Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Узнай лжеца по выражению лица 11 страница




Когда симулируется гнев, то анализ вовлечения в создание этого выражения различных областей лица может не выявить очевидных симптомов обмана. Хотя мы отмечали, что брови — лоб обычно не задействованы в управление выражением лица, все же опущенные и сведенные брови, являющиеся одной из составляющих выражения страха (рис. 31), указывают на эмблему решимости, концентрации или недоумения. Придать такое положение бровям — лбу очень легко; оно также используется как «знак препинания». Следовательно, вы можете ожидать, что брови — лоб наряду с другими областями лица будут использоваться и для выражения симулируемого гнева. Симуляция гнева в нижней части лица (например, рот с плотно сжатыми губами) также не представляет трудности. Единственным элементом, не проявляющимся при симуляции гнева, может быть отсутствие напряжения нижних век, что, безусловно, является слабым симптомом обмана. Ослабление гнева также может осуществляться в области бровей — лба и нижней части лица. Когда гнев используется в качестве маски, он проявляется и в нижней части лица, и на лбу, в результате чего информация о реально переживаемой эмоции может исходить только от век. Когда для маскировки гнева используется другая эмоция, то испытываемый гнев может читаться в пристальном взгляде, напряженных нижних веках и нахмуренных бровях.

Отвращение симулируется довольно просто, поскольку есть три эмблемы этой эмоции: сморщенный нос, приподнятая верхняя губа и приподнятый уголок рта (рис. 25). Брови — лоб играют настолько незначительную роль в придании лицу выражения отвращения, что фактически не привлекают внимания (если бы в случае испытываемого отвращения брови — лоб сохранились в статичном состоянии, в то время как нижняя часть лица выражала бы слабое отвращение, это не было бы очень ясным симптомом эмоции). Отвращение чаще всего используется для маскировки. Утечку информации о гневе можно обнаружить в области бровей — лба, если брови не только нахмурены, как при отвращении, но и сведены (как показано на рис. 38В). Кроме того, информацию можно обнаружить в напряженных гневных веках и пристально смотрящих глазах, в выражающей отвращение нижней части лица (как на рис. 39А). Но эти выражения могут комбинироваться, если ситуация вызывает одновременно и отвращение, и гнев. Если человек отрицает испытываемый им гнев в ситуации, явно вызывающей это чувство, или лишь слегка упоминает об испытываемом отвращении, то, вероятнее всего, он маскирует отвращением свой гнев. То же самое происходит, и когда отвращение используется для маскировки страха; страх, вероятно, по-прежнему будет проявляться в области бровей — лба и в появлении склеры над радужной оболочкой глаз (рис. 29). Будет ли это комбинацией эмоций или же свидетельством маскировки, зависит от социального контекста, особенно от того, что говорит и делает человек. Поскольку единственный сильный элемент в выражении отвращения находится в нижней части лица и именно нижняя часть лица чаще всего используется при симуляции, то вполне вероятно, что попытки замаскировать отвращение с помощью придания лицу другого выражения окажутся успешными. Но когда отвращение маскируется с помощью другой эмоции, его следы могут проявляться в слегка приподнятой верхней губе или слегка сморщенном носе.

В случае симуляции печали эта эмоция, вероятно, будет проявляться в нижней части лица и в опущенном взгляде. Отсутствие проявлений печали в области бровей — лба и в верхних веках будет надежным признаком того, что печаль симулируется. Как и в случае испуганных бровей — лба, печальные брови — лоб можно назвать особенно надежным симптомом испытываемой печали, потому что такое выражение трудно сделать преднамеренно; оно не является частью эмблемы выражения лица и редко используется как «знак препинания». Однако некоторые люди никогда не выражают печаль с помощью бровей — лба, даже если они искренне чем-то опечалены. Как мы уже отмечали при рассмотрении эмоции страха, вы должны знать, является ли то или иное мышечное движение типичным для данного человека, чтобы делать надежные выводы о наличии утечки информации об эмоции или о симптомах обмана. Если брови — лоб не используются человеком для выражения действительно испытываемой печали, то их нейтральность ничего не скажет вам о том, является демонстрируемое выражение печали симуляцией или нет. Когда вы имеете дело с такими людьми, вам нужно смотреть на форму их верхних век. Внутренние уголки век должны быть немного приподняты, когда человек действительно опечален, даже если печаль не отражается в области бровей — лба; однако этот симптом является довольно слабым. Если печальные брови — лоб привычно появляются у человека, когда он не испытывает печали, то это также повлияет на вашу способность выявлять симуляцию. Очень немногие люди используют печальные брови — лоб в качестве «знака препинания», но именно они способны обмануть вас, когда будут симулировать печаль (в том числе с помощью бровей — лба и верхних век).

Когда человек ослабляет свое выражение печали, его брови — лоб и верхние веки вероятнее всего продолжают указывать на утечку информации о фактической силе переживаемого чувства. Если выражение печали маскируется с помощью другой эмоции» то печальные брови — лоб и верхние веки с наибольшей вероятностью будут сообщать о такой утечке. А когда сама печаль используется для маскировки другой эмоции (если к этому не прибегают крайне нетипичные люди, использующие печальные брови — лоб в качестве «знака препинания), то маска печали не сможет скрыть информацию, исходящую от бровей — лба о действительно переживаемой эмоции.

Вы можете распознать факт управления выражения лицом, особенно симптомы обмана, обращая внимание на временные характеристики выражений лица. Как быстро появляется эмоция на лице (период появления)? Как долго эмоция сохраняется на лице, прежде чем она начнет затухать или сменяться другой эмоцией (длительность)? И как быстро исчезает эмоция (период исчезновения); ослабевает ли она постепенно или же очень быстро? Не существует простого и надежного общего правила, позволяющего сказать, каковы эти три временных параметра для каждой из эмоций. Мы не можем утверждать, что гнев должен возникать не более чем за 1,3 секунды, длиться не менее 7 секунд и прекращаться мгновенно. Такие утверждения были бы необоснованными. Временные характеристики зависят от социального контекста, но требования каждой ситуации могут быть довольно определенными. Предположим, что вы симулировали удовольствие, когда ваш товарищ закончил рассказывать вам анекдот. Время, необходимое для того, чтобы улыбка появилась на вашем лице (период появления), зависит от характера перехода к последней фразе, содержащей соль истории (постепенный или резкий) и особенностей этой фразы (прозвучала она быстро или была растянута). Продолжительность сохраняющейся на вашем лице улыбки (длительность) зависит от того, насколько смешным оказался анекдот, следует ли за ним другой анекдот и т. п. Скорость исчезновения улыбки с вашего лица (период исчезновения) зависит от того, что говорится потом, от ваших отношений с рассказчиком и т. п. При изображении удовольствия каждый из нас использует знание морфологии лица — мы приподнимаем края рта и оттягиваем их назад, возможно, слегка приоткрывая рот, и сморщиваем уголки век. Но обычно мы не столь же хорошо знаем, какими должны быть период появления, длительность и период исчезновения улыбки. Если вы посмотрите на человека внимательно, вы узнаете основные временные характеристики выраженной на его лице эмоции, и это может сыграть решающую роль в распознании симптомов обмана.

С пониманием временных характеристик выражения эмоции на лице тесно связано понимание места проявления эмоции в процессе беседы: где и после каких слов появляется то или иное выражение эмоции и какими телодвижениями оно дополняется. Предположим, вы собираетесь симулировать гнев, заявляя другому человеку, что вы сыты по горло его поведением, хотя в действительности вы не рассержены на него до такой степени, несмотря на то что собираетесь выглядеть разгневанным. Для «правдоподобности» вы хотите выразить гнев не только словами, но и своим лицом. При этом будет очень важно, в каком месте вашей тирады вы проявите выражение гнева на лице. Если после словесного заявления («Я сыт по горло твоими штучками»… 1,5 секунды… и затем выражение гнева), то это будет выглядеть неискренне. Демонстрируя гнев раньше, допустим, до слов «Я сыт по горло», вы не продемонстрируете симптомов обмана, если за этим выражением последуют другие острые заявления. Это будет выглядеть так, будто вы пытаетесь решить, выражать ли вам гнев, и если да, то как.

По-видимому, имеется меньше свободы в одновременном использовании выражений лица и движений тела. Предположим, что, произнося слова: «Я сыт по горло», вы ударяете кулаком по столу и демонстрируете выражение гнева на лице до удара, а не во время и не после него. Если выражение вашего лица не будет синхронизировано с движениями вашего тела, оно будет выглядеть неискренним.

Иногда при ослаблении, нейтрализации или маскировке выражения лица человек «прерывает» уже проявляемое выражение и не «удерживает» его каким-то движением лицевых мускулов. Это прерывание создает четвертый источник утечки информации и симптомов обмана — так называемое микровыражение (о трех других — морфологии, временных характеристиках и месте — мы уже говорили.)

Хотя в большинстве случаев выражения лица наблюдаются более одной секунды, микровыражения длятся намного меньше: возможно, от 1/5 до 1/25 секунды. Некоторые из них появляются в результате прерываний, когда на выражение лица оказывается какое-то воздействие. Вы чувствуете испуг, выражение страха начинает появляться на вашем лице, вы ощущаете по работе своих лицевых мускулов, что начинаете выглядеть испуганным, и вы ослабляете, нейтрализуете или маскируете это выражение. Какие-то доли секунды выражение страха действительно будет присутствовать на вашем лице. Микровыражения обычно проявляются в динамике, причем часто в движениях лица при разговоре. А вслед за ними обычно появляются маскирующие выражения лица. Благодаря нашим исследованиям мы знаем, что большинство людей не обращают внимания на микровыражения или даже не видят их, но что каждый, кто обладает хорошим зрением, в состоянии их разглядеть. Требуется определенная практика, чтобы понять, что нужно искать на лице. Вы можете попрактиковаться в обнаружении этих кратковременных выражений, на мгновение показывая себе фотографии, прилагаемые к главе 9. Таким образом вы получите представление о скорости смены микровыражений.

Некоторые микровыражения не проявляются в достаточной степени, чтобы можно было понять, какая эмоция ослабляется, нейтрализуется или маскируется. Они подавляются слишком рано. Эти фрагменты выражений могут тем не менее указывать на то, что человек управляет выражением своего лица. Но есть микровыражения достаточно полные для того, чтобы стать источником информации о переживаемой эмоции. Возможно (хотя никто не может утверждать этого наверняка), что микровыражения возникают не только когда люди намеренно управляют своим лицом, но когда они, обманывая самих себя, не знают, что они чувствуют на самом деле.

Для людей, использующих микровыражения как источник информации, необходимо сделать несколько предупреждений. Если человек не демонстрирует микровыражений, это вовсе не означает, что он не ослабляет, не нейтрализует или не маскирует переживаемые им эмоции. Как мы отмечали ранее, одни люди умеют профессионально «лгать лицом»; другие умеют замечательно изображать на лице любые эмоции, хотя их деятельность этого совсем не требует; у третьих можно наблюдать утечку информации и проявления симптомов обмана, но никогда — микровыражений. К тому же у людей могут наблюдаться микровыражения в одних ситуациях и не наблюдаться в других. Микровыражения надежны в качестве симптомов обмана и источников утечки информации, но вы не можете сделать никаких надежных выводов из их отсутствия.

Следует отметить, что не только на лице можно наблюдать утечку информации об эмоции и симптомы обмана. Нестыковки и расхождения между словами, движениями тела и голосом также дают полезные подсказки. Мы знаем, что люди (по крайней мере, в нашей культуре) стараются управлять выражениями своего лица больше, чем движениями тела и, возможно, больше, чем голосом. Значительное внимание в наших сегодняшних исследованиях направлено на определение тех движений тела, которые могут быть источниками утечек информации и симптомами обмана. Если вы наблюдаете за телом, вы можете обнаружить признаки того, что эмоции человека контролируются. Но объяснению того, что и почему надо наблюдать, целиком посвящена другая наша книга, которая появится в недалеком будущем.

В главе 2 мы говорили об исследованиях, положенных в основу этой книги, и отмечали, что многое из того, что нам хотелось бы рассказать о распознавании признаков управления выражениями лица, еще не получило строгих научных подтверждений. Эти идеи должны трактоваться как предположения. Большинство из них вероятно, правильны, даже те, которые не применимы к каждому человеку или каждой ситуации. Помните также, что есть множество вопросов, на которые надо уметь отвечать для успешного распознавания управления выражениями лица.

• Вы действительно хотите смотреть на лицо человека?

• Вы действительно хотите знать, что человек чувствует на самом деле, или просто предпочитаете знать только то, что он хочет, чтобы вы знали?

• Умеет ли человек убедительно лгать лицом в силу требований своей профессии или по другим причинам?

• Знаете ли вы, как этот человек обычно выглядит, когда он испытывает конкретную эмоцию и не контролирует выражение своего лица? (Если нет, то будьте осторожнее в своих оценках.)

• Вы знакомы с морфологией лица, с внешним проявлением каждой эмоции во всех трех областях лица? (Помните: куда и на что следует смотреть, зависит от конкретной эмоции.)

• Вы замечаете временные характеристики выражения лица: период появления, длительность и период исчезновения?

• Вы учитываете место появления выражения эмоции в течение беседы?

• Вы обращаете внимание на микровыражения?

• Вы сопоставляете выражение лица человека с движениями тела, позой, и тоном голоса

• Вы проверяете альтернативные объяснения с учетом знания социального контекста

Чем более разнообразными способами вы сможете выявлять признаки управления выражением лица (используя морфологию, временные характеристики, место, микровыражения, несоответствие движений тела и тона голоса) и чем чаще вы будете их наблюдать, тем с большим доверием вы сможете относиться к своим оценкам выражения эмоций на лице.

ГЛАВА 11 Как проверить собственное выражение лица

Вы научились читать выражения эмоций на лицах других людей. Теперь возникает логичный вопрос: что вы знаете о своем собственном лице? Хотя основные — типичные выражения лица — универсальны, существуют индивидуальные вариации. Во-первых, из-за статичных сигналов лица любое выражение эмоции будет выглядеть чуть-чуть по-особому в зависимости от высоты скул, глубины посадки глаз, количества подкожного жира и т. д. Во-вторых, индивидуальный опыт порождает различия в том, что вызывает конкретную эмоцию. Мы кратко описали некоторые события, вызывающие страх, гнев и т. д., но одни и те же события не вызывают гнев у всех людей. В-третьих, индивидуальные правила отображения эмоций, усвоенные в детстве, глубоко укоренившиеся привычки управления выражением лица различны у разных людей. В отличие от правил отображений эмоций, принятых в определенной культуре, индивидуальные правила не могут быть одинаковыми для всех членов данной культуры или субкультуры.

Хотя все эти три фактора порождают многообразные вариации выражений лица, мы будем заниматься главным образом теми характерными выражениями лица, которые возникают в результате расширения индивидуальных правил отображения эмоций. Индивидуальные правила отображения могут быть довольно специфичными и иметь отношение только к конкретной эмоции в конкретной ситуации: например, подобное правило может запрещать проявлять гнев на лице, когда вы разгневаны на своего отца (или любых других людей, обладающих властью). Или же индивидуальные правила могут быть слишком расширенными, слишком общими с точки зрения применения: например, вас могли учить никогда не показывать на лице гнев или даже вообще никакую эмоцию в то время, когда вы их испытываете. Эти индивидуальные правила отображения могут привести к появлению на лице у человека своего рода маски, которая не позволит увидеть его лицо в истинном свете. Мы опишем восемь характерных стилей выражения эмоций на лице. Мы также опишем эти стили в их крайних проявлениях для того, чтобы смысл стал более ясен. Некоторые люди характеризуются приверженностью к одному из этих крайних стилей. Однако большинство людей проявляют свой стиль в менее отчетливой форме. Вы можете показывать один из этих стилей постоянно или только в некоторых ситуациях и некоторых ролях, или только в состоянии стресса, или только в определенные периоды вашей жизни и т. п. После объяснения всех восьми стилей мы опишем тщательно разработанную последовательность действий, которые вы можете выполнить, чтобы узнать, есть ли у вас приверженность к крайней форме одного из таких стилей.

Восемь стилей выражения эмоций на лице

Кем вы являетесь: утаивателем или саморазоблачителем? Это первые два стиля выражения эмоций, а они определяются просто тем, какое у человека лицо — выразительное или невыразительное. Нередко люди думают, что выразительность зависит от статичных сигналов лица — от того, имеет ли человек большие глаза, красивые скулы и т. п. Однако все это имеет мало значения. Большие темные брови действительно могут сделать выражение вашего лица заметнее, но более важными факторами являются быстрые сигналы лица. Другими словами, управляете вы движениями своего лица или нет? Возможно, вы знаете людей, у которых на лице редко отражается то, что они чувствуют. Это не значит, что они намеренно пытаются обмануть вас и скрыть свои эмоции; на самом деле они просто редко проявляют свои чувства на лице. Но есть люди, полностью им противоположные — вы всегда знаете, что они чувствуют, потому что это «написано» на их лицах. Они, подобно детям, по-видимому, не могут модулировать выражения своих эмоций. Случается, что и вас, и самих этих людей приводит в замешательство то, что их чувства всегда оказываются на виду. Они зачастую нарушают правила отображения эмоций на лице, действующие в данной культуре, но они просто не в состоянии контролировать свои эмоции.

Саморазоблачители обычно знают об этом; они понимают, что могут попасть в беду (по крайней мере это не исключено), из-за того что открыто проявляют свои чувства. Они утверждают, что просто ничего не могут поделать с этим. Утаиватели также знают о своей характерной особенности, хотя и не всегда.

Можете ли вы не знать, что выражает ваше лицо? Невольные экспрессоры не знают, что они отображают на лице испытываемое ими чувство. Если вы невольный экспрессор, то вам, возможно, приходилось удивляться тому, что другие люди знают об испытываемом вами гневе, страхе или печали. Если ваш друг является невольным экспрессором, то он может поинтересоваться, что вам удается узнать, что он чувствует в данный момент. Ведь сам он ничего не знает о том, что отражается на его лице. Невольные экспрессоры обычно имеют свою специализацию; они неосознанно проявляют на лице только одну-две эмоции.

Выглядит ли ваше лицо нейтральным, когда вы думаете, что вы проявляете гнев (или страх и т. п.)? Неэффективные экспрессоры убеждены в том, что они проявляют эмоцию на лице, когда фактически их лица имеют нейтральное или неопределенное выражение. Подобно невольному экспрессору неэффективный экспрессор также имеет свою специализацию. Существует какая-то конкретная эмоция, которую он не в состоянии выразить на лице, когда думает, что делает это вполне успешно. Если вы неэффективный экспрессор, то, возможно, вы узнаете об этом из комментариев других людей. Вам могут сообщать, что вы выглядите не так, как сами об этом заявляете, что выражение на вашем лице не соответствует тому чувству, которое вы, по вашим собственным словам, испытываете, и т. п. Однако мы подозреваем, что большинство неэффективных экспрессоров не знают о такой своей особенности.

Выглядите ли вы испытывающим отвращение, когда в действительности испытываете гнев и думаете, что выглядите разгневанным? Или вы кажетесь другим печальным, когда вы испытываете гнев, или разгневанным, когда испытываете печаль, и т. п.? Подменяющий экспрессор заменяет внешнее проявление одной эмоции проявлением другой, не зная того, что он это делает.

Такой человек думает, что его лицо выражает именно то, что он чувствует, и его нелегко в этом разубедить. Например, мы показывали подменяющим экспрессорам видеозаписи выражений их лиц, когда они испытывали гнев или пытались выглядеть разгневанными, и говорили им, что они выглядят печальными. Глядя на видеозаписи выражений своего лица, они обычно не соглашались с нашими утверждениями и настаивали на том, что их лица выглядели именно разгневанными, а не печальными. Разубедить их в этом удавалось лишь тогда, когда мы показывали им, что большинство других людей, видевших эти видеозаписи, также называли их лица печальными.

Случалось ли вам замечать, что какая-то часть вашего лица постоянно отражает след одной и той же эмоции, в то время как на самом деле вы ее не испытываете? Вместо того чтобы выглядеть нейтральным, лицо зацикленного экспрессора может выглядеть немного печальным (уголки рта слегка опущены или внутренние уголки бровей слегка подняты), или удивленным (брови слегка подняты), или выражающим отвращение — презрение (верхняя губа слегка приподнята), или разгневанным (брови немного опущены или губы слегка сжаты), или обеспокоенным (брови слегка приподняты и сведены вместе). Подобное выражение «замороженного чувства» может возникнуть в результате прихотей природы. Например, лицо человека может быть «сконструировано» именно таким образом. Или оно могло стать таким в результате укоренившейся привычки поддерживать легкое напряжение лицевых мускулов в то время, как человек не переживает никакой конкретной эмоции. Люди, относящиеся к категории зацикленных экспрессоров, обычно не знают об этом.

Проявляется ли ваша начальная реакция практически на любой раздражитель в виде выражения удивления, обеспокоенности, отвращения и т. п.? Всегда готовый экспрессор проявляет одну из этих эмоций в качестве первой реакции практически на любое событие или ситуацию. Его всегда готовое выражение заменяет испытываемое в действительности чувство, которое может проявиться позднее. Например, всегда готовый экспрессор может делать удивленное лицо при получении и хорошей новости, и плохой новости, и провоцирующего гнев заявления, и угрозы и т. п. — что бы ни происходило, выражение удивления всегда появляется у него на лице в первую очередь. «Дежурной» может быть любая из эмоций, рассмотренных нами ранее, или эмоция может проявляться только в какой-то области лица, например в виде удивленных бровей, сморщенного от отвращения носа и т. п. Всегда готовые экспрессоры, вероятно, плохо осведомлены о своем специфическом стиле выражения эмоций на лице.

Последний стиль выражения эмоций на лице демонстрируют так называемые переполненные эмоцией экспрессоры. Такие люди всегда проявляют одну или две эмоции в совершенно особой манере — практически все время. Они ни на мгновение не испытывают нейтрального чувства; переполняющая их эмоция является неотъемлемым элементом их эмоционального состояния. При возникновении какой-то новой эмоции и она оказывается «окрашенной» переполняющей эмоцией. Например, если человек переполнен чувством страха, то он все время выглядит испуганным; если он начинает испытывать гнев, то выглядит разгневанным и испуганным или, что еще более вероятно, страх перекроет гнев, по крайней мере страх отобразится на внешнем виде этого человека. Мы встречали переполненных эмоцией экспрессоров только среди людей, переживающих острый душевный кризис или трудный жизненный период. Эти люди и окружающие их люди прекрасно знают о переполненности каким-то одним чувством.

Ваши собственные выражения лица, возможно, соответствуют какому-то из этих восьми стилей только в минимальной степени. Вы можете быть невольным экспрессором страха, но только когда вы испытываете стресс. Или вы можете быть неэффективным экспрессором гнева, но только когда имеете дело с людьми власть имущими. Вы можете быть подменяющим экспрессором, но в такой слабой степени, что это не будет заметно. Каждый, возможно, проявляет один из этих стилей слабо или в течение какого-то времени. Однако у некоторых людей тот или иной из этих стилей может проявляться довольно отчетливо и заметно окрашивать выражения эмоций на лице. Если это характерно для вас, то вам важно знать об этом, чтобы представлять, какие выражения на вашем лице могут видеть другие люди. Если вы переполненный эмоцией экспрессор или саморазоблачитель, то вы, вероятно, уже знаете об этом (как и все, кто знает вас) и поэтому нет необходимости привлекать к этому ваше внимание. Но если же для вас характерны один или несколько из остальных шести стилей, то вы можете и не знать об этом, а выяснить это непросто.

Идеальная процедура выяснения этого вопроса будет заключаться в том, чтобы сделать видеозаписи ваших выражений лица в разных жизненных ситуациях и попросить эксперта по выражениям эмоций на лице изучить эти записи и дать им свою оценку. Мы готовы предложить альтернативный вариант самостоятельной оценки, прекрасно понимая, что он подойдет не каждому человеку или не для каждого стиля выражения эмоций (предлагаемый вариант не позволит обнаружить всегда готового экспрессора, поскольку для этого требуются видеозаписи сцен из реальной жизни). Тем не менее мы уверены, что такая оценка окажется для вас очень полезной и что благодаря ей вы сможете узнать достаточно много нового, чтобы оправдать затраченные вами усилия. Даже если у вас нет отчетливого стиля, вы все равно узнаете много о своем лице и о том, как распознавать эмоции на лицах других людей.

Этот процесс состоит из трех этапов: фотографирования вашего лица, анализа полученных снимков и работы с зеркалом. Вы можете выполнить последний этап — работы с зеркалом, — не выполняя первых двух, и извлечь какую-то пользу. Но если вы собираетесь пройти все три этапа, а именно это мы и советуем вам сделать, то этап работы с зеркалом нужно пройти в самом конце. Иначе вы рискуете свести на нет возможность узнать много полезного о себе из результатов первого и второго этапов.

Этапы оценки вашего стиля выражения эмоций на лице

Вам понадобятся четырнадцать фотографий вашего лица, сделанных в соответствии со следующими требованиями:

• Фотографии показывают ваше лицо полностью; они сделаны при хорошем освещении; все фотографии четкие и имеют примерно одинаковый размер.

• На двух снимках вы не испытываете никаких эмоций, а на каждой из шести остальных пар снимков вы показаны испытывающим удивление, страх, гнев, отвращение, печаль и радость.

• На каждой фотографии вы испытываете только одну эмоцию, а не комбинацию двух.

• Вы не испытываете неловкости или смущения при фотографировании вашего лица; желательно, чтобы вы не знали, в какой момент осуществляется съемка.

Маловероятно, что подобный набор фотографий у вас уже имеется (но если это так, то сразу переходите ко второму этапу). Проблема состоит в том, как его получить. Если бы вы проходили курс «распознавание эмоций на лице», мы смогли бы использовать специальные сюжеты, для того чтобы добиться вашей реакции на действия различных персонажей. При отсутствии такой возможности мы можем предложить другие, достаточно удовлетворительные методы. Сначала мы познакомим вас с механизмами, а потом и с процедурами, помогающими пережить каждую из шести эмоций.

Вам потребуется напарник, который будет вас фотографировать. Желательно, чтобы это был человек, в присутствии которого вы можете расслабиться. Основным препятствием на этом этапе будут ваше смущение или опасение того, что на снимках у вас получится глупое лицо. Вам подойдет любой фотоаппарат, позволяющий делать снимки с расстояния в 75 см или меньше таким образом, чтобы ваше лицо занимало не менее одной трети кадра. Оптимальным вариантом является камера «Полароид», но подойдет и обычный фотоаппарат.

Пусть ваш напарник установит фотоаппарат на штативе, а если у вас нет штатива, то пусть он сядет на стул напротив вас. Обеспечьте резкость наведения при максимально возможном вашем приближении к объективу. Ваш напарник должен делать все снимки, держа фотоаппарат на уровне вашей головы — не выше и не ниже, чтобы получить полное изображение вашего лица. Съемки можно делать и в помещении, и на улице, но нужно следить за тем, чтобы солнце не светило вам в глаза. Для установки фотоаппарата используйте штатив или стул и делайте все снимки с одинакового расстояния.

Вырежьте из книги страницу 267. Вы имеете таблицу, в которую нужно вносить необходимые записи и на этом этапе, и на следующем. Поскольку вам предстоит сделать более одной фотографии и пережить более одной эмоции, то нужно записывать все, что вы пытались делать при получении каждого снимка; эти записи будут дополнять ваши фотографии. Если вы используете камеру «Полароид», то сделать это будет нетрудно, потому что вы можете записывать номер строки таблицы на обороте каждого получаемого вами снимка. Если вы используете обычный фотоаппарат, то вы можете легко определять порядок расположения отснятых кадров и записывать номер строки таблицы на соответствующей ей ротовой фотографии.

Прежде чем начинать работу, условьтесь с напарником о сигнале вашей готовности; важно, чтобы он сделал снимок по вашей команде (можно поднять вверх указательный палец, впрочем, подойдет любой сигнал, который не повлечет каких-то изменений на лице). Возьмите карандаш, вырезанную из книги таблицу и приступайте к работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.