Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация опыта освоения образовательной области




О чем узнают дети

Ориентация детей в образовательной области

Дети 4—5 лет осваивают умения пользоваться эталонами с целью определения форм предметов окружения, размеров объектов по длине, ширине, высоте, толщине, что помогает им точнее отображать пред­меты в лепке, аппликации, конструировании.

Дети учатся характеризовать объект, в сравнении с другими, как находящийся слева или справа, впереди или сзади от..., как выше/ниже другого, занимать, например, третье место в ряду, быть выраженным знаком-символом, цифрой.

Осваивают умение пользоваться схематическим изображением действий, свойств, понимать замещение конкретных признаков моде­лями, разгадывать и осмысливать их значение, предлагать новые знаки-символы.

Осваивают практическое деление целого на части и умение про­являть самостоятельность в познании простых зависимостей части и целого, соизмерения величин с помощью предметов-заместителей, что расширяет возможности познания, дает выход за пределы непосред­ственных способов оценки.

Числа становятся для детей показателем количества, итогом счета, восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов). Дети осваивают умение, ориентируясь на числа, увеличивать и умень­шать, создавать группы предметов, делить их на подгруппы (части).

Что осваивают дети

Тема «Свойства и отношения» (на предметном уровне)

Воспитатель создает ситуации зрительного и осязательно-двигательного обследования (в сочетании), помогающие ребенку освоить геометрические фигуры, форму предметов, размеры, сравнить их.

Дети называют геометрические тела (шар, куб, цилиндр), фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), пользуются ими в практической деятельности, овладевают ими на уровне эталонов и на этой основе определяют форму окружающих объектов («окно прямо­угольное»).

На основе практического сравнения и «на глаз» выделяют и назы­вают размеры предметов по длине, высоте, ширине, толщине, массе, глубине, объему.

Самостоятельно или с помощью взрослого выделяют отношения «больше — меньше», равенство и неравенство по размеру, подобие («такой же») по форме в ходе сравнения «на глаз» или путем наложе­ния и приложения.

В развивающих играх упорядочивают 4—5 предметов, геометри­ческих фигур по одному признаку (высоте, массе или объему, коли­честву и т.д.). Овладевают умением выбирать нужный элемент из группы предметов (самый высокий домик, затем самый высокий из оставшихся) и составляют ряд зависимых по величине предметов (сериационный ряд). Участвуют в поиске других способов расположения элементов.

В играх с логическими блоками Дьенеша дети группируют пред­меты по одному, двум, трем свойствам, выделяют наличие одного и отсутствие другого свойства (большие круглые, большие не круглые).

Самостоятельно называют свойства и отношения предметов, пояс­няют способы группировки и упорядочивания, результаты сравнения в играх, разных видах практической деятельности — в рисовании, лепке.

Воспитатель организует образовательные и игровые ситуации, в ко­торых дошкольники выделяют пространственные и временные парные отношения: пространственные — в направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные — в после­довательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем време­ни (сегодня, вчера и завтра).

Используют игры с простыми схемами, символами, обозначения­ми последовательной зависимости между предметами и порядок сле­дования стрелками.

Тема «Числа и цифры»

Воспитатель привлекает детей в соответствующие ситуации, в ко­торых они сосчитывают и сравнивают небольшие группы как по ко­личеству (больше—меньше, столько же), так и по числу (2 и 3; 3 и 4).

Считают до 5—6, обозначают количество числом и цифрой (от 1 до 5, 6).

Практически осваивают и понимают количественное и порядковое назначение числа. Пользуются выражениями: «Сколько всего?», «Ко­торый?», «Какой по порядку?»

Сосчитывают однородные и разнородные предметы, воспроизво­дят количество по образцу и числу, отсчитывают из большего коли­чества, обобщают группы предметов по числу. («Стульев, столов по пять — поровну. Они обозначены одним и тем же числом и цифрой».)

Совместно со взрослым учатся согласовывать числительные с суще­ствительными (названиями предметов, их свойств) в роде, числе, падеже.

Тема «Сохранение (неизменность) количества и величины. После­довательность действий»

Совместно со взрослым, в практической деятельности переливания жидкости из одного сосуда в другой (или в два), перекладывания и раскладывания объектов по-другому, сосчитывания предметов в раз­ных направлениях дети убеждаются в том, что основное (масса, коли­чество, объем) при этом не изменяется («Стало столько же песка, сколько и было»), а при увеличении (или уменьшении) на один ста­новится больше или меньше, чем было до преобразования.

Педагог побуждает детей выражать в речи действия, названия ма­териалов, веществ, отношения и простые зависимости («если перелить воду», «если разложить игрушки по-другому», «если вылить воду из большой бутылки в маленькую»), пояснить изменения, которые про­изойдут. В ходе анализа подобных ситуаций дети рассуждают, отвеча­ют на вопросы взрослого: «Что изменилось?», «Что осталось неизмен­ным (таким же)?»

Дети воспринимают и понимают последовательность развития практического действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой; отражают в речи порядок выполнения: сначала/потом, рань­ше/позже, вслед за..., если..., то....

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок называет геометрические формы, размеры предметов, на­ходит фигуры, предметы необходимой формы и размера, пользу­ется эталонами в деятельности по определению формы, размеров окружающих объектов, в рисовании, лепке.

ü Сравнивает предмет с предметом, группу (3—4 предмета) с груп­пой, выделяя при этом 4—6 признаков сходства и отличия; сосчи­тывает предметы (6—8).

ü Группирует предметы, фигуры по двум-трем свойствам: форма, размер (по длине, ширине, высоте); обобщает по признакам.

ü Выявляет последовательные зависимости величин, объясняет зави­симости между элементами ряда (увеличение, уменьшение, поря­док следования).

ü Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизмен­ности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

ü Применяет известные ему способы действий в новой обстановке — счет, сравнение, упорядочивание, группировку.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Ребенок называет геометрические фигуры, но форму предметов на основе эталонных представлений определить затрудняется. Оши­бается в изображении форм в изодеятельности.

ü Затрудняется в сравнении, группировке предметов, часто допускает ошибки.

ü Испытывает затруднения в выполнении игровых действий по ал­горитму.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Развиваем речь и коммуникативные способности детей

 

Задачи воспитания и развития детей

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми

1. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ре­бенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснитель­ной речи.

2.Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.

3.Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.

4.Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные расска­зы по картинкам.

2. Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

3. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свой­ствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

4. Развивать умение чистого произношения сложных звуков род­ного языка, правильного словопроизношения.

5. Воспитывать желание использовать средства интонационной вы­разительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи на практическое овладение нормами речи

1. Развивать умение использовать вариативные формы приветст­вия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

2. Развивать умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.

3. Развивать умение выражать эмоционально-положительное отно­шение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

Главное новообразование возраста — развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных мо­нологов.

Для детей этого возраста характерно развитие сложившегося вне- ситуативно-познавательного общения со взрослыми. Дети продолжа­ют активно сотрудничать со взрослыми в практических делах (со­вместные игры, поручения), но наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Развитие ситуативно-делового обще­ния со сверстниками характеризуется возрастающей потребностью в сотрудничестве с ними во всех видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре, в процессе чтения художественной литературы, в про­дуктивных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой и других).

В процессе совместной игровой, исследовательской, познаватель­ной деятельности дети активно обследуют предметы, открывая их свойства и качества, назначение, строение, придумывая новые спосо­бы их использования. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражаю­щие нравственные представления детей — слова участия, эмоциональ­ного сочувствия, сострадания.

Наряду с потребностью в сотрудничестве появляется потребность в признании и уважении сверстника. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительно­сти: регулирует силу голоса, интонацию, ритм и темп речи в зависи­мости от ситуации общения, стремится выразительно читать стихи, чисто и правильно говорить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.