Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непроuзвольную




III.

Классификация памяти по целям деятельности.

Выделяют память

и проuзвольную.

 

Непроuзвольная память - запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без особых усилий со стороны человека, без специальной

мнемичес­кой задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.

 

проuзвольнуая память - запоминание и воспроизведение происходят с помощью особых волевых усилий со стороны человека, ставяться задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.

 

Экспериментальное изучение памяти

 

Основоположником экспериментального изучения памяти счи­тают немецкого психолога Германа Эббингауза (1850­-1909).

 

Опыты он ставил на себе.

Особую популярность приобрела кривая забывания Эббингауза.

Быстро падая, эта кри­вая становится пологой.

Оказалось, что

наибольшая часть материала (до 60%) забывается в l-й час после заучивания.

Через 6 дней остает­ся менее 20% первоначально выученной информации.

Однако кри­вая забывания получена для бессмысленных слов и поэтому не мо­жет выражать общий закон забывания любого материала.

Однако она очень показательна для студентов, которые пытаются механи­чески запомнить материал, не пытаясь в нем разобраться.

Это еще раз подтверждает истину, что зубрежка в ночь перед экзаменом по­чти всегда направлена на то, чтобы «сдать и забыть».

 

Даже если вы осмысленно учите материал, ему надо отлежаться, отстояться в па­мяти.

Закончить подготовку к экзамену необходимо не на пороге экзаменационной аудитории, а на 2-3 дня пораньше.

 

Забывание

Память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию информации.

На забывание влияют следующие факто­ры:

Возраст. Пожилые люди склонны забывать недавние события или то, что им предстоит сделать.

Они могут поражать способностью вспоминать прошлое.

На са­мом деле они рассказывают, как правило, о достопримечательных событиях.

Такие события столько раз пересказываются самим че­ловеком или его близкими, что навсегда остаются в памяти.

Когда пожилые люди сталкиваются с новыми обстоятельствами, с непривычными действиями,

например

в случае госпитализации, им нужно время, чтобы освоить новое.

Большую помощь им могут оказать памятки:

«Как и когда принимать лекарство»,

«Как пользо­ваться ингалятором»,

«Как измерить артериальное давление» и т.д.

 

И н т е р ф е р е н ц и я. Сохранению информации в памяти могут мешать предшествующи е (проактив­ная интерференция) или последующие (ретроактивная интерферен­ция) события.

Пример:

Если перед тем как студент начинает готовиться к экзамену, он получит дурные вести, то усвоение материала будет ослаблено.

Пред­положим, ваш новый пациент Петрухин Сергей Николаевич очень похож на вашего дядю Петра Сергеевича. Тогда, возможно, вам бу­дет трудно запомнить настоящие фамилию, имя и отчество пациен­та и все время будет хотеться назвать его Петром Сергеевичем.

 

Ретроактивная интерференция (последующие события) происходит тогда, когда новые знания блокируют воспроизведение старых.

если после усвоения материала мы сразу приступаем к новой деятельности (изучаем другой предмет, идем на дискотеку и т.д.), то с воспроиз­ведением старого материала могут быть трудности.

 

Вытеснение информации. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний.

Например:

Дети, постра­давшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о

случив­шемся.

Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно всплывают вновь уже у взрослого человека.

 

Подавление. В отличие от вытеснения, подавление - это со­знательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком­-либо событии.

Например:

Мы можем «забыть» заплатить долг,

«забыть» о не­принтном нам свидании,

и несданном экзамене,

глупом поступке.

 

Л е к а р с т в е н н ы е с р е д с т в а. От большинства лекарств память, как правило, ухудшается.

Сильное отрицательное действие на па­мять оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследо­вания показали, что диазепам (синонимы: реланиум: седуксен, си­базон, валиум) блокирует работу памяти в течение 6 ч после приема.

 

Способствуют ухудшению памяти препараты, применяемые при лечении паркинсонизма,

 

антиаритмический препарат мексилетин (си­нонимы: мекситил, мекситилен, мексилен и др.),

 

гипотензивное сред­ство метuлдофа (синонимы: допегит, метилдопа и др.) и др.

 

Медсестре необходимо обратить внимание на пациентов, полу­чаюших эти препараты,и напоминать им о

распорядке дня,

пред­стоящих процедурах устно или письменно.

 

Нарушения памяти

Наиболее часто встречаемые расстройства:

гuпомнезия - снижение памяти,

Гuпомнезии бывают при:

переутомлении,

возбуждении,

в результа­те перенесенных тяжелых заболеваний,

в пожилом возрасте.

 

амнезия - выпадение (отсутствие памяти)

У человека бывает полная амнезия - выпадение из памяти событии, происходивших в какие-либо отрезки времени:

при старческих психозах,

тяжелых травмах мозга,

отравлении оки­сью углерода.

 

Различают

ретроградную (лат. retrogradus - идущий назад) амнезию, при которой утрачивается память на события, пред­шествовавшие заболеванию,

 

и антероградную, при которой забыва­ется то, что было после начала заболевания.

 

парамнезuя ­- ошибки памяти.

 

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии

кон­фабуляции

и псевдореминисценции.

 

Конфабуляции иногда называют галлюцинациями памяти.

При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит без желания пациента обмануть, ввести в заблуждение.

 

Этот вид патоло­гии может наблюдаться у больных

алкоголизмом при развитии кор­саковского психоза,

а также у больных старческим психозом.

 

Псевдореминисценции - это искаженные воспоминания, или ил­люзии памяти.

Это ошибочные воспоминания о событиях, действи­тельно происходивших, но искаженных, неверно соотнесенных во времени или месте.

 

Среди нарушений памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости.

 

Они могут обнаруживаться как у здоровых, на­пример, при изменении настроения, так и у психически больных.

 

Выделяют

симптом уже увиденного (deja vu - дежа вю)

и симп­том никогда не виденного (jamais уи - жамэ вю).

 

Суть симптома уже увиденного сводится к тому, что первое в жиз­ни восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше.

При этом присутствует понимание ошибочности этого ощушения.

Например

впервые приехав в город, человек ходит по его ули­цам с чувством, будто он уже бывал здесь.

Чувство знакомости нередко подводит студентов. Перелистывая дома учебник или тетрадь с конспектами, они узнают то, о чем говорилось на лекции, и им кажется, что они все знают и учить не обязательно. Однако при ответе на следующий день оказывается, что они не знают, а узнают ответ среди другой информации, как узнают знакомого на улице.

 

Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хо­рошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, встреченное впер­вые.

 

В этом случае критика остается сохранной, т.е. человек понимает, что это ему только кажется.

 

ВЫВОДЫ:

Память включает в себя 3 процесса - запоминание, сохранение и воспроизведение.

По времени сохранения материала выделяют сенсорную, крат­ковременную и долговременную память.

Сенсорная память - это механизм, позволяющий информа­ции сохраняться несколько миллисекунд, чтобы мозг «решил», зас­луживает ли она дальнейшего сохранения.

Кратковременная память - это механизм, сохраняющий ин­формацию в течение

15-30 с. Объем памяти - 5-9 одновременно сохраняемых элементов.

 

Переходу информации из кратковременной памяти в долго­временную способствуют привычность материала, контекст, мо­тивация, активная работа с материалом.

Непроизвольное запоминание не обязательно более слабое, чем произвольное.

Опыты Эббингауза показали, что основная часть (до 60%) бес­смысленно запоминаемого материала забывается уже в l-й час после заучивания.

 

8. На забывание информации влияют возраст, неиспользование информации, интерференция, вытеснение информации, подавление, прием лекарственных препаратов.

9. Среди нарушений памяти выделяют амнезию, гипомнезию, парамнезию (конфабуляции и псевдореминисценции), нарушения чувства знакомости.

10. Существуют приемы, помогающие более эффективно орга­низовать запоминание и извлечение информации.

Мышление

Ощущение и восприятие дают человеку знание об отдельных предметах и явлениях реального мира.

Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная.

 

Для того чтобы человек мог жить и нормально трудится, он должен:

быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий.

 

Знание об отдельных предметах и явлениях реального мира не является достаточным основанием для предвидения.

 

Для того, чтобы предвидеть, надо:

обобщать единичные предметы и факты

и делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот переход –

от единичного к общему

и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессумышлению.

 

Мышление – является высшим познавательным процессом, который заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

 

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.

(признак) обобщенное отражение действительности т.е. мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той тли иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить.

Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления.

Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью.

Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми.

 

Люди всегда думают словами, т.е. они не могут мыслить, не произнося слова.

 

Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

 

Речь является орудием мышления:

взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их в слух.

И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

 

Вместе с тем следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена – не одно и тоже.

 

Мыслить – это не значить говорить в слух или про себя.

Например:

возможность высказывания одной и той же мысли разными словами,

а так же то, что человек не всегда находит нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

 

Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга.

Известно:

что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности

 

существуют зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностическое(познавательные) функции мышления

 

речевые центры коры головного мозга так же участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

 

Мышление – это особая деятельность, имеющая свою структуру и виды (рис.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.