Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шизофренический комплекс




Архетипическая идентификация

Как и Белла, многие психотические пациенты используют определённый тип архетипической идентификации для поддержания психотической защиты. Для того чтобы компенсировать разрушительное чувство несостоятельности и потери, многие пациенты-психотики, с которыми мне довелось работать, идентифицировали себя с такими архетипическими фигурами, как Королева, Бог, Дьявол, Иисус, Дева Мария и различные святые. Также я встречал пациентов, отождествлявших себя с более современными знаменитостями, и считавших себя Джоном Ленноном, Элвисом Пресли, принцессой Дианой и Мадонной (поп-звездой). Позже появились идентификации с Майклом Джексоном. Архетипические идентификации Эдингер (1974, стр. 13) понимал как регрессии к инфантильному состоянию, когда эго идентифицируется с Самостью.

Такие инфляционные идентификации и последующий перенос являются важнейшими психическими механизмами, играющими роль кожи. Они помогают нам выжить, когда наш внутренний (или внешний) мир сотрясается под ударами безутешных потерь или безымянных страхов.

В то время как для Фрейда перенос был делом личным, Юнг (1936) утверждал, что перенос часто сопровождается проекцией архетипических фигур. Признавая важность работы с личным (или инфантильным) переносом, он придавал большую важность архетипическому переносу. В этом случае перенос основан не только на личном опыте пациента, но и на бессознательных фантазиях, проекциях и идентификациях с коллективным бессознательным. Личный невротический перенос – это иллюзия, в том смысле, что это игра с реальностью, в которой пациент относится к терапевту так, «как если бы» он был объектом, представляющим его предыдущий личный опыт отношений. Архетипический перенос, напротив, может быть психотическим или бредовым. Терапевт действительно воспринимается, как фигура из бессознательного, например, как волшебный целитель, святой или раб. В таких психотических переносах и терапевт, и пациент принимают архетипические роли. Так было в случае Беллы: её идентификация с королевой Кастилии обязывала меня играть архетипическую роль королевского слуги.

Суммируя всё вышесказанное, я хочу сказать, что ранний травматический опыт может привести к созданию раны, шрама личности. Психозы, врождённо определённые или приобретённые, могут спать в нас годами. Кризис во взрослой жизни (семейные проблемы, тяжёлая утрата) может привести к разрушению персоны, которое даёт путь силам бессознательного для захвата эго. Человек входит в параноидально-шизоидное состояние, а в некоторых случаях вторая архетипическая кожа (ср. мышечная кожа Bick (1968), панцирь эго Tustin (1972)) приходит на место персоны. Предпосылкой к этому явялется ранний травматический опыт. Появившийся в результате шизофренический комплекс, таким образом, имеет и личное, и архетипическое измерение.

Архетипическая идентификация происходит со знаменитой фигурой из коллективного бессознательного и становится причиной появления бредовой раздутой персоны. Это можно считать защитной функцией шизофренического комплекса, последним оплотом обороны. Она также становиться жизненно важным спектаклем для сдерживания ужасных сил распада и разрушения. Особое отличие бреда обуславливается личной историей пациента и попытками компенсировать чувства потери, зависти и бессилия. Как пишет Мэри Уильямс: «Архетипическая активность, создающая индивидуальный миф, зависит от материала, поставляемого личным бессознательным» (Williams 1963, стр. 47).

Помня об этом, важно полностью не разделять личное и коллективное бессознательное: «личная существование соотносится с коллективным бессознательным, как растение со своим корнем (ibid., стр. 47).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.