Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История русской литературы конца XIХ – начала ХХ вв




Реализм на рубеже ХIХ – ХХ веков. Черты эпохи. Стилевое многообразие. (В. Гаршин, А.П. Чехов, Л. Андреев и др.). «Новый реализм» Чехова. Чеховская сатира. «Футлярная тема» в творчестве А.П. Чехова. Литература 1890-х – начала 1900-х годов: вызревание новых тенденций в политической, культурной, литературной жизни России. Неореализм. Двойственное отношение к миру. Новое понимание человека: разочарование в позитивизме, реализме как способах познания и изображения человека, тяга к вненаучному знанию (эзотеризм). От человека социального к человеку метафизическому, стоящему перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога. Катастрофизм, апокалиптичность сознания человека и художника эпохи рубежа веков. Вера в могущество искусства как важнейшей стороны бытия. Художественный метод Л. Андреева: эклектическое сочетание критического реализма с элементами модернизма (импрессионизма, символизма). Деталь, сюжет, символ в художественном тексте.

«Вечные» темы в творчестве И.А. Бунина. Трагедийная концепция любви («Легкое дыхание», Митина любовь», «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»). Философско-экзистенциальные мотивы («Господин из Сан-Франциско»). Лирико-философское решение «мужицкой» темы, картины «погибающих помещичьих гнезд» («Суходол», «Деревня», «Танька», «Захар Воробьев»). Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени» («Антоновские яблоки»). Судьба России, русского человека.

Символизм. Эстетика символизма. Проблема эволюции русского символизма. Д.С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», сборник «Русские символисты». Поэзия как способ познания мира и человека. Размышления над своеобразием поэтического слова, поиски нового языка во всех видах искусства. Символизм как мировоззрение и мироощущение рубежа веков. Двойственность и двуединство мира как основа символизма. Прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность – единственно верный путь поэзии. Влияние философии В. Соловьева на младших символистов. Противопоставление искусства вне тенденции, самодовлеющего, стоящего «по ту сторону добра и зла», искусству, направленному на преображение действительности по законам Красоты и Добра. «Последняя цель искусства – пересоздание жизни» (А. Белый). Поэт – Мессия, Теург. Язык «новой поэзии» – язык символов. Понятие «символ». Символ как «земной знак несказуемых истин» (М. Гаспаров). Творчество В. Брюсова, А. Блока, А. Белого и др.

Акмеизм как литературное направление. История Цеха поэтов (1911-15, 1917, 1921). Основные эстетические принципы акмеизма. Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» как манифест нового направления: соединение внутреннего мира человека с мудрой физиологичностью и безоговорочного жизнеприятия с безупречной художественностью форм. Высокая самоценность мира, «борьба за мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес, время» (С. Городецкий). Наполнение образов живым теплом, точность и жизненность детали, тяготение к сюжету-диалогу, ясность и отточенность формы, культ ремесла. Поэтика Н. Гумилева («Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо») и О. Мандельштама («Камень», «Tristia»). Центральные темы творчества – Культура, Логос, Религия.

Футуризм как литературное направление, его неоднородность. Русский футуризм: И. Северянин, В. Хлебников, В. Маяковский и др. Кубофутуризм. Эгофутуризм. «Центрифуга». Манифест «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей». Разрыв с культурой прошлого. Разрушение условной формы, жанра, стиля, эксперимент над словом и стихом. «Словоновшество», теория «заумного» языка, желание избавить поэзию от «книжного окаменения языка», эксперименты в сфере поэтического синтаксиса, близость поэзии живописи и графике художников русского авангарда.

Проза писателей первой волны русской эмиграции. Общая характеристика. География русской эмиграции. Поэты и прозаики модернистских течений начала века: символисты (Дм. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Вяч. Иванов), акмеисты (В. Ходасевич, Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева), И. Северянин, писатели вне литературных групп (М. Цветаева). Писатели-реалисты 1890 – 1910 гг.: бывшие «знаньевцы» (Л. Андреев, И. Бунин, А. Куприн, Б. Зайцев, И. Шмелев). А. Ремизов. А. Толстой. Писатели–«сатириконцы» (С. Черный, Тэффи, А. Аверченко). Писатели, сформировавшиеся в эмиграции: В. Набоков, Г. Газданов, В. Ропшин, Н. Берберова, М. Осоргин, М. Алданов. Исследование философских основ творчества русских писателей: литературные портреты и очерки у М. Алданова, Вяч. Иванова, Вл. Ходасевича, Б. Зайцева и др. Совмещение религиозных и художественных начал в прозе И. Шмелева («Лето Господне», «Богомолье») и Б. Зайцева («Преподобный Сергий Радонежский»). Возвышенный, житийный сказ прозы Шмелева. Эпопея «Солнце мертвых». Образ иной, заповедной России, путь героев через испытания, сомнения, соблазны к Богу в романе «Пути небесные».

Жанровое и тематическое разнообразие литературы третьей волны эмиграции (В. Аксенов, И. Бродский, С. Довлатов и др.). Проблемы литературы периода «оттепели» в произведениях В. Аксенова, – конфликт поколений, отрицание тоталитарного прошлого («Скажи изюм», «Московская сага» и др.). Критика мессианской роли России в антиутопии «Остров Крым». Тема Времени в поэзии Бродского. Ощущение трагизма бытия. Диалог с мировой культурой. «Пилигримы» как программное произведение поэта. Тема поединка Бога с Дьяволом, неба и земли. Идея индивидуализма и принцип автономного человеческого существования. Цикл стихов «Марии Стюарт». Жанр «философской ахинеи» С. Довлатова («Иная жизнь», «Ослик должен быть худым»). «Театрализованный реализм» прозы С. Довлатова. Циклизация новелл в сб. «Компромисс», «Наши», «Чемодан». Тема «лишнего» и тема «маленького» человека в рассказах С. Довлатова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.