Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольный возраст




РАННИЙ И МЛАДШИЙ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

РАБОТЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ


(2-4 ГОДА)

ИГИМ||11 lillllHllllllNIIMIfflWllllliyMIII'WIIIII»'ll*IWIII>ll<llllllllll lllllllllllllHIIII>ll»lll

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 ГОДА) Возрастные особенности ребенка

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой яв­ляется взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покину­тости, радости или уныния. Дети во многом несамостоя­тельны, и поэтому для них важно быть уверенными, что воспитатели — люди, которые в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат и найдут способ преодолеть любую проблему.

Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Например, он уже способен самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разделить на части котлету еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создадите у него чувство за­щищенности — основу психологического комфорта.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в труд­ные и неприятные ситуации: то коленку больно ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет у взрослого не только помощи и за­щиты, но и сочувствия.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Пси­холог М. И. Лисина и ее сотрудники показали, что возни­кающая уже у младенца потребность во внимании и добро­желательности взрослого не исчезает с возрастом.

Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сде­лайте так, чтобы уважение к ребенку стало нормой жизни в группе.

Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возмож­ность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими спо­собами, которые не затрагивают их достоинства. Устанав­ливайте простые и понятные нормы жизни группы, кото­рые обеспечивают безопасность и защиту каждого. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, малыши быстро усваива-


ют границы желательного и нежелательного поведения. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускай­тесь в разъяснения, давайте ясные инструкции по поводу желательного поведения.

Маленькие дети не могут познать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и т. д. Нужно сопровождать все происходящее ясными речевыми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь малышу выучить новые слова.

Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш вос­принимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Больше разговаривайте с каждым ребенком глаза в глаза. Фронтальные формы работы со всей группой, построенные на речи, в этом возрасте малоэффективны.

Побуждайте детей пользоваться речью, дожидайтесь от­вета далее от тех детей, чья речь пока ограниченна. Голос взрослого не должен доминировать.

В то же время помните, что речь ребенка только форми­руется и он еще не понимает многое из того, что вы говори­те. Используйте более простые конструкции и короткие предложения.

В мир культуры — песен, сказок, рассказов, картин — ребенка также вводят взрослые. Как можно больше читай­те и рассказывайте детям, не жалейте на это времени.

Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хо­рошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории. Не жалейте времени и не спешите вводить новую игру, песен­ку, танец, если дети еще не до конца освоили предыдущий материал.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-дей­ственный характер, познание окружающего мира происхо­дит в процессе предметных манипуляций. Детям нужно обеспечить разнообразную предметную среду, которая по­зволяет активно исследовать не только внешние свойства различных предметов, но и их внутреннее устройство.

Малыш внимательно обследует с помощью всех своих ор­ганов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболоч­ку каждого предмета. Теперь наступает время интереса к тому, что у этого предмета внутри. Наиболее привлека­тельными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть. Надолго завладеет вниманием малыша вещь, кото­рую он сможет разбирать на части. И большой интерес


 


з*



~7ГГ—


представляют детали, из которых можно что-то сконструи­ровать самостоятельно. Итак, ребенок использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, за­полнить и опустошить полость в предмете.

Ребенок двух-трех лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку, так же как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое поведение не является проявлением жестоко­сти. Разницу между живым и неживым ребенок усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

Реагируйте на такое поведение ребенка адекватно, не пори­цая его, а объясняя, что бабочка живая и ее нельзя «разби­рать на части» — она не сможет жить, погибнет, и ей больно. Систематически показывайте образцы различного поведения по отношению к живым и неживым объектам.

Предоставляйте детям разнообразные емкости, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы. Делайте вместе с детьми зву­чащие игрушки — «шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, емкостей от «киндерсюрпризов» и т. д., напол­няя их различными семенами, металлическими предмета­ми, песком и т. п.

Дети этого возраста многократно повторяют так называе­мые прямые и обратные действия. Они могут вкладывать что-то в коробочку или кошелечек и затем вынимать, откры­вать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящики, застегивать и расстегивать различные замки, включать и выключать свет. Необходимо внести в сре­ду предметы, которые позволяют совершать такие действия.

Детям интересны все игрушки и предметы, которые двига­ются. Поэтому им необходимы движущиеся игрушки-катал­ки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управле­ния, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов и клюющих курочек.

Озвученные игрушки дают представление о разных спо­собах получения звуковых эффектов: ребенок пробует на­жимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, уда­рять по барабану ладошкой или специальной палочкой.

Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познако­миться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), дере­вом, глиной, металлом, пластиком, резиной.

Предоставляйте детям также разнообразные изобрази­тельные материалы (краски, мелки, фломастеры, пласти­лин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.).

К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации — упорядочения по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей.


Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактиче­ских игрушек, которые могут дать детям так называемые эталонные представления.

На основе восприятия ребенок к трем годам учится осу­ществлять простейшие классификации, например по цве­ту, размеру.

Ребенок двух-трех лет проявляет свои эмоции немедлен­но, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требу­ют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ре­бенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успо­коиться, восстановить эмоциональное равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состоя­ния на другое.

Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. Упал и ушибся — плачет. Не вы­спался, проголодался, давит тесная обувь или «кусает» раз­дражающий нежную кожу шерстяной свитер — хнычет, ноет и т. п. Все чаще педагоги отмечают, что дети реагиру­ют плохим или неустойчивым настроением на смену пого­ды, перепады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полнолуние, новолуние и другие природ­ные факторы. После начала кризиса трех лет вспышки не­гативных эмоций сопровождают и попытки взрослых навя­зать ребенку свою волю.

Положительные эмоции также в значительной степени связаны с требованиями организма: вкусная любимая еда, приятные запахи (например, цветов или духов), приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пе­ние, легкая и веселая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны мягкие игрушки или которыми они наполнены (например, перека­тывающиеся шарики), для некоторых детей — купание.

Для поддержания ровного положительного эмоциональ­ного фона очень важно соблюдение четкого и соответствую­щего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Восстановлению эмоционального равновесия способству­ют игры со взрослым, которые включают ритмичное пока­чивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т. п.

В этом возрасте у многих детей проявляются возрастаю­щие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых су­ществ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожидан­ного резкого громкого звука, движения.

Ребенок выражает гордость за свое творчество и за про­дукты своего труда независимо от их качества.



Физическая культура Содействовать полно­ценному физическому раз­витию детей. Поддерживать потреб­ность в самостоятельной двигательной активности. Способствовать физиче­скому развитию детей. Обогащать двигатель­ный опыт детей. Развивать физические качества.

Третий год жизни — лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические на­выки. Важно понимать, что на этапе формирования отра­ботка их требует значительного времени, которое должно быть заложено в распорядке дня для того, чтобы добить­ся именно качества в выполнении той или иной про­цедуры.

Освоение мира предметов связано у детей с формировани­ем начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и нож, предлагая для начала разделить на части отварную картофелину, сырник, котлету. Он само­стоятельно пьет из чашки.

В ходе формирования навыков самообслуживания ма­лыш осваивает расческу и зубную щетку, учится правиль­но намыливать руки и вытирать их полотенцем.

В играх с песком ребенок учится копать лопаткой, ис­пользовать грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку.

Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют сту­чать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользо­ваться гаечным ключом — разумеется, если они видели, как это делает взрослый.

Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к венику или метле, хочет помогать мыть посуду, участво­вать в изготовлении печенья с помощью формочек или лепке сырников. Во всех случаях объектом, за который «цепляет­ся» внимание ребенка, становится какое-то орудие труда.

Валено помнить, что собственно цели деятельности взрос­лых ребенок понимает еще не вполне отчетливо. Он стремит­ся прежде всего имитировать само действие с предметами. В некоторых случаях в целях безопасности целесообразно предложить ему игрушечный аналог взрослого орудия (моло­ток, отвертка), в то время как веник ребенку можно дать на­стоящий — это доставит малышу несказанное удовольствие.

Для развития орудийной деятельности в детском саду не­обходимо иметь разнообразные игрушки, имитирующие взрослые орудия труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные детям трудовые действия, предлагая в них поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Началь­ная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствова­нию зрительно-двигательной координации, столь необходи­мых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле тре­бований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш под-


готавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно. Овла­девая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах, по­скольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

В игре ребенок также воспроизводит именно игровое дей­ствие, используя для этого разнообразные предметы-заме­стители.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возника­ют мысленные представления как о предмете, так и о дей­ствиях с ним. Благодаря таким мысленным представлени­ям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в иг­ре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. Для развития ребенка лучше предлагать не реалистичные копии настоящих орудий труда, а не­оформленный материал (в том числе природный), который воображение малыша может превратить в необходимый ему в данный момент предмет.

-

 

Содержание работы

Задачи работы с детьми

Основные пути их решения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.