Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика обучения русскому языку




Задача № 1. При изучении имени прилагательного широко используются следующие виды работы: предупредительный и объяснительный диктанты, устный диктант с карточками, вставка прилагательных в текст, составление предложений с записанными на доске словосочетаниями, самодиктант (по картине или на заданную учителем тему), свободный диктант.

Подумайте, какие из этих работ вам кажутся наиболее подходящими при изучении имени прилагательного как части речи. Охарактеризуйте методику проведения этих работ в классе.

 

Задача № 2. Работая над сравнительной степенью имен прилагательных, учитель предложил школьникам образовать сравнительную степень от слов: гибкий, хрупкий, липкий, робкий, ловкий, звонкий. Как вы думаете, чем обусловлен здесь подбор примеров? К какому выводу вы подведете учащихся после анализа работы?

 

Задача № 3. Учащимся предлагается сопоставить имена прилагательные, имеющие структурное сходство, но различающиеся суффиксами, и объяснить разницу в значении слов: лесистый – лесной, гористый – горный, серебряный – серебристый, болотный – болотистый, понятный – понятливый.

Приводим ответ учащихся:

Понятный – легкий (понятный вопрос),

Понятливый – хорошо все понимающий.

Определите, из чего исходили учащиеся при толковании этих слов: из значения всей основы или из значения суффикса. Продумайте ход беседы с учащимися.

 

Задача № 4. Подумайте, какие виды заданий вы предложите учащимся на материале примеров, приведенных ниже:

Невежливый, небрежный, незнакомый, неважный, неряшливый, негативный, неприглядный, нежный, неблагодарный, ненавистный, неуклюжий, невозможный.

 

Задача № 5. Приступая к изучению имени прилагательного, учитель наметил с учащимися форму ведения небольшого словарика. Он состоит из трех разделов: в одну колонку учащиеся записывают имена существительные, в другую – определения к ним, в третью – разобранные на уроках примеры из художественных произведений.

 

Снег белый, сероватый, синий, грязный, яркий, искристый, пушистый, рыхлый, колючий, плотный Вечер зацвел на закате голубым снегом

Как вы оцениваете эту форму работы? Окажет ли она влияние на развитие речевых навыков учащихся?

 

Задача № 6. Учащиеся 5 класса не смогли раскрыть значение прилагательных в словосочетаниях: зыбкая почва, унылая пора, глухая местность, настойчивый исследователь, преклонный возраст.

Какие приемы, помогающие раскрыть семантику этих слов, вы будете использовать в работе? Какие задания предложите учащимся?

 

Задача № 7. Учитель начал объяснение темы «Порядковые числительные» так:

– Попытайтесь выяснить различие между числительными в следующих парах словосочетаний:

шесть человек – шестой человек,

двадцать книг – двадцатая книга.

Сделайте выводы об особенностях этих числительных, – обратился учитель к учащимся. Правильно ли поступил учитель?

 

Задача № 8. С какой целью можно дать учащимся следующую задачу:

Что это за выражение один как перст? Перст – палец, но разве он один?

Выражение один как перст очень древнее: в старину у славян считали по пальцам, и первые десять цифр назывались перстами. И до сих пор существует выражение по пальцам перечесть.

Первым был большой палец – «перст», стоящий особняком, отдельно от других, сомкнутых пальцев открытой ладони. Отсюда и пошло, вероятно, выражение один как перст.

Используя факты, сделайте выводы, какая связь существует в языке между значением, происхождением и употреблением слов и выражений.

Расскажите, в каком классе, в связи с изучением какой темы эту задачу можно использовать?

Задача № 9. Как должны рассуждать учащиеся, чтобы решить следующую задачу:

Каким путем образовались слова: говорить, думать, беседовать? Что изменилось в значении слов в связи с их образованием?

Определите, когда при изучении темы «Глагол» может быть предложена такая задача (в каком классе, при изучении какой темы, в какой момент урока)?

 

Задача № 10. С какой целью может быть предложено учащимся следующее задание:

«Древнее русское слово ведать уступило место слову знать. Но слово ведать не исчезло совсем. Оно живет в словах ведомость, краевед, неведомый, природоведение, товаровед, уведомить, языковед.

О чем свидетельствуют эти факты»?

Подумайте, насколько самостоятельными будут учащиеся при выполнении этого задания (работа по образцу, частично-поисковая или поисковая).

 

Задача № 11. Учитель рекомендует учащимся составить предложения со следующими словами: гроза идет, трамвай идет, мальчик идет, дождь идет, пиджак идет.

Затем эти предложения анализируются. Подумайте, каким должен быть анализ. Наметьте последовательность рассуждений учащихся.

 

Задача № 12. В связи с изучением какой темы и как могут быть использованы следующие примеры:

1. Загоревший человек, загорелый человек.

2. Блестящий на солнце кусочек стекла кажется драгоценным камнем; Блестящий ум отличал моего товарища от многих одноклассников.

Задача № 13. Учащимся предложено написать сочинение на тему «В лесу» с обязательным употреблением всех видов придаточных предложений в составе сложных. А вы бы предложили учащимся такое задание. Почему?

 

Задача № 14. Перед вами несколько видов упражнений для формирования текстовых умений. Что их объединяет? Как представляете себе технологию их выполнения?

1) озаглавливание текста; 2) выбор заголовка к тексту; 3) нахождение в тексте слов, указывающих на предмет речи, на главную мысль; 4) выбор из дополнительного материала предложений, которые можно включить в имеющийся текст, и тех, которые тексту не соответствуют; 5) сопоставление близких, но различных тем сочинения.

 

Задача № 15. Как, по-вашему, следует реализовывать принцип: развивать у школьников нужно не речь «вообще», а речь разговорно-художественную и научно-деловую. Для решения каких вопросов необходимы специальные уроки, много ли их должно быть; осуществление какой работы может и должно сочетаться с решением других – речевых, грамматико-орфографических и пр. – учебных задач?

 

Задача № 16. Для формирования текстовых умений может быть использовано несколько типов упражнений: а) наблюдение за организацией образцового текста; б) редактирование содержания; в) преобразование текста в соответствии с определенной установкой; г) воспроизведение текста (с преобразованием или без него); д) конструирование текста из готовых отдельных частей. Прокомментируйте каждый из этих типов упражнений: в чем его методический смысл, для формирования каких умений может быть использован, каковы рекомендации к проведению, как могут формулироваться задания. Может ли работа над текстовыми умениями сочетаться с изучением других вопросов курса русского языка? Аргументируйте.

 

Задача № 17. Для разграничения типов речи методисты предложили использовать прием фотографирования. Содержание каких типов речи можно передать: а) с помощью одного снимка; б) с помощью нескольких снимков; в) вообще нельзя передать путем фотографирования. Ответ постарайтесь аргументировать, исходя из специфики каждого из типовых значений.

 

Задача № 18. Учитель написал на доске предложение в таком виде: На березах с листка на листик, как со ступеньки на ступеньку, (падают, прыгают, слетают) озорные дождевые капли. (По Н. Сладкову). Какую задачу он преследовал? Вероятнее всего, при изучении какой темы курса? Какие грамматические вопросы задал?

На основе того же предложения составьте грамматико-речевое упражнение для наблюдения за изменением имен существительных и для тренировки в использовании падежных форм. Какие задания вы можете использовать?

 

Задача № 19. На уроке по теме «Состав слова» учитель решил понаблюдать за употреблением приставок в речи, за их значением. Он использовал для работы связный текст. Оцените правомерность поставленной задачи и способа ее решения. Какое методическое решение (или какие) предложили бы Вы?

Осеннее утро. Мы входим в лес. На земле мягкий золотой ковер. Подходим к березке. Как красива она в осеннем наряде! Отходим от нее и переходим через овраг. Там поле. Обходим его и снова входим в лес. Мы уходим из леса в прекрасном настроении.

Есть ли в тексте (в целом довольно искусственном, созданном специально для такого упражнения) удачные моменты? Можете ли Вы предложить компромиссный вариант, при котором учитель выполнил бы ту работу, которую запланировал, но при этом постарался уберечь школьников от повторения речевых погрешностей, имеющихся в тексте?

 

Задача № 20. Видом работы, готовящим к изложению, может быть даже списывание: а) полное, с предварительным анализом содержания, языковых средств, с элементами конструирования, с какой-то перестройкой текста, с изменением лица рассказчика и т.п.; б) выборочное: части, раскрывающей ту или иную микротему, главную мысль, содержащей определенный тип речи и т. д. Объясните, почему названные виды списывания могут создавать определенную базу для умения воспроизводить текст. Обдумывая ответ, помните о вязи двух процессов: восприятия и воспроизведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.