КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном быстроменяющемся мире экономическому образованию принадлежит уникальная роль в сохранении и приумножении национального богатства. Экономическое образование является важнейшим элементов социально-гуманитарного образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Оно формирует навыки поведения личности в условиях рыночной экономики. Это предъявляет особые требования к уровню экономического образования будущих специалистов. Для перехода Республики Беларусь к социально-ориентированной рыночной экономике характерно появление разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности, усложнение структуры экономического взаимодействия, развитие процессов глобализации и регионализации мировой экономики, что должно найти отражение в содержании учебных программ по экономике для студентов различных специальностей. Программа курса «Экономическая теория» направлена на усвоение не абстрактных теоретических истин, а на получение багажа экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями и категориями, которые отражают объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.
Основные цели преподавания дисциплины: § развитие экономического мышления студента; § формирование фундамента экономических знаний на основе изучения достижений мировой экономической мысли; § выявление специфики экономических отношений в Республике Беларусь.
Задачи изучения дисциплины: § усвоение основных экономических понятий и проблем (предмет, методы и функции экономической теории, потребности и ресурсы, эффективность, экономическая система, спрос, предложение и рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, полезность, равновесие потребителя, издержки производства, правило максимизации прибыли, рынки факторов производства, основные макроэкономические показатели, модель совокупного спроса и предложения, модель совокупных доходов и расходов, финансовая и денежно-кредитная система государства, социальная политика государства, типы и модели экономического роста, современное мировое хозяйство, его структура и тенденции развития, формы международных экономических отношений, платежный баланс и его структура);
§ изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов; § выяснение функций и границ эффективности рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики; § изучение белорусской экономической модели.
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать и уметь объяснить основные экономические понятия и категории, тенденции развития объективных экономических процессов, основные задачи экономики, основные экономические цели общества, основы поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, основные формы фискальной и денежно-кредитной политики, особенность экономических процессов в Республике Беларусь. Уметь анализировать экономические процессы в Республике Беларусь и за рубежом, использовать экономические знания для принятия рациональных экономических решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей, осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников, различать объективный и субъективный анализ экономической информации, аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем, решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.
Дисциплина «Экономическая теория» является обязательной дисциплиной социально-гуманитарного блока. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экономическая теория» включает: выполнение управляемых самостоятельных работ, подготовка и выполнение письменных работ (контрольных работ), решение экономических задач, выполнение тестов, подготовка докладов и рефератов в форме электронных презентаций. Распределение общих и аудиторных часов по семестрам: дисциплина «Экономическая теория» читается в 5и 6семестре: общее количество часов 138, из них аудиторных часов 78, в том числе 40 часов – лекции, 22 часа – практические занятия, 14 часов – управляемые самостоятельные работы.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.
Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические цели общества. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы. Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент. Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего Востока, Античности, Средневековья. Меркантилизм. Школа Физиократов. Классическая политическая экономия. Марксизм. Маржинализм. Неоклассическая школа. Кейнсианство. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
Производство как экономическая категория. Воспроизводство. Потребности как предпосылка производства. Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические блага: классификация, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ. Ресурсы (факторы) производства. Классификация и характеристики ресурсов. Труд. Земля и невозобновляемые природные ресурсы. Капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов.
Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производить? Производственные возможности общества и их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек. Сравнительные преимущества и специализация. Общественное разделение труда. Проблема эффективности. Производство и экономический рост. Экономическая эффективность и социальная эффективность.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |