Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике




3.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном быстроменяющемся мире экономическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении национального богатства. Экономическое образование является важнейшим элементов социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Это предъявляет особые требования к уровню экономического образования будущих специалистов.

Для перехода Республики Беларусь к социально-ориентированной рыночной экономике характерно появление разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности, усложнение структуры экономического взаимодействия, развитие процессов глобализации и регионализации мировой экономики, что должно найти отражение в содержании учебных программ по экономике для студентов различных специальностей.

Программа курса «Экономическая теория» направлена на усвоение не абстрактных теоретических истин, а на получение багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями и категориями, которые отражают объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.

 

Основные цели преподавания дисциплины:

§ развитие экономического мышления студента;

§ формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли;

§ выявление специфики экономических отношений в Республике Беларусь.

 

Задачи изучения дисциплины:

§ усвоение основных экономических понятий и проблем (предмет, методы и функции экономической теории, потребности и ресурсы, эффективность, экономическая система, спрос, предложение и рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, полезность, равновесие потребителя, издержки производства, правило максимизации прибыли, рынки факторов производства, основные макроэкономические показатели, модель совокупного спроса и предложения, модель совокупных доходов и расходов, финансовая и денежно-кредитная система государства, социальная политика государства, типы и модели экономического роста, современное мировое хозяйство, его структура и тенденции развития, формы международных экономических отношений, платежный баланс и его структура);

§ изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

§ выяснение функций и границ эффективности рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики;

§ изучение белорусской экономической модели.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать и уметь объяснить основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, основные формы фискальной и денежно-кредитной политики, особенность экономических процессов в Республике Беларусь.

Уметь анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом, использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей, осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ экономической информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем, решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.

Дисциплина «Экономическая теория» является обязательной дисциплиной социально-гуманитарного блока.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экономическая теория» включает: выполнение управляемых самостоятельных работ, подготовка и выполнение письменных работ (контрольных работ), решение экономических задач, выполнение тестов, подготовка докладов и рефератов в форме электронных презентаций.

Распределение общих и аудиторных часов по семестрам: дисциплина «Экономическая теория» читается в 5и 6семестре: общее количество часов 138, из них аудиторных часов 78, в том числе 40 часов – лекции, 22 часа – практические занятия, 14 часов – управляемые самостоятельные работы.

 

 

№ п/п Название разделов, тем Количество часов
Аудиторные Самостоятельная работа
Лекции Практические занят. Лабораторные занят. УСР
1. Раздел 1.Введение в экономическую теорию.     - -  
1.1 Экономическая теория: предмет и метод     - -  
1.2 Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике     -    
1.3 Экономические системы. Рыночная система хозяйствования          
2. Раздел 2. Основы микроэкономики.     -    
2.1 Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения     -      
2.2 Теории поведения потребителя     -      
2.3 Теория фирмы     -    
2.4 Рынки факторов производства и распределения дохода     -    
             
3. Раздел 3. Основы макроэкономики.     -    
3.1 Основные макроэкономические цели и показатели       -    
3.2 Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS)     -    
3.3. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления     -    
3.4. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика государства     -      
3.5. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства     -    
3.6. Социальная политика государства          
3.7. Экономический рост          
4. Раздел 4. Основы международной экономики     -    
4.1. Современное международное хозяйство и его структура     -      
4.2. Формы международных экономических отношений. Платежный баланс страны и его структура     -    
               
  Итого: 138     -    

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод

Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономи­ческие цели общества.

Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономи­ческие законы.

Методы экономической науки. Использование общенауч­ных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный ана­лиз. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент.

Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего Востока, Античности, Средневековья. Меркантилизм. Школа Физиократов. Классическая политическая экономия. Марксизм. Маржинализм. Неоклассическая школа. Кейнсианство. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

 

Производство как экономическая категория. Воспроизводство.

Потребности как предпосылка производства. Классифи­кация потребностей. Закон воз­вышения потребностей. Экономические блага: классификация, основные характе­ристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ.

Ресурсы (факторы) производства. Классификация и ха­рактеристики ресурсов. Труд. Земля и невозобновляемые природные ресурсы. Капитал. Основной и оборотный капи­тал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Предпринимательская способность. Ограни­ченность ресурсов.

Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопро­сы экономического развития общества: что, как и для кого производить? Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей об­щества (кривая трансформации). Альтернативные (вменен­ные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издер­жек. Сравнительные преимущества и специализация. Об­щественное разделение труда.

Проблема эффективности. Производство и экономичес­кий рост. Экономическая эффективность и социальная эф­фективность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.