Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи воспитания и развития детей




Исследуем и экспериментируем

Делаем первые шаги в математику.

Развитие математических представлений

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü У ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе.

ü Ребенок действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на за­мечания сверстников и взрослых людей.

ü Его кругозор ограничен, представления о природе бедны, рассказы о растениях и животных однообразны, примитивны, ошибочны (например, путает реальные объекты природы со сказочными).

ü Интерес к изучению природы поверхностный, неустойчивый.

ü Не проявляет желания ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать.

1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в поиске ребенком вариативных способов сравнения, упорядочения, классифи­кации объектов окружения.

2. Содействовать в самостоятельном обнаружении детьми связей и зависимостей между объектами, в том числе и скрытых от непосред­ственного восприятия (по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования).

3. Побуждать дошкольников обосновывать и доказывать рацио­нальность выбранного способа действий (изменить; проверить путем подбора аналогичных объектов, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, соединить, изменить форму, расположение на листе и т. п.).

4. Способствовать проявлению исследовательской активности де­тей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по-своему, на уровне возрастных возможностей).

Освоение задач математического развития детей осуществляется как в организованных педагогом видах деятельности (детских проек­тах, занятиях, развивающих и образовательных ситуациях, развлече­ниях и досугах), так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно-пространственной среды, в центрах эксперимен­тирования, в специально организованных игротеках, игровых центрах. С этой целью педагог помещает в групповую игротеку игры и мате­риалы, которые интересуют детей и направлены на развитие их по­знавательных и интеллектуальных способностей, овладение измерени­ем, вычислениями, сравнением, сериацией и классификацией. Это игры.

— на освоение элементов логики, структуры высказываний с ис­пользованием отрицания «не», отдельных слов и сочетаний с вклю­чением союзов «и», «или», «если (изменить), то»: игры и упражне­ния с логическими блоками Дьенеша («Поиск клада», «Два обру­ча», «Магазин нужных вещей», «Логика и цифры»);

— на освоение состава чисел из двух меньших, сосчитывание парами, по 3, 4, 5, разделение множеств на равные и неравные группы, увеличение и уменьшение по числу элементов: игры и упражнения, самостоятельная деятельность с использованием цветных счетных палочек Кюизенера («Решаем задачи», «Состав­ляем квадрат, стороны которого равны черной палочке (числу 7)», «Математический планшет»);

— на овладение умениями преобразования объемных и плоских конструкций, самостоятельного использования отдельных приемов в разных видах деятельности, проявление смекалки и сообрази­тельности в играх-головоломках, в ходе решения логических зани­мательных задач («Составь фигуру», «Измени фигуру, переложив две палочки», «Волшебный круг», «Соты Кайе», «Маленький ди­зайнер»);

— на самостоятельное обнаружение и обоснование зависимости между общим количеством объектов и числом их в каждой из полу­ченных групп, размером мерки, величины и числовым результатом, количеством монет и суммой и в других ситуациях («Гаражи для вось­ми машин», «Измеряем разными мерками», «Что тяжелее», «Играем в математику», «Крестики», «Цветное панно», «Хамелеон», «На золо­том крыльце сидели...» (игры с палочками Кюизенера).

Интеграция в подготовительной к школе группе состоит в исполь­зовании ребенком приемов познания (обследование, количественная и качественная оценка, сравнение, обобщение) в разных видах про­дуктивной детской деятельности с целью познания или уточнения связей и зависимостей в изобразительной деятельности, природовед­ческой, конструктивной (из песка, различных конструкторов), а также в музыкальной и социальной деятельности.

В играх-проектах дети самостоятельно обсуждают замысел, ход ре­ализации, подбирают материалы, темы проектов: «Играем с детьми трех лет в песочнице», «Как не ошибиться при составлении лестницы из десяти элементов», «Архитекторы планируют строительство посел­ка», «Придумываем и зарисовываем задачи».

 

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дошкольники 6—7 лет осваивают умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, что про­является в интересе детей к моделированию, использованию обще­принятых и предложенных ими условных обозначений.

Дети проявляют особый интерес к цифрам, как знакам чисел, написанию их, использованию в разных видах практической деятель­ности, играх в поиск кладов с зарисовкой ходов и отсчетом рассто­яния. Осваивают практические связи, зависимости, простые законо­мерности, пользуются ими в детских видах игровой деятельности, преобразуют их, варьируют (зависимости и закономерности чередо­вания, следования, преобразования, сохранения количества и вели­чины).

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Тема «Свойства и отношения»

Дети самостоятельно используют результаты сравнения, упорядо­чивания и классификации в деятельности. Применяют измерение ве­личин в качестве способа проверки и оценки.

Экспериментируют с песком и водой, высказывают свое мнение по поводу изменений и преобразований, вариативных путей познания («Можно сделать по-другому»).

Называют геометрические фигуры, форму предметов на основе подсчета количества углов, вершин и сторон с целью познания новой формы и активно пользуются обобщениями: «пятиугольники», «вось­миугольники», «десятиугольники».

Осваивают симметричное расположение предметов на плоскости (по вертикали, горизонтали). Воссоздают симметрию в практической деятельности, играх («Слева, как справа», «Вверху, как внизу»).

Упорядочивают до 10 предметов по количеству, размеру, весу, глуби­не и т. д. Осваивают зависимость: если первая величина сравнима со вто­рой, а вторая — с третьей, то первая сравнима с третьей. Высказываются по поводу изменений между элементами ряда (становится выше на...), участвуют в изготовлении материалов для построения упорядоченного ряда величин. Для этого детям предлагаются полоски одинаковой длины и ширины, требуется, определив меру различий между смежными эле­ментами, изготовить упорядоченный ряд величин, по длине или ширине.

В процессе классификации дошкольники меняют основание (форма и размер, форма и цвет) и прослеживают изменения по коли­честву получаемых при этом групп, объектов в них, обосновывают изменения и их причины (если разделить на группы по форме, то их будет 3 — квадратные, круглые и овальные, а если по цвету, то 4 — красные, желтые, оранжевые и зеленые).

В играх на классификацию с использованием логических блоков Дьенеша самостоятельно дети называют совместимые признаки (цвет и толщина; форма, размер и цвет), конструируют высказывания, поль­зуясь отрицанием «не», союзами «и», «или», словами «если, то...», «все, кроме...», «некоторые из...».

Познают зависимости (часть—целое, измерение длины и размер мерки), простые закономерности (следования, чередования, сохране­ния количества, величины при определенных условиях).

Участвуют в создании ситуации поиска с элементами исследова­тельских действий, проверкой нескольких предположений и выбором одного из путей решения проблемы (высказывают гипотезы, ход реа­лизации замысла).

Проявляют интеллектуальные эмоции (радость от успеха, удивле­ние, догадку). Активны в коллективных видах деятельности.

Осваивают практические способы деления целого на равные части (на 5, 6, 7, 8, 9, 10 частей), зависимости, которые имеют место при делении двух неравных предметов на одно и то же количество частей и в других вариантах и сочетаниях. Играют в игры «Дроби», «Целое и части» и другие.

В процессе освоения пространственных отношений дошкольники осваивают ориентировку относительно другого человека, объекта, вы­полняют упражнения в альбоме, содержанием которых является как пространственная ориентация, так и развивающие упражнения (зри­тельные диктанты, упражнения под диктовку).

В процессе ориентировки во времени осваивают понятия «сутки», «месяц», «времена года», «год» (на предметной основе, моделях), ведут отсчет времени, пользуясь календарем. Устанавливают отношения во времени — день (сутки), неделя, месяц.

Дошкольники проявляют интерес и активность к возникающим в детской среде идеям, вносят предложения, участвуют в практической реализации (в детских проектах, играх, ситуациях).

Тема «Числа и цифры»

Дети пользуются числовым рядом в пределе первого десятка с целью сосчитывания, увеличения и уменьшения по количеству и числу, фиксации результатов измерения, самостоятельно пользуются цифрами.

Поясняют последовательность чисел натурального ряда, сравнивая числа и определяя их как меньшие (большие) на единицу, два, три; объясняют способ получения нового числа по результатам практичес­кого действия или устно. Пользуются словами «до» и «после» (отно­сительно большего и меньшего числа).

Предлагают измерение как способ оценки величин и доказатель­ства в организованных и самостоятельных видах деятельности (опытах, экспериментировании), замечают зависимости между размером мерки, измеряемой величиной и числовым значением.

Дошкольники овладевают умением пользоваться составом чисел (в пределе 10) из двух меньших, присчитыванием и отсчитыванием по единице, используя это умение при решении арифметических задач и примеров, в других деятельностях. Пользуются знаками «+», «-», «=».

Осуществляют обмен и набор монет, исходя из практической за­дачи: купить что-либо, уравнять, увеличить, разделить поровну.

Имеют представление о длительности временных отрезков (от 1 ми­нуты до 10), об ориентировке в ходе времени по часам, значении вре­менных отрезков: 5, 10, 15 минут, ровно 12 часов, половина третьего (относительно каждого часа). Планируют объем деятельности на тот или иной временной отрезок (5, 10 минут), учитывая при этом темп и ритм выполняемых действий.

Дети проявляют интерес к самостоятельному изображению узоров, рисунков на бумаге в клетку, прослеживают изменения направления движения по листу, отсчитывают клетки (вверх-вниз, направо-налево, вдоль левой стороны листа, в центре листа, в левом нижнем углу).

Тема «Сохранение количества, величины, последовательность дей­ствий»

Дети имеют представление о том, что под влиянием изменений (переливание, перекладывание, изменение формы) с одновременным добавлением или уменьшением общее количество, объем жидкости, масса, площадь при этом изменяются. Выделяют существенные и не­существенные свойства, прослеживают изменения и предлагают ход развития ситуации сравнения, экспериментируют.

Объясняют предложенную взрослым последовательность решения познавательной задачи: что необходимо узнать (цель) и как (способ выполнения), порядок следования действий (по типу алгоритмическо­го предписания), результат (в познавательных, логических, арифмети­ческих задачах).

Дошкольники предлагают логическую последовательность в реше­нии проблемы, задачи, предложенной в устной форме. Объясняют и доказывают необходимость рациональных действий, используют схе­матизацию, знаки. «Читают» простую схему, порядок и способ выпол­нения действий.

Отражают в речи связи и зависимости последовательных действий (сначала, потом).

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок активен и самостоятелен в использовании освоенных спо­собов познания (сравнения, счета, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

ü Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства.

ü Сосчитывает предметы в пределе 10 и с переходом через десяток, владеет составом чисел из двух меньших. Как правило, запомнил их наизусть.

ü Составляет разные задачи — арифметические, занимательные. Ус­пешно решает логические задачи.

ü Активно включается в игры на классификацию и сериацию; пред­лагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, по­нимает и объясняет неизменность объема количества, массы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.