Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разлитие речи. Истоки




2* 19

ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап — развитие мускульной памяти, второй — развитие тактильной памя­ти и третий — закрепление знании и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются в одном уроке.

Штриховкаразвитие мускульной памяти

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарова­ний детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детс­кой руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем


ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить

ее к работе. •

Я считаю этот этап определяющим успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построи-. ли при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Некоторые учителя удивляют­ся: что же здесь особенного, мы всегда стараемся в первые недели учебы штриховать и рисовать с детьми. Особенного действительно ничего нет, но важно заниматься этим, имея перед собой опре­деленную цель.

Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать оди­наковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

По данным наблюдений ученых, известно, что мускульная па­мять у детей от четырех до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, обучаясь, например, писать букву у, ребенок начинает нервничать, так как у него не получается петля. Она у него искривленная, и он запоминает букву искаженной. А петля не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы его пальцев и кисти руки (это особенно относится к первоклассникам-шестилеткам).

Что же в этом случае может помочь? На мой взгляд, это упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому на первом этапе особое место я отвела такому виду работы, как штриховка, она укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внут­ренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

Когда проводится штриховка? Штриховать дети начинают с пер­вого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте (для первоклассников-шестилеток штриховка проводится в течение всего учебного года). На уроке они штрихуют до знакомства с первой буквой и после знакомства с ней.

Я заметила во многих случаях, что при первых попытках в штри­ховании ребенок не может долго сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Все начинающие штрихо­вать сильно нажимают на карандаш, причем он часто ломается и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе очень увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле.

Наблюдая и сравнивая детские рисунки, мы видим, как рас­ходящиеся во все стороны, выходящие за черту контура штрихи


делаются все легче и определеннее, строго держатся в границах. По этим рисункам можно следить за совершенствованием мускуль­ного аппарата и, если притронуться к руке ребенка через некоторый (большей частью очень короткий) промежуток после первых упраж­нений, мы не почувствуем уже напряжения мускулов.

Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей.

Таким образом, овладевая механизмом письма, дети выраба-твдают такую уверенность штриха, которой нет даже в более стар­шем возрасте. Когда они берут впервые авторучку для того, чтобы приступить к письму в тетрадях, они владеют им так же хорошо, как человек, много писавший.

Что необходимо для штриховки? Для штриховки каждому уче­нику надо иметь альбом (тетрадь для рисования), причем один аль­бом для выполнения работы в классе, другой для работы дома (его дети заводят по своему желанию; для первоклассника-шести­летки надо только один альбом — для работы в классе), альбомы для раскрашивания, книжки «Игры в картинках», выпускаемые издательством «Малыш», простой и цветные карандаши, фломасте­ры и ручки с цветными пастами (можно использовать со вто­рого полугодия как семилеткам, так и шестилеткам), трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, ко­торые изготовлены из пластмассы, и набор разных лекал.

В какой последовательности надо работать с линейками-трафа­ретами и лекалами? Вначале для штриховки дети используют тра­фарет с геометрическими фигурами. Некоторые фигуры им уже зна­комы, так как они работали с ними еще в детском саду. После того как ученики научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них прос­тейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафа­ретами (с изображениями предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями.

На втором месяце обучения учащиеся уже сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Штрихуют они в течение всего периода обучения грамоте, хотя в этом уже нет никакой необходи­мости. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления.

Со второго полугодия учащимся предлагаются альбомы для рас­крашивания, книжки «Игры в картинках». К этому времени дети уже знают все буквы и в свою штриховку активно включают элемен­ты букв. Используя трафареты геометрических фигур, мы с ребятами составляем, чертим по ним целые смысловые композиции — для последующей штриховки.

Как учащиеся работают с трафаретами и лекалами? При работе с трафаретом с геометрическими фигурами надо положить его на лист альбома и простым карандашом обвести знакомые фигуры.


Дети часто настолько увлекаются этой работой, что обводят не только знакомые, но в незяакомые фигуры. Затем трафарет сашмает-ся с листа и каждая геометрическая фигура делите* ва аараллеаь-ные отрезки <штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево!). Расстояние между отрезка­ми (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Пер­воначально, чтобы было понятно направление отрезка, г. е. от­куда и куда надо рисовать, необходимо указать «а еавлм из..них стрелку.

Приведу фрагмент первого урока письма, на котором учащиеся знакомились с трафаретом, обводили фигуры и делили их затем на параллельные отрезки:

— Ребята, откройте альбом. Возьмите трафареты я наложите
их на первый лист в альбоме. Обведите по контуру знакомые нам
фигуры,— говорю я. <Дети обвеян по контуру не талые» знакомые
фигуры, но и те, которые оаи не знали. Обводили фигуры они <с
большим увлечением.)

— Отложите трафареты. Все врвввяьнв выполнили задание. А
теперь каждую фигуру вы разделите «а одинаковые отрезки. Но
прежде чем вы будете это делать, посмотрите и послушайте, как
это буду делать я. (Перед штриховкой я показываю ва доске •обра­
зец, как надо делить фигуру на одинаковые отрезки, как рисовать
стрелку в конце отрезка.)

— Возьмите простой или любой цветной карандаш. Первую
фигуру (показываю иа первую фигуру наверху слева) вы разделите
на одинаковые отрезки, «ли, другими словами, штрихи. Расстояние
между отрезками должно быть одинаковым. Отрезки вы проведете
сверху вниз. На конце любого из них нарисуете стрелку, lie заходи­
те за границы фигуры.

Первое время я руковожу действиями детей, направляю их.

Учащиеся постепенно разделили все фигуры «а отрезки, при­чем чертили не только сверху вииз, во я сииву вверх, слева направо. Некоторые дети в одной фигуре сумели провести штрихи в разных направлениях.

На последующих уроках с помощью трафарета с геометричес­кими фигурами учащиеся строили разные предметы, заштриховы­вали их, составляли из фигур смысловые композиции. Например, на уроке чтения дети познакомились со звуками (х) и [x'J, буквами X х, а на уроке письма они «построили» электровоз, вагоны, потом отправились в путешествие, а вернее на экскурсию, в Киев, в Музей хлеба. Или, например, «сделали» комбайн для уборки урожая хлеба. В процессе такой работы у детей развивается познавательный интерес. Они узнают, что хлеб бывает трудным, горьким, вкусным, свежим, горячим, узнают цену хлебу. На этом же уроке решается и другая задача — обогащается речь младшего школьника. Дега знакомятся с такими словами, как хлеб, хлебный, хлебница, хлебо­пашец, наблюдают за расхождением произношения и написания слова хлеб.


После того как дети научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с дру-гям№.*рафаретами (предметами), а также с лекалами. Па образцу учителя дети составляют смысловые композиции. Например, на предметном трафарете есть изображение ели, машин и т. д. Обве­ли один ряд елочек, потом еще один ряд. Образовалась дорога, по ней пойдут машины навстречу друг другу.

нь Вверху летит самолет, светит солнышко. А теперь к слову ель подберем родственные слова: елочка, еловая (шишка), ельник. (Ре­бята объяснили смысл каждого слова.) Составим рассказ но рисун­ку. «Был ясный день. Светило яркое солнце. В воздухе- кружился самолет. По дороге ехали машины. Вдоль дороги росли елочки».

А теперь можно и поштриховать. Напоминаю: штрихи должны не выходить за пределы фигуры, штриховать можно сверху вниз, снизу вверх, слева направо.

С помощью трафаретов с геометрическими фигурами и предме­тов можно составить композиции по темам: «От кареты до ракеты» (развитие вашей техники — технический прогресс), «Метро», «Стройка», «Природа», «Хлеб», «Космос» и т. д. Я использую в ра­боте историческую, техническую литературу, уже не говоря о сло­варях, устном народном творчестве, сказках, стихах Маршака, Хармса. И, надо сказать, затраченный труд не пропадает даром. Дети, готовя свои сочинения, используют журналы «Костер», «Юный натуралист», «Вокруг света» и другие.

Штриховка — это не только укрепление руки. На уроках реша­ется и другая, не менее важная задача — развитие речи школьни­ков, обогащение их словарного запаса. Именно в первые дни школь­ной жизни ребята начинают исподволь готовиться к творческим со­чинениям.

г Во втором классе, возвращаясь к уже знакомым темам, дети напишут: «Во все времена люди совершали подвиги во им? хлеба. В Ленинграде я видела военный паек хлеба жителей города. Трудно понять, как люди выжили. Старые люди никогда не выкинут хлеб в мусорное ведро. Нам нужно учиться у них ценить, беречь, уважать труд тех, кто творит хлеб». (Футоран Юля.)

Катя Гельман напишет так: «Нельзя забывать о том, что нет цены хлебу. Богата наша страна, много в ней хлеба. Но она станет еще богаче, если мы бережно будем относиться к хлебу. Этим мы проявим уважение к труду хлебороба, сохраним доброе настроение людям, мир на Земле».

Развитие тактильной памяти

Известно, что понятие у ребенка образуется, когда сформиро­вано ощущение. Понятию и образу буквы я решила учить через осязание.

Еще до знакомства с книгой М. Монтессори «Дом ребенка» однажды я стала невольной свидетельницей того, как слепой отец одного моего ученика читал, ощупывая наколки букв на бумаге спе-


циальной книги. Подвижность и чувствительность пальцев позволя­ла ему читать с завидной скоростью. Тогда и родилась идея — одно­временно с развитием двигательных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка знакомить его с образом изображаемой бук­вы, т. е. создать в памяти малыша модель буквы, которую он будет писать. Но, как показали первые опыты (накалывание шилом по кон­туру букв), такое имитационное моделирование не давало ожидае­мых результатов.

Постепенно пришла к выводу, что эффективнее использовать ме­тод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении письма. Формирование в сознании ребенка буквы происходит, следователь­но, с помощью тактильных рецепторов детской руки. Этот этап на­чинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изуче­ния «Азбуки» («Букваря»).

Из самой нежной (чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наж­дачной бумаги родители вырезают буквы (заглавные и строчные) и наклеивают их на бумагу или картон.

Что необходимо иметь ученику? Здесь есть два пути. Первый путь такой. Для каждого ученика заранее изготовляются 33 карточ­ки с буквами (заглавной и строчной и соединение их). Буквы вы­резаются из наждачной бумаги и наклеиваются на карточку (600Х Х700 мм и 350X300 мм). Карточки помещаются в конверт, который имеет каждый ученик.

Второй путь — наклеивание наждачных букв в альбом. Это лучше использовать в работе с шестилетками. На одной стороне листа наклеивается буква, а на другой (оборотной) делается штри­ховка разных фигур. Альбом имеется у каждого ученика. Указа­тельным пальцем правой руки (в дальнейшем дети могут работать и другими пальцами) ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В этом большую помощь оказывает материал, из которого изготов­лены буквы: шероховатая поверхность наждачной буквы. Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты. Они имеют большое значение, особенно при работе с первоклассниками-шестилетками. Создание игровых ситуаций очень характерно для второго этапа.

Например, на уроке обучения грамоте дети познакомились со звуком [ч], с буквами (заглавной и строчной), обозначающими этот звук, научились читать слоги, слова, распознавать в них звук [ч]. На уроке письма работа была продолжена. Ученики работали с кас­сой букв и слогов, пальчиками ощупывали букву Ч н, запоминали написание буквы, соединений. Буквы они ощупывали, используя игровой момент. Предварительно детям прочитала отрывок из сказ­ки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

За 10—15 минут до звонка, используя трафареты геометричес­ких фигур и лекало, мы с ребятами составляем, чертим целые ком­позиции для последующей штриховки. Проект обычно обсуждается (1—2 минуты): какие геометрические фигуры надо обвести, чтобы построить дом для Тыквы? (Ромб, квадрат, треугольник, круг и т. д.)


— С чего обычно начинают строить дом? (С фундамента — значит, лучше выбрать прямоугольники.)

К каждой букве мы придумываем рассказ-игру, оживляющий <' процесс ее запоминания и доводящий до автоматизма воспроизве­дение. Например, при знакомстве с буквой М м можно предложить ребятам помочь муравьишке найти тропинку к дому. Чтобы задание не наскучило, будем менять героев. Пусть муравья проводит белоч­ка (она скачет, т. е. продвигается быстрее, чем муравьишка, зай- чяк передвигается с опаской, много раз повторяя свой путь снача­ла, лисичка крадется). Пока все персонажи пройдут по тропинке — пальчик ребенка и запомнил новый для него маршрут.

Хорошо использовать при ощупывании букв и музыкальное сопровождение — это усиливает запоминание. Мой первый класс с удовольствием напевает песенку Красной Шапочки композитора А. Рыбникова на стихи Ю. Кима «Если долго-долго» при знаком­стве с буквой Ш ш. При ее начертании мы как бы повторяем путь Красной Шапочки к бабушке. Ее выслеживает волк, она петляет по тропкам лесным (звучит отрывок из сказки). А в момент соедине­ния заглавной и строчной букв наша героиня неожиданно заблу­дилась. Как быть? Дети охотно подсказывают: надо идти вверх по тропинке. Отрабатывается верхнее соединение. Используется в даль­нейшем и прием «Угадай букву»: ну-ка, дети, закройте глазки и най­дите начало буквы, назовите эту букву.

На каждом уроке большое внимание уделяется звуко-буквен-ному анализу слов, с опорой на схему, что способствует развитию у детей графической зоркости.

Главная цель двух этапов: научить делить сложные геометри­ческие фигуры, композиции на параллельные отрезки — штрихи, развить мускульную память, с одной стороны, с другой — создать в памяти ребенка модель буквы. Общеизвестно, что человек с по­мощью зрения воспринимает 85—90% информации, а тактильные рецепторы воспринимают в порядке 1% информации, поэтому при непрерывной штриховке сложных композиций происходит трениров­ка пальцев при непосредственном и активном участии зрения (зри­тельной памяти), т. е. зрение является как бы обратной связью в этой замкнутой системе: пальцы ребенка с карандашом, зрение, сознание, двигательные функции — другими словами, в этом случае происходит автоматический процесс самоорганизации сознания для правильной штриховки сложных композиций, для запоминания образа буквы.

На втором этапе происходит тот же самый процесс моделиро­вания буквы в сознании ребенка, как бы автоматической системы с главной обратной связью по зрению. И поскольку эта обратная связь наиболее информативна, она активно помогает развиваться тактильным рецепторам, информационная возможность которой ограниченна. Как было сказано выше, такой метод позволяет формировать в сознании ребенка образ буквы и ее соединений. В процессе этого идет не только тренировка детской руки, но и, что самое главное, развитие мышления от абстрактного к конкретно-


му — образами или целыми категориями образов. Хотелось бы от­метить, что у детей, которые активно овладевают этим методом, быстрее развивается речь, их логика мышления, более того, даже маленькие дети — 3^-4 лет, которые владеют карандашам, умеЮт рисовать и, как правило, более активно развиваются.

Таким- образом^, обучение письму путем формирования образа букв с непосредственным развитием тактильных рецепторов всег­да приводит! к более интенсивному и интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже «пишет» ее.

Праздник письма

Третий этап — письмо букв с помощью вкладыша. Этот этап длится 10—14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на- первых двух этапах, т. е. с помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляют­ся приобретенные навыки: направление письма, написание бук­вы, ее элементов.

Приблизительно в середине октября я приступаю непосредствен­но к письму.

Как правило,, сначала пишу какой'то интересный текст на дос­ке, каллиграфически выписывая каждую букву. Слыша восхищен­ные возгласы детей. (Ой, как красиво!.. Прямо как в прописях!),

спрашиваю:

— Кто хочет быстро и так же красиво научиться писать? (Хотят, естественно, все. Потом каждый получает вкладыш, букв.)

Ребята пишут первую букву почти до конца строчки, а одну-две —самостоятельно. Они вдруг замечают, что их буквы тоже по­лучились изящными, с нужным наклоном, красивыми. Детской ра­дости нет предела. Наступают дни, которые можно назвать «празд­ником письма:», т. е. возникает, как говорят ученые, «ситуация ус­пеха». Постепенно количество букв, написанных без помощи вкла­дыша* увеличивается:

В течение 10 дней слежу за тем, чтобы дети писали по вклады­шу в заданном направлении, а не обводили буквы, как им вздума­ется.

Несколько слов хочу сказать о недостатках применявшегося ра­нее трафарета (металлического или пластмассового) букв, которые были обнаружены в процессе обучения письму. Расположение букв в алфавитном порядке не соответствует тому, как они изучаются в «Азбуке» и «Букваре». Практика показала, что буквы в трафарете надо обязательно располагать так, как они даны в этих учебниках. Далее: в трафарете отсутствуют соединения букв, хотя на втором этапе этот момент является одним из основных и должен закреп­ляться на третьем этапе. В трафарете букв соединения отсутствуют потому, что на пластинке их очень трудно вырезать («ли вытравить) из-за маленьких размеров букв.

Чем в этом случае можно заменить трафарет букв? Учителя-практики давно используют листы бумаги (вкладыши), на которых тушью написаны буквы, слоги и т. д. Подкладывая вкладыш под


страницу, ученик обводит буквы, слоги, соблюдая лри этом наклон букв * -правильное направление письма. В будущем возможности современной ^компьютерной техники (персональных ЭВМ) позволят обойтись без трафарета.'Егороль возьмет на себя соответствующим образом составленная 'Программа ЭВМ. В этом случае -ученику не -надо будет выписывать буквы по трафарету, а специальным ка­рандашом пясать 15уквы и получать изображение на экране. Тогда любое отклонение будет -сопровождаться цветным или звуковым сигналом. Но и здесь, по-видимому, потребуется корректировка: ведь специальный карандаш—это не ручка, поэтому здесь возник­нут новые вопросы, которые.надо будет решать. В общем, надо ду­мать, искать!

Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира — это характернейший признак духовной жизни детской личности. Если бы ребенок не воспринимал гармонического единства окру­жающих вещей и явлений — цвета, звуков,.запахов, состояний, движений.как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты духовной жизни, -мир его.был Збы хмурым и не­приветливым.

Эти,слова в какой-то мере определили мое педагогическое кредо.

Я всегда помню (вижу в своих воспитанниках), что детское сердце.в одинаковой мере чувствительно и к красоте природы, и к музыке, и к родному слову. Нельзя развивать.речь ребенка, не совершенствуя его восприятие мира, его чувств, не воспитывая кропотливо его ум.

Любить поэзию природы

В программе по русскому языку записано: «Чтение, подкреплен­ное наблюдениями природы, обогащает ж:расширяет.знания о ви­денном и способствует общему развитию ребят, учит.любить при­роду и понимать ее красоту, развивает художественный вкус, восли-.тывает эстетические чувства».

Дети должны иметь конкретные представления о природе, о ее жизни, тогда им будет легче оценить красоту языка шиеателя или мастерство художника, сумевших нарисовать в своем произведе­нии.живую картину.

Большая часть рассказов, помещенных в «Родном слове» («Кни­ге для чтения»), посвящена родной природе. Но как бы хорошо ни была описана природа, нельзя ограничиваться только произведени­ем. Ведь самые лучшие из них лишь отчасти передают богатство и разнообразие окружающего мира. К- Д- Ушинский утверждал, нто воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влия­нием педагогики. Он писал: «А воля, а простор, природа, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а.розовая весна и золотис­тая осень разве не были нашими воспитателями?*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.