Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расширяем читательские интересы детей




Организация опыта освоения образовательной области

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети знакомятся с широким кругом художественных произведений разных видов, жанров и тематики. В их круг чтения входят разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: малые формы (песенки, в том числе колыбельные, прибаутки, заклички- обращения к природе, загадки описательные и с простыми сравнениями, небылицы-перевертыши); сказки (о животных, волшебные, докуч­ные). Дошкольники знакомятся с классическими и современными поэтическими произведениями (лирическими и шуточными стихами, сказками в стихах, авторскими загадками) и прозаическими текстами (сказками, рассказами).

Дети понимают, что содержанием литературных произведений яв­ляются представления авторов о разных сторонах окружающего мира. К концу года они начинают с помощью взрослого осознавать, что художественные тексты могут рассказать о чем-то новом, познакомить с теми явлениями и событиями жизни, которых не было в непосред­ственном детском опыте.

Дошкольники начинают называть основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге, понимать юмор веселых стихов и сказок, замечать и объяснять несоответствия в небылицах-перевертышах.

Дети знают и используют некоторые средства выразительности фольклорного и литературного языка: «говорящие» имена сказочных героев, формулы начала и окончания сказки, традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты, простые сравнения из загадок и стихов.

Дошкольники знают и используют разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в рас­сказе, рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наи­зусть текста, в разных видах театрализованной деятельности.

Дети понимают, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет в игре-драматизации можно показать по-разному.

Что осваивают дети

Собственным примером, привлечением средств других видов ис­кусства (изобразительного, музыкального, театрального) педагог со­здает условия для воспитания у детей устойчивого интереса к литера­туре и фольклору, к различным видам творческой деятельности на основе художественных текстов.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как ярко и эмоцио­нально отражается в произведениях окружающая действительность: мир природы и предметов, жизнь людей. Предлагает детям послушать новый текст, чтобы узнать в нем события, происшествия из своей жизни или познать новое, неизвестное.

Поддерживает любые проявления детского интереса к книгам и творческой деятельности на их основе, используя различные способы поддержки и мотивации. Инициирует проявление радости от встречи с веселой книжкой, отклик на комическое содержание, юмор ситуа­ций, поступков героев, слов и выражений. Вызывает и поддерживает удовольствие от встречи с поэзией, стремление запомнить и воспро­извести понравившееся стихотворение.

Оборудуя книжный уголок (центр художественной деятельности), воспитатель постоянно пополняет его новыми книгами, подборками произведений одного автора или сходной тематики, наборами для раз­ных видов театрализованной деятельности. Создает ситуации для про­явления устойчивого интереса к книгам, обсуждению и рассказыва­нию знакомых произведений, рассматриванию иллюстраций и рисо­ванию собственных иллюстраций, участию в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Помогаем правильному восприятию литературного текста.

С помощью выразительного чтения и рассказывания, рассматрива­ния иллюстраций разных художников, организуя вводные беседы для актуализации личного детского опыта и беседы после чтения для акти­визации процесса восприятия, воспитатель помогает дошкольникам:

— выразить свое отношение к содержанию произведения, его со­бытиям и героям, красоте некоторых художественных средств;

— соотнести литературные факты с имеющимся жизненным опы­том;

— установить причинные связи, понять взаимосвязь завязки, кульминации и развязки истории;

— представить в воображении героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, вычленить поступки героев и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о пра­вилах поведения и взаимоотношения людей, объяснить явные мо­тивы поступков;

— с помощью педагога понять общее настроение произведения, его эмоциональный, а в конце года и смысловой подтекст;

— обратить внимание и осознать значение использования в худо­жественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика.

Педагог предлагает детям соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценить себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах.

Организуем творческую деятельность на основе литературного текста Воспитатель постоянно общается с детьми по поводу знакомых произведений. Предлагает вспоминать их, обсудить вместе в естест­венных ситуациях, как знакомый литературный текст может помочь решить жизненную проблему («Помнишь, как весело рассказывается в стихотворении Агнии Барто об игре с лошадкой? В нем сначала говорится о любви к игрушке, о том, как о ней заботятся. Потом — о том, как с ней можно играть. Расскажи стих, а затем придумай свою игру с другой игрушкой»; «Вы сейчас делите игрушки, словно два жадных медвежонка. Смотрите, придет кто-то хитрый, как лиса, и не с чем вам будет играть!»).

Педагог инициирует запоминание детьми поэтических текстов, их рассказывание в процессе наблюдений за природными явлениями, организует мини-конкурсы «на лучшего рассказчика стихов».

Создает образовательные и игровые ситуации для пересказывания знакомых и вновь прочитанных сказок и рассказов с опорой на ил­люстрации и без них другим детям и взрослым, игрушкам (например, рассказать кукле сказку, чтобы она лучше уснула, пересказать маме рассказ и т. д.).

Собственным примером педагог побуждает детей пользоваться раз­ными средствами интонационной и мимической выразительности при исполнении литературных произведений. Проводит с детьми литера­турные игры со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественных текстов.

Воспитатель организует образовательные ситуации для придумывания детьми коротких описательных загадок, рассказов по аналогии с литературным текстом (например, на основе рассказа К. Ушинского «Бишка» можно придумать аналогичные истории с другими домашни­ми животными и птицами).

Побуждает детей рассматривать иллюстрации разных художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своем отношении к рисунку: что нравится, почему по разному нарисованы одни и те же герои и события, как ребенок сам хочет нарисовать картинку и прочее.

Организует разные виды изобразительной деятельности на основе литературных текстов: рисование иллюстраций, лепка героев, констру­ирование и изготовление фигурок и элементов декораций для театра­лизованных игр.

Педагог вовлекает детей в театрализованную деятельность и созда­ет условия для самостоятельных театрализованных игр разных видов: игры-драматизации, игры с персонажами настольного, стендового и пальчикового театра, игры-имитации и импровизации по литератур­ному тексту, в том числе под музыку.

Собственным примером, в процессе обсуждения просмотренных вместе с детьми спектаклей, видеозаписей взрослый помогает детям в переходе от передачи в игре-драматизации простого стереотипного «типичного» образа к созданию целостного образа, в котором сочета­ются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие.

В образно-игровых этюдах по текстам прибауток, сказок, литера­турных текстов и в ходе обсуждения созданных детьми образов героев с акцентом на вариативность создания образа (например, показать медведя, медведицу и медвежонка из сказки JI. Толстого «Три медве­дя») педагог поощряет желание детей придумать свои способы реали­зации задуманного в игре.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок внимательно и с интересом слушает чтение или расска­зывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произве­дение.

ü Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает про­изведение, выражает свое отношение к событиям и героям, кра­соте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты харак­тера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им эле­ментарную оценку.

ü Имеет представления о некоторых особенностях таких литератур­ных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небы­лица.

ü Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наи­зусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает поэти­ческие рифмы, короткие описательные загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.

ü Активно и с желанием участвует в разных видах творческой худо­жественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, участвует в театрализованных играх, создавая интересные образы героев.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо. Ребенок самостоятельно «не общается» с книгами в книжном угол­ке, не просит прочитать новое произведение. Более выраженный эмоциональный отклик вызывает только рассматривание иллю­страций.

ü Часто отвлекается при слушании текста, поэтому с трудом пони­мает и запоминает его содержание.

ü Неохотно включается в общение по поводу литературного произ­ведения. Отвечая на вопросы о событиях, дает обобщенно-упрощенную характеристику герою, затрудняется в установлении при­чинных связей, мотивов поступков героя, не чувствует красоту литературного языка.

ü Затрудняется при пересказывании текстов, пересказывает их по вопросам или на основе иллюстраций.

ü Отказывается от участия в театрализованных играх, чаще бывает зрителем, в образно-игровых этюдах создает только простой сте­реотипный образ героя.

Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания

Круг чтения у детей 4—5 лет не только значительно расширяется, но и качественно усложняется за счет произведений разных видов, жанров и художественной формы. Его основу составляют художественные текс­ты трех видов: фольклор, классические поэтические и прозаические произведения и тексты современных авторов. При чем некоторые текс­ты, уже знакомые детям, будут им интересны с новой точки зрения — с позиции анализа образов героев, установления причинных связей, знакомства со средствами языковой выразительности, для пересказыва­ния и рассказывания наизусть, для театрализованной деятельности и т. п.). В данном возрасте чутко и заинтересованно относятся к литера­турному языку, что определяет главное требование к отбору текстов — красота и правильность литературного языка. Это означает, что приори­тетными будут произведения, традиционно входящие в круг чтения до­школьников. Их примерный перечень был определен Jl. М. Гурович.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.