплачено при предъявлении больничного листа.

Разрешается ли делить очередной отпуск на части?

Разделение отпуска на части допускается только при обязательном соглашении работника с администрацией.

Допустимо ли менять воспитателей в группах для детей с нарушениями речи?

В обычном детском саду рекомендуется одному воспитателю вести детей с младшей группы до школы. Эти рекомендации следует отнести и к воспитателям в группах для детей с общим недоразвитием речи и в группах для заикающихся, т. е. воспитателю и логопеду рекомендуется вести свою группу в течение всего пребывания детей в детском саду, например с четырех лет и до школы. Не рекомендуется менять воспитателя и в группах с недоразвитием фонетической стороны речи. Это особенно важно в тех случаях, когда воспитатели уже подготовлены логопедом, освоили специфику работы в данной группе и знают особенности подготовки детей с речевыми аномалиями к обучению в школе.

Необоснованная смена воспитателей в группах с нарушениями речи приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе логопеда.

Должны ли педагогические работники предупреждаться руководителем образовательного учреждения об изменении в оплате их труда за два месяца до истечения срока действия квалификационной категории?

Нет, не должны. В данном случае изменение оплаты труда происходит в связи с окончанием срока, на который была присвоена квалификационная категория, а не в связи с изменениями в организации производства и труда, о которых согласно ст. 25 КЗоТ Российской Федерации работник должен быть предупрежден за два месяца.

Из каких дошкольных учреждений педагогические работники могут выйти на пенсию за выслугу лет?

На пенсию за выслугу лет при наличии 2 5-летнего педстажа можно выйти из следующих учреждений: детский сад, ясли-сад, ясли, школа-детский сад.

С 1 ноября 1999 года вступил в силу новый Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067).

В числе учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад.

Работа в каких дошкольных учреждениях не засчитывается в педстаж при назначении пенсии за выслугу лет?

В настоящее время Министерство труда и социального развития Российской Федерации не засчитывает в педстаж время работы на педагогических должностях в следующих учреждениях: центр, школа-комплекс, детский оздоровительный комплекс, детский комбинат, дошкольное образовательное учреждение.

Заведующие зачастую вносят в трудовые книжки неправильные названия должностей, из-за чего возникают конфликтные ситуации в коллективах при установлении продолжительности отпуска, оплате труда по Единой тарифной сетке и оформлении пенсии за выслугу лет.

Неправильные названия должностей: сестра-воспитатель, медсестра-воспитатель, медсестра-педагог, физрук, педагог-физрук, музыкальный работник, психолог, практический психолог, методист, логопед, педагог.

Правильные названия должностей: медицинская сестра ясельной группы (существовала до 1977 г.), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель (воспитатель-методист, существовала до 1984 г.), учитель-логопед, воспитатель.

При выявлении неправильных записей рекомендуется внести исправления в трудовую книжку в соответствии с действующим законодательством.

Нужно ли проходить аттестацию для подтверждения квалификационной категории работнику, которому осталось работать до пенсии менее трех лет?

Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от П тоня 1993 г. № 256, предусмотрено, что в случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.

Я работаю воспитателем в детском саду более 10 лет. В свое время закончила три полных курса педагогического института. Так как муж военный, приходилось много переезжать с места на место, менять работу. Институт закончить не удалось. В настоящее время я поступаю на работу, а заведующая детским садом отказывается мне ставить 10-й разряд оплаты труда, так как у меня нет среднего профессионального образования. Какой разряд оплаты труда должен быть установлен в моем случае?

В данном случае заведующая не права. В соответствии с приложением 4 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения лица, окончившие три полных курса высшего учебного заведения, имеют право на установление разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (ETC), как имеющие среднее профессиональное образование. Следовательно, Вам должен быть установлен 10-й разряд оплаты труда.

Сообщите, какие существуют виды поощрения за успехи в работе?

В соответствии со ст. 131 КЗоТ Российской Федерации «Поощрения за успехи в работе» за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения:

— объявление благодарности;

— выдача премии;

— награждение ценным подарком;

— награждение Почетной грамотой;

— занесение в Книгу почета, на Доску почета.

Правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены также и другие поощрения, которые применяются при проявлении работником активности с положительным результатом (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.Ведомости РФ. 1992. №41. Ст. 2254).

Применение мер поощрения, указанных в статье,право, но не обязанность администрации. У работника права на эти виды поощрения нет. Такое право может появиться при условии, если в организации принято положение о премировании, в котором установлены показатели, по достижении которых у работника возникает право на определенного вида поощрение. В этом случае администрация обязана применить меры поощрения, указанные в положении о премировании.

Показатели активной работы могут быть установлены и в трудовом договоре (контракте). Кроме того, в нем может быть установлен и размер премии, которую работник получит, достигнув этих показателей.

В социологии труда обосновывается закономерность, что если администрация замечает каждое проявление работником активности и его поощряет, то активность возрастает.

Администрации целесообразно учитывать все случаи проявления работником активности и каждый раз поощрять его.

В правилах внутреннего трудового распорядка организаций нередко насчитывается до 30 дополнительных мер поощрения. Например, такие как объявление лучшим по профессии, почетным работником, ветераном труда и т. д. Поощрениями могут выступать дополнительная оплата, необычные звания, повышение по службе, придание особого статуса, предоставление более престижного помещения для работы. Все перечисленные виды поощрения доказали свою эффективность на практике.

Поощрения нельзя применять к работнику в течение срока действия дисциплинарного взыскания, если он таковому подвергся.

Прошу рассказать как можно более подробно о том, какие меры дисциплинарного взыскания применяются к работникам дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины» администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Основание: ст. 135 КЗоТ Российской Федерации.

Являются ли обязательными тарифно-квалификационные характеристики (требования) в ведомственном детском саду — ТКХ, которые утверждены в 1995 г.?

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) — ТКХ — являются основным документом, который регулирует уровни оплаты труда работников образовательных учреждений. ТКХ применяются во всех образовательных учреждениях независимо от ведомственной принадлежности.

Могут ли получить квалификационную категорию логопеды, работающие в учреждениях здравоохранения или социальной защиты?

Тарифно-квалификационные характеристики на указанных специалистов применяются независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Аттестация указанных специалистов проводится в соответствии с ведомственными положениями об аттестации, разработанными на основе Типового положения.

Как следует проводить оплату труда воспитателя, если квалификационная категория получена по должности учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда)?

Оплату труда воспитателя, имеющего квалификационную категорию учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда), следует производить по разряду ETC с учетом квалификационной категории учителя.

В то же время, если воспитатель, имеющий квалификационную категорию, ведет преподавательскую работу, оплата труда за эту работу производится без учета квалификационной категории воспитателя.

Какой нормативный акт регулирует деятельность учреждений повышения квалификации?

Правительство Российской Федерации Постановлением от 26 июня 1995 г. № 610 утвердило Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировки, консультации, курсовые, аттестационные, дипломные и другие учебные работы.

Право участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения предоставляется в том числе и слушателям.

Учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, имеющих высшее педагогическое образование и прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, имеющих высшее педагогическое образование и прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовке специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

С полным текстом типового Положения можно познакомиться в: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 27. Вестник образования. 1995. № 10.

Как часто проводятся заседания медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в дошкольные учреждения с нарушениями речи?

Заседания медико-педагогической комиссии проводятся в течение года по мере необходимости и заканчиваются к 25 мая. К этому времени должен быть определен списочный состав групп, которые будут функционировать с 1 сентября текущего года. Количество групп определяется исходя из выявленных потребностей образовательного учреждения.

Где должна проводиться медико-психолого-педагогическая комиссия (в диспансере, поликлинике, детском саду)?

Заседание медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в детские сады для детей с нарушением речи проводится при облоно (гороно, районо) или в помещении специального детского сада.

Кто может быть зачислен на должность заведующей детским садом для детей с нарушениями речи, логопеда и воспитателя?

На должность заведующей детским садом для детей с нарушениями речи назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы в дошкольных учреждениях не менее 3 лет (окончившие факультет дошкольной педагогики и психологии или дефектологический).

На должность воспитателя назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (окончившие факультет дошкольной педагогики), прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

На должность логопеда назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (окончившие дефектологический факультет — отделение логопедии или факультет дошкольной педагогики и годичные курсы дефектологов-логопедов при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования или при пединституте, имеющем дефектологический факультет).

Кто осуществляет контроль, руководство и методическую помощь логопедам и воспитателям детского сада для детей с нарушениями речи?

Контроль и руководство в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушениями речи осуществляется инспектором, методистом отдела образования, заведующей детским садом совместно со старшим логопедом города (района).

Старший логопед назначается отделом образования из числа наиболее опытных дошкольных логопедов, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы не менее 5 лет.

Старший логопед организует методические объединения дошкольных логопедов, помогает в подготовке, проведении и анализе открытых логопедических занятий, участвует в проведении семинаров, конференций.

Можно ли включать в медико-психолого-педагогическую комиссию школьного логопеда?

Школьный логопед не является членом медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в дошкольные учреждения, но он может присутствовать на ней по договоренности с председателем комиссии.

Могут ли аттестационные комиссии каждого уровня (образовательного учреждения, районной, городской, главной аттестационной комиссии) или соответствующие органы управления образованием принимать свои положения об аттестации педагогических и руководящих работников?

Нет, не могут. На основе Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256 (далее — Типовое положение) (п. 1.1) субъекты Российской Федерации разрабатывают положения об аттестации (территориальные положения), которые наряду с Типовым положением являются нормативной основой для проведения аттестации педагогических и руководящих работников в районе, городе, образовательном учреждении.

Территориальными положениями определяются формы и процедуры проведения аттестации и деятельности аттестационных комиссий, сроки действия квалификационных категорий, порядок и условия, дополняющие и конкретизирующие Типовое положение.

Просьба сообщить правильные названия должностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Предлагаем правильные названия должностей: медицинская сестра ясельной группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель (воспитатель-методист), учитель-логопед, воспитатель.

Какие записи делаются в трудовой книжке работника, которому по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в т. ч. руководителя образовательного учреждения, ведущего одновременно преподавательскую работу?

В трудовой книжке делаются следующие записи: в разделе «Сведения о работе» в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи; в графе 3 пишется: «Присвоена высшая (вторая, первая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета), «преподаватель», «воспитатель», «методист», «директор» (заведующий, начальник и т. д.); в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись: приказ, его дата и номер.

По желанию руководителя учреждения, выполняющего одновременно работу учителя и прошедшего аттестацию на присвоение квалификационной категории по той и другой должности, в трудовую книжку вносятся две записи.

По семейным обстоятельствам я вынуждена отдать ребенка в детский сад в возрасте полутора лет. Сообщите, пожалуйста, с какого возраста ребенок может посещать детское образовательное учреждение и какова наполняемость групп.

Детское образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Количество групп в учреждении определяется исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете Норматива бюджетного финансирования.

В группах:

— от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;

— от 1 года до 3 лет — 15 детей;

— от 3 лет до 7 лет — 20 детей. В разновозрастных группах:

— при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;

— при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) —10 детей;

— при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) —20 детей.

Основание: Типовое положение о ДОУ.

Ответьте, пожалуйста, кому дано право решать, по каким программам должно работать дошкольное образовательное учреждение?

Поскольку данный вопрос очень актуален в настоящее время, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации разработало и довело до органов управления образованием Инструктивное письмо от 2 июня 1998 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий». {Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448). Государственные органы управления образованием, в том числе Минобразование России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24 марта 1995 г. № 42/19-15, от 29 января 1996 г. № 90/ 19-15, от 18 июля 1997 г. № 112/36-14.

В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Минобразование России обращает особое внимание руководителей органов управления образованием на необходимость всемерной поддержки дошкольных образовательных учреждений в их праве самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования в практической деятельности.

Какие издания нужно приобретать или выписывать, чтобы быть в курсе новых направлений содержания дошкольного образования?

В ближайшее время главным ориентиром в выборе программ и педагогических технологий будет Справочник-каталог «Дошкольное образование в России», который подготовлен к печати и выпускается издательством «Гном-Пресс».

Где можно узнать о нормах расхода спирта для работы с детьми, имеющими речевые нарушения?

О нормах расхода этилового спирта в поликлиниках, дошкольных учреждениях и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах см.: Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 5 января 1977г. № 8-12/25; В помощь директору специальной школы. М: Просвещение, 1982.

Согласно Инструктивному письму для санитарно-гигиенической обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели, руки) на одного ребенка в месяц положено 10 г этилового спирта.

Приложение

В настоящее время не производится награждение медалью «Ветеран труда».

С 15 апреля 1999 г. действует новое Положение об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденное приказом от 13 января 1999 г. № 44.

Общие положения.

Отраслевыми наградами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации являются:

— медаль К.Д.Ушинского;

— нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

— Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;

— благодарность Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Ходатайство о награждении отраслевыми наградами возбуждается коллегией, советом образовательного учреждения, ученым советом, педагогическим советом, собранием коллектива либо другим коллегиальным органом по месту основной работы представляемого к награде.

Лица, удостоенные отраслевых наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.