Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая культура




· Возрастание субъективной значимости для ребенка широкого социального окружения, интереса к познанию людей и себя во многом определяет особенности овладения старшими дошкольниками пси­хологической культурой, активизацию этого процесса.

· Образ «Я» ребенка к концу дошкольного возраста приобрел уже сложную структуру. В него включены как представления о том, каков он есть сегодня – «Я – настоящее» (реалистическое), так и представление о том, каким бы он хотел быть в будущем – «Я - ­будущее,потенциальное», что хотел бы «приобрести» («научусь хо­рошо читать», «буду гимнасткой, на соревнованиях буду выступать», «буду врачом, как мама» и т. д.). Вместе с тем - от чего хотел бы избавиться («буду ходить в бассейн и похудею»). В норме общая оценка себя во всех временных измерёниях эмоционально-положи­тельная.

· К концу дошкольного возраста происходит переход от предмет­ной оценки другого человека к оценке его личностных качеств и внутренних состояний самого себя, своих психических функций.

· Наблюдается проявление эталонов этнического самосознания (<<Я-беларус., «Я-русский,.Я-татарин.).

· Проявляются элементы самокритичности при оценке окружа­ющих и себя. Ребенок понимает возможности и ограниченности своих психических сил («Это я смогу, а это нет - пока еще так не умею»).

· Развивается осознание ребенком ценности родственных связей, общности семьи («Моя семья»).

· На основе развития познавательной и мотивационной сферы к концу дошкольного возраста возникает осознание своего соци­ального.Я., того положения, которое он в данное время занима­ет, и возникновение на базе этого внутренней позиции школьника

· Развивается психологическая наблюдательность.

· Дальнейшее развитие получает: умение понять взрослого, сверстника, мотивы их поведения, распознать эмоциональное состоя­ние, в том числе в художественном изображении (легче - переданные в мимике, труднее - в позе), элементарные умения распознать свое настроение, его причины, корректировать (переключаться на прият­ную деятельность – «общаться» с любимой куклой и др.).

· Шестилетние дети не только чувствуют как к ним относятся окружающие, но и осознают это, могут вербализировать, словесно выразить свое понимание этого.

· В своем поведении они ориентируются на оценку взрослого, стремятся к сопереживанию со взрослыми, к единству взглядов.

· Во взаимодействии со взрослыми выделяют нормы и эталоны социального общежития. Взрослый начинает выступать безлично ­как носитель социальных функций.

· Учитывают ролевые ожидания со стороны значимых окружаю­щих (родителей, бабушки, дедушки, воспитателя, старшего брата и т. п.).

· Проявляют вежливость, послушание по отношению ко взрос­лым, заботу, оказывают посильную помощь в семье: ребенок способен своим поведением внести в жизнь семьи, группы детского сада доброе, полезное. Способны к проявлению статусно-ролевой гибкости (под­чиняются правилам, могут изменить поведение с учетом требований окружающих).

· Владеют некоторыми умениями вести себя в общественных местах, пользуются ими самостоятельно (или при напоминании взрослых, в их присутствии). Умеют вести себя со старшими, стари­ками, другими детьми; со знакомыми и незнакомыми; умеют пользо­ваться услугами почты, транспорта, магазина и т. п.: проявляют со­циальное мышление, действуя в системе межличностных отношений.

· Ребенок овладевает основами ролевого поведения, его главными компонентами:

ü перцептивно-ориентировочным («Я вижу», «Я понимаю».);

ü когнитивно-оценочным («Я оцениваю ситуацию, поведение взрослого, старшего, прогнозирую поведение, его ответную реакцию на свою просьбу, обращение»);

ü поведенческим («Я действую»).

· В общении со сверстниками учитывают мнение игрового со­общества, усваивают своеобразие и ценности детской субкультуры, проявляющиеся в произведениях детского фольклора (считалках, дразнилках, отговорках и т. д.), правилах поведения в игре и т. д.

· Делают попытки преодолеть межличностные «трения», конфликты «мирным путем», используя средства детской субкультуры (считалки и т. п.), отдельные приемы гармонизации отношений, предложенные взрослыми.

· Развиваются навыки делового взаимодействия, сотрудничества и сотворчества со взрослыми, сверстниками (в совместной театраль­но-художественной, музыкальной, трудовой и другой деятельности), способность понять и учесть позицию партнера в игре.

 

БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО-ЧЕТВЁТОГО ГОДА ЖИЗНИ («ПОЧЕМУЧКИ»)

Основные интеллектуальные достижения:

· обогатился сенсорный и сенсомоторный опыт; ребенок способен ориентироваться в основных сенсорных эталонах; осознает их сиг­нальное значение; проявляет способность рационально использовать усвоенные сенсорные эталоны в разных видах деятельности;

· ориентируется в пространстве, освоил элементарные пространст­венные и временные отношения, накоплены представления о разнооб­разии форм, величине, количестве;

· способен выполнять различные перцептивные, обследовательские действия, подчинять их интеллектуальной задаче;

· овладел действиями идентификации, дифференциации, отнесения к эталону;

· накоплены элементарные представления о причинно-следствен­ных связях между отдельными фактами, явлениями, событиями;

· расширилось поле поисковой, познавательно-практической дея­тельности; ребенок проявляет в своей деятельности творческое вооб­ражение; он способен к самостоятельному экспериментированию;

· освоил элементарные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

· развиты образные формы познавательной деятельности - пред­ставлений памяти и воображения, образной памяти, образного мыш­ления;

· круг познавательных интересов значительно расширился;

· овладел некоторыми способами создания образов воображения (комбинирование, неожиданные соединения, преувеличение и т. п.);

· расширилась сфера познавательной деятельности, пытается рас­суждать обо всем (явления природы, человеческой деятельности, рождения и смерти, космосе, технике). Девиз: «Хочу все знать!».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.