Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическая травма 2 страница




СК-упражнение 1. Цель - увидеть и почувствовать простейшее проявление СК в психофизиологии идеомоторного акта. Возьмите нитку длиной 20-30 см и сделайте тренировочный маятник, привязав к ее концу янтарную бусинку. Затем возьмите любой чистый лист бумаги и нарисуйте на ней круг, разделенный на четыре сектора двумя пересекающимися под прямыми углами линиями, как это показано на рисунке.
Возьмите свободный конец нитки маятника большим и указательным пальцами правой руки и поставьте руку на стол - так, чтобы бусинка маятника оказалась прямо над центром круга (как показано на рисунке.
Успокойтесь, устойчиво сосредоточьте свое внимание (никуда не отвлекаясь) на бусинке и представьте себе мысленный образ бусинки, раскачивающейся по часовой стрелке над нарисованным на листке кругом. Желайте, чтобы бусинка зашевелилась и сама, автоматически (непроизвольно, идеомоторно) начала совершать задуманное движение по кругу, при этом все время сохраняйте состояние нейтрального безмыслия. Сознание, как бы пустое, нейтральный сторонний наблюдатель, ожидающий, когда бусинка начнет совершать задуманные круговые движения...
Через 1-5 секунд маятник действительно начнет совершать круговые идеомоторные движения, вначале небольшие и нечеткие, а затем тут же явные круговые движения, которые вы задумали.
Успокойте левой рукой маятник, закройте глаза на 15-20 секунд и громко отдайте самоприказ: "Маятник начал круговое вращение! Четче и четче!" Затем сформулируйте мысленно "сознание - образ - желание" начавшегося идеомоторного движения кончиков ваших пальцев, держащих нить маятника, по кругу. Прочувствуйте физически эти вначале малозаметные вращательные идеомоторные движения кончиков ваших пальцев... Запомните эти ощущения и это состояние невербального сознания в виде "образа-желания"... А теперь откройте глаза и увидев, возможно, не совсем четкое вращение маятника, "образом-желанием" доведите СК-идеомоторное движение маятника до четко и явно выраженного.
А теперь тренировкой за 5-10 секунд добейтесь, чтобы маятник СК-идеомоторно совершил движение четко вправо, то есть идеомоторно двигайте его ритмичными усилиями четко вправо в такт начавшегося раскачивания.
Остановите маятник и выполните идеомоторное движение маятника по линии от себя - к себе. Пронаблюдайте за своими ощущениями и состоянием невербального сознания. Закройте на 3-5 сек глаза и запомните это состояние радостной легкости и гармонии духа... Я поздравляю вас, вы впервые прикоснулись к божественному СК-Сверхсознанию! Скажите громко: "Есть! Я это могу! Я этим овладел! Отныне я абсолютно поверил в себя и СК-ме-тод! Теперь я точно знаю, что у меня все получится! Труд, труд и труд! Вперед и дальше к раскрытию сверхспособностей моего мозга! Отныне я вместе с лучшими людьми планеты, вместе с сотнями миллионов духовно светлых СК-людей, стал учеником и последователем Великого Учителя!"
Итак, вы доказали сами себе, что вы способны овладеть СК-ме-тодом, вы заложили себе в мозг программный код на успех в раскрытии своих духовных сверхспособностей. А теперь несколько теоретических замечаний по СК-идеомоторной тренировке.
Эффективность СК-идеомоторной тренировки частично зависит от психологических особенностей личности занимающегося СК-методом, По способам ориентировки в пространстве всех людей можно условно разделить на два типа: зрительный и моторный. Важное значение для людей первого типа имеют зрительные ориентиры, а для второго - мышечные ощущения и чувство направления силы тяжести. Люди первого типа (зрительные ориентиры) при мысленном выполнении действий в пространстве опираются в основном и на внутренние зрительные представления. А люди второго типа (мышечные ощущения) при мысленном выполнении действий в пространстве опираются на собственную двигательную память и последовательность главных внутренних скелетно-мы-шечных ощущений движения.
СК-упражнение 2. Цель - ознакомление с ощущениями предварительного СК-1.
1. Сядьте удобно, положите руки на стол (если стола нет, то на бедра) ладонями вверх. Дайте себе четко шепотом мысленный самоприказ: "Пальцы плавно сжимаются в кулак!" Фиксируйте мысленно начало идеомоторного (автоматического) сжатия пальцев, образно представляя себе (как сможете) и желая, чтобы пальцы начали сжиматься в кулак. В начальный момент сжатия можно помочь себе легким волевым усилием. Когда пальцы начали автоматическое сжатие, запоминайте все эти ощущения: в пальцах, в руке..., в теле, в сознании... Когда пальцы сожмутся в кулак, отдайте самоприказ, чтобы они плавно разжались. Запоминайте свое психологическое состояние и все ощущения, чтобы при желании быстрее их вызывать. Повторите это СК-упражнение 5-10 раз.
2. Второе задание. Сядьте удобно на стуле и положите обе руки себе на бедра ладонями вниз с слегка согнутыми в кулак пальцами. А теперь выпрямите указательные пальцы, и пусть они подушечкой касаются бедра. Сосредоточьте свое внимание на левом указательном пальце и добейтесь, чтобы он идеомоторно поднялся над бедром, а затем идеомоторно опустился. Повторите это же задание на правом указательном пальце, а затем повторите это задание на всех пальцах рук поочередно.
3. Сядьте на что-то высокое (стул, стол) так, чтобы ваши ноги свисали свободно и не касались пола. Выпрямите свою спину и положите обе руки ладонями вверх на бедра. Сосредоточьтесь и добейтесь идеомоторного сгибания в локте у левой руки, пока она не прикоснется пальцами к плечу. Затем идеомоторно разогните левую руку в исходное положение. Проделайте это упражнение на правой руке, затем на обеих руках одновременно. Затем на ногах:
идеомоторно слегка выпрямите левую ногу (не полностью, а чтобы было легко и удобно; это важно), а затем плавно идеомоторно верните ее в исходное положение. Повторите задание на другой ноге.
Выполняя эти упражнения, учитесь думать без слов и управлять своими ощущениями и движениями напрямую в режиме активно работающей психики левого и правого мозга. Это расширенное сознание с одновременной повышенной активностью всех структур мозга и есть СК-1-Сверхсознание. Следите за тем, чтобы при выполнении этих подготовительных упражнений, голова всегда была удивительно ясная, а настроение отличное. Запоминайте эту удивительную ясность сознания, легкость во всем теле и радостное настроение. А теперь перейдем к более сложным СК-упражнениям.
4. Техника СК-1-Сверхсознания стоя. Ученик, не расслабляясь и сохраняя в теле легкость, стоит ровно. Ноги и стопы - вместе, руки свободно свисают вдоль туловища. Следует приподняться вверх на носки, а затем, оставив тело вертикально натянутым, плавно вновь опуститься на стопы, устремив безмысленный немигающий рассредоточенный взгляд на семь секунд "в никуда"
прямо перед собой чуть выше линии глаз. Далее, ученик мысленно считает до "7" и при кодовой цифре "7" закрывает глаза и входит в предварительное СК методом мгновенного психофизического расслабления и нарочитого (как можно более автоматического) легкого колебательного идеомоторного самораскачивания всем телом "вперед-назад". То есть, при цифре "7" надо отпустить свое тело и нарочно качнуться слегка вперед, а затем качнуться слегка назад, а затем опять вперед и т. д. Такое впечатление, будто идеомоторная сила сама толкнула и слегка раскачивает ученика "вперед-назад". Надо стараться как можно меньше вмешиваться в этот идеомоторный (автоматический) процесс, а если качнет вперед или назад чуть сильнее и нарушится равновесие с угрозой падения, то надо сделать шаг туда, куда сильно качнуло, чтобы не упасть. На первых тренировках надо следить, чтобы ноги всегда были вместе.
Итак, установив режим идеомоторного (автоматического) покачивания, ученик дает сам себе мысленную команду: "Легкость и невесомость! Руки автоматически, сами, начинают слегка отделяться от туловища и всплывать вверх - вперед - в стороны!" После этого самоприказа ученик легким волевым усилием образа-желания заставляет свои руки медленно начать движение "всплытия" до тех пор, пока обе руки не окажутся как можно более автоматически поднятыми до уровня груди, на ширине плеч, слегка согнутыми в локтях, ладонями вниз. Затем ученик плавно входит в СК-1 методом бессловесного мысленного волевого усилия с желанием, чтобы находящиеся перед грудью расставленные на ширине плеч кисти рук начали как можно более автоматически (идеомоторно) плавно двигаться на уровне груди, ладонями вниз, навстречу друг другу до соприкосновения. Как только кисти рук начнут плавно и автоматически двигаться навстречу друг другу, это и есть СК-1. Как только кисти рук соприкоснутся, ученик дает себе мысленную команду "3", открывает глаза, сбрасывает руки вниз и выходит из СК-1 с приятным (иногда радостным) ощущением легкости и свежести.
СК-упражнение 3. Техника сидя. Ученик, не расслабляясь и сохраняя в теле легкость, садится на стул и отодвигается от спинки стула, чтобы ее не касаться. Затем выпрямляет свое туловище так, чтобы затылок и позвоночник были на одной прямой вертикальной линии. При этом руки, слегка согнутые в локтях, кладутся на бедра ладонями вниз. Далее, вообразив себя легким и невесомым (готовым, как воздушный шарик, просто "всплыть" вверх со стула), следует, устремив безмысленный немигающий рассредоточенный взгляд на семь секунд "в никуда", прямо перед собой, чуть выше линии глаз, мысленно сосчитать до "7". При кодовой цифре "7" закрыть глаза и войти в предварительное СК, отдав жесткий мысленный самоприказ: "Легкость и невесомость! Мои руки автоматически отрываются от бедер и начинают плавно всплывать вверх!" После этого самоприказа ученик легким волевым усилием заставляет свои руки начать медленное движение "всплытия" вверх до тех пор, пока обе руки не окажутся как можно более идеомоторно (более автоматически) поднятыми до уровня груди, на ширине плеч, слегка согнутыми в локтях, ладонями вниз. Затем ученик плавно входит в СК-1 методом бессловесного мысленного волевого усилия с желанием, чтобы находящиеся перед грудью расставленные на ширине плеч кисти рук начали как можно более автоматически (идеомоторно) плавно двигаться на уровне груди, ладонями вниз, навстречу друг другу до соприкосновения. Как только кисти рук начнут плавно и автоматически двигаться навстречу друг другу, это и есть СК-1. Как только кисти рук соприкоснутся, ученик дает сам себе мысленную команду "3", открывает глаза, сбрасывает руки вниз и выходит из СК-1 с приятным (иногда радостным) ощущением, легкости и свежести.
СК-упражнение 4. Техника лежа. Ученик ложится на кушетку или коврик на полу, руки ладонями вниз свободно вдоль туловища, голова ровно и без подушки, ноги свободно. Вообразив себя легким и невесомым (готовым, как воздушный шарик, просто "всплыть" вверх), следует, устремив безмысленный немигающий рассредоточенный взгляд на семь секунд вверх, "в никуда", чуть выше линии глаз, мысленно сосчитать до семи. При кодовой цифре "7" закрыть глаза и войти в предварительное СК, отдав жесткий мысленный самоприказ: "Легкость и невесомость! Мои руки автоматически отрываются и начинают плавно всплывать вверх!" После этого самоприказа ученик легким волевым усилием заставляет свои руки (от плеч) начать медленное движение "всплытия" вверх до тех пор, пока обе руки не окажутся как можно более идеомоторно (более автоматически) поднятыми перпендикулярно туловищу над грудью, на ширине плеч, прямыми в локтях и ладонями вдоль туловища к ногам. Затем ученик плавно входит в СК-1 методом бессловесного мысленного волевого усилия с желанием, чтобы находящиеся перед грудью, расставленные на ширине плеч кисти рук, начали как можно более автоматически (идеомоторно) плавно двигаться на уровне груди навстречу друг другу до соприкосновения. Как только кисти рук начнут плавно и автоматически двигаться навстречу друг другу, это и есть СК-1. Как только кисти рук соприкоснутся, ученик дает сам себе мысленную команду "3", открывает глаза, опускает руки вниз и выходит из СК-1 с приятным (иногда эйфорическим) ощущением легкости и свежести, с ясной головой, отличным самочувствием и настроением.
При отработке начальной психотехники СК-1 в положениях стоя, сидя и лежа следует тренироваться в помещениях со свежим воздухом (хорошо проветренном) и натощак. Лучше всего - сразу после пробуждения по утрам. Начальный этап тренировок занимает обычно не более трех минут, если проснувшись утром и открыв глаза, тут же сделать СК-1 лежа, затем сесть на койке и сделать СК-1 сидя, затем встать и сделать СК-1 стоя, а уж затем делать все остальные дела. Можно тренировки по освоению СК-1 делать и перед засыпанием вечером, но вначале стоя, затем сидя и заканчивать лежа.
Многолетний опыт занимающихся в большинстве стран мира по СК-методу показал, что начальное СК-1 по вышепредложенной методике осваивается абсолютным большинством занимающихся уже на первом занятии за несколько секунд. По скорости самообучения качественному аутотренингу СК-метод не имел и никогда не будет иметь равных, так как все другие системы саморегуляции требуют многодневных, а иногда и многомесячных тренировок.
Обучение СК-методу с помощью преподавателя у нас на курсах занимает 5 секунд (!) и выполняется по другой, еще более простой психотехнике с 100% гарантией качественного освоения всеми, без исключения, независимо от возраста, личных способностей, уровня образования и интеллекта.
Восторг у занимающихся вызывает простота и доступность СК-1, которое мы в 1984 году продемонстрировали перед тысячами специалистов - в городах Киеве, Москве, Ростове - на - Дону, Краснодаре, Махачкале, Ленинграде, Минске, Таллинне, Риге, Кишиневе и других городах. Апробация СК-1 прошла очень успешно. Уже в 1985 г. этот новый вид саморегуляции покорил все республики бывшего СССР и получил после годичного испытания поддержку Академии наук СССР, где новый метод был исследован и официально одобрен Научно-исследовательским институтом физиологии человека АН СССР под научным руководством акад. П. К. Анохина (лаборатория проф. А. Н. Меделяновского).
Последующие СК-упражнения 5, 6, 7 имеют своей целью развить и закрепить ваше умение входить в СК-1-Сверхсознание и выходить из него на кодовые цифры "7" и "3". На мысленно произнесенный код "семь", надо научиться мгновенно автоматически входить в СК-1-Сверхсознание, а на мысленную команду-код "три" надо научиться автоматически мгновенно выходить из режима СК-1-Сверхсознания.
СК-упражнение 5. Техника ауто-СК-1 стоя. Ученик становится ровно, руки вдоль туловища, стопы вместе и панорамным пустотным взглядом фиксирует пространство перед собой. Мысленно произносит команду-код "7" и автоматически входит в СК-1, затем на команду-код "3" выходит из СК-1. Сделать упражнение 5 раз.
СК-упражнение 6. Техника ауто-СК-1 сидя. Ученик с прямым туловищем садится на стул и устанавливает перед грудью касающиеся друг друга кисти рук ладонями вниз. Панорамным пустотным взглядом фиксирует пространство перед собой. Мысленно произносит команду-код "7" и автоматически входит в СК-1 (идеомоторным разведением и сведением кистей рук перед грудью следует убедиться в качественном СК-1). Затем ученик дает мысленную команду-код "3" и выходит из СК-1. Сделать упражнение 10 раз.
СК-упражнение 7. Техника ауто-СК-1 лежа. Ученик ложится на кушетку или на коврик на полу, руки свободно вдоль туловища. Панорамным пустотным взглядом ученик фиксирует пространство перед собой, затем мысленно дает кодовую команду "7" и автоматически входит в СК-1, а на команду-код "3" выходит из СК-1. Сделать упражнение 5 раз.
СК-упражнение 8. Положение стоя. Стать прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вниз вдоль туловища. Зафиксировать взгляд, мысленная команда "семь"! Закрыть глаза и войти в СК-1 автоматически. Добиться управления "всплытием", и движением рук вверх, тем самым углубляя медитативно - идеомоторное СК. Далее, продолжая своим внутренним "Я" следить за невесомостью и плавностью СК-движений, начать плавно и медленно (идеомоторно) поворачивать голову влево, затем вправо. Затем потренироваться в повороте влево туловища, одновременно идеомоторно, по кругу, переставляя обе ноги. Далее, внимательно удерживая себя в режиме СК-1-Сверхсознания, пробуйте усложнить свои движения, добавьте полной раскованности и невесомости. Все делается плавно, в трансе, как будто вы находитесь и двигаетесь в космической невесомости. Если вдруг вы нечаянно выскочили из СК, то ничего страшного, просто начните все упражнение сначала.
Добившись полной трансовой раскованности и полной свободы любых плавных движений, вы укрепите свое начальное владение СК-1-Сверхсознанием, которое мы вскоре употребим для достижения самых настоящих чудес. Итак, подвигавшись плавно в СК-1, вы отдаете самоприказ "три" и выходите из СК с хорошим самочувствием и отличным настроением.
СК-упражнение 9. Цель - освоение динамического СК-1 в сложном движении. Включите плавную и приятную танцевальную музыку. Станьте ровно, мысленно скомандуйте "семь", закройте глаза и автоматически войдите в СК-1-Сверхсознание. Больше никаких учебных техник вам соблюдать не надо. Отныне в любом положении, достаточно вам захотеть попасть в СК-1 вы даете команду "семь" и мгновенно оказываетесь в удивительном, невесомом, хорошо управляемом СК-1. А теперь начните танцевать, мягко и плавно, в такт музыке, выполняя различные сложные движения руками, ногами, головой, туловищем. "Оденьте" на лицо мягкую, добрую, восторженную улыбку. Танцуйте искренне, от души, минут 30-40. Наблюдайте в себе появление энергии, которая проявляет себя феноменом омоложения и резким улучшением здоровья и самочувствия, даже в ходе первого танцевального упражнения. А через 5-10 ежедневных тренировок, по 2-3 раза в день, вы излечитесь полностью от любого заболевания, если вы чем-то болели. Секрет в том, что в СК-1, автоматически, резко повышаются мозговые и биологические механизмы саморегуляции и самокоррекции. СК-танец - сложное упражнение, поэтому категорически запрещается делать его в одиночестве. Кто-то из родных или знакомых должен вас подстраховать. Это упражнение абсолютно безопасно, но оно может создать условия автоматического углубления транса и спонтанного возникновения СК-2-Сверхсознания, которое проявит себя различными видениями и феноменами. А наша задача - подойти к освоению СК-2 постепенно, с умением удерживать полный контроль и управление над собственной психикой и физиологией, а также над внешней ситуацией вокруг вас. Итак, потанцевав 30-40 минут, вы даете команду "три" и выходите из СК-1. Вам в танце и трансе разрешается: плакать, смеяться, что угодно говорить, петь. Но если ваш товарищ, которого вы попросили наблюдать за вами, вдруг обнаружит, что вы куда-то рветесь бежать из комнаты, или вдруг начали ругаться, кричать, сильно устали, все время танцуете, или еще что-то непредвиденное и плохое - то ваш товарищ должен немедленно вас остановить и разбудить, если вы уже оказались случайно в глубоком СК. Итак, единственная сложность этого упражнения - это вероятность попасть в глубокое СК, которое вы еще не изучали, поэтому и нужен товарищ для подстраховки. Упражнение выполняется 2 раза в день, утром и вечером, по 30-40 минут, 5-7 дней.
СК-упражнение 10. Завершается освоение классической психотехники СК-1 уверенным умением с открытыми глазами мгновенно входить в СК-1 в любой сложной ситуации одним лишь мгновенным усилием воли, причем входить в СК-1 надо научиться так, чтобы внешне это совершенно не было видно и все выглядело бы вполне естественно. СК-1 проявляет себя ощущением легкости (иногда невесомости), устойчивым сосредоточением и интеллектуальной собранностью, повышенной чувствительностью и скоростью реагирования, повышенной координацией, хорошей памятью, ростом физической силы и выносливости, отсутствием страха и эйфорической самоуверенностью.
СК-1 становится для ученика техническим фоном, на котором может успешно осуществляться любая деятельность: производство, спорт, учеба и т. д. Особую ценность СК-1 представляет как чудесный технический фон, на котором можно методом аутотренинга и саморегуляции развивать любые способности и умения, чем мы дальше и займемся в следующей главе. А пока потренируйтесь в различных неподвижных позах, в движении, в какой-либо работе и т. д., умению входить в СК-1-Сверхсознание автоматически и мгновенно, как только вы пожелаете и мысленно отдадите самоприказ "семь", а также умению сохранять режим СК-1-Сверхсоз-нания, делая в нем что-либо, а также умению мгновенно и автоматически выходить из режима СК-1-Сверхсознания, как только пожелаете и отдадите себе кодовый самоприказ "три". Это упражнение надо сделать 50-100 раз в разных ситуациях, разных позах, разных движениях, разных занятиях.
На первых порах, при входе в СК-1-Сверхсознание можно к кодовому самоприказу "семь" добавлять еще одну мысленную команду "Вхожу!" при работе в режиме СК-1-Сверхсознания давать предварительную мысленную команду "Работаю!" При выходе из режима СК-1-Сверхсознания к кодовому самоприказу "три" можно добавлять команду "Выхожу!"
На трехдневных курсах в Санкт-Петербурге я лично ставлю каждому желающему по несколько другой гетерогипнотехнологии технику вхождения в СК-1-Сверхсознание, технику работы в нем, технику выхода из него и техники развития различных СК-1-сверхспособностей: биолокацию, СК-медицину, СК-педагогику, СК-спорт, СК-творчество и др. Так что если возникнут какие-либо теоретические или практические вопросы, то я никому не отказываю в личной встрече, консультации и личном обучении. Поэтому приезжайте ко мне, или позвоните, или напишите письмо, или пригласите к себе в ваш город, в вашу страну.
Адрес моего учебного центра, где я лично консультирую и обучаю:
191186, г. Санкт-Петербург
ул. Малая Морская, д. 9, кв. 34.
В. М. Кандыба
Контактный телефон: (812) 318-11-98
Для желающих заочно обучаться мы высылаем дополнительную учебную литературу. СК-метод требует знания всех моих книг, включая книги по истории, философии, религии, психологии, гипнозу, медицине, педагогике и т. д.
Стоимость консультации в центре - 10 рублей, а стоимость трехдневных курсов - 30 рублей. Так что, как видите, цены доступные. Пенсионерам, больным, учащимся, малоимущим - консультации и обучение льготное и бесплатное.

Потребности, интересы и формирующиеся в процессе их реализации другие психические явления (убеждения, взгляды, идеи) побуждают нас к активности. Однако ни потребности, ни интересы, взятые в отдельности, не являются единственными регуляторами жизни и деятельности людей. Человек как социальное существо, в отличие от животных, обладает сознанием и волей, которые играют роль социальных регуляторов поведения и деятельности. С помощью сознания и воли человек управляет всеми своими действиями, поступками, помыслами, эмоциями и желаниями.
В психологической литературе термином "воля" обычно обозначается та сторона психической деятельности человека, которая выражается в сознательной целенаправленности и преднамеренности действий, требующих применения внутренних усилий. Осознанная цель определяет характер всей деятельности личности, ее действия, поступки и поведение.
С. Л. Рубинштейн рассматривал волевое действие как итог сознательной, целенаправленной активности человеческой личности. "Волевое действие, - пишет он, - это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие - это специфически человеческое действие, которым, человек сознательно изменяет мир".
А. В. Шмаков, исходя из положений теории отражения, определяет волю как "активно-личностную форму отражения действительности, которая сознательно саморегулируется и проявляется как волевое усилие в целенаправленных поступках, действиях и различных видах деятельности". Он считает, что "в истоках воли как действенной и высоко развитой формы отражения действительности стоят материальные и духовные потребности, которые в свою очередь детерминированы социальной жизнью общества".
Очевидно, правильным будет рассматривать волю как сложный интегрированный процесс, в котором участвует не один, а несколько взаимосвязанных психических компонентов. В ходе формирования воли происходит интеграция низших психических функций высшими. Иными словами, произвольная деятельность (воля) неразрывно связана с непроизвольной и базируется на ней.
Анализируя многообразные формы человеческой деятельности, можно выделить три основных ее вида: непроизвольную, опытно-автоматическую и произвольную (волевую).
К первому виду относится врожденная, генетически запрограммированная деятельность (дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение, чихание, кашель, рвота, мигание и др.). К опытно-автоматическому, или смешанному, - сознательные действия, возникшие на базе личного опыта индивидуума, но совершаемые автоматически (почти все виды заученных, стереотипных актов движения и те поступки, где присутствует как автоматический, так и слаборазличимый волевой компонент). Третий вид включает в себя всю сознательную, волевую деятельность человека, в том числе и такие психические процессы, как активное (произвольное) восприятие, запоминание, воображение, внимание, творческое мышление и т. д.
Изучая нейрофизиологическую основу всех трех названных видов, можно найти отправные пункты, которые позволяют нам ближе подойти к пониманию волевого процесса. С этой целью мы произвели анализ двух противоположных видов деятельности: непроизвольной и волевой.
Затем путем сопоставления последних пытались найти составные нейрофизиологические компоненты, которые обусловливают их различие.
Анализ непроизвольных видов деятельности показывает, что составными нейрофизиологическими компонентами их являются: 1) безусловный, или первосигнальный условный раздражитель, 2) афферентный путь передачи импульса, 3) подкорковый центр головного мозга и его корковое представительство, 4) эффекторный путь передачи команды исполнительным органам, 5) конечное звено рефлекса (внешнее проявление акта непроизвольной деятельности), 6) результат (удовольствие, целесообразность, полезность).
Изучение произвольных видов деятельности показывает, что любой волевой акт содержит в себе все те звенья и компоненты, которые имеются в актах непроизвольных действий. Различие между ними состоит в том, что волевой акт может быть вызван не только безусловным, условным первосигнальным, но и условным второсигнальным раздражителем, а также в том, что он имеет еще один - дополнительный, центральный или корковый компонент. Обобщенно обозначим его высшим корковым регулятором. В отмеченном выше перечне составных компонентов непроизвольного акта деятельности он занимает место между 3 и 4 компонентами, т. е. в самом центре цепи сложного нейрофизиологического процесса. Он и является центральным компонентом любого волевого процесса и, образно говоря, определяет его судьбу, решая "быть или не быть" последнему. Вместе с тем он не является абсолютно свободным, а теснейшим образом связан с другими звеньями этого сложного процесса и зависит от них.
Чтобы лучше понять эту зависимость, проанализируем несколько вариантов реализации волевого процесса. В качестве иллюстрации возьмем простейший пример - защитный рефлекторный акт чихания.
На слизистую оболочку носа воздействует механический или химический раздражитель: из рецепторной зоны идет восходящий поток импульсов в центральное звено безусловного рефлекса, в частности в продолговатый мозг. После оценки и сверки адекватности раздражителя из нервного центра продолговатого мозга по моторным путям поступает команда исполнительным органам - соответствующим группам мышц. Происходит естественный акт чихания. При этом осуществляется удаление раздражителя и тем самым достигается желаемый результат. Но в данном случае весь этот сложный процесс произошел безусловно рефлекторным путем без участия воли человека.
Попытаемся перевести непроизвольный акт деятельности в произвольный (волевой). Возьмем ту же исходную ситуацию, но в момент, когда появится естественное желание чихнуть, срочно подадим команду "чихать нельзя!". В таком случае человек хватается за нос, потирает или сильно сдавливает его, т. е. искусственно создает второй, более сильный (болевой) раздражитель и подавляет безусловный рефлекс. Тем самым он переводит непроизвольный акт деятельности в произвольный.
В данном случае в сложный рефлекторный акт включено дополнительное звено - высший корковый регулятор, ведущая роль которого в этой ситуации неоспорима.
Несколько изменим ситуацию. При отсутствии естественного (безусловного) раздражителя мы даем команду "чихни!". Ребенок трехлетнего возраста, например, без предварительного обучения ее выполнить вообще не может. Взрослый искусственно воспроизведет акт чихания. Но только искусственно, неестественно. Дело в том, что мы, желая насильственно произвести волевой акт, выключаем из него те естественные звенья, без которых он реально совершиться не может.
Этот вывод в равной степени касается всех других видов волевого процесса и служит еще одним доказательством того, что все виды деятельности человека детерминированы воздействиями среды.
Следующий вариант реализации волевого процесса может служить примером того сложного нейрофизиологического процесса, который лежит в основе всякой волевой, целенаправленной, сознательной деятельности человека. В случае, когда нет естественного желания чихать, мы воспроизводим акт чихания искусственно, включая в цепь волевого процесса только сам раздражитель: табак, перец или какое-либо другое раздражающее вещество. В таком случае ни внешне, ни по своей нейрофизиологической структуре этот волевой акт не отличается от непроизвольного. Разница заключается в том, что мы включили в него дополнительно корковое звено, а затем с его помощью создали искусственный стимул.
Анализ других видов волевой деятельности, включая и такие формы ее, как социальная жизнь, показывает, что все они имеют общую основу, отличаясь только тем, что раздражитель может быть не только безусловный, но и условный. Наиболее частым раздражителем такого рода является слово. Оно играет ту же роль, что и безусловный раздражитель.
Таким образом, волевой акт имеет весьма сложную функциональную структуру, куда входит целый ряд естественных звеньев. Мы попытались представить его схематически (см. рис.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.